глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~25 мин.
Просмотров: 12

Игры – упражнения для детей с нарушением зрения

  • Чуприкова Елена Викторовна, учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Разделы: Работа с дошкольниками

Тип занятия: формирование пространственных представлений и развитие навыков ориентировки в пространстве.

Задачи. Повышать непроизвольность и точность зрительной ориентировки в микропространтве. Учить зрительным способом анализировать, сравнивать, выделять пространственное положение в группе предметов, определять изменение места его расположения. Учить анализировать и воспроизводить схему “карта-путь” словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути. Развивать внимание, наблюдательность в процессе зрительного поиска, развивать самоконтроль. Совершенствовать зрительно – моторную координацию: развивать сопряжённые движения глаза и руки. Активизировать зрительные функции – непрерывного прослеживания глазами за движением предмета, фиксации взора, локализации. Упражнять в различении цветов и оттенков. Развивать речь за счёт называния цветов, места произрастания, пространственных предлогов и наречий. Воспитывать бережное отношение к цветам; нравственные качества – доброжелательность, терпение.

Материал и оборудование к занятию: проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер; слайдовая презентация, акустические системы.

Раздаточный материал:

  • планшеты, цветные шнурки, “карта-путь” для игры “Где растёт?”;
  • картинки цветов, вложенные в кружевные мешочки;
  • карточки к заданию “Подбери дорожку”, цветные карандаши;
  • карточка с наклеенными цветными силуэтами цветов, бабочка, укреплённая к палочке;
  • “подзорные” трубочки.

Ход занятия

Слайд 1. Презентация (Звучит музыка “Вальс цветов”. Дети входят в зал. Педагог приветствует детей и обращает внимание на проекционный экран).

– Дети, что вы видите на экране?

– Назовите свой любимый цветок.

Слайд 2. (На экране появляется фея Цветов).

Фея Цветов: Здравствуйте, ребята! Я – фея Цветов. Мне очень приятно, что вы знаете много названий цветов. В моей цветочной стране очень большое изобилие цветов. Сегодня для игры с вами я украсила ковёр яркими и неповторимыми цветами.

Слайд 3. (По периметру экрана цветное изображение цветов).

Педагог: Цветочный ковёр вы рассмотрите с помощью волшебной подзорной трубы. Я называю цветок, а вы находите его и рассказываете о его местоположении. (Одуванчик расположен в верхнем левом углу, роза – в середине ковра, тюльпан находится в нижнем правом углу и т.д.).

Слайд 4. (На экране изображение феи Цветов).

Фея: Ребята, а знаете ли вы, где растут цветы? Расскажите. (Дети рассказывают, и одновременно на экране появляются слайды с изображением места произрастания цветов).

Слайд 5 – в саду;

Слайд 6 – в поле;

Слайд 7 – на лугу;

Слайд 8 – в зимнее время их выращивают в теплицах, оранжереях;

Слайд 9 – дома в цветочных горшках, их называют комнатные цветы.

Молодцы ребята!

Педагог: “Мы с вами ещё поиграем в одну игру феи Цветов. Она называется “Где растёт?”. Правильно ориентируясь по схеме “карта – путь” вы определите место произрастания вашего цветка. Перед выполнением задания дети анализируют схему пути. (Детям предлагается планшет со сквозными отверстиями, с левой стороны планшета картинка с изображением цветка, а с правой – картинки – символы, обозначающие места произрастания цветов; цветные шнурки. Рис. 1).

Рис. 1.

– С помощью цветного шнурочка “проложите” путь по предложенной схеме от цветка к месту произрастания.

– Расскажите, куда привела ваша дорожка? (Моя дорожка привела к клумбе, значит, роза растёт в саду и т.д.).

Слайд 10. (На экране появляется цветок)

Цветок:

Слайд 11.

Педагог: Полюбуемся нарисованными картинами. Сравните их.

– Одинаковые картины?

– Назовите все отличия.

Слайд 12.

Педагог: Медведь панда и жираф тоже были на поляне и рисовали цветы.

– Одинаковые ли у них получились картины?

– Чем они отличаются?

Слайд 13-16.

Зрительная гимнастика “Игривая ромашка”.

(Прослеживание глазами за траекторией движения “игривой ромашки”) Динамическая пауза “Мы по лугу прогулялись”.

Мы по лугу прогулялись И немножко отдохнём. (Дети шагают на месте) Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд (Разводят руки в стороны, вперёд) Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети (Приседают) А потом все дружно встали, Великанами вдруг встали. (Встают) Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши) Ногами топаем! (Топают ногами) Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагают на месте).

Слайд 17.

Педагог: Как хорошо на зелёном лугу! Среди буйных свежих трав пестреют яркие душистые цветы. Над ними порхают нарядные мотыльки и бабочки, жужжат пчёлы и шмели. Цветы привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом.

Выпустим наших бабочек на пёстрый яркий лужок. (Детям предлагается посадить бабочку на цветок определённого цвета или оттенка, а затем дети, используя в речи слова пространственного значения, описывают его местоположение.)

Педагог: Фея Цветов в кружевные мешочки спрятала картинки с изображением цветов (Раздаёт детям кружевные мешочки с вложенными картинками цветов. Рис. 2). Картинки вынимать из мешочка нельзя, надо их рассмотреть через кружево.

Рис. 2.

– Расскажите, какие цветы спрятались в кружевных мешочках?

Слайд 18. (Матрица, состоящая из трёх столбцов и трёх строк).

Педагог: Перед вами клумбы с цветами.

– Есть ли на клумбах ваши цветы?

– Каждый цветок растёт на отдельной клумбе. Используя в речи слова “столбец”, “строка” назовите координаты расположения клумбы с вашим цветком.

– Кто напомнит правило? (Описание координат начинается с обозначения столбца и лишь затем соответствующей строки).

Слайд 19. (На экране появляется цветок и просит детей навестить его друзей).

Цветок: Ребята, я хочу, чтобы вы навестили моих друзей. А чтобы быстрее добраться до них у вас есть карточки с ориентирами. Будьте внимательными! (Детям предлагается карточка – лабиринт и карточка с определённым набором ориентиров. Приложение). Педагог: Ребята, найдите тот путь, по которому расположены ориентиры в той же последовательности как на образце. Сначала дорожку проведите пальчиком, а затем карандашом.

– К какому цветку привела твоя дорожка?

– Расскажи направление пути до твоего цветка?

– Какие ориентиры встретились у тебя на пути?

Педагог: Ребята, мы с вами много беседовали о том, что кто как не мы должны беречь природу. И в заключение нашего занятия подарим фее Цветов наше стихотворение.

Слайд 20-24.

Слайд 25. (Фея цветов благодарит детей и прощается).

Итог занятия: Ребята, что понравилось вам сегодня на занятии?

– Что было трудным для вас?

Приложение

Презентация

Используемая литература: Т. А. Шорыгина “Цветы. Какие они?”.

26.06.2011

После рождения малыши активно используют все пять органов чувств. В возрасте 2,5–4 лет все большее значение приобретает для детей зрение. Оно позволяет ребёнку видеть, различать цвета, рисовать, учиться чтению и письму, конструировать, заниматься другой деятельностью. Учитывая это, главной задачей родителей является забота о детском здоровье и остроте зрения ребёнка.

Несмотря на это, по данным медстатистики, у 80% детей наблюдаются ухудшение зрения, проблемы с осанкой. Последние плохо сказываются и на состоянии здоровья ребёнка. Плохая осанка часто приводит к нарушениям кровообращения глаз, ухудшению работы нервной системы. Сказывается она и на зрении дошкольников.

В этом возрасте нарушение зрения и сопутствующие заболевания развиваются незаметно для родителей. При неправильной осанке зрительный аппарат плохо снабжается кислородом, возникает неравномерная нагрузка на глазные мышцы и нервы. Это сопровождается:

●     резью в глазах;

●     ощущением тяжести;

●     незначительным нарушением остроты зрения;

●     головной болью.

При несвоевременном обращении к детскому офтальмологу подобные симптомы постепенно развиваются в заболевания зрительной системы. Это может быть как лёгкая форма амблиопии или спазм аккомодации, так и более тяжёлые болезни глаз.

Можно ли избежать подобных ситуаций во время подготовительных занятий перед школой? Влияет ли общее состояние здоровья ребёнка на работу зрительной системы? Существует ли эффективная профилактика нарушений зрения для детей дошкольного возраста? Достаточно ли зрительной гимнастики для восстановления нормального состояния глаз и улучшения зрения?

Разобраться с этими и другими вопросами помогут профильные специалисты Самарской офтальмологической клиники.

Специфика работы глаз и причины нарушений зрения у детей до 6–7 лет

Развитие зрительной системы ребёнка происходит постепенно. Малыши рождаются практически слепыми.

В первые дни новорождённые видят только близко расположенные предметы (не далее 1 метра). Чёткого зрения нет. Поступающая от глаз к детскому мозгу картинка представляет собой нечёткие пятна и силуэты. К месяцу ребёнок уже различает окружающие предметы, однако видит черно-белую картинку.

К 3 месяцам малыш различает лица членов семьи, может сфокусировать взгляд на игрушке и следить за ней. В том же возрасте ребёнок видит изменения обстановки (дом, поликлиника, прогулки на улице). В полгода от глаз в мозг начинают поступать цветные изображения.

В 1 год младенец уже видит полноценную картинку. Однако остроты зрения у детей все ещё не хватает (у годовалого ребёнка она составляет порядка 50%). К 6–7 годам малыш видит как взрослый. При этом зрительный аппарат сформирован не до конца и продолжает развиваться.

В связи с этим частой причиной нарушений зрения у детей служит усиление нагрузок. Обычно это проявляется при подготовке к школе. В ходе непривычной работы глазные мышцы и нервы у детей заметно перенапрягаются. Это вызывает развитие спазма аккомодации, серьёзные расстройства зрительной системы.

Проблемы со зрением возникают и по другим причинам. Наиболее частые из них:

●     наследственная предрасположенность;

●     недостаток движения, малоподвижный образ жизни;

●     отсутствие прогулок на свежем воздухе;

●     плохое освещение на рабочем месте (недостаточное и излишне яркое вредны для глаз);

●     наличие различных зрительных раздражителей;

●     длительный просмотр телевизора и компьютерные игры;

●     постоянное использование гаджетов (просмотр мультфильмов и игры на смартфоне вредны для зрения);

●     использование не приспособленной для учебных занятий и внеклассной работы мебели;

●     неправильная посадка за столом во время любой зрительной работы;

●     различные заболевания и воспаления глаз;

●     неправильное питание (употребление большого количества жиров, недостаток необходимых для развития ребенка витаминов);

●     осложнения после тяжелого течения простудных заболеваний;

●     ухудшение иммунитета;

●     постоянный шум, раздражение, волнение, стрессовые ситуации.

К ухудшению остроты зрения может привести и воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды. В том числе ― плохая экология, хлорированная вода, солнечное излучение, попадание соринок и пыли.

Не менее частой причиной развития проблем зрительной системы является несоблюдение элементарных санитарных норм.

Для взрослых нормально ― регулярно мыть руки, умываться, использовать чистое полотенце. Малыши только учатся гигиене глаз под присмотром родителей. Если этому моменту не уделяется достаточно внимания, нарушений работы зрительной системы не избежать. В особенности если ребенок будет вытирать лицо чужим полотенцем или тереть глаза грязными руками.

Распространённые нарушения зрения у детей-дошкольников

Вследствие недостатка движения, инфекционных болезней, различных внешних воздействий у детей развивается ряд нарушений зрения. Наиболее распространёнными заболеваниями глаз являются:

●     амблиопия;

●     привычно-избыточное напряжение аккомодации (ПИНА);

●     близорукость;

●     дальнозоркость;

●     косоглазие;

●     астигматизм.

Амблиопия

Амблиопия у детей характеризуется ухудшением активности левого или правого глаза. Это приводит к нарушению работы зрительной системы (слабовидению).

В некоторых случаях глаз может не фокусироваться и полностью бездействовать. Обычно это свидетельствует о наличии таких нарушений зрительной системы, как косоглазие, астигматизм, катаракта.

Привычно-избыточное напряжение аккомодации (ПИНА)

У детей-дошкольников ПИНА возникает при перегрузке глазных мышц. При длительном просмотре телевизора, сидении у монитора зрительная система ребёнка настраивается на работу на близком расстоянии.

Постепенно малыш перестаёт различать предметы как на дальнем, так и на близком расстоянии. При таком нарушении у ребёнка быстро устают глаза, двоится видимое изображение, болит голова.

Часто подобные проблемы проходят незаметно для родителей. Привычно-избыточное напряжение аккомодации в запущенном состоянии способствует развитию у детей близорукости.

Близорукость

Обычно проявляется при усилении нагрузок на глаз и глазные мышцы. При перенапряжении зрительного аппарата происходит нарушение кровоснабжения. Это приводит к определённым изменениям и растяжению глазного яблока. В результате происходит ухудшение дальнего зрения.

Для получения более чёткой картинки ребёнку приходится щуриться, надавливать на глазное яблоко, прибегать к другим уловкам. Важно уделить этому время и предложить малышу простые и понятные упражнения для профилактики, поддержания зрения в норме.

Дальнозоркость

Это врождённое состояние глаз. Такое нарушение зрения вызвано особенным строением глазного яблока. Первыми признаками расстройства зрительной системы является ухудшение зрения. Ребёнок плохо видит вблизи, пытается отодвинуть от себя раскраски, книжки, настольные игры.

О наличии дальнозоркости может свидетельствовать и быстрая утомляемость глаз, боли, покраснения. В дальнейшем добавляются головные боли. Для многих родителей такие симптомы проходят незаметно. В результате заболевание прогрессирует, что способствует дальнейшему ухудшению зрения у детей-дошкольников.

Косоглазие

Это заметный невооружённым глазом дефект зрительной системы. При таком заболевании у детей нарушается положение глаз при взгляде прямо. Один или оба глаза отклоняются в сторону, вниз, вверх.

В результате в отделах зрительного анализатора видимое изображение не сливается в одну картинку. Поскольку происходит нарушение бинокулярного зрения, центральная нервная система просто отключает косящий глаз (защищает от двоения изображения).

Астигматизм

Заболевание спровоцировано специфическим строением глаз ребёнка (нарушениями в кривизне роговицы или хрусталика). Заболевание выражается в снижении зрения вблизи и постепенном нарушении работы глазных мышц. Ухудшается работоспособность зрительного аппарата, глаза быстро утомляются, появляется ощущение сухости и рези.

При значительном астигматизме у детей развивается амблиопия, что приводит к ухудшению зрения. Чтение, письмо и другая работа на близком расстоянии является для ребёнка с таким нарушением большой проблемой.

При выявлении любых отклонений в работе глаз важно не терять время и позаботиться о детском здоровье. Обратиться к врачу-офтальмологу необходимо максимально оперативно. В этом случае специалист сможет минимизировать последствия нарушений зрения. Предотвратить ухудшение зрения поможет и профилактика, включающая правильное питание, физические нагрузки и упражнения для глаз.

Что включает профилактика нарушений зрения

Развитие нарушений зрения и ухудшение зрительной активности можно предотвратить. Существует целый комплекс профилактических мер, который поможет защитить здоровье ребёнка.

Обычно профилактика нарушений зрения направлена на укрепление физического здоровья детей:

●     соблюдение гигиены глаз (основная мера для профилактики конъюнктивитов и других вирусных заболеваний);

●     правильную организацию рабочего дня;

●     развитие правильной осанки и посадки во время школьных занятий;

●     использование мягкого ровного света и соблюдение светового режима (предназначенное для детей и их прикладных занятий место должно быть хорошо освещено);

●     рациональное питание (рацион ребёнка должен в обязательном порядке включать овощи, фрукты, мясные и молочные продукты);

●     организацию полноценного отдыха (речь идёт как о ночном сне, так и о разумных зрительных нагрузках в течение дня);

●     добавление двигательной активности, прогулок на свежем воздухе.

При ежедневном активном отдыхе, занятиях спортом и физической культурой риск нарушений зрения заметно снижается. Как дополнение к таким нагрузкам и профилактике используются также упражнения, направленные на снятие утомления глаз.

Такие занятия важно проводить регулярно. В этом случае они не только способствуют улучшению здоровья глаз, но и обеспечивают развитие зрения у детей.

Домашняя профилактика: упражнения для улучшения зрения

Существуют разные причины развития нарушений зрения у детей-дошкольников. Самая значимая из них ― недостаточная тренированность детских глаз.

С каждым годом на ребёнка ложится все больше нагрузок, к которым его зрение не готово. Чтобы избежать нежелательных для детского здоровья последствий, важно делать упражнения и тренировать глазные мышцы.

Применение зрительной гимнастики позволит усилить внутри- и окологлазные мышцы, стабилизировать зрение, предотвратить дальнейшее развитие болезней. Если подать такие упражнения в форме игры, дошкольнику будет весело и интересно их выполнять.

Упражнения зрительной гимнастики довольно просты. Время для их выполнения минимально (порядка 10–15 минут). Комплекс занятий может включать до 10 упражнений на:

●     расслабление глаз (поморгать, закрыть глаза, досчитать до пяти, снова открыть);

●     проработку глазодвигательных мышц и нормализацию зрения;

●     тренировку фокусировки глаз;

●     проработку шейно-воротниковой зоны.

Упражнения зрительной гимнастики позволяют расслабить шею и обеспечивают нормальное кровоснабжение зрительной системы. Это способствует улучшению работы глаз, предотвращает развитие близорукости и других болезней.

Подать такие упражнения в форме игры для родителей не так сложно. Достаточно предложить малышу повторять за взрослым или попросить ненадолго «стать зеркалом». Такой подход позволит быстрее выработать у детей привычку делать упражнения. А профилактика проблем со зрением превратится в отличный повод для совместных занятий.

Главные плюсы гимнастики для здоровья глаз ― неинвазивность процедуры и возможность выполнять упражнения в любое время. Преимуществом является и минимум места, необходимого для полноценной зрительной гимнастики. Это может быть удобный стул, диван и даже скамейка в парке.

Эффективные профилактические меры

Профилактика нарушений зрения включает не только физическую активность, правильное питание и элементы зрительной гимнастики. Укрепить глазные мышцы юные пациенты могут с помощью различных аппаратных методик, видеотренажеров и специализированных компьютерных программ. Это отличное дополнение домашней зрительной гимнастики из нескольких простых упражнений.

Для стимуляции зрительной системы и улучшения зрения чаще всего применяются такие программы, как:

●     Relax;

●     «Цветок»;

●     «Дискотека»;

●     «Льдинка»;

●     «Галактика»;

●     «Дартс»;

●     «Зебра»;

●     «Кодинг»;

●     «Клинок».

Комплекс профилактических мер для улучшения зрения подбирается врачом-офтальмологом индивидуально. Подбор упражнений для профилактики зависит от текущего состояния глаз и всей зрительной системы. Комплекс может включать как несколько занятий на специальных тренажёрах, так и элементы гимнастики.

Консультируйтесь у профессионалов

Большинство родителей стремится позаботиться о здоровье своего ребёнка заблаговременно. Детей записывают на различные спортивные секции, кормят фруктами и 1-2 раза в год возят на море.

Этих мер профилактики не всегда достаточно для здоровья глаз и острого зрения. В особенности если малыш переходит от графика занятий в детсаду к строгому школьному расписанию.

Чтобы защитить детское зрение, выявить проблемы и предотвратить их развитие, важно уделить время профилактике. Пройти компьютерную диагностику, определить необходимость и подобрать методики аппаратного лечения можно в Самарской офтальмологической клинике. Работающие в медучреждении специалисты прекрасно разбираются в:

●     специфике нагрузок на зрительную систему детей;

●     современных методах диагностики зрения;

●     особенностях зрительной гимнастики для детей;

●     специализированном программного обеспечении и аппаратах, используемых для профилактики заболеваний глаз.

Специалисты Самарской офтальмологической клиники проведут комплексную диагностику глаз. Они помогут разобраться с точной причиной нарушений зрения и не допустят развития проблем со зрением у детей. Каждому пациенту индивидуально подберут комплекс профилактических мер и упражнения зрительной гимнастики.

Записать детей на приём к специалисту желающие могут, обратившись в регистратуру Самарской офтальмологической клиники. Записывайтесь онлайн, по телефону или при очном посещении в удобное для вас время.

«Использование специальных упражнений для глаз с целью

профилактики нарушений зрения у детей»

       В современном мире все острее стоит проблема нарушений зрения у детей не только школьного, но и дошкольного возраста. Конечно, на здоровье детей и в частности, зрение, влияет и экология, питание, и режим дня, и другие факторы.

       Одной из основных причин нарушения зрения является утомление глаз при чрезмерном просмотре телепередач, игре на планшетах, компьютере, телефонах, смартфонах и прочих «игрушках» современных продвинутых детей. Все чаще можно встретить в транспорте, в автомобиле играющих на планшетах детей, все дольше родители разрешают своим чадам смотреть телевизор, порой часами, не соблюдая рекомендаций врачей. Им удобно, что ребенок занят и не требует их внимания. Раз без этого не обойтись, то надо помочь как родителям, так и детям в решении этой проблемы. А конкретно прививать потребность заботится о своем здоровье и здоровье своих глаз, научить специальным упражнениям для снятия напряжения глаз и укрепления глазных мышц.

        Над этим должны работать врачи, педагоги, родители. Большая роль в этом отводится воспитателям, ведь именно они проводят основное время с детьми. Интересные образные упражнения дети запоминают и повторяют дома.  

       Целесообразно использовать специальные упражнения для глаз в физкультминутках на занятиях, в режимных моментах, в различных оздоровительных паузах, на прогулке. Так как воспитатели проводят основное время с детьми, у них есть возможность помочь детям сохранить хорошее зрение, не только соблюдая все санитарно-гигиенические требования, но и активно применяя интересные игровые упражнения для глаз, которые очень нравятся детям. Рассмотрим методику гимнастики для глаз.

        Задачи применения упражнений для глаз:

а) улучшение кровоснабжения тканей глаза;

б) укрепление мышечной системы глаза;

в) улучшение обменных и трофических процессов в глазу.

        Специальные упражнения для глаз:

1. Упражнения для наружных мышц глаза:

а) прямых,       б) прямых и косых.

2. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы.

Упражнения заключаются в движениях глазного яблока по всем возможным направлениям и переводе взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.

3. Самомассаж глаз.

      Описание специальных упражнений для глаз.

Исходное положение —стоя или сидя.

1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз) .

2. Посмотреть вверх—вправо, затем по диагонали вниз —влево (6-8 раз) .

3. Посмотреть вверх —влево, по диагонали вниз —вправо (6-8 раз) .

4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз) .

5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (6-8 раз) .

6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз) .

7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Исходное положение —сидя.

8. Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза.

9. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд.

Повторить 8-10 раз.

10. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Исходное положение стоя.

11. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний и наоборот. Амплитуда движений глазного яблока максимальная, но без боли, темп быстрый, средний и медленный в порядке усложнения. Специальные упражнения для глаз лучше выполнять одновременно с дыхательными и общеразвивающими, но строго дозируя упражнения для глаз.Очень полезно проводить эти упражнения с игрушкой для пальчикового театра, надетой на указательный или большой палец, так детям легче следить за ней глазами. Также актуально проводить упражнения с флажком, мячом, ленточкой, султанчиком, гимнастической палкой и применять специальные карты и схемы движения глаз.

      Упражнения для наружных мышц глаза целесообразно выполнять одновременно с общеразвивающими упражнениями в исходном положении сидя или стоя у стенки (оптимальное положение для сохранения правильной осанки).

     Существует много интересных образных упражнений в стихах, которые легко запоминаются детьми и вызывают эмоциональный отклик.

      Вот сейчас мы и потренируемся в их проведении. Воспитатели занимают удобное исходное положение, сидя на стуле и упражняются в проведении физкультминуток для укрепления мышц глаз.

Комплекс “Веселая неделька для глаз”

 – Понедельник

Всю неделю по —порядку, глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

 – Вторник

Во вторник часики глаза, водят взгляд туда –сюда,

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

 – Среда

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глаза; (упражнение для снятия глазного напряжения).

 – Четверг

По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.

(Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

 – Пятница

В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять в другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

 – Суббота.

Хоть в субботу выходной, ты не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

 – Воскресенье

В воскресенье будем спать, а потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись, нужно воздухом дышать.

Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

– Упражнение ” Ослик”.

(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)

Ослик ходит, выбирает, что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива, а внизу растет крапива,

Слева –свекла, справа –брюква,  слева –тыква, справа –клюква,

Снизу -свежая трава, сверху –сочная ботва.

Закружилась голова, кружится в глазах листва,

(Выполняются круговые движения глазами.)

Выбрать ничего не смог и без сил на землю слег.

 – Упражнение ” Дождик”

Капля первая упала –кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)

И вторая пробежала -кап!

Мы на небо посмотрели (то же самое)

Капельки кап -кап запели,

Намочились лица.

Мы их вытирали (вытирают лицо руками).

Туфли -посмотрите (показывают вниз и смотрят) –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем (движения плечами)

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим.

Под кусточком посидим (приседают).

      Педагоги должны знать, что существуют противопоказания для детей с нарушениями зрения и определять нагрузку для таких детей строго по назначению врача.

     Также, очень важно не прекращать эти занятия и дома. Поэтому воспитатели должны, активно работать с родителями, показывать им необходимые упражнения.

Статьи Дошкольное образование Психология и педагогика Четверть учеников оканчивают начальные классы уже в очках. В дошкольном образовании важно сберечь зрение и подготовить зрительный аппарат ребенка к принятию новых, увеличенных школьных нагрузок. Корпорация «Российский учебник», совместно с учителем-дефектологом, кандидатом педагогических наук Элеонорой Кулешовой, представляет цикл материалов об охране здоровья глаз в подготовительных и начальных классах. 03 августа 2020

Зачем внедрять здоровьесберегающие технологии

Основная цель здоровьесберегающих технологий: сформировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее обучение в специально созданных образовательных ситуациях. Это соответствует требованиям, прописанным в федеральном законе «Об образовании в РФ». Тема актуальна как для педагогов, работающих в специализированных организациях, так и для учителей, ранее не изучавших дефектологию и коррекционную педагогику, поскольку теперь специальные условия должны создаваться в любом образовательном учреждении.

Большую роль в сохранении и укреплении зрения, конечно, играет выбор учебных пособий. Специалисты отмечают, что УМК «Тропинки» корпорации «Российский учебник» полностью соответствует основным требованиям. Кроме того, очень важны коррекция и развивающая работа. Рассмотрим подробнее технологии, направленные на профилактику нарушений зрения.

Соблюдение гигиенических правил зрительной работы

  • В утренние часы, когда недостаточно естественного освещения (самого благоприятного), необходимо включать источники искусственного света.

  • Естественный свет должен падать с левой стороны.

  • Если не хватает естественного и дополнительного освещения, возможна организация индивидуального освещения на столе ребенка. Если ученик левша, свет должен падать с правой стороны.

  • Нельзя занавешивать окна шторами (даже прозрачными), поскольку весь солнечный свет должен попадать в кабинет по максимуму. Декоративные элементы можно разместить над или между окнами.

  • Необходимо следить за чистотой стекол: немытые окна задерживают до 30% солнечного света. В холодное время года стекла в учебных комнатах нужно мыть хотя бы изнутри.

  • Переизбыток света влияет негативнее, чем его недостаток, поэтому важно использовать вертикальные жалюзи, чтобы перенаправлять слепящие лучи.

  • Учебные пособия следует выбирать без глянца, бликующих поверхностей.

  • Цветочные горшки можно ставить на подоконники, но они должны быть величиной не более 30 см и располагаться в углах, а не в рабочей зоне.

Большинство правил гигиены, за исключением специфических условий, прописаны в СанПиНах.

Правильная посадка за столом

Для уменьшения зрительного напряжения на общеобразовательных занятиях ребенок должен сидеть по давно установленным правилам:

  1. Туловище находится в вертикальном положении.

  2. Голова слегка наклонена вперед.

  3. Плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола.

  4. Руки свободно лежат на столе.

  5. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку.

  6. Спина опирается в пояснице на спинку стула.

  7. Стол и стул соответствуют росту ребенка (стул заходит на 6-8 см за край стола). Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки ребенка в положении сидя.

При рассадке в кабинете, к детям с нарушениями зрения нужно подходить индивидуально, в соответствии с показаниями. Ребенка с окклюзией необходимо расположить максимально в сторону заклеенного глаза — так, чтобы открыть обзор свободному глазу. Если у ученика сходящееся косоглазие, следует посадить его так, чтобы сведенный глаз «отходил». Если косоглазие расходящееся, задача свести ось к носу, посадив, насколько это возможно, в сторону открытого глаза. По этим же принципам должны лежать пособия на столе.

Как правильно сидеть за компьютером?

image Cкачать инфографику

Введение офтальмологических пауз

Игровая коррекционная физкультминутка

Напоминает пальчиковую гимнастику. Пример стихотворной инструкции:

Один, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть.

Мы закроем быстро глазки и отроем их опять.

Чтобы время не терять, будем мы теперь моргать.

А теперь нам надо встать, один пальчик вверх поднять,

Посмотреть вначале вверх, а потом на пальчик.

Руку вытянем вперед. Только не на наоборот.

Но из виду не теряем, к глазкам пальчик приближаем…

Дети с нарушением зрения. Учебное пособие для общеобразовательных организаций Купить

Офтальмологическая пауза с предметами

Предмет для гимнастики лучше выбирать в зависимости от темы занятия. Он должен быть крупным, ярким, приближенным к ребенку на расстоянии вытянутой руки. Нельзя, чтобы предмет сливался с одеждой учителя. Предмет или изображение находится в руках у педагога. Учитель продумывает стихотворение и действия так, чтобы дети следили за движущимся предметом.

Пример. Берем изображение птицы, приклеиваем его на палочку. Говорим: «Летели птички собой невелички» и двигаем палочку, показывая, как летела птица. Затем из горизонтальной плоскости помещаем изображение в вертикальную со словами: «Как они садились — все люди дивились». Так выбираем различные позиции, чтобы взгляд ребенка перемещался.

Если в классе есть дети с нарушениями зрения, то проведение офтальмологических пауз должно согласовываться с врачом-офтальмологом.

Комплексы по словесным инструкциям

Педагог перечисляет действия, которые нужно выполнять глазами: «Смотрим вверх», «Смотрим вниз», «Круговые движения» и т.д. Специалисты рекомендуют комплекс, разработанный в институте глазных болезней им. Гельмгольца. В него входят такие упражнения как моргание, фиксация взгляда на кончике нова, взгляд вдаль, фиксация взгляда на межбровном промежутке, фиксация взгляда на правом плече, фиксация взгляда на левом плече, вращение глаз, повороты глаз, концентрация на удаленном предмете и другие.

Существуют комплексы упражнений с использованием интерактивных досок, однако это бесполезное явление, поскольку во время гимнастики ребенок должен отдохнуть от нагрузки на зрение.

Упражнения на зрительных тренажерах

Зрительные тренажеры появились в классах благодаря разработке офтальмолога Владимира Базарного. Система создавалась с учетом оптических условий и требований.

Проводить различные виды зрительных гимнастик нужно как можно чаще. С детьми, имеющими проблемы со зрением (близорукость, дальнозоркость, астигматизм и т.д.) — 6-8 раз в день. Дети с низкой остротой зрения во время гимнастики должны быть максимально приближены к педагогу. Ребенок с окклюзией проводит гимнастику с заклеенным глазом. Другим детям с проблемами зрения лучше снимать очки — но все, конечно, должно быть сугубо индивидуально, с учетом особенностей патологии. Например, если при косоглазии из-за снятия очков увеличивается угол косоглазия, то во время гимнастики снимать очки не нужно.

Главная цель гимнастики — натренировать зрительные мышцы: привести в действие те, которые были бездеятельные и дать отдохнуть мышцам, выполнявшим основную работу. Зрительная гимнастика, в комплексе с другими здоровьесберегающими технологиями, помогает сохранить и скорректировать зрение.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации