глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 6

Развитие детей с нарушением зрения: каждый ребенок имеет право на яркий мир

image

Воспитание детей с нарушением зрения одно из самых сложных занятий, ведь здесь нужны знания специальных методов обучения и особенностей развития слабовидящих детей. В семье такие дети, как правило, не могут получить всех необходимых навыков для познания окружающего мира, что значительно тормозит как общее, так и психологическое их развитие. Когда проверка зрения у детей показывает, что у ребенка присутствует та или иная патология, его родители переживают сильнейшее потрясение и не могут оказать малышу необходимую педагогическую и психологическую помощь. И в этом нет ничего удивительного, ведь они совершенно не знакомы с особенностями восприятия детей с нарушением зрения, а также с тонкостями воспитания и обучения таких детишек. Следует сказать, что одной из основных характеристик детей с нарушением зрения является отличие их психического развития от психического развития здоровых детишек. Как правило, серьезность отклонения от нормы напрямую зависит от возраста, в котором начали проявляться проблемы со зрением, и от степени нарушения зрения. Особенно тяжело ребенок переносит неудачные попытки своего лечения. Но самые большие проблемы возникают у тех детишек, которые страдают проблемами со зрением с первых дней своей жизни. Наряду с физическими проблемами, у ребенка могут возникнуть сложности, связанные с чрезмерной опекой родителей или, наоборот, с их безразличием. Кроме этого, слабовидящий ребенок страдает от ограничений в движении, которые ведут за собой проблемы в общении со сверстниками.

Еще одна проблема в воспитании детей с нарушением зрения их плохая способность приспосабливаться ко всему новому. Иногда, все это дети начинают компенсировать повышенной красноречивостью. Но, как правило, они не способны понять смысл тех слов, которые они произносят. Именно поэтому так важно дать ребенку правильный пример. Записывайте малыша в кружки, соответствующие его интересам. Там он сможет научиться адаптироваться в новых условиях. Слабовидящий ребенок испытывает трудности с концентрацией на том или ином предмете. Поэтому у них очень часто слабо развита зрительная память. Но, несмотря на то, что такие детишки намного медленнее запоминают информацию, она остаются у них в памяти довольно большой промежуток времени. Как бы там ни было, плохое зрение совершенно не влияет на темперамент, целеустремленность и характер малыша. Как правило, такие дети умеют побороться за себя, поэтому в будущем часто многого добиваются. Поэтому родителям не стоит «опускать руки», узнав, что у их ребенка проблемы со зрением. Ведь правильное воспитание непременно сделает из него успешного человека!

Вопросы мам

сколько нужно проработать чтобы уйти в декрет Конъюктивит у детей. Какие симптомы? хлорофиллипт можно ли детям? обязательно ли делать прививки новорожденному малышу??? Другие вопросы или задать свой вопрос

Каждый появившийся на свет младенец воспринимает мир через слух, зрение и осязание. К сожалению, не к каждому крохе природа благоволит, и иногда ребенок рождается с какими-либо нарушениями. Малыши с нарушением зрения видят мир совсем по-другому, и их воспитание и развитие имеет свои особенности. Правильное воспитание такого ребенка очень важно для его развития, последующей адаптации в школе и в дальнейшей жизни. Что нужно знать о развитии детей с проблемами зрения?

Содержание статьи:

Классификация нарушений зрения у детей

  • Самые легкие из известных нарушений – функциональные. Это катаракта, косоглазие, астигматизм, помутнение роговицы, миопия и пр. Если меры принимаются своевременно, то есть шанс на исправление такого состояния.
  • Нарушения, которые касаются структуры глаза и иных отделов системы зрения, называются органическими. Причиной становятся нарушения и аномалии глаз, заболевания сетчатки, зрительного нерва и пр.

К сожалению, при диагностировании нарушений зрения у многих детей выявляются и другие нарушения – ДЦП, нарушение слуха, задержка в умственном развитии и др.

Нарушения зрения у детей разделяются на три типа:

  • Косоглазие и амблиопия (острота зрения ниже 0,3).
  • Слабовидящий ребенок (острота зрения 0,05-0,2 на лучшем видящем глазу, при коррекции).
  • Слепой ребенок (острота зрения 0,01-0,04 на лучшем видящем глазу).

Что касается причин появления нарушений в зрении, их разделяют на

  • приобретенные (например, вследствие травмы),
  • врожденные,
  • наследственные.

Особенности обучения и развития детей с нарушением зрения

Как известно, малыши с нарушением зрения, с окружающим миром знакомятся через осязание и слух, в большей степени. Вследствие чего, их представление о мире формируется иначе, чем у видящих детей. Качество и структура чувственных образов также иные. Например, птицу или транспорт дети узнают по звукам, а не по их внешним признакам. Поэтому один из главных моментов в воспитании малышей с такими проблемами – акцентирование внимания на разных звуках. Участие специалистов в жизни таких детей – обязательная часть их воспитания для нормального развития.

Каковы особенности обучения детей с проблемами зрения?

  • Снижение зрения влияет не только на процесс изучения окружающего мира, но и на развитие речи, воображения ребенка и его памяти. Дети с нарушением зрения зачастую не способны правильно понимать слова, учитывая слабое соотношение слов с реальными объектами. Поэтому без помощи логопеда обойтись довольно сложно.
  • Физическая деятельность – важная составляющая лечения и развития. А именно подвижные игры, которые необходимы для стимуляции зрения, укрепления мускулатуры, развития координации движения, обучения нужным навыкам. Конечно, только с учетом рекомендаций офтальмолога и диагноза малыша, во избежание обратного эффекта.
  • Обязательно обучение правильной ориентации в пространстве за счет выполнения определенных заданий/упражнений.
  • При обучении ребенка какому-либо действию, его повторяют многократно до тех пор, пока его выполнения не дойдет до автоматизма. Сопровождается обучение словами и комментариями для того, чтобы кроха понимал – что именно он делает и зачем.
  • Что касается игрушек – они должны быть крупных размеров и непременно яркими (не ядовито-яркими). Желательно не забывать о музыкальных игрушках и тех, что предназначены для стимуляции тактильных ощущений.
  • Внутри семьи родители должны вовлекать ребенка в реализацию обязанностей по дому. Ограничивать общения ребенка с детьми, не имеющими проблем со зрением, не следует.

Детские сады с нарушением зрения – прекрасный вариант для воспитания и обучения слабовидящих детей

В образовании, как в школьном, так и в дошкольном, нуждаются все дети. А малыши с нарушениями зрения – в специальном образовании. Конечно, если нарушения не слишком серьезные, то ребенок может обучаться и в обычном саду (школе), как правило — пользуясь очками или контактными линзами для коррекции зрения.  Во избежание различных неприятных ситуаций, другие дети должны быть осведомлены об особенностях здоровья слабовидящего ребенка.

Почему лучше отдать ребенка в специализированный детский сад?

  • Обучение и развитие детей в таких садах происходит с учетом особенностей заболевания.
  • В специализированном саду ребенок получает все то, что ему нужно для нормального развития (не только знания, но и соответственное лечение).
  • Группы в таких садах меньше, чем в обычных – около 8-15 человек. То есть, внимания детям уделяется больше.
  • Для обучения детей в садах применяют специальное оборудование и методики.
  • В группе слабовидящих детейникто не будет дразнить ребенка – то есть, самооценка ребенка не упадет. Читайте: Что предпринять, если ребенка обижают в школе.

Помимо специализированных садов, существуют также специальные детские центры коррекции зрения. С их помощью родителям будет легче справляться с проблемами обучения и развития слабовидящего ребенка.

Что подарить подруге? Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому. А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись! Выбрать сертификат в магазине

Присоединяйтесь к нам на канале в Яндекс.Дзен!

<?xml encoding=”utf-8″ </p> Автор: Сорокина Галина Семёновна Сидоренко Наталья Петровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад №89 (МБДОУ детский сад № 89)

Сидоренко Наталья Петровна, воспитатель

Сорокина Галина Семёновна, воспитатель

«Зрительное восприятие у детей с нарушением зрения»

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) направленно на раннюю коррекцию зрения. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно – воспитательной работы в группах для детей с нарушением зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

При нарушении зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное восприятие действительности. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных представлений, наблюдается затруднённость выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положения предметов.

Провели диагностическое обследование по методике Осиповой Л.Б.. На основании этого обследования мы выяснили, что у наших детей с нарушением зрения снижен уровень развития зрительных представлений о предметном мире, нарушено восприятие цвета. Дети не могли сосредоточить внимание на объекте. У них снижено острота зрения, нарушены глазодвигательные функции, что осложняют ориентировку при выполнении практических действий.

Целью является развитие и коррекция зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

На подготовительном этапе мы ознакомились с офтальмологическими диагнозами наших детей. Подобрали и изучили литературу о нарушении зрения у детей по вопросам коррекционной работы в детском саду с детьми, имеющими нарушения зрения; ознакомились с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида для детей с нарушением зрения и др.

Для родителей были подобраны консультации и рекомендации по улучшению зрительного восприятия, оформлены буклеты. «Перечень рекомендаций при нарушении зрения у ребенка», «Берегите зрение детей», «Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия»; оформили папку для родителей «Консультации и советы для родителей»: «Профилактика и охрана зрения». «Воспитываем вместе» консультации для родителей: «Советы врача офтальмолога», «Основные правила гигиены зрения», «Лечебная гимнастика и упражнения для профилактики нарушения зрения», «Назначение и ношение очков», «Берегите зрения детей», «Косоглазие у детей», «Астигматизм у детей», «Гиперметропия у детей», «Амблиопия», «Миопия». В ходе работы на данном этапе у родителей возникали вопросы по развитию зрительного восприятия их детей, особенностями работы с детьми в зависимости от офтальмологического диагноза. Для улучшения зрительного восприятия детей в группе детского сада и дома подобрали ряд зрительных упражнений и дидактических игр. Для родителей было организовано родительское собрание, на котором ознакомили с развивающей предметно-пространственной средой группы, направленной на формирование зрительного восприятия. Родители познакомились с тренажёрами для проведения зрительных упражнений и коррекции зрения: «Светозвуковая панель» (на развитие световосприятие, глазодвигательной функции и зрительного внимания); настенные панели: «Мышь», «Кот» (на развитие глазодвигательной функции, развитие моторики кисти рук); и тренажёрами собственного изготовления из цветной бумаги: «Геометрический круг», «Дорожки из цветных кругов», «Волна» (изготовленная из объёмных моделей оригами «Звездочки»); «Веселые птички» (над головами детей на потолке, выше вытянутой вверх руки ребёнка висят разноцветные «птицы-оригами»). Во время движений детей от потока воздушных масс они приходят в движение, чем привлекают внимание детей и вызывают у них радостное настроение. Дети очень любят упражнения-задания с «Весёлыми птичками». Например: по заданию воспитателя дети находят взглядом «птицу» названного цвета, подходят и становятся под ней. Далее, выполняют задания (по выбранной воспитателем) образовательной деятельности: «Выбери и принеси фигуры такого же цвета, как сама птичка», «Отгадай загадку», «Назови фигуру», «Расскажи стихотворение» и т. п. У детей повышается мотивация выполнения задания.

Для родителей было проведено «Мастер – класс» по выполнению рекомендаций врача – офтальмолога «Окклюзии», так как не все родители правильно выполняли назначение врача – офтальмолога.

При выполнении коррекционной работы с детьми учитываются рекомендации врача офтальмолога. Специфика нашей работы с детьми начинается с посадки детей на групповых и индивидуальных занятиях проводится коррекционная зрительная гимнастика на улучшение развития зрительных функций и формирования бинокулярного зрения. Ежедневно после выполнения утренней гимнастики обязательно проводим зрительную гимнастику на улучшения кровообращения и способствующие расслаблению мышц глаза упражнения; улучшающие циркуляцию внутриглазной жидкости и способствующие тренировки аккомодации, способствующие улучшению восприятию форм предметов и повышению остроты зрения амблиопичного глаза и т.д.

На заключительном этапе удалось отследить понимание родителей о важности зрительного восприятия: стали четко выполнять рекомендации врача – офтальмолога (в частности: режим окклюзий дома), выполнение рекомендаций педагогов дома (проводить игры и упражнения на развитие зрительного восприятия), родителей стали интересовать вопросы по улучшению зрения детей.

В процессе системной работы взаимодействие педагогов и родителей позволило добиться положительных результатов в улучшении зрения детей: по заключениям от врачей – офтальмологов у некоторых детей улучшились зрительные функции. По результатам заключительной диагностики большинство детей стали выделять, узнавать формы, цвета, величины и пространственное положение предметов сравнивать предметы и их группы по форме и цвету. В самостоятельной изобразительной деятельности используют цвета, соответствующие образу; знакомые формы и цвета находят в окружающих предметах. Дети самостоятельно или с небольшой помощью справляются с заданиями. Улучшились глазодвигательные функции: дети взглядом прослеживают движение руки в процессе рисования, игровой деятельности, при самообслуживании.

Список используемой литературы

Глушкова Е. К. Береги зрение. — М., 1987

Калашникова Е.А. Улучшение зрения. – М., 2006.

Плаксина Л.И. 

«Методические рекомендации по развитию зрительн

ого восприятия

»

, Москва-1998 г, 2001 г.;

Плаксина Л.И. «Развитие восприятия у ребёнка». Москва – 2001 г.;

Скачать работу comments powered by HyperComments

Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
Нарушение зрения у детей
Автор: NataliStarikova   
30.08.2014 21:38

Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка. Правильно организовать семейное воспитание детей с нарушением зрения могут немногие родители. Это обстоятельство объясняется особенностями отношения родителей к своему проблемному ребенку. Успешность компенсаторной перестройки анализаторов зависит от семейного воспитания. Поэтому необходимо создавать условия, которые будут соответствовать возможностям ребенка, имеющего нарушения зрения. Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста необходимо воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией. Развитие ребенка со зрительной депривацией идет по тем же законам, что и развитие нормально видящего ребенка. У таких детей тоже имеется потребность в деятельности и движении, только на сниженном уровне, в отличие от их нормально видящих сверстников. Но это понимают не все родители. Многие родители, имеющие детей с нарушением зрения, сами ограничивают самостоятельность ребенка, что ведет к развитию пассивности у него. У детей с нарушением зрения можно заметить неустойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Они требуют систематического контроля, опеки и помощи со стороны воспитателей и родителей. В результате у детей с нарушением зрения  позднее формируются навыки самообслуживания. А самообслуживание – это основной вид труда ребенка до 4 лет. В самообслуживании дети с нарушением зрения очень медлительны, у них нет стремления быть аккуратно одетыми, они не замечают неполадок в одежде. Все трудности воспитания и развития самостоятельности у младших дошкольников возможно только при правильно организованном семейном воспитании. Родители детей с нарушением зрения не дооценивают возможности своего ребенка, подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны. Родители не видят особой заслуги в самостоятельности ребенка, они видят в этом слишком много опасности и делают все сами. Самостоятельная деятельность ребенка с нарушением зрения представляется родителям, как далекая перспектива. Это формирует у ребенка сознание исключительности своего положения, мнение о том, что все нормально видящие должны заботиться о нем. Дети с нарушением зрения, с раннего возраста не привыкшие к самостоятельности в личной гигиене, даже при наличии сформированных умении и навыков, нередко избегают этого вида труда, имитируя недомогания. Авторитаризм родителей, когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить, также приводит к беспомощности у ребенка даже в самых несложных жизненных ситуациях. Ребенок с нарушением зрения может преодолеть жизненные трудности, если родители помогут ему реализовать его возможности и научат познавать окружающий мир, используя сохранные анализаторы. Родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения и его дефекту могут быть как адекватными, так и неадекватными. Адекватным отношением считается такое, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Хорош С.М. выделяет четыре неадекватные позиции: 1.      Ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, беспомощное существо, нуждающееся в постоянной защите и опеке. Ребенка не приучают к самостоятельности, выполняя все его прихоти, у него не формируются навыки самообслуживания. В таких семьях отчетливо просматривается такой тип детско-родительских отношений как гиперпротекция; 2.      Родители смерились с дефектом, но не принимают самого ребенка. Нарушение зрения сочетается с педагогической запущенностью. Это семьи с эмоциональным отвержением родителями своего ребенка; 3.       Родители принимают ребенка, но не могут смериться с его дефектом. Все усилия родителей направлены на улучшение зрения, что отрицательно может сказаться на его психическом развитии. Воспитание ребенка в семье происходит «в культе болезни»; 4.      Родителями не принимается ни дефект, ни сам ребенок. Родители не видят будущего в воспитании своего ребенка, поэтому они либо отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи. В таких семьях присутствует такой стиль воспитания как гипопротекция. С.М. Хорош определяет неадекватную позицию родителей как защитную реакцию на травмирующую ситуацию, вызванной нарушением зрения у ребенка. Очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии ребенка с нарушением зрения. В рамках семейного воспитания дефект способствует возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиям А.Г. Литвак относит чрезмерную опеку со стороны окружающих, отсутствие внимания к ребенку, заброшенность ребенка. В результате такого воспитания у детей с нарушением зрения формируются отрицательные моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера. При правильной организации воспитания и обучения, вовлечении ребенка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора. Дошкольный возраст для ребенка с нарушением зрения – это период, когда формируется «фундамент» его личности. Воспитание дошкольника с нарушением зрения направлено на адаптацию к современным условиям жизни в обществе нормально видящих людей, на овладение детьми социально-адаптивными навыками поведения, активное участие в жизни семьи и дошкольного учреждения. В развитии дошкольника с нарушением зрения выделяют три основные характерные особенности: 1.      Некоторое общее отставание развития по сравнению с развитием зрячего дошкольника. Это вызвано меньшим и более бедным запасом представлений об окружающем мире, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира; 2.      Несовпадение периодов активного периода развития детей с нарушением зрения с этими периодами развития у зрячих детей. Это несовпадение связано с тем, что детям с нарушением зрения приходиться вырабатывать свои способы познания предметного мира, свои социально-адаптивные навыки, не свойственные нормально видящим детям; 3.      Диспропорциональность психического развития, которая проявляется в том, что процессы и стороны личности, которые менее страдают от нарушений зрения (речь, мышление), развиваются быстрее, другие – более медленно (движения, овладение пространством). Таким образом, все вышеизложенное дает нам возможность сделать следующий вывод: в связи с рождением ребенка с нарушением зрения, родители испытывают психологический стресс. У родителей меняется отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Таким образом, возникают детско-родительские отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка. Литература: 1.     Воспитание и обучение слепого дошкольника. /Под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной. М.: ООО ИПК Логос ВОС, 2005; 2.     Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Под ред. В.А. Феоктистовой. – М., 1993; 3.     Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999; 4. Подколзина Е.Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2001. № 2; 5. Психология воспитания детей с нарушением зрения. – М.: Налоговый вестник, 2004; 6.     Саматова А.В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы. / А.В. Саматова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012; 7.     Свиридюк Т. П. Воспитание самостоятельности слепых и слабовидящих дошкольников в процессе организации обслуживающего труда – Киев, 1988 8.     Советы для тех, кто воспитывает детей с тяжелыми нарушениями зрения. Заочная школа для родителей. / рецензент-составитель Коваленко Г.П. – М., 2001; 9.     Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка. // Дефектология. 1991. №3;

< Предыдущая   Следующая >

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации