глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~28 мин.
Просмотров: 27

Статья Картотека гимнастики для глаз для средней группы ДОУ. Автор: Игнатьева Светлана Андреевна

image Posted at 12:39h   Проблематика зрения

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ №1

image1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз Упражнение укрепляет мышцы мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения и расслабляет мышцы глаз. 2. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение одной минуты. Упражнение способствует улучшению кровообращения. . Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек. Поставить палец руки по средней линии напротив переносицы на расстоянии 25-30 см от глаз. Перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снимает утомление аккомодационной мышцы и облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровоснабжение. 5. Выполнятся стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз. Смотреть двумя глазами на конец пальцы 3-5 сек. Закрыть ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек. Затем аналогичное упражнение выполняется при фиксации пальца левой руки с прикрыванием правого глаза. Повторить 5-6 раз.Упражнение способствует объединенной работе обоих глаз. Голова неподвижна. Отвести полусогнутую правую руку в сторону. Медленно передвигать палец справа налево и слева направо и следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию. 7. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза. Спустя 1-2 сек. Снять пальцы с век. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости. Смотреть вдаль перед собой 2-3 сек. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Упражнение развивает способность удерживать взгляд на близком расстоянии. Голова неподвижна, поднять полусогнутую правую руку вверх. Медленно передвигать руку сверху вниз и следить за пальцами глазами. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз вертикального действия и совершенствует их координацию. Голова неподвижна. Вытянуть полусогнутую правую руку вперед и вправо. Производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиками пальцев. Проделать то же упражнение левой рукой, совершая ею круговые движения против часовой стрелки. Повторить 3-5 раз. Упражнение развивает координацию вестибулярного аппарата. 11. Выполняется стоя. Голова неподвижна. поднять глаза кверху. опустить книзу. Поверните глаза в правую сторону, в левую сторону, повторить 6-8 раз. Упражнение совершенствует сложные движения глаз. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху. Сделать ими круговые движения по часовой стрелке. против часовой стрелки 5-6- раз. Упражнение способствует развитию сложных движений глаз и повышает устойчивость вестибулярной реакции. 13. Выполняется сидя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху. Повернуть глаза направо, налево, повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет способность глазных мышц к статическому напряжению. 14. Выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги. Поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты. Опустить голову, посмотреть на носок правой ноги, поднять голову, посмотреть в левой угол комнаты. Повторить 6-8 раз. Упражнение способствует улучшению координации движения глаз и головы. Вытянуть руки вперед на ширине плеч на уровне глаз. Посмотреть в правый верхний угол комнаты, перевести взгляд на кончики пальцев левой руки. Посмотреть в левый верхний угол комнаты. Перевести взгляд на кончики пальцев правой руки. Повторить 3-4 раза. Упражнение развивает сложные координационные движения глаз. 16. Стать перед окном.На расстоянии 25 см на уровне глаз на окне прикрепить метку — кружок 2-3 см диаметром. Поочередно фиксировать метку и какой-либо объект за окном, расположенный на уровне этой метки на расстоянии не менее 30 метров. Повторить 8-10 раз. Упражнение развивает способность к оценке расстояний, координирует работу внутренних и наружных мышц глаз. Если больному назначено постоянно ношение очков, то все упражнения, за исключением 4,7, выполняются в очках.

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ №2

1. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно в положении сидя — 8-12 раз (голова неподвижно).

2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно — 8-10 раз.

3. Круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении по 4-5 раз.

4. Частые моргания в течении 15-30 сек.

5. Стать у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла. На этом стекле на уровне глаз укрепить круглую метку диаметром 3-5 мм. Вдали, на линии взгляда. проходящей через метку, найти какой-либо предмет для фиксации, затем поочередно переводить взгляд на эту метку на стекле, то на предмет.

Упражнения выполняются два раза в день в течении 25-30 дней. При отсутствии стойкой аккомодационной способности такие упражнения повторяют систематически с перерывом 10-15 дней. первые два дня — 5 мин., а в остальные — 8 мин.

Сегодня многие проводят за компьютером большую часть рабочего времени. Это требует максимального напряжения глаз, от чего мы испытываем дискомфорт, сухость, усталость. Эти, казалось бы, незначительные симптомы и есть первые признаки ухудшения зрения.

Даже если человек обладает стопроцентным зрением, ему все равно необходим полноценный отдых для глаз. В этом поможет специальная гимнастика для глаз.

Глаза работают благодаря мускулам, а мускулы надо тренировать. Движения глазами лучше делать утром или вечером, перед сном. Каждое упражнение повторяйте по 5-30 раз, начинайте с малого, постепенно увеличивайте нагрузку. Движения плавные, без рывков, между упражнениями полезно поморгать. И не забудьте снять очки или контактные линзы.

7 лучших упражнений для поддержания, восстановления и улучшения зрения:

Упражнение 1. ШТОРКИ

Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

Упражнение 2. СМОТРИМ В ОКНО

Делаем точку из пластилина и лепим на стекло. Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку. Позже можно усложнить нагрузки – фокусироваться на четырех разноудаленных объектах.

Упражнение 3. БОЛЬШИЕ ГЛАЗА

Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

Упражнение 4. МАССАЖ

Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Упражнение 5. ГИДРОМАССАЖ

Дважды в день, утром и вечером, ополаскиваем глаза. Утром – сначала ощутимо горячей водой (не обжигаясь!), затем холодной. Перед сном все в обратном порядке: промываем холодной, потом горячей водой.

Упражнение 6. РИСУЕМ КАРТИНКУ

Первая помощь для глаз – закройте их на несколько минут и представьте что-то приятное. А если потереть ладони рук и прикрыть глаза теплыми ладонями, скрестив пальцы на середине лба, то эффект будет заметнее.

Упражнение 7. «СТРЕЛЯЕМ ГЛАЗАМИ» (как на иллюстрации)

  • Смотрим вверх-вниз с максимальной амплитудой.
  • Чертим круг по часовой стрелке и обратно.
  • Рисуем глазами диагонали.
  • Рисуем взглядом квадрат.
  • Взгляд идет по дуге – выпуклой и вогнутой.
  • Обводим взглядом ромб.
  • Рисуем глазами бантики.
  • Рисуем букву S – сначала в горизонтальном положении, потом в вертикальном.
  • Чертим глазами вертикальные дуги, сначала по часовой стрелке, потом – против.
  • Переводим взгляд из одного угла в другой по диагоналям квадрата.
  • Сводим зрачки к переносице изо всех сил, приблизив палец к носу.
  • Часто-часто моргаем веками – как бабочка машет крылышками.

При работе за компьютером нужно помнить следующее:

  1. после каждого упражнения следует минуту посидеть с закрытыми глазами;
  2. зарядка для глаз при работе на компьютере проводится 2 раза в день в одно и то же время;
  3. следите за движениями – амплитуда должна быть максимальной;
  4. при постоянной работе за компьютером делайте небольшой минутный перерыв через каждые 40 минут, в крайнем случае, через час.

Гимнастика для глаз в детском саду.

Глаза – орган зрения человека. Благодаря глазам, мы можем видеть чудеса окружающего мира. Но, к сожалению, нередко случается, что в реалии современности, где люди, определенная часть из которых это дети, большинство своего времени проводят за компьютерами, сотовыми телефонами, гаджетами, ухудшается зрение. Ослабление и потеря зрения не только медицинская, но и социальная проблема, потому что 90% информации люди получает через органы зрения. Именно поэтому достаточно остро стоит вопрос о профилактике ослабления зрения.

Без сомнения, на педагогов дошкольных учреждений лежит очень важная задача – не только научить и воспитать доверенного им ребенка, но и не навредить его здоровью.

Представляем вам нашу здоровьесберегающую разработку: многофункциональный тренажер — панно «Здоровые глазки», предназначенную для профилактики ослабления зрения у детей.

На данном панно находятся любимые герои мультфильмов Смешарики, которые «предлагают детям помочь им добраться к «призу», дети в игре помогают Смешарикам добраться до желаемого, осуществляя при этом гимнастику для глаз. К данному панно прилагается «подсказки». В них есть схемы выполнения игры — гимнастики. Гимнастику для глаз следует проводить ежедневно по 2 -3 раза в день по 3 – 5 минут.

Цель зрительной гимнастики – формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Желательно гимнастику для глаз проводить в игровой форме.

Зрительная гимнастика используется:

  • для укрепления мышц глаз
  • для улучшения аккомодации (способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
  • для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости

Так же на данном панно расположены три кармана с различным наполнением: 1 карман – это трубочки с шерстяными нитками, на каждой трубочке – разный цвет. Нитка растягивается, а ребенок закручивает ее на трубку, следя при этом глазами, таким образом, осуществляется гимнастика для глаз, о так же развивается мелкая моторика у ребенка. 2 карман – самодельные «человечки», сделанные из коктейльных трубочек, коробочек киндер и бумаги. Зарядку с использованием данного «человечка» может проводить педагог для детей, а так же и ребенок самостоятельно: движениями человечка влево, вправо, на себя, вдаль и.т. д.

3 карман – это бинокли, с помощью которых дети смотрят на стрелочки и водят глазками в заданном направлении.

Гимнастика осуществляется в игровой форме: например, Крошу нужно добраться до морковки — ребенку необходимо «пройтись» по голубым стрелкам, Барашу до бумаги с пером — по фиолетовым, Ежику до футбольного мяча — по красным, Лосяшу до глобуса — по желтым, Нюше собрать воздушные шарики – по розовым, Кар — Карычу до газеты — по синим.

Предполагается как индивидуальное использование, так и коллективное.

Данное панно является многофункциональным, так как помимо использования его как зрительного тренажера, его можно использовать, как фланеграф для дидактических игр и занятий, для чего так же можно использовать вторую сторону панно, на которой располагаются цифры и другой дедактический материал.

Данное панно может использоваться детьми как настольная игра, в которой дети сами расставляют героев, играют ими. Все элементы на панно легко снимаются и передвигаются, так как крепятся на липучки. Элементы данного панно легко постирать при загрязнении, они изготовлены из фетра, что не прочтиворечит санитарно — гигиеническим требованиям СанПин.

Спасибо за внимание!

Гимнастика для глаз для дошкольников. Многофункциональное панно – тренажер для детей 3-7 лет «Здоровые глазки».

Скачать Гимнастика для глаз для дошкольников. Многофункциональное панно – тренажер для детей 3-7 лет «Здоровые глазки».

Гимнастика для глаз в детском саду. Автор: Лукуц Мария Сергеевна Должность: воспитатель Место работы: МАОУ Лицей №6 «Перспектива» СП ДО «Ньютошка» Месторасположение: город Красноярск

Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении

Упражнения — эффективное средство профилактики глазных болезней и корректирование недугов. Гимнастика для глаз для детей, как и самомассаж, динамические паузы дыхательные упражнения — это современные здоровьесберегающие технологии. А ведь самые первые элементы подобных гимнастик, направленных на сохранение остроты зрения, придумали еще индийские йоги.

Самое легкое и доступное для малышей упражнение — закрывание глаз руками

В ДОУ зрительная гимнастика выполняется в следующих целях:

  • Общего оздоровления зрительного аппарата, предупреждения нарушений зрения: укрепления глазных мышц, снятия общего напряжения, утомления, улучшения кровообращения.
  • Лечения уже приобретенных патологий: близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
  • Формирования у воспитанников в детском саду понятия о заботе о своём здоровье, в т. ч. о зрении.
  • Формирования у детей навыков ориентации в пространстве (закрепление таких понятий, как «право-лево», «верх-низ», «поворот».

Важно! Зрительная гимнастика для детей влияет на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, помогает закрепить знакомые представления об окружающей действительности.

Читайте также:  Родительское собрание в средней группе «С новым учебным годом»

Упражнения, связанные с фиксацией взгляда на двигающемся предмете, развивают навык зрительно-пространственного ориентирования

Комплекс упражнений для тренировки зрения для детей подготовительной группы детского сада

Многие детские сады сегодня включают в свои программы коррекционные занятия, ориентированные на улучшение зрения, а некоторые учреждения даже выделяют специализированную группу, занятия в которой включают комплекс упражнений для улучшения зрения.

Гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста в разных группах детского сада представляет собой комплекс упражнений, подобранный в соответствии с возрастными особенностями. В подготовительной группе советуют проводить упражнения, координирующие работу глазных мышц, которые также улучшают кровообращение, снимают утомление и вызывают расслабление.

Эти упражнения просто выполнять, следуя рекомендациям воспитателя:

  • Примерно пару секунд нужно сосредоточенно смотреть перед собой.
  • На уровне глаз, на расстоянии около 30 см, следует поставить указательный палец, пару секунд смотреть на него, затем опустить взгляд вниз – проделанное упражнение повторяют 3-5 раз.
  • Закрыв глаза, совершают вращательные движения глазными яблоками в течение нескольких секунд.
  • Закрыв глаза, выполняют подушечками пальцев массаж век легкими вращательными движениями, чередуя их с движениями «вверх-вниз» глазными яблоками.
  • Устанавливают ноги на ширине плеч, опустив голову, смотрят на левую ногу, затем, подняв голову, переводят взгляд наверх, в правый угол комнаты. После опускают голову и смотрят на правую ногу, затем поднимают голову и смотрят на левый верхний угол комнаты.

На занятиях по окружающему миру для улучшения зрения можно предложить детям не просто наблюдать за окружающей природой, а отыскать самое высокое дерево или деревья, задержать на нем взгляд, пытаясь рассмотреть его. Затем нужно перевести взгляд на землю и рассмотреть в мельчайших деталях, что лежит вокруг, после можно посмотреть на небо и пофантазировать, на что похожи облака.

Виды зрительной гимнастики в ДОУ

В детских учреждениях применяют несколько комплексов упражнений для глаз:

  • Без наглядности (ребята выполняют действия по словесному указанию педагога) и участием атрибутов (воспитанники зрительно отслеживают перемещения игрушки или предмета).
  • Профилактические, корригирующие (замедляет развитие астигматизма, близорукости, дальнозоркости и т. д.).
  • Пассивные (гимнастика затрагивает только глазодвигательный эффект) и активные (сочетаются с общеукрепляющими упражнениями для рук, ног, спины).

Обратите внимание! Среди профилактических комплексов самой эффективной считается зарядка для глаз по Аветисову для детей. Всего автор создал 3 комплекса, каждый из которых способствует улучшению определенных зрительных процессов.

Комплекс № 2 направлен на укрепление глазных мышц:

  1. Дети, не двигая головой, 15 раз глазами чертят линию до пола.
  2. Воспитанники сначала чертят глазами траекторию «в сторону — вверх», а затем «в сторону — вниз». Повторить 20 раз.
  3. Посмотреть по направлению «налево-вверх», «вправо-вниз». Выполнить 15 раз.
  4. Круговые движения глазами: сначала по часовой стрелке, затем — против. Делать 12 раз.

Нормализует циркуляцию крови комплекс № 1, а № 3 ­— аккомодацию.

Дети активные упражнения выполняют с большим интересом

При косоглазии

Косоглазие –распространенная проблема у детей, исправить ее без хирургического вмешательства можно в том случае, если не идет речь о врожденном неправильном строении глаз.

Читайте также:  Семинар – практикум для воспитателей на тему: «Современные подходы к формированию игровой деятельности у дошкольников»

Упражнения, исправляющие косоглазие, действуют на глаза таким образом:

  • расслабляют мышцы глаз;
  • ориентированы на фокусировку взгляда в одной точке;
  • нацелены на совмещение двух изображений, которые каждый глаз видит отдельно, в одно.

Проводить занятия с ребенком нужно несколько раз в день по 20-30 минут, выбирая те моменты, когда он не чувствует себя уставшим. Хорошо помогают при косоглазии картинки типа «Найди отличия», где обычно представлены практически идентичные друг другу изображения, с небольшим несоответствием.

Картинку с заданием можно придумать самостоятельно, разделив лист бумаги на 4 части и поместив внутрь каждого участка различные предметы либо животных, которых малыш должен будет объединить по парам.

Ребенку будет интересен тренажер, позволяющий правильно шнуровать обувь, который кроме овладения полезным навыком, поможет справиться и с проблемой косоглазия.

Одно из самых простых упражнений при косоглазии представлено следующими действиями:

  • Усадив ребенка на диван, нужно надеть ему темную повязку на один глаз.
  • Взяв яркую игрушку, необходимо начать водить ею перед лицом ребенка на расстоянии 30 см, объяснив при этом малышу, что глазами нужно следить за предметом.

Выполнять данное упражнение нужно в течение одной-двух минут, затем можно переодеть повязку на другой глаз и сменить игрушку, чтоб ребенку не стало скучно.

Методика проведения зрительной гимнастики

Зарядка для глаз применима для детей уже в младшем дошкольном возрасте. Выполняют их с детьми не 1, а 2-3 раза в день. В младших и средних группах для этого отводится 3 мин., а в старшей — продолжительность занятий уже может занимать 4-5 мин.

При выполнении упражнений нужно следовать правилам:

  • Воспитанники должны находиться в расслабленном состоянии.
  • Положение головы фиксированное (если гимнастика не выполняется в сочетании с упражнениями, предполагающими движения шеи).
  • Перед началом гимнастики следует снять очки (если дети их носят).
  • Дыхание во время занятий глубокое и равномерное.

Для возбуждения к гимнастике интереса воспитанников ее проводят в игровой форме. Например, при зажмуривании можно предложить изобразить сову или кота. Кроме того, детям нравится выполнять действия под веселые рифмы и музыку.

Занятия математикой с детьми 3-4 лет дома и в детском саду

Внимание! Конкретного определенного времени для проведения зарядки нет. Она органично сочетается с прогулкой и любым запланированным занятием (продуктивной деятельностью, развитием речи). Например, при изучении насекомых, в младшей и средней группах можно «проследить полет стрекозы».

Если урок предполагает нагрузку на зрение, то гимнастику рациональней провести в середине занятия, чтобы снять часть напряжения. Если нагрузки нет, то упражнения переносят на вторую половину занятия, чтобы снять усталость от самого занятия.

Завершить комплекс лучше морганием, затем малыши должны потянуться.

Читайте также:  Перспективное планирование труда в старшей группе календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Особенности работы с дошкольниками разного возраста

Чтобы заинтересовать ребенка в выполнении зрительной гимнастики, нужно учитывать его возраст.

Обратите внимание! Так при занятиях с 2-3-летним ребенком не стоит надеяться, что его увлечет команда «вращаем глазками». В этом случае стоит применить педагогическую хитрость. Малыши с удовольствием будут следить за полетом птички, закрепленной на указке или простом карандаше, либо за перемещениями пальчиковой куклы.

Дети 3-4 лет готовы повторять за воспитателем многое и его стимулирующая фраза: — «Я вот что умею. А ты?» — обязательно привлечет их внимание.

Зрительную гимнастику с воспитанниками лучше сочетать с какими-либо движениями руками

Обратите внимание! Более старшие ребята 5-6 лет проявляют любознательность и могут быть мотивированы рассказом о строении человека, например, как устроен глаз, позволяющий каждому видеть окружающий мир.

Комплекс упражнений для тренировки зрения для детей старшей группы детского сада

В старшей группе детского сада при тренировке зрения используются офтальмотренажеры, представляющие собой бумажные плакаты, демонстрирующие алгоритм проведения упражнений в виде рисунков, либо содержащие задания, к примеру, такие:

  • на рисунке изображены пирамидки, нужно найти среди них две одинаковых;
  • нужно сосчитать количество колец на всех пирамидках;
  • требуется пересчитать количество цветов, которыми раскрашены пирамидки, и назвать их;
  • нужно сосчитать, сколько пирамидок каждого цвета на рисунке.

Гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста проводится также в стихотворной форме, в соответствии с временем года или даже погодой.

Для дошкольников игровая форма проведения гимнастики наиболее удачная:

  • Упражнение «Стрельба», заключается в том, что ребенку предлагается смотреть по сторонам, вниз и вверх, представляя, что он стреляет глазами, при этом произнося соответствующий звук.
  • Упражнение «Письмо носом» представляет собой игру, в которой ребенок пишет или рисует в воздухе какой-то предмет, а взрослый угадывает.

Профессиональные воспитатели советуют предложить ребенку специальную компьютерную программу для коррекции зрения, где вслед за героями анимации ребятам нужно будет выполнять несложные действия, либо следить за тем, какие предметы или буквы появляются на экране.

Гимнастические упражнения для глаз для детей не только положительно влияют на зрение дошкольников, но и развивают креативность, воображение и эмоциональную составляющую личности ребенка.

Картотека гимнастики для глаз с целями по ФГОС

Зарядка для глаз имеет множество комплексов, но все их можно сгруппировать для дошкольников по возрастной принадлежности.

Первая и вторая младшие группы

Картотека для малышей особенно богата.

Обратите внимание! Сюжетные офтальмологические упражнения для 1 группы направлены на сохранение и улучшение зрения, профилактику дальнозоркости и близорукости.

  • «Пилот»

Пролетает самолет. (Дети поднимают глаза вверх).

Отправляюсь с ним в полет.

Вправо отвожу крыло и смотрю. (Ребята отводят правую руку, смотрят вправо).

Влево отвожу крыло и гляжу. (Малыши отводят левую руку, смотрят влево).

Я мотор завожу,

И внимательно слежу. (Следят глазами за вращательными движениями руками).

Поднимаюсь ввысь, лечу. ( Встают на носочки, взглядом рисуют волны).

Возвращаться не хочу. (Поморгать, закрыть глаза).

  • «По ягоды»

Справа — сладкая черника. (Дети смотрят вправо).

Читайте также:  Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Рукодельница» 5-8 классы

Слева зреет земляника. (Ребята глядят влево).

Спеет на горе брусника. (Малыши поднимают взгляд вверх).

Под ногами — ежевика. (Воспитанники опускают взгляд вниз).

Ягоды мы соберем,

А потом все отдохнем и толпой домой пойдем. (Смыкают веки на 3-5 сек, повторять до 8 раз).

С целью сохранения остроты зрения во 2-й младшей группе проводят гимнастику для глаз:

  • «Осенью»

Осень краски ярко разводила,

Кистью по листочкам тихо проводила. (Дети рисуют глазами круг: влево — вверх — вправо — вниз).

Желтым стал орешник, клены покраснели. (Круговые движения: направо-вверх-налево-вниз).

Лишь в бору сосенки также зеленели. (Малыши зажмуриваются, моргают 10 раз. Повторить 2 раза).

  • «Дождик»

Дождик, дождик, пуще. (Дети глядят вверх).

Лейся в лужи гуще. (Ребята опускают глаза вниз).

Только нас не промочи. (Воспитанники делают взглядом круговые движения).

Каплями в окно стучи.

Важно! В младших группах гимнастику для глаз необходимо проводить 2-3 раза/нед., используя мелкие предметы для облегчения понимания команд воспитателя образовательного учреждения.

Средняя группа

Методика проведения гимнастических упражнений для дошкольников 3 лет почти не отличается от предыдущей. Гимнастические упражнения для них проводятся в целях профилактики нарушений зрения, предупреждения утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время занятий.

  • «Ветер»

Планирование недели театра в подготовительных группах ДОУ

Дует ветер всем в лицо. (Дети часто моргают).

Покачалось деревце. (Ребята смотрят налево, потом направо).

Ветер станет тише. (Воспитанники приседают, взгляд — вниз).

Деревца все выше. ( Встают, взгляд — вверх).

  • «Носик»

Носик смотрит влево-вправо. (Дети перемещают взгляд справа налево).

Смотрит нос то вверх, то вниз. (Ребята поднимают глаза вверх и опускают вниз).

Что подметил хитрый носик? (Проводят подушечками пальцев по векам).

Мы куда-то забрались.

Обратите внимание! Время выполнения зрительной гимнастики в средней группе увеличивается до 5 мин.

Старшая и подготовительная группы

Кроме оздоровительно-профилактической цели при выполнении зарядки для глаз с детьми 5-6 лет можно работать над понятиями пространственно-временного устройства мира.

  • «Упражнение для глаз»

Упражнения для глаз

Повторяем каждый раз.

Право, лево, верх и вниз,

Повторяй и не ленись.

Мышцы глаза укрепляем.

Напряжение снимаем.

Наглядное пособие способствует более продуктивному выполнению упражнения.

  • «Часы»

Целый год слышно «тик-так»

Все часы идут вот так,

Раз — налево, два — направо. (Дети глаза отводят влево-вправо).

И мы тоже можем так,

Читайте также:  “Моё педагогическое кредо” – эссе учителя хореографии Корольковой Вероники Викторовны

Тик-так, тик-так. (Повторяют упражнение).

Обратите внимание! В завершении воспитанники 6-7 лет сами массируют себе веки подушечками указательных пальцев.

Комплекс гимнастики с карточками

Работа с наглядными, зрительными образами – самый верный путь, чтобы заинтересовать детей. Не является исключением профилактика и коррекция зрения. Воспитатели могут построить свою работу, опираясь на некоторые атрибуты, которые помогут привлечь и удержать внимание ребенка.

Можно изготовить карточки с изображением различных предметов, букв или цифр. При этом обязательно нужно соблюдать один принцип – все предметы на картинках должны быть размером от 1 до 3 см. Воспитатель может загадывать загадки, ответы на которые детям необходимо отыскать на карточках. Можно усложнить задание, попросив отыскать детей услышанный ими звук.

Прекрасно развивают остроту зрения игры типа «Проведи персонажа через лабиринт к дому», либо «Обведи героя по контурам». Развивать стереоскопическое зрение помогают карточки, с изображенными на них контурами предметами в технике наложения друг на друга. Ребенка просят назвать все предметы, которые он видит на картинке.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи: 

·       предупреждение утомления

·       укрепление глазных мышц

·       снятие напряжения.

     Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора.  Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.  

Автор: Игнатьева Светлана Андреевна

Картотека гимнастики для глаз для детей средней группы ДОУ.

Гимнастика для глаз – это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи: 

предупреждение утомления

укрепление глазных мышц

с

нятие напряжения.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора.  Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.  

«Заяц»

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. 

Дети смотрят вверх. Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. 

Дети смотрят вверх– вниз, вправо – влево Ай – да, заинька, умелый! Глазками моргает.  Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

Моргают глазками. Глазки закрывают.

«Теремок»

Терем – терем – теремок!  Он не низок, не высок,  Наверху петух сидит,  Кукареку он кричит

Движение глазами вправо – влево.  Движение глазами вверх – вниз  Моргают глазами.

«Поиграем вместе с Варей…»

Поиграем вместе с Варей:  Мы налево поглядим,  Мы направо поглядим;  Ну а что там впереди?  А теперь поспим немножко:  Опустим веки, закроем глаза ладошками.  А пока мы отдыхали,  Варвара рассыпала детали!  Ну-ка, вниз мы поглядим,  Все детали разглядим!  А теперь посмотрим вверх –  Выше всех, дальше всех!  А сейчас дружно встали,  Потянулись вместе с Варей,  Наклонились вместе с Варей.  Присели! Встали! Сели!  Веселы, бодры мы снова,  И к занятию готовы!

«Листочки»

Ах, как листики летят,  Всеми красками горят  Лист кленовый, лист резной,  Разноцветный, расписной.  Шу-шу-шу, шу- шу- шу.  Как я листиком шуршу.  Но подул вдруг ветерок,  Закружился наш листок,  Полетел над головой  Красный, желтый, золотой.  Под ногами у ребят  Листья весело шуршат,  Будем мы сейчас гулять  И букеты собирать.

Круговые движения глазами

Посмотреть влево – вправо.  Посмотреть вверх – вниз.  Круговые движения глазами

Посмотреть влево – вправо.  Посмотреть вверх – вниз.  Посмотреть вниз.  Посмотреть вверх.  Посмотреть влево – вправо.  Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

«Овощи»

Ослик ходит, выбирает,  Что сначала съесть не знает.  Наверху созрела слива,  А внизу растет крапива,  Слева – свекла, справа – брюква. Слева – тыква, справа – клюква.  Снизу – свежая трава,  Сверху – сочная ботва.  Выбрать ничего не смог  И без сил на землю слег.

Обвести глазами круг. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз.  Посмотреть влево – вправо.  Влево – вправо.  Посмотреть вниз.  Посмотреть вверх.

«Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей.  Капель, капель не жалей.  Только нас не замочи.  Зря в окошко не стучи.

Смотрят вверх.  Смотрят вниз.  Делают круговые движения глазами.

«Автобус»

Мы в автобусе сидим,  Во все стороны глядим.  Глядим назад, глядим вперед,  А автобус не везет.  Внизу речка – глубоко,  Вверху птички – высоко.  Щётки по стеклу шуршат,  Все капельки смести хотят.  Колёса закружились, Вперёд мы покатились.

«Часы»

Тик-так, тик-так  Все часы идут вот так:

тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,  Мы тоже можем так,  Тик-так, тик-так.

“Тишина”

Мы устали все чуть – чуть.  Предлагаю отдохнуть.  Отдыхайте наши уши  Тишину мы будем слушать.  И глаза мы закрываем,  И они пусть отдыхают.  В тишине представить море,  Свежий ветер на просторе.  За волной плывет волна,  А в округе тишина.  Наши глазки так устали,  Мы писали, рисовали,  Встанем дружно по порядку,  Сделаем для глаз зарядку.

«Дождик»

Капля первая упала – кап!  И вторая прибежала – кап!  Мы на небо посмотрели  Капельки «кап-кап» запели,  Намочили лица,  Мы их вытирали.  Туфли – посмотрите –  Мокрыми стали.  Плечами дружно поведем  И все капельки стряхнем  От дождя убежим,  Под кусточком посидим.

Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.  То же самое. Смотрят вверх. Вытирают» лицо руками.  Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.  Движения плечами.  Приседают, поморгать глазами.

«Чудеса»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. 

Закрывают оба глаза.  Наши глазки отдыхают,  Упражнения выполняют. 

Продолжают стоять с закрытыми глазами.  А теперь мы их откроем,  Через речку мост построим. 

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.  Нарисуем букву о, получается легко. 

Глазами рисуют букву о.  Вверх поднимем, глянем вниз,  Вправо, влево повернем,  Заниматься вновь начнем.

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.  Глаза смотрят вправо- влево.  Глазами смотрят вверх, вниз.

“Отдыхалочка”

Мы играли, рисовали Наши глазки так устали  Мы дадим им отдохнуть,  Их закроем на чуть – чуть.  А теперь их открываем  И немного поморгаем.

Выполняются действия, о которых идет речь

«Елка»

Вот стоит большая елка,  (Выполняют  круговые    движения глазами.)

Вот такой высоты.( Посмотреть снизу вверх.)

У нее большие ветки.

Вот такой ширины. ( Посмотреть слева направо.)

Есть на елке даже шишки,  (Посмотреть вверх.)

А внизу – берлога мишки.  ( Посмотреть вниз.)

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.  (Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз.)

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо.  Закачалось деревцо.  Ветер тише, тише, тише…  Деревца все выше, выше.

Часто моргают веками.  Медленно приседают,

опуская глаза вниз.  Не поворачивая головы,

смотрят вправо – влево.  Встают и глаза поднимают вверх.

«Снежинки»

Мы снежинку  увидали, –

со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели ( Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал… ( Поднимать  снежинки вверх и опускать вниз. Дети, смотрят вверх и вниз.)

Все! На землю улеглись. ( присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают. (Закрыть ладошками глаза.)

«Глазки»

Мы гимнастику для глаз  Выполняем каждый раз.  Вправо, влево, кругом, вниз,  Повторить ты не ленись.  Укрепляем мышцы глаза.  Видеть лучше будем сразу.

«Кошка»

Вот окошко распахнулось,  Кошка вышла на карниз.  Посмотрела кошка вверх.  Посмотрела кошка вниз.  Вот налево повернулась.  Проводила взглядом мух.  Потянулась, улыбнулась  И уселась на карниз.  Глаза вправо отвела,  Посмотрела на кота.  И закрыла их руками

Разводят руки в стороны.  Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.  Смотрят вверх.  Смотрят вниз.  Смотрят влево.  Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.  Дети приседают.  Смотрят прямо.  Закрывают глаза руками.

«Весна»

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.

Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!

Справа – первые цветочки появились на лужочке.

Слева – быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.

Мы кораблик смастерили,

В ручеёк пустить решили.

Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!  Вот как весело играть и в весенний день гулять!

Дышит свежестью земля,

Подышу «весной» и я!

Потягивание

Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны.

Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором.

Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором.

Соединить ладони перед грудью.

Удаление сложенных ладоней вперёд от себя.

Машем ладонями, прощаясь с корабликом.

Легкие подпрыгивания на месте.

“Дождик”

Капля первая упала – кап!  И вторая пробежала – кап!  Мы на небо посмотрели,  Капельки кап – кап запели,  Намочились лица.  Мы их вытирали.  Туфли – посмотрите –  Мокрыми стали.  Плечами дружно поведем  И все капельки стряхнем.  От дождя убежим.

Под кусточком посидим.

Сверху пальцем показывают траекторию ее движения.

Вытирают лицо руками.

Показывают вниз и смотрят.

Движения плечами.

Приседают.

«Буратино»

Буратино потянулся,  Вправо – влево повернулся,  Вниз – вверх посмотрел  И на место тихо сел.

Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев.  Не поворачивая головы, смотрят вверх – вниз, вправо – влево.

«Самолетик»

Пролетает самолет,  С ним собрался я в полет,  Правое крыло отвел, Посмотрел.  Левое крыло отвел,  Поглядел.

Смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом,

отводят руки попеременно и прослеживают взглядом.

«Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,  Поиграй-ка ты со мной. 

Моргают глазками  Ну-ка лучик, повернись,  На глаза мне покажись. 

Делают круговые движения глазами.  Взгляд я влево отведу,  Лучик солнца я найду.

Отводят взгляд влево.  Теперь вправо посмотрю,  Снова лучик я найду. Отводят взгляд вправо.

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза – как горошины глаза. 

Пальцами делают очки Влево – вправо, назад – вперед –  Ну, совсем как вертолет. 

Глазами смотрят вправо- влево.  Круговые движения глаз.  Мы летаем высоко. 

Смотрят вверх.  Мы летаем низко.

Смотрят вниз.   Мы летаем далеко. 

Смотрят вперед.  Мы летаем близко.

Смотрят вниз.

“Прогулка в лесу”

Мы отправились гулять.

Грибы – ягоды искать. Как прекрасен этот лес, Полон разных он чудес. 

Шагают на месте. Светит солнце в вышине,

Смотрят вверх.

Вот грибок растет на пне,

Смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит,

Смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит.

Смотрят вниз

Слева ель растет – старушка,

Смотрят влево

Справа сосенки – подружки.

Смотрят вправо

Где вы, ягоды, ау! Все равно я вас найду!

“Цветы”

Наши алые цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,

Наши алые цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Смотрим вверх, моргать быстро,

закрывать глаза, смотреть по сторонам.

«Жук»

К журавлю жук подлетел,  Зажужжал и запел «Ж-ж-ж»  Вот он вправо полетел,  Вот он влево полетел. Жук на нос хочет сесть,  Жук, вот правая ладошка,  Посиди на ней немножко.  Жук, вот левая ладошка,  Посиди на ней немножкоЖук наверх полетел  И на потолок присел.  На носочки мы привстали,  Но жука мы не достали.Хлопнем дружно — Хлоп-хлоп-хлоп,  Чтобы улететь он смог. «Ж-ж-ж».

Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд.

Указательный палец правой руки — это жук.

Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту. Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку.  Встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.

Скачать работу comments powered by HyperComments

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации