глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 13

Памятка для родителей “Развитие восприятия младших школьников”

image

Восприятие – это психический процесс познания действительности при помощи различных органов чувств, в результате которого формируется целостный образ объекта или явления. Именно этот познавательный процесс является главным инструментом исследования окружающего мира ребенком наряду с активными действиями с предметами. Сегодня мы поговорим об особенностях восприятия у детей дошкольного возраста и способах его развития.

Механизм и виды восприятия

Для полноценного развития и эффективного обучения ребенка необходим достаточный уровень развития восприятия. Оно является основой для формирования других познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи и воображения). Как же происходит процесс восприятия?

  • Окружающий мир состоит из различных предметов и явления, которые можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать.
  • С помощью органов чувств мы узнаём о том, что представляет собой тот или иной предмет. Например, апельсин имеет следующие свойства: круглый, оранжевый, гладкий, с небольшими ямочками на кожуре, кислый, имеет специфический цитрусовый запах.
  • Информация от органов чувств поступает в мозг, где отдельные ощущения складываются в целостную «картинку» – восприятие.
  • На восприятие сильно влияет накопленный жизненный опыт. Если ребенок ранее уже видел и ел апельсин, ему не обязательно пробовать его на вкус, чтобы догадаться, что это.

Классификация видов восприятия:

  1. Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали;
  2. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку;
  3. Тактильное восприятие – познание предметов с помощью прикосновений;
  4. Обонятельное восприятие – распознавание запахов;
  5. Вкусовое восприятие – получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького).

Большинство специалистов полагают, что у каждого из нас есть ведущий канал получения «данных» о мире (обычно это зрение, слух или осязание). Обратите внимание, в какой форме Ваш малыш лучше усваивает информацию – именно она должна быть основной при его обучении.

image

Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)

Восприятие малышей 3-4 лет характеризуется конкретностью и отсутствием чёткости. Основные параметры восприятия в младшем дошкольном возрасте – это цвет, форма и размер. Чаще всего дети обращают внимание на самый яркий из этих признаков, а остальные детали ими домысливаются. К примеру, видя кнопки с цифрами на пульте от телевизора, часто малыши решают, что это телефон. Интересно, что трехлетки не узнают даже самых близких людей, если те переодеты в карнавальные костюмы. В этом возрасте дети отчетливо различают основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Малоизвестные оттенки воспринимаются как несущественные признаки, поэтому часто просто игнорируются. Однако малыши быстро учатся и запоминают все налету. Чем с большим количеством цветовых эталонов Вы познакомите ребенка, тем ярче будет восприятие крохи. Иногда малыши оценивают цветовую характеристику предметов как «красиво» и «некрасиво», поэтому в рисовании можно увидеть цветовые предпочтения малыша, а не реальные изображения предметов.

Свойства предметов для младших дошкольников неотделимы от самих вещей, поэтому они прочно закрепляются в восприятии. Например, малыш знает, что огурец всегда зеленый, и может называть огурцами и кабачок, и авокадо, и стручковую фасоль.

У детей этого возраста с помощью действий с предметами формируется восприятие пространства. Ребенок 3 лет только начинает различать понятия «далеко» и «близко», поэтому он плохо оценивает размеры далеких предметов. Например, рассматривая панораму города, малыш вполне может подумать, что дома игрушечные. Чтобы развить пространственные представления крохи, нужно обращать его внимание на его собственное тело (ребенок быстро запомнит, что внизу находятся ноги, наверху – голова, сбоку – руки), а также чаще давать ребенку просьбы с указанием направления (к примеру, «поворачивай направо», «возьми конфету с верхней полки» и так далее).

Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?

К 5 годам дети достигают значительных успехов в способности воспринимать различные параметры окружающего мира:

  • Различают 7 и более цветов;
  • Имеют представление о светлых и темных тонах, «тёплых» и «холодных» оттенках;
  • Знают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • Могут сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький);
  • У них начинает формироваться понятие времени (сегодня, вчера, завтра, минуты, часы, дни, недели), но применять знания об этих абстрактных понятиях в жизнь четырехлетки еще не способны;
  • Восприятие окружающих людей зависит от их популярности в обществе и их отношений с малышом. Мама всегда будет восприниматься крохой, как самая добрая и красивая.

Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

В старшем дошкольном возрасте, как и раньше, в восприятии доминируют зрительные ощущения. Начинает активно развиваться слуховое восприятие: малыши способны выделять звуки в словах, распознавать знакомые музыкальные композиции, чувствовать темп и ритм произведения. Шестилетние дети хорошо ориентируются в пространстве (практически не путают «право» и «лево», довольно точно воспринимают расстояния между предметами, могут ориентироваться в планах и схемах). Восприятие временных отрезков (минута, час, день и так далее) зависит от того, как часто родители упоминают их в общении с детьми. Если давать малышу задания, в которых время является одним из ориентиров (например, «за минуту нарисуй как можно больше кружочков» или «нужно чистить зубы 2 минуту»), постепенно оно перестанет быть для ребенка таким непонятным.

Ведущим каналом восприятия у большинства старших дошкольников является зрение. При этом активно развиваются и другие виды чувствительности (в особенности, слуховая и тактильная).

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно поэтому упражнения и игры являются эффективным и увлекательным способом развития восприятия у малышей.

  • Сортировка по цвету, форме, величине. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами: раскладывать предметы по мисочкам, «прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном), бросать предметы в отверстия нужного цвета/формы/размера.
  • «Чего не хватает». Это упражнение развивает зрительное восприятие, мышление и внимание к деталям. На листе бумаги изобразите несколько предметов или животных, но не дорисовывайте их до конца. Один или несколько существенных признаков предметов должны отсутствовать (например, заяц без ушей, стол без ножки, машина без колес), а задача крохи – сказать, чего не хватает на картинке.
  • «Путаницы». Покажите малышу картинку с наложенными друг на друга контурами знакомых ему предметов. Ребенок должен назвать всех, кто на ней изображен.

Регулярные упражнения позволят сформировать у ребенка высокий уровень различных видов восприятия.

  • Пазлы и разрезные картинки. Эти игры, в которых ребенку требуется собрать целую картину из кусочков, отлично развивают зрительное восприятие.
  • «Угадай по запаху». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.

Выводы

В дошкольном возрасте у малышей происходит колоссальный скачок в психическом развитии, ведь в этот период активно формируются все познавательные процессы. Восприятие – это базовый психический процесс, на основе которого формируются все остальные (внимание, мышление, речь, память и воображение). За несколько лет малыши проходят путь от непосредственного чувственного восприятия до способности составлять обобщенное представление о предметах. Если первоначально ребенок учится узнавать и оценивать, что находится перед ним в данный момент, основываясь на собственных ощущениях и опыте, то в старшем дошкольном возрасте уровень развития восприятия позволяет уже целенаправленно изучать объекты или явления, выделяя их свойства. Развитию восприятия у детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во многом зависит способность малыша к обучению.

Заключение

В Монтессори-клубе «Созвездие» для детей организована уникальная развивающая Монтессори-среда. Монтессори-классы поделены на зоны в соответствии с познавательными и психологическими потребностями детей. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и уточнения всех типов восприятия: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса, а также восприятия температуры и веса, развития мускульной памяти. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Восприятие. Восприятие младшего школьникаха характеризуется непроизвольностью. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Это легко заметить на уроках рисования предмета с натуры: рисунки отличает редкое разнообразие форм и красок, порой значительно отличающихся от оригинала.

Можно выделить следующие основные особенности восприятия младших школьников:

1. Восприятие младшего школьника определяется прежде всего особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета, а к тщательному и длительному рассматриванию, наблюдению первоклассники часто неспособны.

2. Восприятие в 1-2 классах отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства (6 и 9, Э и 3, «зеркальность»), а среди частотных ошибок замечаются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. Чаще всего последнее – результат нечеткого восприятия текста на слух. Но к 3 классу дети обучаются «технике» восприятия: сравнению сходных объектов, выделению главного, существенного. Восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчлененным.

3. В младшем школьном возрасте восприятие тесно связано с действиями, практической деятельностью. Воспринять – значит что-то сделать. Хотя восприятие как и другие мыслительные операции позволяет ребёнку судить о вещах без жёсткой зависимости от наглядной ситуации, т.е. делать выводы и о том, что непосредственно не наблюдается.

4. В младшем школьном возрасте высока эмоциональность восприятия. Дети выделяют яркое, необычное в качестве основного, часто выделяют случайные детали (такие свойства как цвет, форма, величина) вместо существенных. Младшие школьники лучше воспринимают иллюстрации чем схемы, символы.

Восприятие цветов и форм становится более точным и дифференцированным. Восприятие формы лучше дается в плоскостных фигурах, а в назывании объемных фигур (шар, конус, цилиндр) долго встречаются затруднения и попытки опредметить незнакомые формы через конкретные знакомые предметы (цилиндр = стакан, конус = крышка и т.д.). Дети часто не узнают фигуру, если она необычно расположена (например, квадрат уголком вниз). Это связано с тем, что ребенок схватывает общий вид знака, но не его элементы, поэтому в этом возрасте очень полезны задачи на расчленение и конструирование (пентамино, геометрическая мозаика и т.п.). Восприятие цвета идет по пути все более точного различения оттенков и смешения цветов.

Восприятие пространства и времени в младшем школьном возрасте сопряжено со значительными трудностями, хотя от класса к классу становится более правильным. Большинство детей, например, преувеличивают длительность минуты, а при восприятии больших промежутков времени (5, 10, 15 минут) преувеличивают действительную длительность времени. Это связано с 1) отсутствием рефлекса на время и 2) с тем, чем заполнено время ребенка.

В восприятии сюжетной картинки обнаруживается тенденция к истолкованию, интерпретации сюжета, хотя не исключено и простое перечисление изображенных предметов или их описание.

В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности. И там, где учитель учит наблюдению, ориентирует на разные свойства объектов, дети лучше ориентируются и в действительности в целом, и в учебном материале в частности.

Главным в развитии восприятия и внимания в этом возрасте следует считать переход от непроизвольных форм восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению. Ребенка нужно учить рассматривать объект, руководить его восприятием. В наблюдении находит воплощение произвольность восприятия. Продуктом развития произвольного восприятия является наблюдательность. условия ее развития:

1. Нередко отмечают, что у первоклассников нет четких представлений даже о самых обычных предметах, с которыми они встречаются в повседневной жизни. Например, описывая кастрюлю, дети указывают на крышку, ручки, но редко кто из них называет дно. Очевидно, что дети этого возраста легче и быстрее обращают внимание на то, что характеризует поверхность предмета, его внешние свойства (цвет, блеск, гладкость, пятнистость, величина). Кроме того, обычно дети этого возраста замечают в предмете то, что характеризует его с точки зрения назначения, использования (мячом играют, в кастрюле варят). Но далеко не всегда дети выделяют признаки, характеризующие этот предмет. Таким образом, затруднения детей часто связаны с отсутствием в их лексиконе нужных слов. Итак, обогащение словаря – один изпутей развития наблюдательности.

2. Другим направлением является тренировка операции сравнения. Почти вес первоклассники умеют сопоставлять предметы, но при этом они легче замечают различие, нежели сходство, а, кроме того, они выделяют, прежде всего, наглядные признаки предметов. При этом дети отмечают лишь общие части. Таким образом, тренируя способность к обнаружению сходства, одновременно можно тренировать и способность сравнивать. Развивать эту способность следует через сопоставление сходства и различия.

Быть наблюдательным – значит быть внимательным.

Для организации произвольного внимания важно:

обеспечить строгое соблюдение определенного порядка действий,

разнообразить его деятельность.

чередовать умственную деятельность с рисованием, составлением схем, макетов ит.п. действиями.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

«Что желтое, зеленое, синее, красное?»

Цель: развитие зрительного восприятия (восприятие цвета)

П

еред ребенком кладется образец – карточки. Ребенку предлагаются по одной карточки, которые он должен распределить по цвету в ту или другую группу, правильно соблюдая цветовой признак.

Усложнение:

  1. сначала одинаковые предметы на картинках, отличающиеся только цветом, а потом разные предметы разных цветов;

  2. самостоятельная классификация карточек детьми без опоры на цветовые образцы: ребенку дается стопка картинок с предметами разного цвета и предлагается разложить так, как он считает нужным;

  3. заведомо неправильная классификация – ребенок должен исправить ошибки и разложить верно.

«Треугольная мозаика»

Цель: развитие зрительного восприятия (восприятие цвета)

Взрослый дает ребенку карточку с треугольной мозаикой.

Усложнения:

  1. Мозаика, в которой есть уже раскрашенные треугольники, но нужно установить определенную закономерность и раскрасить так, чтобы соблюсти эту закономерность.

  2. По две карты с треугольной мозаикой; в одной уже дан образец раскрашивания, другая пустая, которую надо заполнить. «Раскрась так же. Какие цвета тебе нужны?»

  3. Взрослый дает треугольную мозаику уже раскрашенную предлагает: «Посчитай, сколько тут желтых (красных синих и т.п.) треугольников? Выложи столько же синих треугольников». Ребенок выкладывав на нераскрашеный вариант или просто на столе. «Сколько синих? Почему? Потому, что тут…»

  4. Дает пустую мозаику и просит: «Раскрасьте вверху три желтых треугольника, внизу – пять треугольники зеленым цветом, слева два треугольника – красным, справа четыре – голубым, а посередине один синим цветом. Где раскрасил синим цветом? Сколько желтых треугольников? Какого цвета треугольник посередине?» И пр.

«Треугольники»

Ц

ель: развитие зрительного восприятия (восприятие цвета, формы, величины, восприятие пространства)

Раздаются карты с квадратами (треугольниками), картонные эквиваленты этих же квадратов (маленьких и больших) разных цветов.

Усложнения:

1. Раздаются карты с треугольниками, картонные эквиваленты этих же треугольников (маленьких и больших) разных цветов. Предлагают: положить красный треугольник на цифру 2, синий треугольник на цифру 5 и т.д.

2. Предлагается раскрасить треугольники без цифр по заданию: «Раскрась большой треугольник желтым цветом, а маленькие – зеленым». Также можно предложить детям не закрашивать треугольники, а накрывать их картонными аналогами: «Закрой большой треугольник синим, а маленькие – красным цветом».

4. Предлагает ребенку рассмотреть цвета на первом квадрате в течение 30 секунд, затем этот квадрат закрывается белым картоном так, чтобы дети не могли подсмотреть, и предлагается второй квадрат (с цифрами) раскрасить так же, как был раскрашен первый квадрат.

«Собери бусы»

Цель: развитие зрительного восприятия (восприятие цвета, формы, величины, восприятие пространства)

Взрослый раздает карты с изображениями нитки с бусами разной величины, формы.

Усложнения:

1. Предлагает дорисовать элементы уже имеющихся бус.

2. Ребенок устанавливает закономерность, и пальчиком указывая нужную «бусину» из представленных под рисунком геометрических фигур.

3. Раздает карточки. Затем карточки закрываются, и ребенку предлагается на чистом листе бумаги воспроизвести варианты бус по памяти, соблюдая последовательность геометрических фигур, их величину и цвет.

«Что там? Кто там?»

Цель: развитие зрительного восприятия (восприятие пространства)

Взрослый расставляет перед детьми игрушки, кладет лист бумаги. Берет игрушки, например дом, ставят на лист бумаги и говорит «Дом справа». Потом берет другую игрушку, ставит слева и говорит: «Мишка, слева». Таким же образом в следующий раз объясняет расположение других игрушек: внизу, вверху, там, тут, рядом (около). Затем педагог предлагает Детям выполнять поручения: «Положи рыбу слева, кошку справа. Где кошка? Что там? Кто слева?» и т.п.

«Что лежит в мешочке?»

Цель: развитие зрительного восприятия (тактильно-двигательное восприятие)

На столе под салфеткой или за ширмой несколько (два-три) предметов (например, шар, кубик и яблоко). У взрослого «чудесный мешочек». Он просит одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке. Потом снимает салфетку с предметов (или убирает ширму), лежащих на столе, и ребенок находит такой же предмет, какой он ощупывал в мешочке. Педагог предлагает детям проверить выбор, достает из мешочка кубик и показывает. «Верно? Угадал?». Для выбора дают только округлые или только угловатые предметы (например, под салфеткой у педагога – матрешка, яблоко, шар, а в мешочке – шар).

Усложнения:

  1. Установить различия не только по форме и предметной отнесенности, но и различия по величине (например, под салфетку кладут две матрешки (большую и маленькую), и деревянное яйцо). В остальном ход игры остается тем же.

  2. Таким же образом можно проводить классификацию предметов. В мешочек, например, кладут предметы кукольной мебели и игрушки. Ребенок на ощупь должен определить, что у него в руках и положить к той или иной табличке (мебель, игрушки).

Памятка для родителей

«Развитие восприятия у детей с помощью игр и упражнений»

Составитель:

педагог-психолог

Черепанова О.А.

Развитие восприятия у детей младшего школьного возраста

Восприятие — форма целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Основой его становления как высшей психической функции является активное движение. Именно восприятие больше всего связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами при восприятии, в психических образах отражаются такие свойства предметов и явлений, для которых нет специфических анализаторов, например величина, вес, форма, регулярность,— что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса. В отличие от простейшего психического процесса — ощущения,— восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта (воспринимает не глаз, а живой человек). Поэтому в восприятии обязательно сказываются особенности личности воспринимающего. Отсюда следует, что внешняя среда воспринимается нами под углом зрения наших потребностей, интересов, под давлением необходимости выбирать адекватную форму поведения. Можно сказать, что восприятие — это прижизненно формирующаяся система перцептивных действий, с помощью которой дети строят образ окружающей действительности и затем ориентируются в ней. Таким образом, привычный мир — это лишь описание, программа восприятия, которая закладывается в сознание человека с самого детства. Ребенок воспринимает мир в соответствии со сформированным в его сознании описанием, и эти описания и их интерпретации могут быть частично ошибочными. Важнейшие свойства восприятия — предметность, целостность, константность и обобщенность. Предметность — это отнесенность восприятия к отображаемому объекту, способность выделять предмет из окружающего фона как отдельно взятую вещь. Целостность — органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Константность — относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Обобщенность — отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющих название. Все эти свойства не являются врожденными и развиваются в течение всей жизни человека. Приведем несколько примеров. У маленького ребенка окружающие его предметы не сохраняют константные характеристики, т. е. постоянство размера, веса, объема. Так, у 2—3-летнего ребенка константность восприятия еще очень несовершенна: воспринимаемые размеры предметов уменьшаются с их удаленностью, но к 10-летнему возрасту они устанавливаются на уровне взрослого. Предметность у него тоже еще выражена слабо, поскольку ребенок плохо выделяет себя из среды, он как бы слит с миром внешних объектов. Интересна по этому вопросу позиция Пиаже. Он считает, что константность восприятия размеров и расстояния развивается и достигает высокого уровня уже в период младенчества, но только по отношению к ближнему пространству, в котором ребенок непосредственно действует. Дальнее пространство в младенческом и детском возрасте воспринимается неконстантно вследствие недостатка собственного опыта в этой среде. У младших школьников восприятие уже хорошо развито. Они не только различают цвет, форму, величину предметов и их положение в пространстве, но и могут правильно назвать предлагаемые формы и цвета, правильно соотнести предметы по их величине. Они могут изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет. Однако в первом и в начале второго класса восприятие еще весьма несовершенно и поверхностно. Дети допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию и произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. Часто выделяют случайные детали, а существенное и важное не воспринимают. Таким образом, они не умеют еще хорошо рассматривать предметы. Другой особенностью восприятия младших школьников является его тесная связь с действиями. Для младшего школьника воспринять предмет — значит что-то сделать с ним, как-то изменить, взять, потрогать. Вместе с тем, его восприятие отличается остротой и свежестью, своего рода созерцательной любознательностью. Очень точно такие особенности восприятия детей прослеживаются в стихотворении А. Барто «Я у мальчиков спросила…»: Я у мальчиков спросила: — Это что за деревце? — Говорят они: — Осина. — Только мне не верится. Даже елки мы вначале От сосны не отличали: Раз торчат иголочки, Значит, это елочки. А когда на ветку ели Мы получше поглядели, Оказалось, что она Не такая, как сосна. Мы в своей тетрадке синей Нарисуем все листы И не скажем об осине: «Ах, береза, это ты!». Очень важно, чтобы дети в этом возрасте умели устанавливать идентичность предметов тому или иному эталону. Такое умение наблюдается еще не всегда. В природе существует бесконечное разнообразие цветов, форм и звуков, и человечество только постепенно упорядочило их, сведя к сенсорным эталонам — системам цветов, форм, звуков. Эталоны — это выработанные человечеством образцы основных разновидностей качеств и свойств предметов. Если ребенок может правильно назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести воспринимаемое качество с эталоном, то он может установить идентичность (мяч круглый), частичное сходство (яблоко круглое, но не настолько, как мяч) и несходство (шар и куб). В предложенной нами схеме диагностики психологической готовности детей к школе уделяется внимание оценке перцептивного развития ребенка. Известно, что замедленность процессов приема и переработки сенсорной информации, неполноценность пространственной ориентировки, недостаточное овладение образом слова нередко приводит к задержке психического развития у детей. Используя модификацию теста О. М. Дьяченко «Художник», мы просим детей дорисовать восемь изображенных на листе бумаги схожих фигурок так, чтобы не получилось одинаковых рисунков. После завершения рисования ребенку надо дать картинкам названия, то есть воспринять изображения, которые он нарисовал, и соотнести их с каким-либо классом предметов из хранящихся в памяти (с эталоном), а затем обозначить словами свои изображения. Практика показывает, что около трети детей 6—7 лет, проходящих отбор в первый класс, испытывают трудности в вербализации, дают стереотипные названия или вовсе не могут дать название собственному рисунку, то есть соотнести его с эталонами, хранящимися в памяти. Эти проблемы чаще обнаруживаются у мальчиков. Уже из приведенных выше фактов можно видеть, что такое свойство восприятия, как обобщенность, у многих детей еще несовершенно. В то же время, именно обобщенность предопределяет становление других психических познавательных процессов — памяти, представления, речи, мышления. Обобщенность связывает индивидуальный и общественный опыт человека, обеспечивая семантическую константность. К сожалению, операции обобщения и классификации у детей этого возраста находятся еще только в стадии формирования, что может отражаться не только на академической успеваемости ребенка, но и на его способности к усвоению норм и требований взрослых. Даже будучи воспринятыми, они по своему смыслу могут оставаться недоступными.

Источник: “Психологическая защита у детей” (И.М.Никольская Р.М.Грановская) Скачать книгу

#

image

в Легкой учебы

Пифагор однажды сказал: «Очи – врата солнца». И это действительно так, ведь 80% информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Поэтому задача каждого родителя не только вовремя накормить, уложить спать, переодет и т.д., а и позаботится о полноценном развитии крохи. В этой статье мы обсудим такой аспект детского развития, как зрительное восприятие.

Основы зрительного восприятия

Зрительное восприятие имеет огромное влияние на сенсомоторное воспитание, а это, в свою очередь интеллектуальное развитие, способность обучаться, овладевать ручной работой. Не менее важную роль зрительное восприятие играет в процессе формирования психоэмоционального здоровья ребенка. Во время зрения происходит анализ большого количества раздражителей, которые воздействуют на глаза. Ощущения от предметов и явлений будут тем выразительнее, чем больше развит зрительный анализатор. Некоторые свойства предметов невозможно изучить без функций рук, т.е. детям необходимо взять в руки и повертеть вещь. Чтобы стимулировать зрительный анализ, важно регулярно давать ребенку специальные задачи. Лучше это делать в игровой форме.

Игры и упражнения

Для развития зрительного восприятия можно делать следующие упражнения и играть в такие игры:

  • Собрать фигуру. Игры типа пазла. Ребенку предлагается собрать фигуру по образцу. На одном листе изображена фигура в целом виде, а другой лист разрезан на несколько частей. Ребенку нужно смотреть на целую фигуру и собирать ее аналог из предложенных частей.
  • Найти дорогу. На листке бумаги нарисовать несколько пересекающихся запутанных линий. Ребенок должен найти конец и начало каждой ниточки. Также хороши лабиринты.
  • Закончить картинку. Малышу предлагается рисунок, у которого не достает одного фрагмента. Ему необходимо найти подходящий из нескольких предложенных.
  • Фигурке в домике. Для этой игры необходим набор фигур (квадрат, круг, треугольник и т.д.), которые нужно помещать в соответствующие отверстия. Отверстия могут быть пластиковыми, бумажными и любыми другими.
  • Чего не хватает. Ребенку предлагается посмотреть на картинку и определить, чего в ней не хватает. Например, у котика не хватает хвостика, у домика окна, у автобуса колеса и т.д.
  • Найди пару. Перед малышом выкладывают несколько пар картинок и он должен найти две абсолютно одинаковые. Важно учитывать форму, цвет, размер и т.д.
  • Назови пять. Крохе предлагается назвать 5 предметов, которые меньше автомобиля, имеют красный цвет, круглую форму и т.д.
  • Раскрась картинку по номерам. Ребенку дается раскраска и карандаши, цвет необходимо выбирать тот, который указан определенной цифрой.
  • Разложи по размеру. Малышу даются кружки разных размеров и емкости. Необходимо разложить кружки по размеру, каждый в соответствующую емкость.

Таким образом, правильный процесс формирования зрительного восприятия поможет всем остальным системам и процессам детского организма вовремя и беспрепятственно развиваться. К этому стоит очень внимательно относиться, следить за тем, чтобы никакие факторы не снизили зрение малыша, обеспечить полноценный досуг без телевизоров и компьютеров. Простые ежедневные игры-упражнения помогут вам добиться высоких результатов.

Поделиться

Ссылки по теме:

  • Как школьнику сохранить зрение?
  • Как воспитать глухого ребенка. Часть 3. Возможность получения высшего образования.
  • Карманные деньги у детей: как научить правильно пользоваться
  • Как воспитать глухого ребенка. Часть 2. Общение со сверстниками.
  • Как воспитать глухого ребенка. Часть 1. Адаптация в детском саду и в школе.
Читайте также
image
image
image
image

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации