глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 34

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Содержание

Методики развития разных видов восприятия

Вот несколько методов развития восприятия разных видов.

Величина, цвет и форма

В этом случае предлагается детям из коробочек доставать предметы только одного цвета. Или же предложить вынимать только квадратные предметы, или только круглые. Можно подготовить коробки, раскрашенные разными цветами, а в них ребенок должен складывать предметы того цвета, в который выкрашена коробка. 

Что потерялось?

В этой игре работает не только зрение, внимательность, но и мышление. Ребенку предлагается посмотреть на картинку, где изображены разные предметы. Но они не дорисованы до конца. К примеру, у велосипеда не хватает колеса, а у дома нет окон. Ребенок должен рассказать, чего не хватает.

Понюхай и отгадай

В этой игре работает нюх. Ребенку завязывают глаза, перед ним лежат овощи и фрукты, другие продукты, которые игрок должен назвать, ориентируясь по запаху.   

Волшебное звучание

Игра, которая будит воображение и слух. Ребенок с закрытыми глазами. Ведущий воспроизводит звуки, включая аудиосистему: звук дождя, звук паровоза, щебет птиц и т.д. Ребенок называет, кому принадлежат звуки.

Тактильная загадка

В емкости лежат предметы. Ребенок, не глядя, должен определить наощупь что это. Предметы должны быть разной величины, формы, гладкие или шероховатые.

Читайте также:

  • «Игры на развитие мелкой моторики у детей»
  • «Развитие воображения у детей дошкольного возраста«

Нарушения восприятия и причины

Развитие восприятия у дошкольников. Нарушения восприятия – это невозможность правильно осознавать окружающие звуки и предметы. Такой человек дезориентирован, он не может реально оценивать действительность вокруг него.

Причинами нарушения восприятия могут быть:

  • патология центральной нервной системы, в том числе вследствие болезней;
  • психические расстройства;
  • реакция на прием сложных препаратов, таких как антидепрессанты, противовирусные и другие;
  • наркомания, в том числе и врожденная;
  • травма, в результате которой пострадала нервная система;
  • физическая и психическая усталость организма;
  • дефект зрения. 
image

Ребенок, страдающий нарушениями восприятия, нуждается в работе со специалистами, которые составят индивидуальную программу. Но при этом в семье можно помочь решению проблемы следующими способами:

Выполнять режим дня

Вставать и ложиться спать в одно время, исключить те действия, которые вызывают страх, эмоциональную нагрузку.

Свет

Ребенок плохо воспринимает форму и цвет предметов, а при плохом освещении ему становится еще хуже. Поэтому свет должен быть ярким, но мягким.

Цвета

Чтобы нервная система не испытывала дополнительной нагрузки, нужно, чтобы в комнате ребенка было как можно меньше глянца и орнаментов и как можно больше однотонных цветов. 

Ежедневные занятия по развитию восприятия

Игры по развитию способности понимать величину, размер и форму предмета, а также его цвет, по развитию звуковых и зрительных восприятий должны быть построены с учетом особенностей детей с нарушениями. К примеру, можно предложить играть в такую игру. Предлагается в конкретные пазлы вложить такой же по форме элемент. Конечно, сразу у ребенка не получится, но со временем его ждет маленький успех. Также можно использовать игры, где понадобятся тактильные ощущения. Игры с песком к тому же успокаивают, развивают мелкую моторику.  

Что влияет на развитие восприятия у ребенка

Развитие восприятия у дошкольников. В дошкольном возрасте у ребенка формируется психическое развитие, начинает активно работать мышление. Если какое-либо восприятие «спит», ребенку будет сложнее познавать мир, усваивать новые знания, а значит, ему будет сложнее потом в школе.

На развитие восприятия ребенка оказывают большое внимание его окружение и взрослые, которые рядом с ним. Развивающие игры, которые используются педагогами для развития восприятия, должны не только просто воспроизводить какие-то детали из жизни ребенка, но и быть информативными, учить его, заставлять узнавать больше. Именно желание познать, попробовать становятся неким моторчиком, двигающим ребенка в его развитии.

Как в увлекательной форме развивать восприятие у ребенка

Отзывы

Евгения, Самара:

– В моей группе был мальчик, который не мог сделать элементарного: вложить в пазлы нужную по форме деталь.  С силой пытался вогнать, злился, начинал плакать. Он вообще вел себя не так, как другие дети, хотя внешне ничем не отличался от них. Оказалось – ЗПР. Его потом от нас забрали в специализированный садик.

Александра, Чита:

Мне кажется, ребенок еще слишком мал, чтобы понимать звуки природы. Взрослый-то не всегда разберется. А как ребенок может на слух определить где дождь, где шум моря? Нет, это задание не для дошкольников.

Нина, Анапа:

Я часто провожу занятия с детьми, где мы проверяем обоняние и вкусовые рецепторы. Детям очень нравится. А еще они любят играть в «лукошко». Это такая игра, когда из корзинки вынимают предметы одного цвета. А потом мы эти предметы считаем. Очень полезное упражнение для развития детей.

Олег, Курган:

Думаю, именно нетрадиционные методы рисования могут развить восприятие ребенка. Это и тактильные ощущения, и зрительная тренировка. Тем более что детям интересно пробовать все новое. Я сам такие занятия веду и вижу, как загораются детские глазенки.

image

Что приготовить ребенку

В этой статье Вы найдете рецепты здоровых завтраков, обедов, приятных ужинов для всей семьи. 

Восприятие – основа для дальнейшего развития мышления, памяти, способности человека осознавать увиденное и анализировать, планировать и осуществлять. И если развитию восприятия не уделять должного внимания в раннем возрасте, можно упустить время.

Педагог-психолог: Наталья Белокопытова

Индивидуальность человека основывается на рядах различных психологических и физических качествах. Его сознание строится как раз на совмещение этих двух понятий. Точно так же, как и понимание самого себя (осознание себя человеком, высоким, маленьким, красивым, или каким-либо еще) также ощущает и окружающую его действительность. Он воспринимает ее как физически, так и психологически. Тактильное восприятие можно описывать весьма долго, и в статье ниже оно тоже будет иметь место. Но не прямое. Речь пойдет о психологическом восприятии действительности.

Содержание

Методики, которые развивают восприятие

Мир контактирует с человеком разными способами, и то, как он его понимает – напрямую влияет на человеческое развитие, интересы, творчество и так далее. Взаимоотношения с миром влияют на человека по двум направлениям:

  • Рецепторное восприятие мира (обоняние, слух, зрение, тактильность)
  • Эмоциональное восприятие

Эти два направления описывают в полной мере тот опыт, которые человек получает и осознает от контактов с любым окружением. Дифференциация этих понятий с возрастом меняется. С раннего детства, ребенок начинает «ощупывать» окружающий мир. Это называется наглядно-образным мышлением – это процесс, который захватывает также и восприятие. Причина и следствие в результате каких-либо действий, указывает на то, какой мир вокруг. Прикосновение к чему-то горячему приносит боль. По тактильным ощущениям, ребенок понимает – что это плохо. И потом, видя тот же предмет, он будет контактировать с ним осторожнее, вспоминая ощущения (физические) от прошлого опыта взаимодействия.

Потом такой накопленный опыт напрямую влияет на мышление человека. Он начинает понимать, что горячим может быть не только вода, или сковорода. А любые другие предметы, и просто учиться переносить одни характеристики на все остальные предметы и объекты. Например, горячей может быть не только сковорода, но и миска, и так далее. Теперь преобладают эмоции в плане познания мира.

Механизм такого развития характерен для всей жизни человека, но эмоциональная сторона – приуменьшается, оставляя место рационализму и суждениям. Когда природа изменений становится понятной, нужно уточнить несколько направлений и способов, чтобы подобрать ряд способов диагностик нынешнего уровня восприятия, а также подбора способов дальнейшего развития.

Выбор методики диагностики восприятия

Чтобы максимально точно подобрать методику для развития или диагностирования восприятия, то стоит определиться с тем, на каком этапе роста ребенка его лучше использовать. Тут важно понимать, что более ранний возраст (младшие классы, например) лучше поддаются изменениям. Это плюс для хорошего педагога, и детское восприятие он может направить в необходимое русло. Сфокусировать его на получаемых знаниях, любопытстве и пытливости. Но есть и иная сторона. Ребенок и сам справляется с этой задачей в непроизвольном направлении.

То есть, восприятие развивается в двух направлениях: внутри ребенка (его опыт, анализ своих же действий, причинно-следственные связи, и так далее), и с влиянием на него окружающей среды. Отталкиваясь от этих направлений, нужно подбирать определенную методику.

Выбор методики основывается на ряде необходимых правил:

  • Возраст ребенка
  • Его заинтересованность

На основе этих достаточно простых правил, можно выбрать путь диагностики школьников. Конечно, можно выделить еще ряд специфических (относящихся к конкретному классу) причин и способов проверки уровня восприятия. Но это отдельно взятые случаи. Для начала работы с восприятием детей, нужно сформулировать общее понятие. Учитывать при выборе упражнений нужно и то, что восприятие является сложным психологическим процессом. Оно основывается на двух человеческих «ощущениях»: восприятие органами чувств, и восприятие мозгом и мышлением.

Поэтому человек больше уделяет времени тому, что ему нравится, пропуская мимо себя неприятную информацию. Лучше запоминает знакомые, привычные события, усваивает интересную (именно для него) информацию, и так далее. Это важно учитывать при подборе методик. Кроме того, этот психологический процесс сложен тем, что у ребенка появляются понятия о том, что не имеет каких-либо аналогов и измерений в ощущениях физических. К примеру, холод, запах, или что-то горячее, все это можно почувствовать. Но классифицировать размер объекта, отношение к нему – это уже дело личное.

Поэтому восприятие может быть ошибочным. Человек поддается социальному фактору, пережитому опыту, на основе чего и строит дальнейшие выводы даже о вещах, с которыми сталкивается впервые. Это значит, что недостаток опыта, или умения проанализировать, может привести к неправильному восприятию окружающей среды, что в будущем – напрямую повлияет на получение нового опыта, и выводов, которые будут строиться уже на нем. Поэтому детский возраст (младшие классы) должно очень часто диагностироваться на уровень восприятия, развивать умения и понимания мира, делать правильные выводы.

Какому направлению следовать при выборе методики?

В первую очередь нужно показывать школьнику, что мышление – путь к правильному и полезному восприятию. Кроме того, методика как развития, так и диагностики восприятия, должна учитывать основные свойства восприятия.

  • Предметность
  • Целостность
  • Константность
  • Обобщенность

Эти свойства указывают на путь, который проходит восприятие с самого начала. Именно они могут описать все, как видит мир человек, и как его ощущает. К примеру, размер объектов. В раннем детстве, ребенок не имеет постоянной концентрации и фокусировки на размере объекта. Поэтому, когда он отдаляется, он не становится дальше – в привычном для взрослого понимании – он будто уменьшается. Понимание этого приходит чуть раньше, чем полное ощущение.

Ближе к десяти возрастному периоду, ребенок уже четко все это понимает, и создает, почему именно так. Это называется «константность» — объект, в независимости от среды, в которой человек его воспринимает, остается одинаковым. Целостность же описывает детали объекта, как частички цельной формы. Человек видит каждую деталь отдельно, но понимает – что это целостный предмет. Обобщенность – это своего рода стериотипизация восприятия. Это свойство заключается в том, что человек, познавая новые объекты, относит их (в своем понимании) к другим, таким же, как он или похожим.

К младшему школьному возрасту, ребенок уже относительно хорошо все воспринимает. Конечно, бывают какие-то неприятности (путают буквы, проглатывают слова, забывают детали, и так далее), но умение осознавать и ощущать все детали предмета, его характеристики, вес, размер и все остальное, уже достаточно высоки. Но чтобы ошибок и неправильного понимания действительности не было, нужно проводить ряд упражнений на развитие восприятия окружающей среды и ее объектов.

Особенности методик на развитие восприятия у младших школьников

Деткам в 1-2 классах нужно давать много упражнений на формы, детали и размеры объектов. Их проблемы с восприятием как раз и заключаются в некоторых проблемах с разделением на составные части отдельных объектов. Это же касается и запоминания в целом. Школьники могут выделять для себя какие-то мелкие детали информации, но целостная картина будет неправильная или вообще упущенная. Поэтому методика должна учитывать именно это.

Также нужно делать акценты на том, чтобы детки разделяли объекты на разные типы. «твердое-мягкое», «большое-маленькое», детская игра «съедобное-несъедобное», и так далее. Обычно, уровень такого восприятия достаточно высок, но все же его нужно как минимум проверить. Заодно это станет расслабляющий игрой перед прохождением тестов, и дети младших классов настроятся оптимистично, и в игровом ключе смогут более правильно выполнять задачи учителя.

Ключ у успешной диагностики лежит в правильном подборе методики. Эталоны, к которым школьник будет относить различные объекты, как упоминалось в упражнениях выше, имеют важную роль в развитии. Созданые социальными нормами, эталоны с годами охарактеризовали все объекты, даже те, которых пока нет. Умение приписывать эталонные характеристики объектам – это одна из ключевых методик по восприятию. Такие умения позволят ребенку характеризовать для себя незнакомы предметы, понимать, что они собой представляют, а также поможет в социальном развитии и взаимоотношениях с людьми разных ситуациях.

Рассмотрим пример методики

Рациональным применением различных методик относительно детского восприятия заключается в совмещение развития с диагностированием. Поэтому грамотно подобранные тесты и игры смогут сделать диагностику многогранной, полезной не только для диагноста, но и для младших школьников. Поэтому хорошо в выбранных методиках совмещать развитие с тренировкой каких-то навыков и использования предметов. К примеру, геометрические упражнения.

Суть методики «Геометрических упражнений» (или «фигур») в том, чтобы посмотреть на определенные фигуры, а затем – сравнить их с другим списком. Там будут фигуры, дорисованные не до конца. Школьник должен дорисовать их, чтобы они были идентичные.

Полезно брать такие фигуры, чтобы он тренировался использовать линейку. Это будет развивать также моторику, и сделает методику еще более полезной. Также использование линейки позволит логично вписать такие упражнения в урочный план. Для диагностики восприятия — это упражнение тоже очень полезное. Оно указывает на то, как школьник умеет видеть целостность картины, обобщенно воспринимать предметы (про обобщенность говорилось выше). Это очень важно. Такая черта помогает не только в учебе, но и в творчестве, и даже в социальной жизни.

Стоит ли видоизменять и чередовать разные методики?

Такую же методику можно усложнить. К примеру, нужно будет штриховать какую-то часть фигуры, сравнивая ее с оригиналом. Но непросто так, а чтобы была какая-то последовательность. Например, фигуры, идущие в ряд, должны штриховаться так: первая – штриховка в нижней части, вторая – в верхней, третья – снова в нижней, и так по всему ряду.

Такая дополнительная сложность поможет более точно диагностировать уровень восприятия ученика младшего класса. Вообще, дети такого возраста любят разные игры. Удобно, что школьная программа построена как раз таким образом, что подобные развивающие игры легко вписываются в учебный процесс. Для учителя такие методики очень хорошо помогают как воспитывать, так и узнавать своих учеников. Для школьников же – это хороший способ проводить время на уроках, и ощущать учебный процесс, как приятный и интересный.

Другая методика, которая направлена на ту же диагностику, что и первый вариант, но применяется немного иначе. Можно использовать настоящие предметы (не нарисованные), и ученик должен указать на их схематические чертежи. Так школьник учится находить схожести в предметах, видеть общее и выделять основные характеристики. Схематические рисунки не должны быть очень похожи на оригинал. В них должны быть только яркие характеристики (например, у кружки – это ручка, у книги – страницы, и так далее), остальное же изображение должны быть просто контурным, и напоминать лишь форму объекта. В противном случае методика не сработает.

Такие упражнения могут усложняться и видоизменяться так, чтобы ученикам младших классов было интересно и увлекательно. Тогда учитель сможет правильно проводить диагностику уровня восприятия. Ученик не должен бояться таких методик, поэтому не нужно ставить никаких оценок. Наказывать за неправильные решения или неохотное участие в тестах – ни в коем случае нельзя. Ученик должен быть максимально естественным, и только тогда методика сможет правильно сработать.

Для этого нужно учеников заинтересовывать, давать какие-то призы, хвалить за их попытки учится, проявленный интерес к чему-то новому. Так методика будет давать высокие результаты, а диагностика их способностей станет точной и правильной.

Под зрительным восприятием, принято понимать не классический процесс, при котором глаза анализируют многочисленные раздражители. Этому феномену стоит придавать гораздо большее значение. Ведь чем более хорошее развитие имеет зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения, получаемые индивидуумом, по своей силе и качеству. За счет этой функции человеку в мозг попадает наибольшее количество информации.

В зрительном процессе принимает участие множество элементов:

  • константность;
  • целенаправленность информационного потока;
  • произвольность восприятия сведений;
  • объем;
  • аналитическая деятельность анализатора;
  • зрительно-моторная координация;
  • обследование.

Восприятие посредством зрительных органов выступает в качестве основной функции у маленьких детей, ведь за счет нее происходит узнавания ребенком самого себя и мира, который его окружает. Владея развитым зрительным восприятием, человек чувствует себя уверенно.

Особого внимания заслуживает процесс узнавания формы и цвета окружающих объектов и действительности. Ведь эти признаки являются определяющими в ситуации, когда более сильные явления не получили сигнального значения.

Внимание! В процессе выбора лидирующего признака восприятия стоит обратить внимание на задачу, стоящую перед малышом.

Чтобы ребенок мог развиваться полноценно и обладать качественным зрительным восприятием, необходимо играть с ним в специальные игры.

Игра №1 «Помоги оказаться в домике»

Целью этого игрового процесса является развитие у ребенка зрительного ориентирования в ходе восприятия формы и величины предмета.

Ход игры заключается в поиске «домика» для каждого из вкладышей, т. е. игрокам необходимо соотносить выемку и вкладыш в соответствии с цветовыми и размерными характеристиками.

Важно! При возникновении сложностей в процессе выполнения этого задания педагогу необходимо дать детям мотивацию к самостоятельному мыслительному процессу и оказать помощь.

Игра №2 «Подбор необходимых цветов»

Цель мероприятия состоит в развитии цветового восприятия, навыков узнавания цветов и визуальной памяти, а также слуховых функций.

Основная суть процесса заключается в необходимости определения ребенком цвета ленточек, а впоследствии – выемок. Т. е. ребенку нужно отыскать цвет ленточки, соответствующий цвету выемки. В процессе выполнения заданий есть риск появления затруднений, воспитатель должен помочь в их преодолении.

Игра №3 «От большого круга к малому»

Цель заключается в формировании зрительного ориентирования, развитии визуальной памяти и слухового восприятия.

В ходе игры педагог просит детей собрать панно с вкладышами, начиная с большого круга, заканчивая малым кругом. Воспитателю необходимо добиться такого результата, чтобы «домик» был найден каждым из детей. Если возникнут сложности, учитель должен оказать помощь на всех этапах игры, пока не будет достигнут желаемый результат, и усвоен соответствующий навык.

Перед их организаторами стоят другие цели, заключающиеся в ознакомлении учащихся с пространственным восприятием.

Игра №1 «Возьми игрушку»

Целевая задача, стоящая перед педагогом – ознакомление учащихся с отношениями в пространстве и выраженными словами («рядом», «близко», «далеко»). Помимо этого, цель заключается в развитии глазомера, определении направления, в котором располагается тот или иной предмет.

Материалы, с которыми придется иметь дело в процессе игры – всевозможные игрушки.

Ход игрового процесса заключается в следующем: организатор должен усадить двух участников за стол и вручить им по одному предмету, попросив с ними поиграть какое-то время. Затем следует сказать детям, чтобы те закрыли глаза и положили игрушки. После этого останется только открыть глаза и взять игрушки без необходимости вставания со стульев.

На следующем этапе игры необходимо сначала положить одну игрушку в зоне видимости, а другую – немного дальше. Затем обе игрушки складываются таким образом, чтобы их взятие вызывало некоторые затруднения.

Важно! По завершении игры следует подвести итог: «игрушки трудно достать потому, что они располагаются далеко, а после того как мы их подвинули, они стали ближе, и до них можно легко дотянуться».

Игра №2 «Спрячься в домик»

Целью этого мероприятия является ознакомление всех участников с пространственными отношениями, которые выражаются посредством слов «снаружи», «внутри».

Для игры потребуется игрушечный домик. Можно соорудить его из покрывал и стульев самостоятельно.

Суть игры состоит в том, что по команде педагога «внутрь» или «наружу» дети соответственно залезают в домик и выходят из него.

В этой группе развивающих практик также существует несколько эффективных игр.

Игра №1 «Верни фигуру»

Всем участникам процесса предоставляется набор, состоящий из геометрических фигур. Перед ребенком дошкольником также должны быть изображены определенные предметы. Например, это может быть ручка, линейка, фломастер, карандаш, тетрадка. Учащимся нужно рассказать, какие именно изображения присутствуют на доске, а затем подобрать подходящее обобщающее слово. После этого педагог просит игроков закрыть глаза, пощупать геометрическую фигуру, врученную специалистом, и дать ответы на некоторые вопросы:

  • какой из предметов имеет сходство с треугольником, прямоугольником, квадратом, кругом;
  • из какого материала сделан предмет.

Игра №2 «Воспроизведи фигуру»

Основное условие заключается в том, что ребенок должен посмотреть на рисунок и запомнить его детали. После этого воспитатель забирает изображение и просит участника предоставить о фигуре больше информации и изобразить ее по памяти.

Игра №3 «Покажи дорожку»

Условия заключаются в том, что ребенок должен внимательно ознакомиться с таблицей, в которой представлены геометрические фигуры, а затем оказать помощь главному сказочному герою в пути к необходимому месту, показав дорогу, или закрыв определенные клетки с фигурами фишками по направлению слева направо.

Практика показывает, что многие дети, начав посещать общеобразовательную школу, нередко путаются в пространстве. Например, на тетрадном листе. Им проблематично понять, что находится слева или справа, сверху или снизу.

В процессе чтения среднестатистический ребенок часто допускает ошибки в виде смешения букв, схожих по принципу написания, их перестановки в слоге, неверного изображения отдельных элементов букв и зеркального отражения.

Важно! В процессе прохождения по программе цифрового счета выясняется, что у многих детей имеются проблемы в математике.

В этом случае немаловажную роль играет развитие пространственного восприятия, которое у школьников должно быть нацелено на профилактику подобных сложностей. Лучше всего заняться проведением занятий до того, как ребенок начнет посещать школу. Такая практика позволит решить одновременно несколько задач.

  1. Укрепить пространственные представления. А также пополнить словарный запас пространственными терминами.
  2. Обеспечить навык ориентирования в рамках плоскости листа или школьной доски.
  3. Улучшить процесс слухового сосредоточения и координации схемы «ухо — рука».
  4. Сформировать соответствующее зрительное сосредоточение на принципе «глаз – рука».
  5. Выявить и развить способность ребенка к ориентированию в трехмерном пространстве.

Программа включает в себя 4 года обучения и предполагает освоение учащимися определенных навыков по годам.

  1. Первый год обучения (для детей дошкольников 3-4 лет). На этом этапе осуществляется развитие зрительной реакции на всевозможные предметы, относящиеся к окружающему миру, их цветовые характеристики, формы. Педагоги обучают ребят взаимодействию с различными предметами и способам проведения их обследования. Немаловажную роль играет обучение соотнесению форм геометрических фигур с формами изображений на плоскости и объемных тел.
  2. Второй год (для детей 4-5 лет). У дошкольников на этом этапе закрепляется навык анализа базовых признаков того или иного предмета. Также они обучаются использованию различных способов визуального восприятия.
  3. Третий год (для учащихся 5-6 лет). На этом этапе обычно происходит закрепление умения проводить визуальное обследование и последующий анализ предметов. Еще одно умение, которым наделяется дошкольник, заключается в классификации объектов по ключевым признакам. В 5-6 лет дети применяют оптику и зрительно различают группы предметов, а также в состоянии их назвать и идентифицировать по признакам.
  4. Четвертый год (ученики 6-7 лет). Это последний этап программы, который приводит к видимым результатам в плане создания узоров из геометрических фигур, оформления изображений предметов, различения отдельных тонов, оттенков, понимания зашумленности и засоленности изображения.

Важно! Так, за 4 года программы дети могут освоить базовые навыки визуального восприятия и улучшить собственное ориентирование в пространстве.

Под тактильным восприятием принято понимать одну из форм, в которой происходит познание окружающей действительности. Тактильное ощущение – это одно из пяти чувств, способствующее изучению индивидуумом мира, лежащее в основе его чувственного познания. Пальцы и ладони – основные органы, которые обеспечивают запуск механизма мыслительной работы и дают всестороннее представление об окружающем мире. Чем более утонченным является это чувство, тем более детально ребенок может провести сравнительную параллель между окружающими предметами, явлениями. А это, в свою очередь, приводит к упорядочиванию мыслительного процесса.

В качестве основополагающего средства для управления визуальным восприятием выступает обучение всевозможным вариантам видения. В ходе прохождения специализированных занятий ребенок обучается общим дидактическим методам – словесному, наглядному, практическому. Каждый из них помогает воспитателю добиваться решения тех или иных задач.

Соответственно, на начальном этапе, в ходе приобретения ребенком первостепенных знаний и умений, в качестве ведущего выступает наглядный метод. Когда наступает стадия обобщения, в игру вступает словесный способ. Но эффективным обучение может стать только в том случае, если использовать эти методики комплексно.

Процедура проведения обучающих мероприятий многогранна. Даже возникновение у ребенка первостепенных навыков требуется профессионального практического подхода, чтобы новые умения закрепились, усвоились и стали выученными на долгие годы.

Важно! Выбор ведущей обучающей методики преимущественно пребывает в зависимости от этапа обучения. Что касается характера использования дополнительных мер, он зависит от поставленных целей и задач, а также от способов, посредством которых детям легче дается усваивание материала программы.

Зрительные образы, являясь отчасти психическими, обладают многомерностью. Помимо этого, они крайне сложны и состоят из трех базовых уровней отражения:

  • сенсорно-перцептивный;
  • представления;
  • вербально-логический.

Все эти положения отражены в издании Б. Ф. Ломова 1985 г. и версии В. А. Пономаренко 1986 г. Абсолютно каждому уровню достается важнейшая роль в процессе развития познания и эмоционального фона, а также в ходе освоения навыков. У детей, у которых наблюдается нарушение зрения, нередко формируются образы, которые не устойчивы и деформированы. Для таких учащихся характерна пассивность, стереотипность и шаблонность мышления, малая подвижность, ригидность. Факт нарушения зрительной функции негативно сказывается на всем процессе возникновения образов.

Для визуального восприятия у таких детей характерна избирательность, т. е. намеренное выделение объектов, пребывающих в сфере интересов индивидуума. Если зрение, в свою очередь, носит остаточный характер, и ребенок слабо видит, в его зрительной системе происходит неполное и неточное отражение стимулов, что приводит к ослаблению интереса к окружающей действительности, снижению активности в целом.

Орган зрения человека наделен множеством познавательных функций и возможностей относительно следующих параметров:

  • величина;
  • цветовая характеристика;
  • фактура;
  • материал;
  • степень привлекательности;
  • общая конструкция.

В рамках этого восприятия имеются определенные сенсорные эталоны. В отношении цвета они представлены 7-ю красками спектра и их всевозможными оттенками по степени светлоты и насыщенности. В отношении формы имеются различные геометрические фигуры – прямоугольник, треугольник, круг, овал, квадрат. В отношении величин можно выделить целую метрическую систему мер и т. д. Процесс коррекции зрительного восприятия включает в себя несколько базовых задач:

  • распознание цветовых характеристик;
  • определение формы;
  • развитие навыка всматриваться в предметы;
  • проведение детального сравнительного анализа и группировки в соответствии с внешними признаками объектов;
  • формирование выборочного визуального восприятия (интерпретация видимых объектов и понимания их отдельных элементов).

Основа учебной базы – использование образцов различных материалов. К ним относится цветная бумага, пластмасса, ткани, дощечки, мозаика, конструктор. В целях проведения рациональной коррекции визуального восприятия используются специальные картинки, которые содержат ошибки в размерах предметов, где изображения перевернуты. Учащиеся должны их выявить и назвать.

Кроме того, детям предлагается узнать целое по его фрагменту, сложить сборно-разборные игрушки, использовать основополагающие методики зрительного моделирования.

Важно! В последнее время популярность обрела практика разглядывания магических стерео картинок для проведения коррекции, ведь считается, что использование цветовых палитр полезно для освоения новых навыков.

Чтобы ребенку не составило труда развить в себе эту область, родителям необходимо позаботиться о некоторых моментах заблаговременно:

  • обучить их различению предметов на ощупь;
  • сформирование навык по выделению отличительных признаков;
  • научить соотнесению по величинам;
  • оказать помощь в освоении способов распознающего наблюдения;
  • развить уровень наблюдательности;
  • обучить внимательному и последовательному рассмотрению конкретного явления и предмета;
  • помочь в осмыслении связи между несколькими объектами;
  • сформировать навык по составлению одного целого из нескольких частей;
  • научиться выбирать предметы и осуществлять их соотнесение по ряду критериев;
  • помочь в различении базовых признаков времен года;
  • научить ориентированию в пространстве посредством использования плана-схемы;
  • способствовать закреплению пространственных представлений, в частности, по следующим словам: «справа», «слева», «сверху», «снизу», «перед», «за», «внутри», «снаружи», «рядом», «между»;
  • сформировать ключевые эталоны формы;
  • развить умения по анализу определенного предмета и выделению его мельчайших деталей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мед. портал: image

Регулярные консультации офтальмолога и периодическое комплексное обследование функций зрения позволяет предупредить серьезные заболевания, диагностировать врожденные патологии органов зрения, выявить незначительные изменения на ранних этапах развития патологии и вовремя подобрать эффективную тактику лечения, что улучшит качество жизни ребенка и предотвратит прогрессирование заболевания в дальнейшем.

Наши цены

Стоимость лечения зависит от выбранного метода (аппаратное или хирургическое), количества рекомендованных процедур и т.д. Комплексное обследование для детей в нашей клинике от 3 500 руб. С ценами на все виды диагностических исследований, процедур на аппаратах и хирургические вмешательства можно посмотреть здесь.

Уточнить все интересующие подробности, цены на услуги и записаться на консультацию к специалисту Вы можете по телефонам: 8(800)777-38-81 (звонок бесплатный для всех телефонов РФ) и московскому номеру 8(499)322-36-36 или онлайн, воспользовавшись соответствующей формой на сайте.

image

Остались вопросы? Нужна консультация?

Наши лицензии

Все лицензии image Лицензия на осуществление медицинской деятельности image Лицензия на осуществление медицинской деятельности (оборт) image Лицензия image Свидетельство об аккредитации на проведение клинических исследований image Свидетельство о государственной регистрации

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации