глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 10

Особенности генеза психических функций, зрительное восприятие

Опубликовано 17.06.2015 – 9:00 –

Развитие зрительного восприятия у младших дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
imageОсобенности зрительного восприятия У детей дошкольного возраста с нарушением зренияконсультация для педагогов…

image

Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Статья посвещена характерным особенностям зрительного восприятия детей с различной зрительной патологией….

Научная статья: “Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников”

Научная статья по теме: Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников.Глава 1 Теоретические основы исследования восприятия умственно отсталых дошкольников1.1. Психолого-педагогическа…

“Особенности зрительного восприятия дошкольников с ЗПР”

Особенности восприятия детей с ЗПР обусловлены нарушением: – функции поиска; – замедление процесса переработки поступающей информации;- снижена скорость выполнения перцептивных операций;- за…

Исследование особенностей зрительного восприятия детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.

Изучение особенностей зрительного восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (особенности восприятия цвета, представлений об эталонах геометрических форм, представлений о величине пре…

УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Статья раскрывает необходимые условия для продуктивной работы по формированию у старших дошкольников с нарушением зрения навыков словообразования и словоизменения….

Особенности зрительного восприятия сюжетных изображений детьми с нарушением зрения.

В презентации даны краткие рекомендации для взрослых по организации с ребенком, имеющим нарушение зрения,  ракссматривания картин, сюжетов, предметов….

  • Мне нравится

 

Восприятие – это психический процесс познания действительности при помощи различных органов чувств, в результате которого формируется целостный образ объекта или явления. Именно этот познавательный процесс является главным инструментом исследования окружающего мира ребенком наряду с активными действиями с предметами. Сегодня мы поговорим об особенностях восприятия у детей дошкольного возраста и способах его развития.

Механизм и виды восприятия

Для полноценного развития и эффективного обучения ребенка необходим достаточный уровень развития восприятия. Оно является основой для формирования других познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи и воображения). Как же происходит процесс восприятия?

  • Окружающий мир состоит из различных предметов и явления, которые можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать.
  • С помощью органов чувств мы узнаём о том, что представляет собой тот или иной предмет. Например, апельсин имеет следующие свойства: круглый, оранжевый, гладкий, с небольшими ямочками на кожуре, кислый, имеет специфический цитрусовый запах.
  • Информация от органов чувств поступает в мозг, где отдельные ощущения складываются в целостную «картинку» – восприятие.
  • На восприятие сильно влияет накопленный жизненный опыт. Если ребенок ранее уже видел и ел апельсин, ему не обязательно пробовать его на вкус, чтобы догадаться, что это.

Классификация видов восприятия:

  1. Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали;
  2. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку;
  3. Тактильное восприятие – познание предметов с помощью прикосновений;
  4. Обонятельное восприятие – распознавание запахов;
  5. Вкусовое восприятие – получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького).

Большинство специалистов полагают, что у каждого из нас есть ведущий канал получения «данных» о мире (обычно это зрение, слух или осязание). Обратите внимание, в какой форме Ваш малыш лучше усваивает информацию – именно она должна быть основной при его обучении.

Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)

Восприятие малышей 3-4 лет характеризуется конкретностью и отсутствием чёткости. Основные параметры восприятия в младшем дошкольном возрасте – это цвет, форма и размер. Чаще всего дети обращают внимание на самый яркий из этих признаков, а остальные детали ими домысливаются. К примеру, видя кнопки с цифрами на пульте от телевизора, часто малыши решают, что это телефон. Интересно, что трехлетки не узнают даже самых близких людей, если те переодеты в карнавальные костюмы. В этом возрасте дети отчетливо различают основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Малоизвестные оттенки воспринимаются как несущественные признаки, поэтому часто просто игнорируются. Однако малыши быстро учатся и запоминают все налету. Чем с большим количеством цветовых эталонов Вы познакомите ребенка, тем ярче будет восприятие крохи. Иногда малыши оценивают цветовую характеристику предметов как «красиво» и «некрасиво», поэтому в рисовании можно увидеть цветовые предпочтения малыша, а не реальные изображения предметов.

Свойства предметов для младших дошкольников неотделимы от самих вещей, поэтому они прочно закрепляются в восприятии. Например, малыш знает, что огурец всегда зеленый, и может называть огурцами и кабачок, и авокадо, и стручковую фасоль.

У детей этого возраста с помощью действий с предметами формируется восприятие пространства. Ребенок 3 лет только начинает различать понятия «далеко» и «близко», поэтому он плохо оценивает размеры далеких предметов. Например, рассматривая панораму города, малыш вполне может подумать, что дома игрушечные. Чтобы развить пространственные представления крохи, нужно обращать его внимание на его собственное тело (ребенок быстро запомнит, что внизу находятся ноги, наверху – голова, сбоку – руки), а также чаще давать ребенку просьбы с указанием направления (к примеру, «поворачивай направо», «возьми конфету с верхней полки» и так далее).

Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?

К 5 годам дети достигают значительных успехов в способности воспринимать различные параметры окружающего мира:

  • Различают 7 и более цветов;
  • Имеют представление о светлых и темных тонах, «тёплых» и «холодных» оттенках;
  • Знают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • Могут сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький);
  • У них начинает формироваться понятие времени (сегодня, вчера, завтра, минуты, часы, дни, недели), но применять знания об этих абстрактных понятиях в жизнь четырехлетки еще не способны;
  • Восприятие окружающих людей зависит от их популярности в обществе и их отношений с малышом. Мама всегда будет восприниматься крохой, как самая добрая и красивая.

Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

В старшем дошкольном возрасте, как и раньше, в восприятии доминируют зрительные ощущения. Начинает активно развиваться слуховое восприятие: малыши способны выделять звуки в словах, распознавать знакомые музыкальные композиции, чувствовать темп и ритм произведения. Шестилетние дети хорошо ориентируются в пространстве (практически не путают «право» и «лево», довольно точно воспринимают расстояния между предметами, могут ориентироваться в планах и схемах). Восприятие временных отрезков (минута, час, день и так далее) зависит от того, как часто родители упоминают их в общении с детьми. Если давать малышу задания, в которых время является одним из ориентиров (например, «за минуту нарисуй как можно больше кружочков» или «нужно чистить зубы 2 минуту»), постепенно оно перестанет быть для ребенка таким непонятным.

Ведущим каналом восприятия у большинства старших дошкольников является зрение. При этом активно развиваются и другие виды чувствительности (в особенности, слуховая и тактильная).

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно поэтому упражнения и игры являются эффективным и увлекательным способом развития восприятия у малышей.

  • Сортировка по цвету, форме, величине. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами: раскладывать предметы по мисочкам, «прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном), бросать предметы в отверстия нужного цвета/формы/размера.
  • «Чего не хватает». Это упражнение развивает зрительное восприятие, мышление и внимание к деталям. На листе бумаги изобразите несколько предметов или животных, но не дорисовывайте их до конца. Один или несколько существенных признаков предметов должны отсутствовать (например, заяц без ушей, стол без ножки, машина без колес), а задача крохи – сказать, чего не хватает на картинке.
  • «Путаницы». Покажите малышу картинку с наложенными друг на друга контурами знакомых ему предметов. Ребенок должен назвать всех, кто на ней изображен.

Регулярные упражнения позволят сформировать у ребенка высокий уровень различных видов восприятия.

  • Пазлы и разрезные картинки. Эти игры, в которых ребенку требуется собрать целую картину из кусочков, отлично развивают зрительное восприятие.
  • «Угадай по запаху». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.

Выводы

В дошкольном возрасте у малышей происходит колоссальный скачок в психическом развитии, ведь в этот период активно формируются все познавательные процессы. Восприятие – это базовый психический процесс, на основе которого формируются все остальные (внимание, мышление, речь, память и воображение). За несколько лет малыши проходят путь от непосредственного чувственного восприятия до способности составлять обобщенное представление о предметах. Если первоначально ребенок учится узнавать и оценивать, что находится перед ним в данный момент, основываясь на собственных ощущениях и опыте, то в старшем дошкольном возрасте уровень развития восприятия позволяет уже целенаправленно изучать объекты или явления, выделяя их свойства. Развитию восприятия у детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во многом зависит способность малыша к обучению.

Заключение

В Монтессори-клубе «Созвездие» для детей организована уникальная развивающая Монтессори-среда. Монтессори-классы поделены на зоны в соответствии с познавательными и психологическими потребностями детей. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и уточнения всех типов восприятия: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса, а также восприятия температуры и веса, развития мускульной памяти. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Нейрофизиологические и поведенческие данные позволяют ответить на вопрос о механизмах формирования отдельных психических функ­ций с точки зрения созревания нервных центров, обеспечивающих ра­боту функциональных систем.

Основной путь формирования системной организации структур мозга характеризуется переходом от их генерализованного вовлечения к из­бирательному, функциональному взаимодействию нервных центров, каждый из которых специализированно участвует в осуществлении отдельных когнитивных операций (Бетелева Т. Г., 1990; Фарбер Д. А. и др., 1990,1997, 1998; Безруких М. М. и др., 2002).

Происходит постепенная дифференциация работы мозговых меха­низмов, в ходе которой рядом расположенные области мозга (фраг­мент функциональной системы) сначала работают по генерализован­ному, общему принципу и лишь постепенно приобретают конкретную специализацию.

Согласно теории системной, динамической локализации высших психических функций, каждая мозговая структура отвечает за отдель­ное звено в функциональной системе. Если обратиться к генезу психи­ческих функций, то это означает, что по мере созревания мозговых структур формирование психических функций проходит путь от не­дифференцированного отражения окружающей среды к избиратель­ным восприятию и действию в этой среде. Отражаемое наполняется все большим содержанием, а действие начинает подчиняться отражаемому.

Каждая из мозговых структур, включенных в систему, по мере уве­личения ее функциональной активности (инициируемой соответству­ющими средовыми воздействиями) начинает все более избирательно выполнять свойственную ей функцию. Происходит становление спе­циализированных нервных механизмов, обеспечивающих адекватное отражение конкретных, определенных аспектов окружающей среды и действия в ней.

Свидетельства в пользу этого утверждения можно рассмотреть на примере формирования отдельных психических функций.

6.1. Зрительное восприятие

Принцип дифференциации хорошо просматривается при анализе формирования зрительного восприятия и функциогенеза связанные с ним мозговых структур. Такой анализ позволяет выявить взаимодей­ствие, существующее между усложнением психологической структу­ры психической функции и дифференциацией в функционировании различных зон мозга, показать, как появление специализации в зри­тельном восприятии соотносится с проявлениями специализации в функционировании соответствующих мозговых структур.

Специализация разных отделов зрительной коры и других зон моз­га, связанных со зрительным восприятием, происходит неодновремен­но и подчиняется принципу гетерохронии (см. главу 4).

Характеристики вызванных потенциалов в ответ на различные виды стимуляции свидетельствуют о том, что уже на 6-8 день жизни зритель­ная система может анализировать структуру зрительного мира. По­скольку вызванные потенциалы новорожденных детей строго локаль­ны, это позволяет предполагать, что сразу после рождения зрительная функция обеспечивается только одной проекционной корой.

В то же время постепенно начинает формироваться возможность восприятия отдельных зрительных свойств. К 3-4 месяцам ребенок выделяет желто-синий, а к 4-5 месяцам — красно-зеленый компонент цветового восприятия. С 3-4 месяцев проявляется способность раз­личать объекты по размеру.

В 6 месяцев в познавательную зрительную деятельность начинают вовлекаться височные и лобные области. Но они вовлекаются в со­вместную работу на качественно иной основе, чем у взрослых людей. К 8-месячному возрасту наблюдается качественный скачок в воспри­ятии формы объекта.

От года до 3-4 лет специализация корковых зон, вовлекаемых в вос­приятие, невелика, поскольку вызванные потенциалы в затылочной области и в области зоны ТПО сходны и начинают максимально раз­личаться к 6-7 годам. Анализ топографии вызванных потенциалов в заднеассоциативных отделах показал, что в 3 года они регистриру­ются во всех областях коры и имеют сходный характер, то есть на этом этапе развития отсутствуют дифференциация и специализация заднеассоциативных структур в зрительных операциях. Это означает, что они выполняют одну и ту же функцию, дублируют друг друга.

От 3-4 лет к 6-7 годам в зрительных областях происходят суще­ственные изменения, выражающиеся в их специализации в осуществ­лении отдельных зрительных операций. Предполагается, что начиная с 6-8 лет категоризация новых и знакомых стимулов осуществляется различными нейронными сетями.

Простейшие формы категоризации, опирающиеся на совокупность признаков, возможны в младенческом возрасте. Л. И. Леушина и др. (1982) отмечали наличие двух принципов разделительного анализа:

1)  анализ, основанный на полном описании объектов;

2)  и/или анализ, основанный на выборе информативного признака.

Первый принцип характерен, по имеющимся данным, для правого полушария, второй — для левого. Действительно есть данные, что у младенцев ведущая роль в зрительном восприятии принадлежит право­му полушарию, что, видимо, и обеспечивает присущий этому возрасту тип классификации. До 7-8 лет еще нет достаточного учета значимости воспринимаемой информации, ребенок затрудняется в выделении глав­ного, отвлекается на второстепенные признаки.

Более сложный тип категоризации, требующий сопоставления разных признаков объекта, выбор ведущего признака, реализуется с помощью левого полушария и формируется на более поздних этапах онтогенеза.

Осуществление зрелой формы категоризации, поданным, получен­ным с помощью вызванных потенциалов, коррелирует с созреванием левой лобной области, которая только в возрасте 10-16 лет берет на себя ведущую роль в классификации на заключительных фазах опо­знания. ‘Гак, в 10-11 лет происходят существенные изменения, связан­ные с учетом значимости стимула, восприятие начинает приобретать избирательный характер (Бетелева Т. Г., 1990; Фарбер Д. А. и др., 1997; Безруких М. М. и др., 2002).

Зрительное восприятие с начала своего формирования связано межфункциональными связями с другими, раньше формирующими­ся системами, например с моторной системой.

В 3-4-летнем возрасте наблюдается тесное взаимодействие зри­тельного восприятия и двигательных действий. Практические мани­пуляции с объектом являются необходимым фактором зрительного опознания. Образы, формирующиеся в результате взаимодействия рассматривания и ощупывания, носят еще фрагментарный характер, представление об объектах складывается либо на основе целостного описания, либо на отражении их отдельных свойств.

К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследо­вание предмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятся между собой и целостным пред­ставлением объекта, что способствует формированию дифференци­ального и более адекватного сенсорного образа. При предъявлении вариантов рисунков людей и предметов количество незамеченных из­менений в 5-6 лет уменьшается по сравнению с 3-4 годами вдвое при предъявлении лица и втрое — при экспозиции предмета.

По А. В. Запорожцу, в дошкольном возрасте по мере накопления инди­видуального опыта снижается удельный вес ощупываний в зрительном восприятии и существенно преобразуются движения глаз. В 3-4 года движения глаз осуществляются внутри фигуры (это дает возможность опознания сложных, незнакомых предметов на уровне случайности 50 %). В 4-5 лет число движений внутри фигуры нарастает, сокращает­ся время фиксаций, обнаруживаются группы близко расположенных фиксаций на характерных признаках, достигаются более высокие пока­затели узнавания. В 5-6 лет появляются движения, прослеживающие контур фигуры, не охватывающие фигуру целиком. Но, несмотря на это, восприятие переводится на качественно иной уровень, вероятность узнавания достигает 100 %. У детей 6-7 лет при ознакомлении с новым предметом прослеживание по контуру включает всю фигуру.

На основе построения перцептивного образа при последующем вос­приятии предмета создаются условия для сопоставления этого образа с наличным объектом. Возможность формирования в старшем до­школьном возрасте сложных эталонов, включающих иерархическую структуру интегрированных признаков, облегчает процесс опознания и категоризацию на основе не только перцептивных, но и концепту­альных характеристик (общие свойства всех вариантов).

Интенсивное развитие мозолистого тела приходится на дошколь­ный возраст, и, по некоторым данным, существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам. В 5 лет, как в правом, так и в левом полушариях образуются функциональные объединения затылочных областей с заднеассоциативными, а темен­ных зон с переднецентральными структурами. В 6 лет на фоне уси­ления межполушарных функциональных связей затылочных и ви­сочных областей отмечается специализированное (по взрослому типу) вовлечение в выполнение заданий затылочных и заднеассоциатив- ных областей правого полушария и усиление их взаимосвязи с лоб­ной корой.

Несмотря на определенную незрелость системы зрительного воспри­ятия к концу дошкольного периода, участие проекционных и ассоциа­тивных корковых зон и их взаимодействие обеспечивают высокую разре­шающую способность перцептивной функции, возможность восприятия сложных объектов и выработку соответствующих эталонов. Дальней­ший «скачок» в развитии когнитивных функций происходит на более поздних этапах онтогенеза и связан с формированием функциональной специализации полушарий и их взаимодействия, являющихся важным фактором, обеспечивающим дополнительные возможности анализа и обработки информации (Фарбер Д. А. и др., 1988, 1990,1997).

проблема взаимодействия – предыдущая | следующая – праксис

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым

–>

· Зрительное восприятие и принципы его функционирования

· Скорость, объем, точность зрительного восприятия слабовидящих и частичнозрячих

В образе зрительного восприятия находят отражение следующие физические характеристики объектов окружающего мира: форма, величина, объемность, протяженность пространства, глубина, удаленность, линейная перспектива, воздушная перспектива.

Как и все виды восприятия, зрительное подчиняется следующим принципам организации. Первый принцип, самый важный, состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне. Фигура и фон взаимозаменяемы: восприятие перестраивается, как только другой элемент фона становится значимым. То, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и становится фоном. Второй принцип проявляет себя в заполнении пробелов, ибо наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым или сложным контуром. Третий принцип функционирования восприятия заключается в его способности к объединению, группировке элементов по разным признакам: близости, сходства, непрерывности или симметрии.

Вне сомнения, сложная структура первичного дефекта, представленная при слабовидении и остаточном зрении комплексным нарушением зрительных функций (пониженная острота зрения, нарушенное поле зрения, цветоощущение, светоощущение, контрастная чувствительность и пр.) препятствует реализации указанных выше принципов. Это проявляется в темпе зрительного восприятия, т.е. скорости отображения, в его объеме и точности, т.е. в степени полноты и адекватности отображения.

Экспериментальными исследованиями Л.П.Григорьевой, М.И.Земцовой, Л.И.Захаровой, А.Г.Литвака, Е.М.Украинской и др. была подтверждена зависимость скорости зрительного восприятия в первую очередь от остроты зрения. При остроте зрения 0,005 скорость восприятия кольца Ландольта равна в среднем 5,81 секунды; при остроте зрения 0,04 она приближается в среднем к 0,04 секунды, т.е. увеличивается почти в 100 раз. Острота зрения слабовидящих также существенно влияет на скорость их восприятия: снижение остроты зрения учащихся влечет за собой снижение скорости восприятия. Так, для сложных асемантичных буквосочетаний скорость восприятия при остроте зрения менее 0,1 составляет 3 секунды, а при остроте зрения, равной 0,2 составляет 0,6 секунды, т.е. увеличивается в 5 раз. Следовательно, с повышением остроты зрения частичнозрячих и слабовидящих учащихся повышается их скорость восприятия.

Однако данная зависимость сохраняется только до остроты зрения, равной 0,2. При более высокой остроте зрения по мере повышения ее изменения скорости восприятия весьма незначительны. Установлено также, что, кроме остроты зрения, скорость восприятия зависит и от характера заболевания: на уровне равной остроты зрения при различных заболеваниях наиболее низкая скорость восприятия наблюдается в случаях поражения нейрозрительных путей, (например, при атрофии зрительного нерва).

Скорость зрительного восприятия не является величиной постоянной. Она изменяется под воздействием разнообразных условий (величины и сложности объектов, уровня их освещенности, контрастности объекта фону и пр.) и зависит от состояния человека (утомлен или не утомлен, спокоен или взволнован и пр.), его отношения к воспринимаемому, уровня развития его перцептивной деятельности. Это в равной степени относится как к нормально видящим, так и к лицам с дефектом зрения. Однако у последних скорость зрительного восприятия подвержена более резким колебаниям.

Увеличение угла зрения ведет к повышению скорости восприятия слабовидящих и частичнозрячих. Но с увеличением угла зрения скорость восприятия может не изменяться или повышаться весьма незначительно при наиболее тяжелой патологии глазного дна (например, пигментная дегенерация сетчатки, глаукома и пр.), а также при осложнении дефекта зрения нервно-психическими заболеваниями.

Пониженная скорость восприятия слабовидящих и частичнозрячих детей объясняется постепенностью развертывания во времени зрительного анализа и синтеза при узнавании и воспроизведении образа объекта. Наблюдается постепенное изменение словесного и графического изображения в зависимости от времени экспозиции жука (Рис. 13). Таким образом, по мере увеличения времени экспозиции образ постепенно обогащается отдельными признаками и деталями. «Вначале, – как отмечет М.И.Земцова, – внимание сосредотачивается на величине предмета, в ходе анализа выделяется форма предмета, возникают разные замены, уподобления» [27, с.59]. Замедленность и фрагментарность восприятия слабовидящих детей обусловлена главным образом недостатками фиксации и сохранения в памяти признаков предмета, что затрудняет воссоздание образа, сформированного на обедненной зрительной основе» [27, с.60] и его соотнесение с образом восприятия.

Таблица 5

Зрительное восприятие изображения жука слабовидящим учащимся 1-го класса (9 лет; диагноз глазного заболевания: частичная атрофия зрительного нерва, острота зрения – 0,1, концентрическое сужение поля зрения до 35-40º

Время восприятия в минутах Словесное объяснение увиденного Графическое изображение увиденного
0, 04
0, 05 Тут написаны были слова.
0, 06 Слова, черта и слова.
0, 1 Слова все.
0, 3 Слова, черта, еще несколько слов.
0, 4 Не рассмотрел.
0, 5 А!…Там жук был…
0, 7 Круглое и лапки… На спине черточки… усики…
0, 08 Круглое и лапки… на спине черточки… усики…
Жук.
1, 1 Жук.

Уровни сформированности способа анализирующего восприятия у слабовидящих различен. В соответствии с этим всех учащихся можно разделить на 3 группы. У детей первой группы при узнавании отмечается многоступенчатый, развернутый способ постепенного выделения характеризующих предмет признаков и свойств. Вначале они фиксируют частные, случайные признаки. По мере увеличения времени экспозиции информация о признаках предмета постепенно обогащается. Для другой группы учащихся характерно узнавание в более короткие интервалы времени и оно имеет более свернутый характер. При этом они выделяют основные смыслоразличительные признаки, по которым опознают предмет. Зрительное восприятие учащихся третьей группы основывается на одномоментном целостном способе узнавания по одному-двум наиболее существенным признакам, по которым образ восприятия соотносится с целостным, но в достаточной степени структурированным образом.

Следовательно, по мере повышения уровня умственного развития учащегося возможно совершенствование его перцептивной деятельности, в которой ведущая роль принадлежит зрительному восприятию. Тенденция к увеличению скорости восприятия в зависимости от уровня интеллектуального развития обнаруживает себя по мере усложнения объектов восприятия. В исследовании Л.И.Захаровой при остроте зрения 0,2 средняя скорость восприятия слова «свобода» составляет 0,06 секунды у слабовидящих школьников с нормальным интеллектом и 0,19 секунды – у школьников с задержкой психического развития (1-4 класс, 7-14 лет).

Отставание в скорости восприятия слабовидящих учащихся от нормально видящих сохраняется и в старших классах. Г.Гинтеле экспериментальным исследованием визуально-перцептивной деятельности установила, что при просмотре корректурного текста слабовидящие учащиеся работают в 1,6 раза медленнее, чем нормально видящие. Слабовидящие, свободно выбравшие темп чтения, читают медленнее, чем нормально видящие. Скорость чтения слабовидящих – 15 знак/сек, а нормально видящих 20 знак/сек. Задания по идентификации фигур, по выделению и опознанию маскированных фигур, по нахождению различий между рисунками, задание «лабиринт» слабовидящие старшеклассники выполняют в 1,2-1,9 раза медленнее, чем их нормально видящие сверстники. Вместе с тем, слабовидящие учащиеся в точности выполнения перцептивных заданий не уступают нормально видящим школьникам. Это объясняется тем, что эффективность визуально-перцептивной деятельности в целом зависит не только от приема информации, но от ее переработки, которая обеспечивается совокупной деятельностью познавательных процессов. Так эффективность чтения во многом определяется хорошо развитым вниманием и памятью, а успешность выполнения простых перцептивных задач – мышлением.

Однако у слабовидящих и частичнозрячих младших школьников наряду с пониженной скоростью зрительного восприятия наблюдается снижение точности и объема восприятия. Показатели данных характеристик восприятия находятся в прямой зависимости от остроты зрения. С повышением остроты зрения увеличивается полнота и точность зрительного восприятия. По данным Е.М.Украинской, при остроте зрения 0,1 и выше объем и точность зрительного восприятия у слабовидящих младших школьников заметно улучшается.

Снижение тонкости зрительных дифференцировок отчетливо проявляется у частичнозрячих и слабовидящих в процессе зрительного узнавания объектов. Низкий уровень дифференцированности визуального восприятия обнаруживает себя в том, что они недостаточно точно различают или не различают вовсе не только сходные, но и существенно отличающиеся между собой объекты. По данным М.И.Земцовой, частичнозрячие и слабовидящие при восприятии цветных иллюстраций называют свеклу сливой, луком, редькой, яблоко – огурцом и т.д. Неспособность в той или иной степени к тонкой зрительной дифференцировке обусловливает особенность, характерную для познавательной деятельности данного контингента детей – неспецифичность узнавания.

На зрительном восприятии объектов окружающей действительности сказывается состояние всех функций зрительного анализатора слабовидящих и частичнозрячих учащихся. Исследование В.А.Феоктистовой процесса восприятия слабовидящими картин и рисунков показало его зависимость не только от остроты зрения, но и поля зрения, состояния цветоразличения.

По выражению Леонтьева А.Н., «глаз есть высоко подвижный орган» (цитата из книги А.Н.Леонтьева «Лекции по общей психологии». М., 2001. с.182). У слабовидящих детей отмечаются значительные нарушения глазодвигательных функций. У некоторых из них обнаружена резкая асимметрия в моторике левого и правого глаза, наличие разнообразных сопутствующих и дополнительных движений в работе обоих глаз (нистагм). В силу этого у большинства детей с дефектом зрения заметно нарушена фиксация взора, значительно снижена точность в оценке расстояния до объекта. Н.М.Романова предполагает, что нарушение глазодвигательных функций, имеющих большое значение для целостности зрительного восприятия, является одни из условий, затрудняющих различение, узнавание и графическое воспроизведение изображений слабовидящими детьми, а также и динамическое восприятие, связанное с прослеживанием движущихся объектов.

Одним из важнейших условий правильного отражения пространственных свойств и отношений объективного мира является бинокулярное зрение. Среди частичнозрячих и слабовидящих довольно часто встречаются лица с абсолютной слепотой на один глаз или некорригируемой разницей в остроте зрения правого и левого глаза. Нарушение бинокулярного зрения затрудняет восприятие пространственных отношений объектов, ухудшает восприятие глубинности пространства.

Таким образом, дефект зрения приводит к тому, что в образах зрительного восприятия отражаются лишь некоторые, зачастую второстепенные, признаки объектов; в связи с этим возникающие образы искажаются и могут быть неадекватными действительности. Но даже при этих специфических особенностях зрительное восприятие частичнозрячих и слабовидящих в своих основных закономерностях протекает так же, как и у нормально видящих.

Процесс становления зрительного восприятия проходит ряд фаз: от видения нерасчлененного пятна, сливающегося с фоном, к вычленению контура из фона и затем к узнаванию объекта. А.Г.Литвак, М.И.Земцова и др. считают, что при низкой остроте остаточного зрения или неблагоприятных условиях восприятия (малый угол зрения, недостаточная освещенность, контрастность и т.л.) его образы у лиц с дефектом зрения зачастую не достигают высших фаз своего развития. Но это не опровергает положения об идентичности протекания визуального восприятия при нормальном и нарушенном зрении, а только свидетельствует о наличии серьезных затруднений из-за дефекта зрения в процессе зрительного отражения.

Для точного, правильного и быстрого восприятия слабовидящими и частичнозрячими объективной действительности во всем ее разнообразии необходимыми условиями являются: во-первых, взаимодействие зрения и осязания, которое возможно при условии целенаправленного воспитания культуры осязания в учебном процессе; во-вторых, разработка и использование специально приспособленных для частичнозрячих наглядных пособий, которые могут восприниматься и осязательно, и визуально.

Для правильного и полного зрительного восприятия слабовидящих и частичнозрячих детей необходимы: достаточная угловая величина объектов, их контрастность, яркость, индивидуально рассчитанный уровень освещенности и пр. Это достигается за счет применения оптических средств коррекции, различных форм и приемов предъявления наглядности. Причем некоторым учащимся необходимо словесное описание характерных признаков натурального предмета или его изображения, предваряющее или сопровождающее зрительное восприятие (анализ формы, величины, строения). Практика специального образования детей с нарушением зрения показала: если объектом коррекционно-развивающего воздействия становится зрительное восприятие частичнозрячих и слабовидящих детей, то возможно улучшение его качества за счет увеличения объема восприятия и повышения точности зрительных дифференцировок.

Наблюдения тифлопедагогов, офтальмологов свидетельствуют о том, что у слабовидящих детей компенсация нарушений зрительных функций может формироваться эмпирически. Примером тому является: чтение на близком расстоянии (5-10 см) монокулярно с выключенной конвергенцией; различение цветов по их яркости и насыщенности; большой размах движений головы и глаз в процессе чтения и рассматривания изображений, компенсирующий сужение поля зрения; формирование новой функциональной макулы при грубых повреждениях центральной области сетчатки и пр. Эффективность компенсации зрительных нарушений во много раз возрастает в результате специального обучения определенным способам зрительного восприятия.

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия должна строиться с учетом характера, структуры и глубины зрительного дефекта, а также с учетом особенностей психического развития познавательной и личностной сферы частичнозрячего или слабовидящего ребенка.



Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации