глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~28 мин.
Просмотров: 15

Особенности речевого развития детей с нарушением зрения. Автор: Митина Елена Алексеевна

В статье описаны особенности речевого развития детей с нарушением зрения. Методы корекционно-развиваюшей работы в специализированных группах детского сада.

–> Автор: Митина Елена Алексеевна Работа:

Особенности речевого развития детей с нарушением зрения.

Расстройство речи детей с нарушением зрения является сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре, и затрагивают речь как целостную систему. Это объясняется в значительной мере тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка, она формируется на патологической основе восприятия окружающего мира. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора дети не имеют, как правило, реальных, конкретных представлений об окружающем мире, о различных предметах и явлениях этого мира. Недостаточность чувственного опыта у детей может проявляться своеобразием речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы.

Из-за нарушения деятельности зрительного анализатора речь детей с патологией зрения характеризуется определенными особенностями: отсутствием необходимого запаса слов; вербализмом, то есть нарушением смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета; эхолалией – автоматическим (не контролируемым) повторением ребенком чужих слов, полных фраз или их частей и даже целых предложений; ранним недоразвитием речи.

Дошкольники с нарушением зрения характеризуются малым запасом предметных и пространственных представлений, неумением обозначать в речи воспринимаемые пространственные признаки и направления пространства. Умение выделять признаки предметов, находить обобщающие слова значительно отстает от нормы.

У детей отмечается ограничение возможностей познавательной деятельности.

В результате недостаточности предметных образов действительности отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения. Наблюдается качественное снижение речевого развития при выполнении заданий на описание объектов реального мира.

Отмечается резкое отставание в области развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, первичных навыков чтения.

Выявлена и задержка развития ряда важнейших функций, которые имеют то или иное отношение к формированию речевой системы (праксис, гнозис, координация, пространственная ориентировка, снижение возможностей двигательной сферы, как общей, так и мелкой моторики).

Недостатки речевого развития ограничивают и без того суженый круг общения детей с нарушением зрения, это затрудняет формирование ряда качеств личности или ведет к появлению отрицательных свойств (замкнутость, негативизм и т.д.)

Исследованиями установлено, что 80-90% детей с нарушением зрения страдают недоразвитием речи, которое проявляется в самых разнообразных формах:

дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации (связи нервных влокон) артикуляционного аппарата;

дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы;

заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

фонетико-фонематическое нарушение – несформированность звуковой стороны речи и другие.

Особенности организации коррекционно-педагогической работы логопеда с детьми, имеющими речевые и зрительные нарушения.

Зрительная недостаточность, частичная или полная, ведет к серьезным нарушениям в области чувственного познания, что, в свою очередь, оказывает воздействие на процесс речевого развития. Поэтому коррекция нарушений речи слабовидящих детей осуществляется с учетом не только речевого дефекта, но и состояния зрения, особенностей способов восприятия и специфических приемов подачи одного и того же материала в процессе обучения.

Коррекционные занятия логопеда проводятся в соответствии с учебным планом и специальными программами в форме индивидуальных, мало- групповых и фронтальных занятий.

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения стоится с учетом ведущих дидактических и специфических принципов: корригирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранный анализатор и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения, опорой на сохранные компоненты речевой деятельности и др.

Коррекционная работа осуществляется в тесной взаимосвязи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.

Работа логопеда по развитию речи детей с амблиопией и косоглазием имеет свои особенности.

Для занятий подбирается яркий, красочный материал, способствующий развитию зрительного внимания и восприятия. Показ предметов, картинок осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок мог проследить движение предмета до конца.

Коррекционную направленность занятий определяют следующие факторы:

1. Создание соответствующих условий для зрительного восприятия: достаточная освещенность помещения, правильное расположение рабочих мест и пособий с учетом состояния зрения и вида косоглазия:

– чем острота зрения ниже, тем ребенок находится ближе к объекту;

– детей с расходящимся косоглазием, независимо от остроты зрения, посадим ближе, так как рассматривание предмета на близком расстоянии способствует сведению зрительных осей, а значит и устранению косоглазия;

– материал детям со сходящимся косоглазием помещаем на подставку, с расходящимся – на стол, это наиболее удобно для зрительного восприятия детям с данным видом косоглазия;

– при окклюзии ребенка располагаем так, чтобы рассматриваемый объект находился со стороны не заклеенного глаза.

2. Оптимальное использование наглядных пособий.

Их размер, цвет и масштаб должны соответствовать определённым требованиям.

Наглядность должна быть более крупной фронтальной (до 15-20см) и дифференцированной индивидуальной (1-5см); преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов; изображения должны быть простыми, без лишних деталей, с четким контуром, конкретным по отношению к фону; должен соблюдаться масштаб (машина меньше дома, дерево больше цветка). Необходимо использовать по возможности натуральные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни (или их реалистическое изображение).

3. Выбор методов и приемов осуществляется с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия.

На занятиях, где основной упор делается на работу зрительного анализатора, через каждые 5-7 минут проводим корригирующую гимнастику для глаз, а также физкультурные паузы, так как быстрая утомляемость детей требует смены деятельности.

Учитывая особенности речевого развития детей с дефектами зрения, можно сделать вывод:

1. Нарушение зрения оказывает влияние на чувственное познание окружающего мира.

2. Сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в психический процесс, влияет на весь ход психофизического развития и развития речи.

3. Снижение уровня чувственного опыта, обедненность представлений и вторичных образов предметов окружающего мира, вербализм, трудности логического познания, снижение активности ограничивают возможности развития речи.

4. Проблема компенсации нарушений речи и зрительного восприятия или трудностей, обусловленных ими в развитии речи ребенка, является одной из ведущих в работе логопеда; развитие словесно-логического мышления, умения четко, грамотно и логично выражать свои мысли речью, у детей с нарушением зрения является одной из важных сторон коррекционно-педагогической работы.

5. Компенсация и коррекция речевых нарушений и последствий зрительных нарушений находится в тесной связи со знаниями состояния речевого развития детей, знаниями психофизиологического статуса детей с нарушением зрения и речи, их индивидуальных особенностей.

Скачать работу

HC version: 1.2.0

image

Профилактикой нарушений зрения у детей нужно начинать еще во время беременности. Так как факторы, оказывающие негативное воздействие на развитие зрения у детей, в подавляющем большинстве случаев, являются врожденными.  Они могут быть генетическими, пре- и перинатальные. А так же, в незначительном количестве — приобретенными, которые могут возникать в результате  травм, недостатка и нарушения обмена веществ в организме ребенка инфекционной природы.

+ Спросите врача онлайн

Гарантированный ответ в течение часа

Когда нужно посетить детского врача офтальмолога? Первый раз посетить детского врача офтальмолога необходимо с новорождённым малышом. В этот период врач определят наличие катаракты, глаукомы, врожденного косоглазия, нистагма. Производит оценку состояния сосудов глазного дна малыша. Если все хорошо, то следующий прием врача назначают на  два и три года. В этом возрасте проверяют остроту зрения малыша. Проводят диагностику косоглазия и амблиопии. Далее зрение проверяют непосредственно перед поступлением в школу (6-7 лет), а далее, если нет жалоб со стороны ребенка и родителей — в 11-12 и в 14-15 лет. На приеме у врача оцениваются цветовое зрение, бинокулярные функции, выявляется наличие близорукости или дальнозоркости. Дорогие родители, ранняя диагностика нарушений зрения позволяет не только выявить заболевание, но и предупредить возможные отклонения в развитии малыша. Резкое снижение остроты зрения ограничивает весь процесс познания ребенком окружающего мира, негативно влияет на формирование речи, деятельности, памяти, воображения, внимания. В настоящее время все дети с нарушениями зрения в зависимости от степени тяжести дефекта делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, которые проявляются в ограничении зрительного восприятия ребенка или его полном отсутствии. Это влияет на весь процесс формирования и развития психики личности ребенка. У детей с нарушениями зрения формируются специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития.  Что проявляется в отставании, нарушении и специфичности всего хода развития двигательной активности, пространственной ориентировки в пространстве, формировании представлений и понятий об окружающем мире, в способах предметно- практической деятельности, в особенностях проявления эмоционально – волевой сферы и поведения, а так же социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. Кто такие слепые и слабовидящие дети? Слепые (незрячие) дети – это подкатегория лиц с тяжелыми нарушениями зрения, у которых фактически отсутствуют зрительные ощущения, но может иметься светоощущение или остаточное зрение до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В эту категорию входят лица с прогредиентными заболеваниями (развитие болезни — развитие болезни с нарастанием симптоматики) и сужением поля зрения (до 10 -15 градусов) с остротой зрения до 0,08. Так же выделяют лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза. В данном случае полностью утрачивается зрительное восприятие, но имеется светоощущение или остаточное зрение, которое позволяет воспринимать цвет, свет, некоторые контуры (силуэты) предметов. Слабовидящие дети – это подкатегория лиц с менее выраженными нарушениями зрения. Дети данной категории имеют остроту зрения от 0,05 до 0,02 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Помимо нарушения остроты зрения слабовидящие дети могут иметь некоторые отклонения в состоянии других зрительных функций (периферическое и бинокулярное зрение, цвето- и светоощущение,). Слабовидящие дети при знакомстве с явлениями, предметами, при пространственной ориентирови, при движении имеют некоторую возможность использовать имеющееся у них сохранное зрение. Зрение, в этом случае, остаётся ведущим анализатором ребенка.  Но зрительное восприятие малышей сохранно лишь частично и считать его полноценным нельзя. Понимание окружающей действительности  у детей с нарушениями зрения значительно сужен, замедлен, неточен. Зрительное восприятие и впечатления малышей ограничены,  представления имеют некоторое качественное своеобразие. Например, дети с резко выраженной близорукостью или дальнозоркостью могут не заметить признаки важных для характеристики предмета. У слабовидящих детей при косоглазии затруднена способность видеть и воспринимать мир двумя глазами, то есть нарушено бинокулярное зрение. Стоит отметить, что при условии раннего вмешательства специалистов и специального обучения пространственное и стереоскопическое, форменное зрение развивается и совершенствуется. А это  обеспечивает в дальнейшем формирование сложных пространственных представлений. Среди слабовидящих детей встречается большое количество малышей с контрастной чувствительности зрения, нарушением цветоразличительных функций, имеются врождённые формы патологии цветоощущения. В категорию слабовидящих детей входят: Миопия (близорукость) – возникает в том случае, если рефракция при которой параллельные лучи света соединяются в фокусе не на сетчатке глаза, а перед нею. В настоящее время врачи различают три степени близорукости:

  1. I(слабая) – до 3,0 дптр;
  2. II(средняя) – до 3,0-6,0 дптр;
  3. III(высокая) – свыше 6,0 дптр.

Миопия у детей чаще всего обусловлена удлинением переднезадней оси глаза, вследствие растяжения склеры в заднем и экваториальных отделах, реже – чрезмерной преломляющей силой от оптических сред. Вследствие чего возникает миопия? Развитию миопии у детей способствует работа на близком расстоянии при ослабленной аккомодации (врождённой или приобретённой) (чтение с близкого расстояния и т.д.), в неблагоприятных гигиенических условиях (плохой свет, не правильное положение тела); большую роль играют  наследственные факторы (если у родителей было снижение зрения, то ребенок находится в группе риска), нарушение биохимических свойств склеры (нарушения обмена веществ в организме ребенка), повышенное внутриглазное давление.    При миопии у детей возникает характерное понижение остроты зрения вдаль. Зрение улучшается при использовании вогнутых линз. Какие формы миопии выделяют? Существует высокая прогрессирующая миопия, когда вследствие растяжения глаза в его различных структурах возникают патологические изменения (деструкция стекловидного тела, стафиломы склеры, периферические хореоретинальные дистрофии, центральные и другое). Растяжение глаза может осложняться кровоизлияниями в его сетчатку, стекловидное тело, сосудистую оболочку (хориоидею). Это может сопровождаться истончением, разрывами, отслойкой сетчатки. Гиперметропия (дальнозоркость) – это такой вид рефракции, при которой параллельные лучи света соединяются в фокусе за сетчаткой.   Гиперметропия –  это нормальная рефракция глаза новорождённого. С увеличением величины глаза у малышей формируется эмметропическая рефракция (нормальная для взрослого человека). Гиперметропия возникает вследствие задержки роста глазного яблока (малый глаз). Главный фокус оптической системы в этом случае будет лежать позади сетчатки глаза. Для того, чтобы получить чёткие изображения на сетчатке необходимо напряжение аккомодации при зрении вдаль и вблизи. Различают несколько степеней гиперметропии:

  1. у детей хорошее зрение впереди и вдаль сохраняется благодаря аккомодации;
  2. у детей отмечается хорошее зрение вдаль, но наступает быстрая утомляемость глаз при работе на близком расстоянии;
  3. у детей наблюдается плохое зрение вдаль и вблизи. Острота зрения малышей улучшается в случае использования выпуклых линз. Уменьшение выраженности гиперметропии возникает в период роста глаза ребенка. С возрастом в связи с тем, что наступает ослабление аккомодации хрусталика, ухудшается зрение вблизи и возникает пресбиопия.

Астигматизм  –  это разновидность аномалии рефракции. Она связана с тем что кривизна роговицы глаза неодинакова в разных меридианах, вследствие этого лучи проходящего  света не могут собраться в одну точку. При возникновении астигматизма у ребенка наблюдается невозможность длительной нагрузки при работе на близком расстоянии и утомляемость глаз. При использовании цилиндрических линз наступает улучшение зрения. Амблиопия – это большая категория нарушений зрения, которая включает в себя различные по происхождению формы понижения зрения. Причинами амблиопии являются функциональные расстройства зрительного анализатора. Выделяют следующие виды амблиопии:

  1. истерическую рефракционную,
  2. обскурационную,
  3. дисбинокулярную.

Астения (повышенная утомляемость ) . При незначительных нагрузках утомление возникает на много чаще, чем при повышенной нагрузке на зрительный анализатор. Утомление возникает обычно во второй половине дня. В тяжелых случаях, даже при несложных видах деятельности начинает быстро проявляться чувство усталости, слабости. Возникает ухудшение качества и темпа деятельности. При астении даже отдых мало помогает. У детей с астенией возникают и вегетативные нарушения: повышенная потливость, бледность лица и кожных покровов. Тяжелые степени астении у детей характеризуются резкой слабостью вплоть до прострации. Детей утомляет любая деятельность, кратковременная беседа, передвижения. Заболевание глазодвигательного аппарата. Причинами патологии глазодвигательного аппарата у детей могут быть:

  1. патологические изменения в мышечных или нервных окончаниях;
  2. повреждение проводящих путей и центров глазодвигательных нервов.

Которые возникают вследствие сосудистых, воспалительных, опухолевых заболеваний, травм, аномалий развития головного мозга у детей. Содружественное косоглазие. Это расстройство глазодвигательного аппарата, которое характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного глаза от совместной точки фиксации. Оно является нарушением функции бинокулярного зрения. Особенностью возникшего содружественного косоглазия у ребенка является то, что подвижность каждого глаза будет не ограничена и косящий глаз будет совершать тот же объём движений, что и здоровый (вверх, вниз, вправо, влево). Содружественное косоглазие возникает чаще всего в раннем возрасте (до трех лет) . Оно отрицательно влияет на психику ребенка, формирование его характера и самооценки. Это обусловлено тем, что при косоглазии невозможна правильная и быстрая оценка соотношений окружающих предметов, пространственных представлений. У малыша в дальнейшем возникают большие ограничения в выборе профессии. Следует отметить, что не исправленное косоглазие приводит к резкому снижению остроты зрения в будущем. У детей при содружественном косоглазии в результате расстройства бинокулярного зрения,  как правило, развивается амблиопия – это понижение остроты зрения от того, что один глаз является бездеятельным. Различают несколько видов косоглазия:

  1. аккомодационное,  данный вид косоглазия исчезает при правильно подобранных очках;
  2. частично аккомодационное.

Таким образом, слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушений и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно- практической деятельности, в особенностях эмоционально – волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. image Нестерюк Елена Павловна Автор статьи

Дата публикации: 21.04.2014 16:52

Просмотров: 16877

Рейтинг: 2.6, Голосов: 5

Дети с дефектом зрения имеют остроту зрения от 0 до 0,2 с коррекцией, т.е. в очках, на лучше видящем глазу. Обратите внимание на то, что для определения зрительных возможностей ребенка необходимо пользоваться сведениями об его остроте зрения в обычных очках (если возможна коррекция, т.е. исправление остроты зрения с их помощью), и на лучше видящем глазу, т.е. на том глазу, который имеет более высокую остроту зрения. Ниже представлены данные об остроте зрения незрячих (слепых) и слабовидящих, которые необходимо учитывать для более обоснованного решения многих вопросов воспитания, обучения и развития ребенка.

1.   Слепые (незрячие):   острота зрения от 0  до  0,04  с коррекцией на лучше видящем глазу;

1.1. Абсолютно (тотально) слепые: острота зрения от 0;

1.2.Частичнозрячие   (частично видящие)    или    парциально    слепые;

острота   зрения   от   светоощущения   до   0,04   с   коррекцией   на лучше видящем глазу.

2.  Слабовидящие:   острота  зрения  от   0,05   до   0,2   с   коррекцией  на лучше видящем глазу;

2.1.В этой группе особо выделяют подгруппу с глубоким слабовидением:

острота зрения от 0,05 до 0,08 с коррекцией на лучше видящем глазу.

Что видят дети с различной остротой зрения?

Частичнозрячие  дети с остротой, зрения 0,005-0,01 с коррекцией на лучше видящем глазу на близком расстоянии (0,5 1,5 м) различают контуры объектов. Это различение грубое, без выделения деталей. Но даже оно имеет значение в повседневной жизни ребенка для ориентировки в мире предметов, его окружающих.

Частичнозрячие  дети с остротой зрения от 0,02 до 0,04 с коррекцией на лучше видящем глазу, по выражению зарубежных тифлопедагогов, имеют «передвигательное зрение»: при передвижении в пространстве они различают на расстояния 3-4 метров форму предметов, их величину и цвет, если он яркий. В специально созданных условиях (дополнительное освещение, уменьшение расстояния до текста и пр.) частично зрячие, имеющие остроту зрения 0,02 на лучше видящем глазу, могут читать плоский шрифт, рассматривать цветные и однотонные иллюстрации. Дети с остротой зрения 0,03-0,04 стремятся широко использовать зрение для чтения и письма, чем могут спровоцировать зрительное утомление, отрицательно сказывающееся на состоянии их зрительных функций. Следует помнить, что от частично зрячих детей, несмотря на имеющееся у них остаточное зрение, основным источником познания является осязание. Его совместное использование с остаточным зрением весьма значительно расширяет и обогащает возможности чувственного познания мира частично зрячими детьми.

При остроте зрения от 0,05 до 0,08 с коррекцией на лучше видящем тазу (глубокое слабовидение) ребенок на расстоянии 4-5 метров различает движущиеся предметы, читает крупный плоский шрифт, различает плоские контурные изображения, цветные иллюстрации и контрастные изображения. У этих детей зрение остается ведущим в чувственном познании окружающего мира.

Острота зрения от 0,09 до 0,2 позволяет слабовидящему ребенку с помощью зрения изучать учебный материал в специально организованных условиях (при наличии специальных учебников и тетрадей, специального оборудования и пр.). Такие дети могут читать обычные книги, писать плоским шрифтом, ориентироваться в пространстве, на расстоянии наблюдал окружающие предметы, трудиться под систематическим контролем зрения. Только для чтения и письма, восприятия картин, схем и другой зрительной информации многим из них требуется больше времени и специально созданные условия.

Более 70% частично зрячих к 35% слабовидящих учащихся имеют нарушение цветового зрения. Его нарушения проявляются в виде цветослабости или цветослепоты. Цветослепота может быть полной (ахромазия), тогда ребенок видит весь мир как в черно-белом кино Цветослепота может быть избирательной, т.е. на один из каких-либо цветов. У частично зрячих и слабовидящих чаще всего нарушается ощущение красного и зеленого цветов. В первом случае красный, например, приравнивается ребенком к зеленому и определяется как «какой-то зеленый», светло-красный как «какой-то светло-серый» и даже «светло-зеленый». Ребенок с цветослепотой на зеленый определяет темно-зеленый как «какой-то темно-красный», светло-зеленый – «какой-то похожий на светло-красный» или «светло-серый».

В отдельных случаях нарушение цветового зрения ограничивается цветослабостью – ослаблением чувствительности к какому-либо цветовому тону. В данном случае хорошо различаются светлые и достаточно насыщенные, яркие цвета, плохо различаются – темные цвета или светлые, но слабонасыщенные, неяркие.

Очень часто у частично зрячих и слабовидящих цветослабость может быть сразу на несколько цветов: например, на красный и зеленый. Возможен вариант сочетания цветослепоты и цветослабости у одного и того же ребенка, например, у ребенка цветослепота на красный и цветослабость на зеленый, т.е. он не различает красных тонов и вместе с тем у него ослаблена чувствительность к зеленому цвету. У некоторых детей состояние цветового зрения на одном глазу отличается от состояния зрения на другом глазу.

Но даже среди детей с тяжелыми глазными заболеваниями лишь незначительное их число имеет полную цветослепоту, т.е. не различает цветов вообще. На уровне очень низкой остроты зрения (0,005 и ниже) у ребенка может сохраняться ощущение желтого и синего цветов. Надо научить его использовать это цветоощущение: например, синее пятно (клумба с цветами лаванды или васильков) – сигнал к тому, что именно здесь надо повернуть к корпусу, где находится спортивный зал; желтое пятно на пути его следования домой – это  остановка автобуса и пр. Практика обучения и воспитания детей с тяжелыми глазными заболеваниями показала, что способность различать цвета в определенных случаях может развиваться. Большую роль в этом играют специальные упражнения в цветоразличении, дидактические игры, связанные с различением основных цветов и их оттенков, выполнение красочных рисунков и пр.

Исследование светоощущения ребенка имеет огромное практическое значение. Оно отражает функциональное состояние зрительного анализатора, характеризует возможность ориентации в условиях пониженной освещенности, нарушение его является одним из ранних симптомов многих заболеваний. Лица, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету. Расстройство темновой адаптации приводящее к нарушению ориентации в условиях пониженного сумеречного освещения, называют гемералопией или «куриной слепотой». Различают гемералопию функциональную, развивающуюся в результате недостатка витамина А, и симптоматическую, связанную с поражением светочувствительного слоя сетчатой оболочки, что является одним из симптомов заболеваний сетчатки и зрительного нерва.

Значительное число частично зрячих и слабовидящих детей медленно привыкает, т.е. адаптируется, к изменениям освещенности. Им трудно дается адаптация к более низкой освещенности, например, при переходе из светлого класса в полутемный коридор. В этой ситуации они дольше, чем люди с нормальным зрением, остаются дезадаптиронными и из-за этого плохо различают очертания, контуры окружающих предметов. В этом случае специалисты говорят о нарушении темновой адаптации, которая дает нам возможность видеть при переходе в режим слабого освещения или темноты. Отдельные частично зрячие и слабовидящие испытывают более значительные трудности, чем нормально видящий, привыкания к более сильному освещению. Это дает основание считать, что у них нарушена световая адаптация, которая обеспечивает возможность зрительного восприятия в условиях высокой освещенности.                                            

Следует создать условия, не провоцирующие состояние световой или темновой дезадаптированности ребенка. Для этого не надо выключать общий свет даже тогда, когда он работает с настольной лампой; не следует допускать очень резких различий в освещенности помещений (например, светлая комната и темный коридор); необходимо иметь шторы (желательно зеленых тонов), а лучше жалюзи, чтобы уберечь ребенка от дезадаптации солнечным светом, бьющим в глаза, и солнечных бликов на его рабочем месте. Детей со светобоязнью не следует сажать у окна.

К  чему приводит нарушение  поля  зрения? В  первую  очередь к нарушению зрительного отраженна пространства: оно либо сужается, либо деформируется. При тяжелом нарушении поля зрения не может быть симультанного одномоментного зрительного восприятия пространства, видимого при нормальном зрении. Сначала ребенок рассматривает его по частям, а затем в результате контрольного общего обзора воссоединяет рассмотренное по частям в единое целое. Конечно, это значительно влияет на скорость и точность восприятия, особенно в дошкольном возрасте, пока ребенок ни приобретет зрительную сноровку, т.е. умение рационально использовать возможности своего нарушенного зрения.

Следует знать, что независимо от остроты зрения при сужении поля зрения до 5-10°, ребенок относится к категории слепых, а при сужении поля зрения до 30° – к категории слабовидящих.

Нарушения поля зрения различаются не только по величине, но и по месту их расположения в пространстве, ограниченном показателями нормального поля зрения. Чаще всего встречается следующие виды нарушений поля зрения:

концентрическое сужение поля зрения, идущее от периферии к центру по всем направлениям. При прогрессировании заболевания поле зрения может постепенно сужаться, образуя большую кольцевую скотому, и стать чрезмерно узким трубчатым, до 3-5° и менее). Этим детям рекомендуется предъявлять изображения небольшого углового размера (1-3°), чтобы локализовать их на центральной области поля зрения. Необходимо развивать у этих детей глазодвигательную функцию, учить их быстро прослеживать движения объектов, развивать ориентировочно-исследовательскую активность с опорой на движение глаз и головы. Но следует учитывать, что плохо скоординированные движения глаз и головы могут разрушать зрительный образ, разрывать, «кадрировать» восприятие, т.е. нарушать его временную симультанностъ (одномоментность восприятия).

–    выпадение отдельных участков внутри поля зрения (скотомы);

–    выпадение половины поля зрения по вертикали или  по горизонтали

Когда периферические и парацентральные (близко лежащие к центру сетчатки) зоны поля зрения остаются относительно сохранными, рекомендуются использовать изображения больших размеров (5-10°) с усиленным черно-белым контрастом. Использование хроматического материала в данном случае ограничено, т.к. цветоразличение является функцией центрального зрения. Время предъявления изображений должно быть существенно увеличено, т.к. временная разрешающая способность парацентральных и периферических зон значительно ниже, чем центральных. Крайним вариантом этого типа зрительного дефекта является наличие больших центральной и парацентралъной скотом при относительно сохранной периферии поля зрения. Этим детям рекомендуется предъявлять большие черно-белые изображения с угловыми размерами (5-10 °).

Причина нарушения бинокулярного зрения может состоять в том, что рефракция (способность глаза преломлять световые лучи) обоих глаз различна: при относительно четком изображении, получаемом благодаря одному глазу, изображение от другого глаза весьма размытое. В связи с этим хуже видящий глаз периодически выключается го зрительного акта. Если один глаз не используется достаточно долго, развивается амблиопия, т.е. снижение остроты зрения без видимой анатомической основы. В некоторых случаях амблиопия может быть даже врожденной. При этом она отмечается на обоих глазах. Она возникает при патологии зрительно-нервного аппарата органа зрения, вследствие различных внутриутробных патологических процессов, от которых порой может не остаться видимых следов. Также причиной амблиопии  может быта следующая ситуация, при гиперметропия (дальнозоркости) в процессе рассматривания близких предметов происходит неправильный перекрест зрительных осей, и поэтому все предметы ребенок видит двоящимися, из-за чего испытывает неприятные ощущения. Чтобы избежать диплопии (двоения), он будет использовать глаза поочередно или предпочтет один глаз, подавляя изображение от другого глаза. А это также ведет к развитию амблиопии.

Особо обращается внимание на детей с анормальным нистагмом (неконтролируемые движения глаз). У них, как правило, затруднены такие функция, как фиксация взгляда на объекте и прослеживание его движения.

Статьи Психология и педагогика ОВЗ, или ограниченные возможности здоровья — это нарушения физического и (или) психического развития. Педагогика и медицина подходят к ним, исходя из своих задач, и имеют собственные расшифровки. На их основе Министерство Просвещения разработало классификацию и соответствующие ей адаптивные программы обучения, изложив в Федеральном Государственном образовательном стандарте. Рассмотрим все эти варианты для создания общего представления о детях с ОВЗ. 17 января 2019

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

«Международная классификация функционирования, ограниченной жизнедеятельности и здоровья детей и подростков»

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

  • глухие, 4 варианта АООП НОО

  • слабослышащие, 3 варианта

  • слепые, 4 варианта

  • слабовидящие, 3 варианта

  • с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

  • с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

  • с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

  • с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

image Если с ребенком трудно Купить

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Что ещё почитать? Адаптированная программа для детей с ОВЗ Развитие потенциала детей с ОВЗ через электронные учебники Дети с ОВЗ в школе: как создать комфортные условия для их обучения и общения? Инклюзивное образование детей-аутистов

VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата

Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. У них более развито вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным. Отстает система формирования понятий и абстракций.

Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой памяти и слухового внимания. Встречается алалия и дазатрия.

Таким детям полезно совмещать обучение с посильной трудовой деятельностью.Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.

VII категория. Дети с ЗПР

Дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие, искаженное развитие (РАД, СДВГ)

Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. В результате страдает речь, лишенная ясности и логики.

Для детей с ЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов, включая память и внимание. Причины инфантилизма кроются в проблемах эндокринной и нервных систем, запоздалом темпе психического развития.

При обучении нужно учитывать их физиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности и пассивности. Если им давать интересные задания, не требующие напряжения ума, создать атмосферу спокойствия и доброжелательности, они показывают результаты решения интеллектуальных задач, приближенные к норме.

VIII категория. Отклонение интеллектуального развития.

Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего в виде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3 видов. К обучению способны лишь дети с дебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости.

Хотя их восприятие искажено, с трудом перестраивается и не обладает достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок, они овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими ошибками. Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними является трудовое обучение и, впоследствии, помощь в трудоустройстве.

Независимо от категории ОВЗ, к которой относится ребенок, российские инклюзивные школы, ППМС, коррекционные школы создают своим «особым» ученикам все условия «для получения без дискриминации качественного образования, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации»

#ADVERTISING_INSERT#

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации