глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 4

Методический комплекс по развитию зрительного восприятия младших школьников (стр. 46 )

Главная Поиск

Различные способы поиска

Поиск по базе данных: image Научные статьи Видеоматериалы

image Поиск Яндексом по сайту

Репозиторий OAI—PMH

Репозиторий Российская Офтальмология Онлайн по протоколу OAI-PMH

Конференции

Офтальмологические конференции и симпозиумы

Видео

Видео докладов

Поздравляем–> –> Онлайн трансляцииXIX Конгресс Российского глаукомного общества 3-4 Декабря 2021 9:00

Существуют различные виды нарушений письма и чтения (дислексии и дисграфии) в зависимости от того, какой компонент общего процесса сформирован недостаточно.

Сегодня я хочу поделиться конкретными упражнениями на развитие зрительно-пространственного восприятия.

За оптическое восприятие букв отвечает задняя третичная кора левого полушария, которая находится на стыке теменной, затылочной и височной областей.

Если ребенок плохо различает буквы, путает похожие, например, Я и R, З и Е, а иногда даже Е и Ш, это говорит именно о недостаточности буквенного гнозиса. Также для таких детей характерно левостороннее игнорирование: они часто начинают писать с середины строки, не соблюдают правила по размеру отступа на странице. Известный российский нейропсихолог Татьяна Васильевна Ахутина подчеркивает также такие неявные особенности: трудности овладения словарными словами, пропуски и замены гласных, даже ударных, перестановка букв в слове, слитное написание слов.

Отдельно подчеркну также окуломоторные нарушения, то есть трудности направления взора для последовательного прочтения букв и слияния их в слова. Часто такой ребенок может знать все буквы, но скакать взглядом со строчки на строчку, перемещая глаза хаотично.

По теории другого крупного ученого в области нейропсихологии Анны Владимировны Семенович, происходит это от того, что ребенок предположительно мало ползал, мало совершал реципрокные движения в возрасте до года, и поэтому на уровне стволовых структур у него не сформировались оси тела. Не все мэтры согласны с этой теорией, однако важно одно: для такого ребенка необходима диагностика пространственных представлений и оптического восприятия (это отдельные наборы проб, и я всегда их провожу с 5 лет, если ребенок понимает инструкцию). И в зависимости от того, на каком уровне пространственные представления не развились, мы и начинаем их формировать (обычно начинаем со схемы тела, и далее уже на внешнее предметное пространство, прежде чем перейти в абстрактный план).

Примечательно, что сами пространственные представления «находятся» все-таки преимущественно в правом полушарии, и уже в момент формирования навыка чтения и письма в процессе специализации полушарий развивается зона буквенного восприятия в левом полушарии. Также важно, что в чтении и письме постоянно необходимо межполушарное взаимодействие, то есть смена стратегий (аналитическая/холистическая). И это переключение часто страдает именно у дислексиков при относительной сохранности прочих функций. Поэтому большинство пособий включает упражнения на переключение способов обработки информации.

Итак, упражнения и пособия на развитие оптико-пространственного восприятия:

  1. На уровне схемы тела. Игры «Робот», «Попробуй повтори», определение частей тела на кукле и на себе (в том числе зеркально: где у куклы правая рука? А где у тебя?), прыжки в «классики». Есть разные варианты упражнений, но все они сводятся к вербальной и визуальной маркировке частей тела. Например, на левую руку при необходимости можно повесить браслет или яркие часы и проговаривать, что всегда начинаем писать и читать от этой руки. То есть «нанизываем» вербально обозначение при всех движениях как в прямом, так и в обратном порядке. Прямая инструкция: «подними правую руку», «прыгни три раза на левой ноге». Может быть обратный порядок, когда ребенок сам формулирует инструкцию, даёт ее взрослому и контролирует правильность выполнения. А может быть «путаница» (еще сложнее!), когда взрослый дает инструкцию, а ребенок должен делать все наоборот.
  2. На уровне предметного пространства. Различные «Танграмы», «кубики Никитина» (кстати, там есть задания именно на буквы), вырезание фигур (есть масса заданий в интернете, можно скачать бесплатно, основной принцип – от простого к сложному), задания на сложение фигур из бумаги, задания на конструирование фигур из счетных палочек, лепка и конструирование букв из пластилина, макарон, проволоки (любые тактильные материалы + украшения на ваш вкус, причем в разных вариантах написания), поиск клада в помещении по вербальной инструкции (по типу «холодно-горячо», но нужны инструкции именно на языке пространства). «Разрезные» буквы (собрать буквы из кусочков).
  3. В пространстве листа. «Муха» (начинаем со слежения с помощью пальца или фишки), различные лабиринты, карты, игра «Комментатор», когда ребенок должен словами описать маршрут движений героя, причем с зеркальным переворотом, графические диктанты (с двумя типами инструкций – вербально и зрительно по схеме). Рисование по типу отражения (дается бланк и нужно нарисовать отражение).

Продолжение следует!

Нейропсихолог Александрова О.А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

 * в качестве иллюстрации к тексту использован фрагмент пособия А.В. Сунцовой, С.В. Курдюковой «Изучаем пространство с нейропсихологом» (игра «Веселая зарядка»).

Восприятие – это психический процесс познания действительности при помощи различных органов чувств, в результате которого формируется целостный образ объекта или явления. Именно этот познавательный процесс является главным инструментом исследования окружающего мира ребенком наряду с активными действиями с предметами. Сегодня мы поговорим об особенностях восприятия у детей дошкольного возраста и способах его развития.

Механизм и виды восприятия

Для полноценного развития и эффективного обучения ребенка необходим достаточный уровень развития восприятия. Оно является основой для формирования других познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи и воображения). Как же происходит процесс восприятия?

  • Окружающий мир состоит из различных предметов и явления, которые можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать.
  • С помощью органов чувств мы узнаём о том, что представляет собой тот или иной предмет. Например, апельсин имеет следующие свойства: круглый, оранжевый, гладкий, с небольшими ямочками на кожуре, кислый, имеет специфический цитрусовый запах.
  • Информация от органов чувств поступает в мозг, где отдельные ощущения складываются в целостную «картинку» – восприятие.
  • На восприятие сильно влияет накопленный жизненный опыт. Если ребенок ранее уже видел и ел апельсин, ему не обязательно пробовать его на вкус, чтобы догадаться, что это.

Классификация видов восприятия:

  1. Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали;
  2. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку;
  3. Тактильное восприятие – познание предметов с помощью прикосновений;
  4. Обонятельное восприятие – распознавание запахов;
  5. Вкусовое восприятие – получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького).

Большинство специалистов полагают, что у каждого из нас есть ведущий канал получения «данных» о мире (обычно это зрение, слух или осязание). Обратите внимание, в какой форме Ваш малыш лучше усваивает информацию – именно она должна быть основной при его обучении.

Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)

Восприятие малышей 3-4 лет характеризуется конкретностью и отсутствием чёткости. Основные параметры восприятия в младшем дошкольном возрасте – это цвет, форма и размер. Чаще всего дети обращают внимание на самый яркий из этих признаков, а остальные детали ими домысливаются. К примеру, видя кнопки с цифрами на пульте от телевизора, часто малыши решают, что это телефон. Интересно, что трехлетки не узнают даже самых близких людей, если те переодеты в карнавальные костюмы. В этом возрасте дети отчетливо различают основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Малоизвестные оттенки воспринимаются как несущественные признаки, поэтому часто просто игнорируются. Однако малыши быстро учатся и запоминают все налету. Чем с большим количеством цветовых эталонов Вы познакомите ребенка, тем ярче будет восприятие крохи. Иногда малыши оценивают цветовую характеристику предметов как «красиво» и «некрасиво», поэтому в рисовании можно увидеть цветовые предпочтения малыша, а не реальные изображения предметов.

Свойства предметов для младших дошкольников неотделимы от самих вещей, поэтому они прочно закрепляются в восприятии. Например, малыш знает, что огурец всегда зеленый, и может называть огурцами и кабачок, и авокадо, и стручковую фасоль.

У детей этого возраста с помощью действий с предметами формируется восприятие пространства. Ребенок 3 лет только начинает различать понятия «далеко» и «близко», поэтому он плохо оценивает размеры далеких предметов. Например, рассматривая панораму города, малыш вполне может подумать, что дома игрушечные. Чтобы развить пространственные представления крохи, нужно обращать его внимание на его собственное тело (ребенок быстро запомнит, что внизу находятся ноги, наверху – голова, сбоку – руки), а также чаще давать ребенку просьбы с указанием направления (к примеру, «поворачивай направо», «возьми конфету с верхней полки» и так далее).

Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?

К 5 годам дети достигают значительных успехов в способности воспринимать различные параметры окружающего мира:

  • Различают 7 и более цветов;
  • Имеют представление о светлых и темных тонах, «тёплых» и «холодных» оттенках;
  • Знают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • Могут сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький);
  • У них начинает формироваться понятие времени (сегодня, вчера, завтра, минуты, часы, дни, недели), но применять знания об этих абстрактных понятиях в жизнь четырехлетки еще не способны;
  • Восприятие окружающих людей зависит от их популярности в обществе и их отношений с малышом. Мама всегда будет восприниматься крохой, как самая добрая и красивая.

Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

В старшем дошкольном возрасте, как и раньше, в восприятии доминируют зрительные ощущения. Начинает активно развиваться слуховое восприятие: малыши способны выделять звуки в словах, распознавать знакомые музыкальные композиции, чувствовать темп и ритм произведения. Шестилетние дети хорошо ориентируются в пространстве (практически не путают «право» и «лево», довольно точно воспринимают расстояния между предметами, могут ориентироваться в планах и схемах). Восприятие временных отрезков (минута, час, день и так далее) зависит от того, как часто родители упоминают их в общении с детьми. Если давать малышу задания, в которых время является одним из ориентиров (например, «за минуту нарисуй как можно больше кружочков» или «нужно чистить зубы 2 минуту»), постепенно оно перестанет быть для ребенка таким непонятным.

Ведущим каналом восприятия у большинства старших дошкольников является зрение. При этом активно развиваются и другие виды чувствительности (в особенности, слуховая и тактильная).

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно поэтому упражнения и игры являются эффективным и увлекательным способом развития восприятия у малышей.

  • Сортировка по цвету, форме, величине. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами: раскладывать предметы по мисочкам, «прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном), бросать предметы в отверстия нужного цвета/формы/размера.
  • «Чего не хватает». Это упражнение развивает зрительное восприятие, мышление и внимание к деталям. На листе бумаги изобразите несколько предметов или животных, но не дорисовывайте их до конца. Один или несколько существенных признаков предметов должны отсутствовать (например, заяц без ушей, стол без ножки, машина без колес), а задача крохи – сказать, чего не хватает на картинке.
  • «Путаницы». Покажите малышу картинку с наложенными друг на друга контурами знакомых ему предметов. Ребенок должен назвать всех, кто на ней изображен.

Регулярные упражнения позволят сформировать у ребенка высокий уровень различных видов восприятия.

  • Пазлы и разрезные картинки. Эти игры, в которых ребенку требуется собрать целую картину из кусочков, отлично развивают зрительное восприятие.
  • «Угадай по запаху». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.

Выводы

В дошкольном возрасте у малышей происходит колоссальный скачок в психическом развитии, ведь в этот период активно формируются все познавательные процессы. Восприятие – это базовый психический процесс, на основе которого формируются все остальные (внимание, мышление, речь, память и воображение). За несколько лет малыши проходят путь от непосредственного чувственного восприятия до способности составлять обобщенное представление о предметах. Если первоначально ребенок учится узнавать и оценивать, что находится перед ним в данный момент, основываясь на собственных ощущениях и опыте, то в старшем дошкольном возрасте уровень развития восприятия позволяет уже целенаправленно изучать объекты или явления, выделяя их свойства. Развитию восприятия у детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во многом зависит способность малыша к обучению.

Заключение

В Монтессори-клубе «Созвездие» для детей организована уникальная развивающая Монтессори-среда. Монтессори-классы поделены на зоны в соответствии с познавательными и психологическими потребностями детей. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и уточнения всех типов восприятия: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса, а также восприятия температуры и веса, развития мускульной памяти. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Приступая к диагностике уровня развития зрительного восприятия младшего школьника с нарушениями зрения, педагог должен подробно ознакомиться с медицинской и педагогической (в случае посещения ребенком специального дошкольного учреждения) документацией на каждого ребенка, с анализом наблюдений за ребенком в различных видах его деятельности (учебной, игровой, творческой), побеседовать с родителями или лицами, их заменяющими. 10.2 Методика оценки уровня развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения. К важнейшим функциям зрительного восприятия, позволяющим выявить причины трудностей, которые возникают у детей с нарушением зрения в процессе осуществления различных видов учебной деятельности, связанных с участием зрения, можно отнести следующие: -В  уровень сенсорной готовности ребенка к школьному обучению; -В  уровень развития зрительно-моторной координации; -В  уровень развития зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти; -В  уровень восприятия изображений сложной формы; -В  уровень восприятия сюжетных изображений. Исходя из вышесказанного, методика по оценке уровня развития зрительного восприятия у детей с амблиопией и косоглазием должна включать диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень развития всех важнейших функций зрительного восприятия. Предлагаемая в данном пособии методика создана на основе анализа имеющихся в научной литературе методов и методик по оценке уровня развития зрительного восприятия и его функций у детей с нормальным зрением и у детей с амблиопией и косоглазием, а также на основе анализа результатов экспериментальной работы. Эксперементальная работа осуществлялась в классах охраны и развития зрения г. Санкт-Петербурга. Методика включает в себя 5 серий диагностического исследования, направленных на выявление уровня развития всех важнейших функций зрительного восприятия, и предназначена для использования педагогами и родителями. Первая серия диагностического исследования направлена на выявление уровня развития сенсорной готовности детей с амблиопией и косоглазием к школьному обучению и ориентирована на выявление уровня сформированности умений, связанных с работой зрительного анализатора, которыми должны овладеть дети к началу обучения. Для определения уровня сенсорной готовности к обучению детей с амблиопией и косоглазием необходимо исследовать его параметры, а для этого в процессе диагностической работы целесообразно использовать определенные задания (см. таблицу). Исследуемые параметры Характеристика выполнения задания (высокий уровень) для ребенка, посещавшего специальное дошкольное учреждение для ребенка, не посещавшего специальное дошкольное учреждение 1. Исследование воспри – ятия цвета 1. Узнавание и называние цвета. 2. Соотнесение объектов по цвету. 3. Фиксация цвета по насыщенности. 4. Выделение цвета в окружающей среде. Самостоятельные показ и называние цвета Самостоятельный выбор цвета по названию (без показа цвета) Самостоятельное различение оттенков цветов, например 15 оттенков красного цвета. Выделяет оттенки по словесной инструкции («Показать все оттенки красного цвета») Самостоятельное раскладывание кружков (фигурок) от самого светлого к самому темному Самостоятельное описание цвета предметов, находящихся на расстоянии нескольких метров Самостоятельные показ и название цвета Самостоятельный выбор цвета по названию (без показа цвета) Самостоятельное различение оттенков цветов, например 15 оттенков красного цвета. Выделяет оттенки по словесной инструкции («Показать все красные фигуры, кружки») Самостоятельное раскладывание кружков (фигурок) от самого светлого к самому темному. В случае затруднения предложить показать и назвать предметы определенного цвета Самостоятельное описание цвета предметов, находящихся на расстоянии нескольких метров. В случае затруднения предложить показать и назвать предметы определенного цвета П. Исследование восприятия формы 1. Узнавание и название формы. 2. Соотнесение форм и фигур. 3. Соотнесение формы, фигуры и их предметного изображения. 4. Локализация. 5. Дифференцирование сходных форм. Самостоятельное называние формы (шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Узнавание и называние формы по словесной инструкции («Покажи круг») Самостоятельное нахожде-ние одинаковых по цвету и величине, но разных по фор-ме геометрических фигур Самостоятельное нахожде-ние предмета такой же формы, как предъявленная фигура (фигуры) Самостоятельное выделение фигур одной формы Самостоятельное группиро-вание двух видов фигур (по 3-4 фигуры) Самостоятельное называние формы (шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Узнавание и называние формы по словесной инструкции («Покажи круг») Самостоятельное нахожде-ние одинаковых по цвету и величине, но разных по фор-ме геометрических фигур Самостоятельное нахожде-ние предмета такой же формы, как предъявленная фигура (фигуры) Самостоятельное выделение фигур одной формы Самостоятельное группиро-вание двух видов фигур (по 3-4 фигуры) Ш. Исследование восприятия размера 1. Соотнесение предметов по величине. 2. Словесное обозначение величины. 3. Раскладывание предметов в порядке воз-растания или убывания. Самостоятельное дифферен-цирование предметов одной формы, но разных размеров (размеры подобраны для тонкой дифференцировки, например кольца пирамид) Самостоятельное по словесной инструкции нахо-ждение самого маленького (большого, узкого, длинного, короткого) предмета Самостоятельное по словесной инструкции раскладывание предметов по порядку – от маленького к большому Самостоятельное дифферен-цирование предметов одной формы, но разных размеров (размеры подобраны для тонкой дифференцировки, например кольца пирамид) Самостоятельное по словесной инструкции нахо-ждение самого маленького (большого, узкого, длинного, короткого) предмета Самостоятельное по словес-ной инструкции раскладыва-ние предметов по порядку – от маленького к большому. В случае затруднения самостоятельное выделение по образцу. Анализ выполнения заданий по представленным в таблице параметрам позволяет выявить детей с высоким уровнем сенсорной готовности к обучению; данная группа детей обнаруживает по всем параметрам высокий уровень выполнения заданий. Если дети с амблиопией и косоглазием допустили при выполнении заданий по исследуемым параметрам незначительные недочеты, одиночные ошибки в отдельных заданиях, то уровень развития сенсорной готовности к обучению можно характеризовать как средний. Если дети обнаружили многочисленные ошибки (недочеты) при выполнении трех и более заданий, то их уровень развития сенсорной готовности к обучению характеризуется как низкий. Таким образом, анализ результатов, полученных в первой серии диагностического исследования, прежде всего, даст возможность решить вопрос о необходимости, объеме и содержании коррекционной работы по повышению уровня сенсорной готовности к обучению детей с нарушением зрения. Педагог получает информацию, которая помогает определить уровень, достигнутый ребенком как по всем, так и по каждому конкретному параметру сенсорной (зрительной) готовности к обучению, определить те параметры, при выполнении которых у ребенка возникли трудности. Результат проведенного диагностического исследования позволяет наметить, во-первых, пути фронтальной коррекционной работы, а во-вторых, средства, содержание индивидуальной работы с каждым конкретным ребенком по формированию у него необходимого уровня сенсорной готовности к обучению. Данные проведенного исследования позволяют спрогнозировать возможность возникновения трудностей в обучении у детей, имеющих низкий уровень сенсорной готовности к обучению. Вторая серия диагностического исследования по оценке уровня развития зрительного восприятия направлена на выявление уровня развития зрительно-моторной координации младших слабовидящих детей с амблиопией и косоглазием. Оценка данного функции зрительного восприятия чрезвычайно важна, так как низкий уровень развития зрительно-моторной координации отрицательно влияет на процесс овладения ребенком с нарушениями зрения процессами чтения и письма. Для выявления уровня развития зрительно-моторной координации можно использовать субтест, взятый из методики М. Безруких и Л. Морозовой. [1](по методике М. Безруких и Л. Морозовой)* Материалы: Тестовый буклет, простой карандаш. Инструкция ко всем заданиям субтеста: Не отрывай карандаш от бумаги при выполнении всех заданий. Текстовый лист не верти. Внимание! Не забывайте повторять инструкцию перед выполнением детьми каждого задания этого субтеста. Следите, чтобы ребенок брал листы с соответствующими заданиями. В течение всего субтеста исследователь постоянно контролирует, чтобы ребенок не отрывал карандаш от бумаги. Детям не позволяется вертеть лист, так как при повороте листа вертикальные линии становятся горизонтальными и наоборот; если ребенок упорно старается перевернуть лист, то результат этого задания не учитывается. При выполнении ребенком заданий, в которых даны направления движения руки, необходимо следить, чтобы он проводил линии в заданном направлении; если ребенок проводит линии в обратном направлении, результат выполнения задания не учитывается. Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Проведи прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш. Задание 2. Здесь нарисованы две вертикальные полоски – линии (показать). Найди середину первой полоски, а затем – второй. Проведи прямую линию от середины первой полоски до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш. Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58

Мед. портал: image

Регулярные консультации офтальмолога и периодическое комплексное обследование функций зрения позволяет предупредить серьезные заболевания, диагностировать врожденные патологии органов зрения, выявить незначительные изменения на ранних этапах развития патологии и вовремя подобрать эффективную тактику лечения, что улучшит качество жизни ребенка и предотвратит прогрессирование заболевания в дальнейшем.

Наши цены

Стоимость лечения зависит от выбранного метода (аппаратное или хирургическое), количества рекомендованных процедур и т.д. Комплексное обследование для детей в нашей клинике от 3 500 руб. С ценами на все виды диагностических исследований, процедур на аппаратах и хирургические вмешательства можно посмотреть здесь.

Уточнить все интересующие подробности, цены на услуги и записаться на консультацию к специалисту Вы можете по телефонам: 8(800)777-38-81 (звонок бесплатный для всех телефонов РФ) и московскому номеру 8(499)322-36-36 или онлайн, воспользовавшись соответствующей формой на сайте.

image

Остались вопросы? Нужна консультация?

Наши лицензии

Все лицензии image Лицензия на осуществление медицинской деятельности image Лицензия на осуществление медицинской деятельности (оборт) image Лицензия image Свидетельство об аккредитации на проведение клинических исследований image Свидетельство о государственной регистрации

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации