глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~27 мин.
Просмотров: 3

Лечебно-профилактическая гимнастка для глаз по Э.С. Аветисову

image

Телемедицина – получите консультацию из любой точки мира

Переходите на сайт наших партнеров www.onmed.ru

Переходите на сайт наших партнеров klinikasoyuz.ru

Можете быть уверены в своей безопасности

Годовой абонемент для будущих мам

Годовой абонемент для будущих мам за 6999 рублей вместо 10 500 рублей. В абонеме …

Комплексная диагностика зрения

«Пройдите комплексную диагностику зрения с 24 января по 24 февраля у Пимен …

Скидка 15 % держателям карт москвича

Всем держателям карт москвича скидка 15% на диагностическое обследование при пре …

Проверка зрения для тех, кто зачитался

Чтение – полезное и увлекательное занятие. Но часто бывает так, что врем …

Рассрочка с картой Халва

Оплатите любую услугу МГК картой Халва и получите беспроцентный займ сроком …

Мед. портал:

Эдуард Сергеевич Аветисов – профессор, признанный авторитет советской, российской офтальмологии. Одним из направлений деятельности ученого была эффективная профилактика расстройств зрения. Ведь всем давно известно, что любую болезнь проще предотвратить, чем лечить в последствии. Особенно действенной является профилактика глазных патологий у дошколят и детей школьного возраста. Те из них, кто освоил и регулярно выполняет простую глазную гимнастику, как правило, застрахованы от возникновения расстройств зрения в будущем.

Профессор Аветисов отмечал, что среди близоруких людей количество практически здоровых в два раза меньше среднестатистического значения. И это обстоятельство свидетельствует о важности общего оздоровления организма в деле предупреждения и лечения глазных недугов. Необходимый уровень двигательной активности вкупе с хорошей закалкой резко повышают шансы человека избежать нарушений зрения.

Комплекс гимнастических упражнений для глаз по Аветисову представляет собой разнообразные движения глазами, а также несложные упражнения для тренировки аккомодации. Регулярно выполняя подобную гимнастику во время необходимых перерывов в зрительной работе, можно эффективно бороться со зрительным перенапряжением, что является лучшей профилактикой миопии для людей, продолжительное время читающих и долго работающих за компьютером.

Автор рекомендует при выполнении данных упражнений соблюдать максимальную амплитуду движений глазами и придерживаться среднего или медленного темпа. Приступая к занятиям, увеличивать нагрузку нужно поэтапно, начиная с 3-5 повторения каждого упражнения, чтобы к 8-12 повтору, выполнять их с максимальной нагрузкой.

Гимнастика по Аветисову – это три группы упражнений, и каждая из них преследует свою цель.

Упражнения первой группы (улучшают кровообращение и питание глаз, усиливают циркуляцию внутриглазной влаги). Исходное положение для выполнения упражнений этой группы — сидя.

Упражнение 1. Крепко зажмуривайте глаза (поочередно, то левый, то правый) на 3-5 секунд, затем, на это же время открывайте их.

Упражнение 2. Поморгайте обоими глазами 10-15 секунд в убыстряющемся темпе, после чего сделайте небольшую паузу (7-10 сек.). Выполните 3-4 повторения упражнения.

Упражнение 3. Указательными пальцами рук, необходимо помассировать соответствующий закрытый глаз, выполняя легкие круговые движения. Для массажа каждого глаза достаточно 1 минуты. Данное упражнение улучшает кровоток, расслабляет глазные мышцы.

Упражнение 4. Нужно закрыть глаза и 3-мя пальцами соответствующей руки осуществлять легкие надавливания на глазные яблоки. Надавливания выполняют 1-3 секунды. Данная манипуляция требует 3-4 повторений.

Упражнение 5. Указательными пальцами рук, необходимо «подпереть» кожу обеих надбровных дуг и закрыть глаза. Пальцы при этом, должны оказывать ощутимое сопротивление мышцам лба и верхних век. Упражнение повторяют 6-8 раз.

Упражнения второй группы (укрепляют глазодвигательные мышцы). Исходное положение – сидя, голова остается неподвижной.

Упражнение 1. Поднимите медленно взгляд на потолок, затем, так же медленно опустите его в пол. Сделайте 8-12 подобных повторений.

Упражнение 2. Устремите взгляд вперед, затем медленно в горизонтальной плоскости переводите его, сначала вправо, потом – влево. Сделайте так 8-10 раз.

Упражнение 3. Не спеша водите взглядом по диагоналях: сперва вправо-вверх, потом влево-вниз и в обратном порядке. Затем сделайте то же по другой диагонали – сначала влево-вверх, потом вправо-вниз и в обратном порядке. На каждую диагональ выполните 8-10 повторений.

Упражнение 4. Начинайте двигать глазами по кругу: против часовой стрелки, затем в обратную сторону. Всего 4-6 повторений.

Упражнения третьей группы (для тренировки аккомодации). Упражнения этой группы выполняются в положении стоя.

Упражнение 1. Взгляд направьте вперед и зафиксируйте на 2-3 секунды, поднимите правую руку к лицу и сосредоточьте взгляд на ее пальце, расположенном в 25-30 сантиметрах на уровне носа. Через 3-5 секунд опустите руку. Сделайте 10-12 повторов этого упражнения.

Упражнение 4. Данное упражнение получило название «Метка на стекле». Для его выполнения необходимо надеть очки, если вы их носите.

На оконном стекле следует закрепить цветную метку размером примерно 3-5 мм, где-то на уровне глаз. После этого вдали за окном отыскать объект, который располагается на одной линии взгляда, проходящего сквозь метку. Зафиксируйте взгляд на метке, потом переведите его на удаленный объект. Рассматривайте этот объект примерно 1-2 секунды, а после снова переведите взгляд на метку, и снова на объект вдали. В первые дни занятий выполняйте данное упражнение не менее 5 минут, затем увеличьте время выполнения до 7 минут. Упражняйтесь с меткой ежедневно по 2-3 раза. Делайте это каждым глазом в отдельности и обоими глазами вместе.

Упражнения для глаз по Аветисову разнообразны и достаточно легки. Сегодня их включают практически все известные гимнастические комплексы для здоровья глаз.

Следует отметить, что подобная гимнастика имеет скорее профилактический эффект, предупреждая возникновение спазма аккомодации, появление компьютерного синдрома и застойных явлений. Тем же, кто носит уже очки, стоит обратить внимание на упражнения по системе Бейтса. Они состоят из специальных расслабляющих техник и направлены на снятие чрезмерного напряжения мышц глаз.

В медицинском центре «Московская Глазная Клиника» все желающие могут пройти обследование на самой современной диагностической аппаратуре, а по результатам – получить консультацию высококлассного специалиста. Клиника открыта семь дней в неделю и работает ежедневно с 9 ч до 21 ч.  Наши специалисты помогут выявить причину снижения зрения, и проведут грамотное лечение выявленных патологий. 

Записаться на прием в “Московскую Глазную Клинику” Вы можете по телефонам в Москве 8 (800) 777-38-81 8 (499) 322-36-36 (ежедневно с 9:00 до 21:00) или воспользовавшись формой онлайн-записи.

Остались вопросы? Нужна консультация?

Наши лицензии

Все лицензии Лицензия на осуществление медицинской деятельности Лицензия на осуществление медицинской деятельности (оборт) Лицензия Свидетельство об аккредитации на проведение клинических исследований Свидетельство о государственной регистрации

Особенности проведения гимнастики

Гимнастику для зрения можно проводить в любое время суток, все зависит от предпочтений ребенка. Кому-то удобнее выполнять упражнения утром, кто-то предпочитает делать их после школы, а кто-то перед сном или на перемене между уроками. Если есть время, то лучше не ограничиваться одним подходом и повторять весь цикл несколько раз в день. Малышам от трех лет хватит 5-10 минут 3 раза в день. Количество повторов для школьников зависит от их нагрузки: оптимально уделять гимнастике время после каждого часа напряженной работы. Это не отнимет много времени, зато принесет ощутимую пользу. Первые результаты будут заметны уже через месяц.

Некоторые родители считают, что детям дошкольного возраста гимнастика не нужна, так как они не испытывают такого зрительного напряжения, как дети старше. Но это заблуждение. Укреплять мышцы глаз нужно с самых ранних лет.

Есть несколько рекомендаций, которые нужно соблюдать:

  1. Важно работать только глазами: голова и шея обычно остаются неподвижными.
  2. Следите за нагрузкой: первые дни достаточно заниматься всего несколько секунд. Количество самих упражнений и повторов лучше увеличивать постепенно, иначе и сама гимнастика окажется слишком большой нагрузкой на глаза ребенка.
  3. Школьники могут заниматься самостоятельно, а за малышами обычно присматривают родители. Важно контролировать правильность выполнения всех заданий, иначе можно получить проблемы со зрением. Иногда занятия проводятся в детских садах. Воспитатель использует популярные методики, выбирает соответствующие возрасту детей упражнения и проводит гимнастику 2-3 раза в день. Чтобы малышам было интереснее заниматься, такая тренировка проходит под музыку, сопровождается песнями, стихами или играми, которые воспитатель подбирает для каждой конкретной группы.
  4. Упражнения для зрения необходимо выполнять каждый день, чтобы закрепить эффект. Если малыш занимается в детском саду, уточните у воспитателя, какие методики он использует, чтобы тренироваться с ним на выходных.
  5. Не нужно проводить слишком много упражнений, большая нагрузка не даст необходимый результат, а только утомит малыша. Для зрения полезнее заниматься регулярно и несколько раз в день по 5-10 минут.

Виды упражнений для глаз для детей

Существует большой перечень упражнений для укрепления глазных мышц детей. Внимательно ознакомьтесь с предложенными вариантами и четко следуйте инструкции. Не будет лишним показаться врачу перед тем, как начать заниматься. Помните, что упражнения только укрепляют мышцы, а если необходимо вернуть остроту зрения или помочь глазам восстановиться после травмы или в других ситуациях, гимнастику подбирает врач строго индивидуально. Любое самолечение чревато самыми неблагоприятными последствиями и может даже испортить зрение.

Лабиринт

Ребенок смотрит на таблицу, на которой нарисованы волнистые линии и круги разного цвета. В течение минуты он должен медленно водить глазами по этим линиям.

Туда-сюда

Ребенок смотрит в центр большого предмета, расположенного напротив. Сначала ему нужно поднять взгляд от центра вверх, затем опустить его вниз, потом снова поднять в центр, посмотреть влево, а затем вправо и снова вернуться в центр, после чего повторить упражнение еще 4 раза.

Часики

Ребенок встает напротив часов с крупным циферблатом, на расстоянии около 40 см, и смотрит на время: его взгляд движется, копируя движение секундной стрелки и останавливаясь на каждой цифре на 1-2 секунды. После 5-6 повторений упражнение проводится в обратном направлении, то есть взгляд движется против часовой стрелки.

Задание можно усложнить: после 5-6 подходов можно выполнить его снова, но уже отодвинувшись от циферблата на метр, а затем на полтора, если это позволяет размер цифр и зрение малыша.

Маятник

На расстоянии 35-40 см от глаз нужно повесить маятник: большую пуговицу на нитке или что-то похожее. В течение 30 секунд этот маятник должен раскачиваться, а ребенку необходимо следить за его движениями. Затем нужно сделать перерыв и в течение следующих 30 секунд смотреть в окно.

Жмурки

Необходимо зажмурить глаза, досчитать до пяти и плавно открыть их, затем повторить упражнение еще 7-8 раз. За выполнением упражнения должен следить взрослый: важно, чтобы ребенок не торопился, спешка приведет к еще большему напряжению глазных мышц.

Можно выполнить и схожее упражнение: быстро-быстро моргать в течение 5 секунд, потом 1-2 секунды отдохнуть и повторить задание еще 5 раз.

Далеко-близко

Ребенок встает у окна и в течение 10 секунд рассматривает самый дальний предмет на улице. Затем он переводит взгляд на картинку, которую родитель предварительно наклеил на стекло, и рассматривает ее также в течение 10 секунд, после чего снова возвращается к дальнему объекту. Выполнять упражнение нужно 7-8 раз.

Восьмерка

Малышу необходимо представить себе цифру восемь и нарисовать ее глазами. Если ребенок еще маленький и ему сложно справиться с этим заданием, родители могут написать восьмерку на листе бумаги, чтобы малыш «обвел» ее взглядом. Сначала восьмерка должна стоять вертикально, а затем горизонтально, как знак бесконечности. Обе цифры нужно «обвести» по 7-8 раз.

Крестики-нолики

Упражнение выполняется в комнате: сначала нужно медленно начертить глазами «крестик», от верхнего левого угла комнаты в правый нижний и от правого верхнего в левый нижний, а затем «нолик», который будет касаться потолка, пола и стен. 5-6 повторений будет достаточно. Дети постарше могут делать упражнение с закрытыми глазами. Важно, чтобы голова оставалась неподвижной.

Приближение

В максимально вытянутой руке ребенок держит яркий фломастер или другой небольшой предмет и внимательно смотрит на него, не отвлекаясь на другие вещи. Затем он медленно подносит фломастер к носу. Как только предмет превратится в одно яркое пятно, нужно сделать 5-секундный перерыв, после чего повторить упражнение еще 5-6 раз.

Отдых

В конце гимнастики глаза должны хорошо отдохнуть. Пусть ребенок закроет их, досчитает до 15 и снова откроет на пару секунд. Достаточно 5-6 повторов.

Игры на улице

Необязательно заниматься только дома. Упражнения для зрения можно выполнять и во время прогулки, по дороге в садик или школу. Например, искать глазами какие-то предметы, которые называет родитель, считать прохожих и машины вблизи и вдалеке, встать перед домом и пробежаться глазами по всем окнам.

 Как приучить ребенка регулярно делать гимнастику для глаз

Выполнять однообразные упражнения детям может быть скучно. Увлечь их гимнастикой, просто рассказав, какую пользу она несет, не получится, особенно если у вас ребенок дошкольного возраста.

Лучше обернуть все в игру: представить, что ребенок — герой какой-нибудь сказки, и движения глазами он делает, чтобы лучше рассмотреть драконов, с которыми ему предстоит сражаться, или при помощи глаз он вводит код на двери секретной лаборатории. Расскажите ему, что супергероев с плохим зрением не бывает, поэтому все они делают гимнастику несколько раз в день. Вариантов может быть много, и зависят они только от фантазии родителя и увлечений ребенка.

Хорошо помогают стихи и песни, написанные так, чтобы на каждую строчку ребенок выполнял то или иное движение глазами. Можно воспользоваться картинками и плакатами с различными схемами: пусть малыш представит, что это лабиринт, и глазами передвигается от одного предмета на плакате к другому. Выбор варианта здесь также зависит от возраста маленького пациента и его предпочтений.

И, конечно, нельзя увлечь ребенка без личного примера. Маленькие дети, особенно дошкольного возраста, хотят быть похожими на родителей и подражают им. Если малыш увидит, что его мама или папа делает зарядку для глаз, то охотнее присоединится и переймет эту привычку.

Показания

К общим показаниям относят различные нарушения остроты зрения: астигматизм, близорукость, дальнозоркость, косоглазие и др. Показана гимнастика и высоких зрительных нагрузках, быстрой утомляемости глаз и др. Но обычно в этих случаях рекомендации дает врач, он же подбирает комплекс упражнений.

При отсутствии каких-то офтальмологических заболеваний занятия выполняют профилактическую функцию, помогают укрепить мышцы глаз, нормализовать кровообращение и предотвратить снижение остроты зрения и развитие других патологий.

Профилактические упражнения показаны в следующих случаях:

  1. Ребенок много времени проводит за гаджетами: смотрит фильмы, играет в игры, сидит в социальных сетях и др.
  2. У ребенка есть наследственная предрасположенность к офтальмологическим заболеваниям.
  3. У ребенка есть различные болезни и патологии, не связанные с нарушением зрения, но способные повлиять на него. Например, травмы головы, перенесенные инфекционные заболевания и др.
  4. Ребенок часто жалуется на усталость или боль в глазах, особенно после нагрузки.
  5. Нагрузка на глаза ребенка резко выросла, например, после школьных каникул.
  6. Ребенок занимается чем-то, что требует большого напряжения глаз, например, вышивает, шьет, много читает.                     

Противопоказания

Упражнения, направленные на коррекцию уже имеющихся нарушений, может подобрать только врач с учетом диагноза и возраста малыша. Это позволит избежать осложнений и правильно распределить нагрузку на глаза.

В остальных случаях список противопоказаний минимален: нельзя заниматься после операции на глазных мышцах, при отслоении сетчатки, при риске развития перфорации роговицы. Также детям не проводят ряд упражнений, показанных взрослым.

В ГУО «Любанская средняя школа Вилейского района» проходили мероприятия в рамках Дня науки. Для учащихся была проведена познавательная викторина «С истории открытий». Традиционный конкурс работ исследовательского характера прошел в ГУО «Вилейская гимназия № 1 «Логос», который собрал самых любознательных ребят, не перестающих познавать и исследовать наш удивительный мир. В ГУО «Чурленский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» прошел фестиваль национальных культур «Под небом единым».

Учащиеся 9–11-х классов ГУО «Метченский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Борисовского района» посетили музей «Ад бацькі да Бацькаўшчыны» на базе ГУО «Средняя школа № 25 г. Борисова». Среди учащихся 1–4-х классов ГУО «Зембинский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Борисовского района» проведена интерактивная игра «Ад хаты ў хату».

Для учащихся 5–8-х классов ГУО «Коммунаровский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Любанского района им. Я. Купалы» была организована познавательная программа «Страна, которой я горжусь». В ГУО «Обчинский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Любанского района» прошел тематический День белорусской науки. Учащиеся 5–9-х классов познакомились с основными научными открытиями 2021 года Беларуси, активно задавали вопросы по данной теме и отвечали на вопросы «научной» викторины. В ГУО «Сорочская средняя школа Любанского района» для учащихся начальной школы прошла интеллектуальная игра «Экономическое поле чудес», а в ГУО «Уречская средняя школа Любанского района» прошел «День этикета».

Учащиеся 7-х классов ГУО «Молодечненская средняя школа № 4» обсуждали мозаику фактов «Попробуй объясни» в рамках Года исторической памяти. «День подвижных игр!» прошел в ГУО «Гимназия № 6 г. Молодечно».

В ГУДО «Центр технического творчества детей и молодежи Солигорского района» были проведены соревнования по трассовому моделизму в классе моделей J–24(ТВ) среди юных спортсменов объединения по интересам «Трассовый автомоделизм». Для учащихся 9–10-х классов ГУО «Гимназия № 1 г. Солигорска» проводилась интерактивная квест-игра «Дипломатия».

Интерактивное путешествие «Беларуская хатка» состоялось в ГУО «Гимназия г. Логойска». Для учащихся 5-х классов ГУО «Плещеницкая средняя школа №1 Логойского района» состоялся интеллектуальный марафон «Умники и умницы».

Яркими и интересными мероприятиями был наполнен субботний день в учреждениях образования Несвижского района. На базе ГУДО «Центр детского творчества Несвижского района» для учащихся 5–7-х классов в субботний день прошел марафон настольных игр по Правилам дорожного движения «ПДДЗнайка». В ГУО «Карцевичская средняя школа» для учащихся была организована игровая программа «Мы за безопасность». Ребята повторили правила безопасного поведения в школе и дома, поучаствовали в тематическом конкурсе рисунков «Безопасность глазами детей». Для учащихся 8–11-х классов ГУО «Новоселковский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Несвижского района» проведен познавательный час «Сэрцам роднага слова краніся…». В ГУО «Несвижская гимназия» в рамках акции «Минщина спортивная. Зима» проведен турнир по пионерболу «Команда чемпионов». В турнире приняли участие команды «Точный бросок» и «Меткие ребята». Члены команд продемонстрировали свои навыки владения мячом и командный стиль игры.

В шестой школьный день учащиеся начальных классов ГУО «Узденская средняя школа № 2 имени К. К. Крапивы» приняли участие в спортивном турнире «Веселая лыжня».

Современные дети уже с раннего возраста много времени проводят за просмотром мультфильмов, старшие же дошкольники сегодня вовсю играют в компьютерные игры. В результате глаза, испытывающие большую нагрузку, не получают достаточного отдыха. Чтобы избежать возможных проблем со здоровьем этих важных органов, в детском саду обязательно проводится несложная и увлекательная зрительная гимнастика.

Цели проведения гимнастики для глаз

Зрительная гимнастика — одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем. В детском саду она относится к современным здоровьесберегающим технологиям (наряду с динамическими паузами, самомассажем, дыхательной гимнастикой и пр.).                                                                                                             

Интересно, что первые упражнения, призванные сохранить остроту зрения, были придуманы ещё до нашей эры индийскими йогами. Создавая комплексы для всего тела, они не забыли и о глазах.                                                                                                  

В дошкольном учреждении гимнастика для глаз имеет очень важное значение, поскольку выполняет целый ряд задач:

  1. Общее оздоровление зрительного аппарата, профилактика различных нарушений в работе органов зрения: укрепление глазных мышц, снятие напряжения, предупреждение утомления, улучшение кровообращения в глазах.
  2. Является эффективным дополнением в лечении уже имеющихся заболеваний: детской близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
  3. Формирует у воспитанников представления о важности заботы о своём здоровье, в частности, об органах зрения. Ребята узнают о ценности зрения.
  4. Имеет обучающее значение. Выполняя зрительные упражнения, дети учатся ориентироваться в пространстве: закрепляют понятия «право» и «лево», «верх» и «низ», «поворот». Помимо этого, проведение гимнастики способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закрепляет знакомые понятия об устройстве окружающего мира.

Зрительная гимнастика приучает дошкольников заботиться о своих глазах, понимать всю ценность зрения.         

Телевизор, компьютер и мобильные телефоны с ранних лет пагубно влияют на зрение дошкольников

Виды зрительной гимнастики

Практикуется несколько видов зрительной гимнастики:

  1. Без атрибутов (просто выполняются упражнения по словесному указанию) и с предметами и наглядными пособиями (дети следят взглядом за перемещающейся игрушкой, «пробегают» глазами по указанной траектории и пр.).
  2. Профилактическая (направленная на предотвращение развития заболеваний глаз) и корригирующая (замедляет развитие близорукости, дальнозоркости, астигматизма и пр.).
  3. Пассивная (только упражнения для глаз) и активная (сочетается с выполнением общеразвивающих упражнений, задействует мышцы рук, ног, спины и пр.).

Желательно проводить с дошкольниками различные виды гимнастики для глаз, разумно их чередуя.

Методика проведения зрительной гимнастики

Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного возраста. Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день. Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в старшем же звене — четыре-пять минут.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Ребята должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
  2. Голова занимает фиксированное положение (если, конечно, гимнастика не активная — не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
  3. Если некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
  4. Детское дыхание должно быть равномерным и глубоким.
  5. Последним упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики малышам желательно хорошенько потянуться.

Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.                                                                                                                         

При организации гимнастики важно учитывать возраст дошкольников. К примеру, двухлетние малыши вряд ли поймут словесную команду «вращаем глазками»: нужно использовать предмет, за которым дети будут следить взглядом. Причём, это должен быть не обычный карандаш, а «волшебная палочка» или указка с закреплённой на ней картинкой или игрушкой. Интересная идея — надеть пальчиковую куклу. Ещё один действенный способ заинтересовать младшего дошкольника — фразы типа «А ты так умеешь? А я вот умею!» после таких слов любознательные крохи готовы всё повторять.                                                                                  

Заставлять маленького ребёнка что-либо делать, если ему это не интересно, недопустимо и, кроме того, не принесёт никакой пользы.                                                 

Что же касается старшего дошкольного возраста, то здесь мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три века). Стоит обсудить с детьми, насколько вредно долго смотреть мультфильмы, просиживать за компьютерными играми. После такого разговора дошкольники сами захотят делать полезные упражнения.                                                                  

При проведении зрительной гимнастики с младшими дошкольниками нужно обязательно  показывать каждое упражнение, делать его вместе с детьми, то в старшем звене достаточно один раз продемонстрировать выполнение действий. В дальнейшем уже будет достаточно словесной инструкции либо чтения стихотворного текста (если он сопровождает зарядку).

«Гимнастика для глаз» в стихах

                        ***

«Глазкам нужно отдохнуть.»  (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

      «Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

«Мостик»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

 (Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

«Белка»

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри!

(Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи — раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой

(Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

  «Теремок»

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

«Заяц»

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

(Смотрят вверх.)

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.

(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)

Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.

(Моргают глазками.)

Глазки закрывает.

(Глазки закрывают.)

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

(Прыгаем, как зайчики ).

Любопытная Варвара Смотрит влево… Смотрит вправо… А потом опять вперёд. Тут немного отдохнёт; Шея не напряжена И расслаблена… *** А Варвара смотрит вверх! Выше всех, дальше всех! Возвращается обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена И рассла-а-бле-на… *** А теперь посмотрим вниз – Мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена И рассла-а-бле-на… *** “Весёлая неделька” Всю неделю по порядку, Глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. (Поднять глаза вверх; опустить их вниз, голова неподвижна) Во вторник часики-глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда. (Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна) В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем. (Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки) По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны. (Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку) В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать. (Поднять глаза вверх, вправо, вниз,  влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх ) Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. (Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем — в нижний  левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый ) В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать. (Закрыть веки, массировать их с  помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот) *** МОСТИК Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза) Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (Продолжают стоять с закрытыми глазами) А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост) Нарисуем букву «О», получается легко (Глазами рисуют букву «О») Вверх поднимем, глянем вниз (Глаза поднимают вверх, опускают вниз) Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево) Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз) *** Вот какая стрекоза- как горошины глаза. (Пальцами делают очки.) Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо- влево.) Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз) Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.) Мы летаем низко. (Смотрят вниз.) Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.) Мы летаем близко. (Смотрят вниз.) *** БЕЛКА Белка дятла поджидала, (Резко перемещают взгляд вправо- влево.) Гостя вкусно угощала. Ну-ка дятел посмотри! (Смотрят вверх-вниз.) Вот орехи — раз, два, три. Пообедал дятел с белкой (Моргают глазками.) И пошел играть в горелки. (Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем). *** ТЕРЕМОК Терем- терем- теремок! (Движение глазами вправо- влево.) Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз.) Наверху петух сидит, Кукареку он кричит. (Моргают глазами.) *** ВЕТЕР Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.) Закачалось деревцо. (Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.) Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.) Деревца все выше, выше! (Встают и глаза поднимают вверх.) *** БУРАТИНО Буратино потянулся, (Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев.) Вправо- влево повернулся, Вниз- вверх посмотрел И на место тихо сел. (Не поворачивая головы, смотрят вверх- вниз, вправо- влево и садятся на корточки). *** Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. (Смотрят вверх.) Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. (Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.) Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает. (Моргают глазками.) Глазки закрывает. (Глазки закрывают.) Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. (Прыгаем, как зайчики ). *** Дождик, дождик, пуще лей. (Смотрят вверх.) Капель, капель не жалей. (Смотрят вниз.) Только нас не замочи. (Делают круговые движения глазами.) Зря в окошко не стучи. *** КОШКА Вот окошко распахнулось, (Разводят руки в стороны.) Кошка вышла на карниз. (Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.) Посмотрела кошка вверх. (Смотрят вверх.) Посмотрела кошка вниз. (Смотрят вниз.) Вот налево повернулась. (Смотрят влево.) Проводила взглядом мух. (Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.) Потянулась, улыбнулась И уселась на карниз. (Дети приседают.) Глаза вправо отвела, Посмотрела на кота. (Смотрят прямо.) И закрыла их в мурчаньи. (Закрывают глаза руками.) *** КОТ Кот на солнышке сидит, Глаз закрыт, другой закрыт (закрыть по очереди оба глаза) Кот играет в «Жмурки» (крепко зажмуриться) – С кем играешь, Васенька? – Мяу, с солнцем красненьким! (открыть оба глаза) *** Есть качели на лугу: Вверх-вниз, вверх-вниз (посмотреть глазами вверх, вниз) Я качаться побегу Вверх-вниз, вверх-вниз (посмотреть вверх, вниз) *** Лучик, лучик озорной, Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазками.) Ну-ка лучик, повернись, На глаза мне покажись. (Делают круговые движения глазами.) Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево.) Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.) Поздравления / Стихи image   All Greetings

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации