глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 9

Развитие сенсорного восприятия у детей с общим недоразвитием речи

image

Восприятие – это психический процесс познания действительности при помощи различных органов чувств, в результате которого формируется целостный образ объекта или явления. Именно этот познавательный процесс является главным инструментом исследования окружающего мира ребенком наряду с активными действиями с предметами. Сегодня мы поговорим об особенностях восприятия у детей дошкольного возраста и способах его развития.

Механизм и виды восприятия

Для полноценного развития и эффективного обучения ребенка необходим достаточный уровень развития восприятия. Оно является основой для формирования других познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи и воображения). Как же происходит процесс восприятия?

  • Окружающий мир состоит из различных предметов и явления, которые можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать.
  • С помощью органов чувств мы узнаём о том, что представляет собой тот или иной предмет. Например, апельсин имеет следующие свойства: круглый, оранжевый, гладкий, с небольшими ямочками на кожуре, кислый, имеет специфический цитрусовый запах.
  • Информация от органов чувств поступает в мозг, где отдельные ощущения складываются в целостную «картинку» – восприятие.
  • На восприятие сильно влияет накопленный жизненный опыт. Если ребенок ранее уже видел и ел апельсин, ему не обязательно пробовать его на вкус, чтобы догадаться, что это.

Классификация видов восприятия:

  1. Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали;
  2. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку;
  3. Тактильное восприятие – познание предметов с помощью прикосновений;
  4. Обонятельное восприятие – распознавание запахов;
  5. Вкусовое восприятие – получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького).

Большинство специалистов полагают, что у каждого из нас есть ведущий канал получения «данных» о мире (обычно это зрение, слух или осязание). Обратите внимание, в какой форме Ваш малыш лучше усваивает информацию – именно она должна быть основной при его обучении.

image

Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)

Восприятие малышей 3-4 лет характеризуется конкретностью и отсутствием чёткости. Основные параметры восприятия в младшем дошкольном возрасте – это цвет, форма и размер. Чаще всего дети обращают внимание на самый яркий из этих признаков, а остальные детали ими домысливаются. К примеру, видя кнопки с цифрами на пульте от телевизора, часто малыши решают, что это телефон. Интересно, что трехлетки не узнают даже самых близких людей, если те переодеты в карнавальные костюмы. В этом возрасте дети отчетливо различают основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Малоизвестные оттенки воспринимаются как несущественные признаки, поэтому часто просто игнорируются. Однако малыши быстро учатся и запоминают все налету. Чем с большим количеством цветовых эталонов Вы познакомите ребенка, тем ярче будет восприятие крохи. Иногда малыши оценивают цветовую характеристику предметов как «красиво» и «некрасиво», поэтому в рисовании можно увидеть цветовые предпочтения малыша, а не реальные изображения предметов.

Свойства предметов для младших дошкольников неотделимы от самих вещей, поэтому они прочно закрепляются в восприятии. Например, малыш знает, что огурец всегда зеленый, и может называть огурцами и кабачок, и авокадо, и стручковую фасоль.

У детей этого возраста с помощью действий с предметами формируется восприятие пространства. Ребенок 3 лет только начинает различать понятия «далеко» и «близко», поэтому он плохо оценивает размеры далеких предметов. Например, рассматривая панораму города, малыш вполне может подумать, что дома игрушечные. Чтобы развить пространственные представления крохи, нужно обращать его внимание на его собственное тело (ребенок быстро запомнит, что внизу находятся ноги, наверху – голова, сбоку – руки), а также чаще давать ребенку просьбы с указанием направления (к примеру, «поворачивай направо», «возьми конфету с верхней полки» и так далее).

Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?

К 5 годам дети достигают значительных успехов в способности воспринимать различные параметры окружающего мира:

  • Различают 7 и более цветов;
  • Имеют представление о светлых и темных тонах, «тёплых» и «холодных» оттенках;
  • Знают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • Могут сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький);
  • У них начинает формироваться понятие времени (сегодня, вчера, завтра, минуты, часы, дни, недели), но применять знания об этих абстрактных понятиях в жизнь четырехлетки еще не способны;
  • Восприятие окружающих людей зависит от их популярности в обществе и их отношений с малышом. Мама всегда будет восприниматься крохой, как самая добрая и красивая.

Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

В старшем дошкольном возрасте, как и раньше, в восприятии доминируют зрительные ощущения. Начинает активно развиваться слуховое восприятие: малыши способны выделять звуки в словах, распознавать знакомые музыкальные композиции, чувствовать темп и ритм произведения. Шестилетние дети хорошо ориентируются в пространстве (практически не путают «право» и «лево», довольно точно воспринимают расстояния между предметами, могут ориентироваться в планах и схемах). Восприятие временных отрезков (минута, час, день и так далее) зависит от того, как часто родители упоминают их в общении с детьми. Если давать малышу задания, в которых время является одним из ориентиров (например, «за минуту нарисуй как можно больше кружочков» или «нужно чистить зубы 2 минуту»), постепенно оно перестанет быть для ребенка таким непонятным.

Ведущим каналом восприятия у большинства старших дошкольников является зрение. При этом активно развиваются и другие виды чувствительности (в особенности, слуховая и тактильная).

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно поэтому упражнения и игры являются эффективным и увлекательным способом развития восприятия у малышей.

  • Сортировка по цвету, форме, величине. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами: раскладывать предметы по мисочкам, «прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном), бросать предметы в отверстия нужного цвета/формы/размера.
  • «Чего не хватает». Это упражнение развивает зрительное восприятие, мышление и внимание к деталям. На листе бумаги изобразите несколько предметов или животных, но не дорисовывайте их до конца. Один или несколько существенных признаков предметов должны отсутствовать (например, заяц без ушей, стол без ножки, машина без колес), а задача крохи – сказать, чего не хватает на картинке.
  • «Путаницы». Покажите малышу картинку с наложенными друг на друга контурами знакомых ему предметов. Ребенок должен назвать всех, кто на ней изображен.

Регулярные упражнения позволят сформировать у ребенка высокий уровень различных видов восприятия.

  • Пазлы и разрезные картинки. Эти игры, в которых ребенку требуется собрать целую картину из кусочков, отлично развивают зрительное восприятие.
  • «Угадай по запаху». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.

Выводы

В дошкольном возрасте у малышей происходит колоссальный скачок в психическом развитии, ведь в этот период активно формируются все познавательные процессы. Восприятие – это базовый психический процесс, на основе которого формируются все остальные (внимание, мышление, речь, память и воображение). За несколько лет малыши проходят путь от непосредственного чувственного восприятия до способности составлять обобщенное представление о предметах. Если первоначально ребенок учится узнавать и оценивать, что находится перед ним в данный момент, основываясь на собственных ощущениях и опыте, то в старшем дошкольном возрасте уровень развития восприятия позволяет уже целенаправленно изучать объекты или явления, выделяя их свойства. Развитию восприятия у детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во многом зависит способность малыша к обучению.

Заключение

В Монтессори-клубе «Созвездие» для детей организована уникальная развивающая Монтессори-среда. Монтессори-классы поделены на зоны в соответствии с познавательными и психологическими потребностями детей. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и уточнения всех типов восприятия: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса, а также восприятия температуры и веса, развития мускульной памяти. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Анализаторы

Одним из важнейших свойств всего живого является раздражимость – способность воспринимать информацию о внутренней и внешней среде с помощью рецепторов. В ходе этого ощущение, свет, звук преобразуются рецепторами в нервные импульсы, которые анализируются центральным отделом нервной системы.

И.П. Павлов при изучении восприятия корой головного мозга различных раздражений ввел понятие анализатор. Под этим термином скрыта вся совокупность нервных структур, начинающаяся рецепторами и оканчивающаяся корой больших полушарий.

В любом анализаторе выделяют следующие отделы:

  • Периферический – рецепторный аппарат органов чувств, который преобразует действие раздражителя в нервные импульсы
  • Проводниковый – чувствительные нервные волокна, по которым движутся нервные импульсы
  • Центральный (корковый) – участок (доля) коры больших полушарий, который анализирует поступающие нервные импульсы
Зрительный анализатор

С помощью зрения человек получает большую часть информации об окружающей среде. Поскольку эта статья посвящена зрительному анализатору, рассмотрим его строение и отделы. Наибольшее внимание обратим на периферическую часть – орган зрения, состоящий из глазного яблока и вспомогательных органов глаза.

Глазное яблоко лежит в костном вместилище – глазнице. Глазное яблоко имеет три оболочки, которые мы детально изучим:

  • Наружная, называемая также – фиброзная оболочка
  • Средняя – сосудистая оболочка
  • Внутренняя оболочка – сетчатка

Большую часть полости глаза занимает стекловидное тело – прозрачное округлое образование, которое придает глазу шарообразную форму. Также внутри находится хрусталик – прозрачная двояковыпуклая линза, расположенная позади зрачка. Вы уже знаете, что изменения кривизны хрусталика обеспечивают аккомодацию – настройку глаза на наилучшее видение объекта.

Но благодаря каким именно механизмам происходит изменение его кривизны? Это возможно за счет сокращения ресничной мышцы. Попробуйте поднести к носу свой палец, постоянно смотря на него. Вы почувствуете в глазах напряжение – это связно с сокращением ресничной мышцы, благодаря чему хрусталик становится более выпуклым, чтобы мы могли рассмотреть близкорасположенный предмет.

Представьте другую картину. В кабинете врач говорит пациенту: “Расслабьтесь, посмотрите вдаль”. При взгляде вдаль ресничная мышца расслабляется, хрусталик становится уплощенным. Я очень надеюсь, что приведенные мной примеры помогут вам мнемонически запомнить состояния ресничной мышцы при рассматривании объектов вблизи и вдали.

По мере прохождения света через прозрачные среды глаза: роговицу, жидкость передней камеры глаза, хрусталик, стекловидное тело – свет преломляется и оказывается на сетчатке. Запомните, что изображение на сетчатке:

  • Действительное – соответствует тому, что на самом деле видим
  • Обратное – перевернуто вверх ногами
  • Уменьшенное – размеры отраженной “картинки” пропорционально уменьшены
Проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора

Мы с вами изучили периферический отдел зрительного анализатора. Теперь вы знаете, что палочки и колбочки, возбужденные световым воздействием, генерируют нервные импульсы. Отростки нервных клеток собираются в пучки, которые образуют зрительный нерв, выходящий из глазницы и направляющийся к корковому представительству зрительного анализатора.

Нервные импульсы по зрительному нерву (проводниковый отдел) достигают центрального отдела – затылочных долей коры больших полушарий. Именно здесь происходит обработка и анализ информации, полученной в виде нервных импульсов.

При падении на затылок в глазах может появиться белая вспышка – “искры из глаз”. Это связано с тем, что при падении механически (вследствие удара) возбуждаются нейроны затылочной доли, зрительного анализатора, что и приводит к подобному явлению.

Заболевания

Конъюнктива – слизистая оболочка глаза, расположенная над роговицей, покрывающая глаз снаружи и выстилающая внутреннюю поверхность век. Главная функция конъюнктивы – выработка слезной жидкости, увлажняющей и смачивающей поверхность глаза.

В результате аллергических реакций или инфекций нередко происходит воспаление слизистой оболочки глаза – конъюнктивит, который сопровождается гиперемией (повышенным кровенаполнением) сосудов глаза – “красными глазами”, а также светобоязнью, слезотечением и отеком век.

Нашего пристального внимания требуют такие состояния как близорукость и дальнозоркость, которые могут быть врожденными, и, в таком случае, связанными с изменением формы глазного яблока, либо приобретенными и связанными с нарушением аккомодации. В норме лучи собираются на сетчатке, но при этих заболеваниях все складывается иначе.

При близорукости (миопии) фокус лучей от отраженного предмета возникает впереди сетчатки. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму, из-за которой лучи не могут достичь сетчатки. Приобретенная близорукость развивается из-за чрезмерной преломляющей силы глаза, которая может возникать вследствие увеличения тонуса ресничной мышцы.

Близорукие люди плохо видят предметы, расположенные вдали. Для коррекции миопии им требуются очки с двояковогнутыми линзами.

При дальнозоркости (гиперметропии) фокус лучей, отраженных от предмета, собирается позади сетчатки. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Приобретенная форма характеризуется уплощением хрусталика и нередко сопутствует пожилому возрасту.

Дальнозоркие люди плохо видят близкорасположенные предметы. Им необходимы очки с двояковыпуклыми линзами для коррекции зрения.

Гигиена зрения

Для того, чтобы сохранить хорошее зрение на долгие годы, или же не допустить дальнейшего ухудшения зрения, следует придерживаться следующих правил гигиены зрения:

  • Читать, держа текст на расстоянии 30-35 см от глаз
  • При письме источник света (лампа) для правшей должен находиться с левой стороны, и, наоборот, для левшей – с правой стороны
  • Следует избегать чтения лежа при слабом освещении
  • Следует избегать чтения в транспорте, так как расстояние от текста до глаз постоянно меняется. Ресничная мышца то сокращается, то расслабляется – это приводит к ее слабости, снижению способности к аккомодации и ухудшению зрения
  • Следует избегать травм глаза, так как повреждения роговицы вызывают нарушение преломляющей способности, что приводит к ухудшению зрения

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Перейти к: навигация, поиск

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР — сложная система оптических и глазодвигательных центров и их связей, обеспечивающая восприятие, анализ и интеграцию зрительных раздражений.

3. а. состоит из периферического отдела, включающего фоторецепторный аппарат сетчатки глаза, зрительный нерв и зрительный тракт (см. Глаз, Зрительные центры, пути, Зрительный нерв), и центрального (мозгового) отдела, объединяющего подкорковые и стволовые центры, а также зрительную область коры полушарий большого мозга. Подкорковыми образованиями 3. а. являются латеральное коленчатое тело и подушка таламуса (см. Таламус), верхние холмики крыши среднего мозга — четверохолмия (см.). Зрительная область коры больших полушарий состоит из первичного воспринимающего 17 поля (area striata) и вторичных (экстрастриарных) 18 и 19 полей (см. Архитектоника коры головного мозга, Головной мозг, Кора головного мозга).

3. а. представляет собой часть целостной функциональной системы, связанной со многими другими образованиями мозга, ответственными за сложные формы связи зрительной и других видов информации, лежащих в основе зрительного узнавания, или гнозиса (см. Агнозия), а также сохранения и поддержания позы на основе зрительного восприятия. Сочетанная деятельность 3. а. обеспечивается широкой системой его связей с ретикулярной формацией ствола мозга, гипоталамусом, различными областями коры головного мозга. В акте зрения участвуют теменная, височная, моторная, лобная, лимбическая и другие области коры головного мозга. Характер участия каждой из этих структур достаточно специфичен, что способствует обеспечению огромного диапазона изменений чувствительности 3. а. в зависимости от степени освещенности, расстояния до определенного предмета, биол, значимости раздражителя и других условий. Особенно демонстративно это проявляется при так наз. ориентировочном рефлексе (см. Ориентировочно-исследовательская реакция), обусловленном включением прежде всего ретикулярной формации. Важная, хотя еще и мало изученная, роль в регуляции деятельности 3. а. принадлежит его многочисленным кортико-фугальным связям.

3. а. играет огромную роль в жизни большинства животных и человека, обеспечивая восприятие информации о разнообразных предметах и свойствах окружающей среды — освещенности, форме, величине, цвете, направлении движения, о расстоянии до предмета и его пространственных соотношениях с другими предметами. Зрительное восприятие является сложным процессом, формирующимся как за счет импульсов от действия света на фоторецепторы сетчатки глаза, так и в результате проприоцептивных раздражений его двигательного аппарата — мышц глазного яблока, радужки, аккомодационной (ресничной) мышцы.

Центральным отделам 3. а. свойственно слоистое расположение нейронов, аналогичное воспринимающей поверхности сетчатки глаза (см. Сетчатка). Число нервных элементов и их взаимосвязей прогрессивно увеличивается от периферии к центральным отделам 3. а. Принцип прогрессивной дивергенции зрительных импульсов сочетается с принципом конвергенции зрительного возбуждения от нейронов сетчатки обоих глаз (бинокулярное взаимодействие) на одних и тех же нейронных комплексах — прежде всего в корковом отделе З.а.

Для 3. а. характерна также ретинотопическая проекция, когда определенные точки сетчатки проецируются на соответствующие отделы разных уровней зрительного анализатора. В поле 17 осуществляется пространственная непрерывность этих проекций; менее четкий характер проекций имеет место и в экстрастриарных зрительных полях (18 и 19). Светооптический отдел 3. а.— сложная многоканальная система, каждый из каналов к-рой должен иметь свою функциональную специфику. Восприятие относительно простых свойств зрительных сигналов осуществляется с помощью рецептивных зон, организованных в системы вертикально расположенных комплексов (столбиков) корковых нейронов 17 поля. Более сложные комплексы зрительных сигналов воспринимаются рецептивными полями 18 и 19.

Частичное повреждение стриарной коры или разрыв ее некоторых афферентных связей с латеральным коленчатым телом сопровождается выпадением той или иной части поля зрения (см. Скотома). При повреждении одного из полушарий большого мозга происходит выпадение половины поля зрения (см. Гемианопсия). При этом часть центрального зрения сохраняется, и у больных наблюдается тенденция дополнять до целого знакомые объекты, попадающие на их «слепое» поле.

Двустороннее разрушение коркового отдела 3. а. у высших млекопитающих (собак, обезьян) или обширные повреждения затылочной доли у человека приводят к потере предметного зрения при сохранении способности различать интенсивность освещения, а также, возможно, и контуры предметов. Эти свойства зрительного восприятия являются прерогативой подкорковых и стволовых отделов 3. а.

Центральные двигательные механизмы зрительного восприятия — механизм координации движений глазных яблок, конвергенции зрительных осей, рефлекторной регуляции диаметра зрачка — обеспечивают согласованную работу 3. а. в целом. Особая роль в этих механизмах принадлежит верхним холмикам крыши среднего мозга, претектальной области, корковым центрам движения глаз, а также ядрам и проводникам глазодвигательных нервов. Аппарат глазодвигательной функции, т. о., в основном структурно обособлен от светооптического отдела 3. а.

Значение 3. а. для различных представителей животного мира далеко не однозначно и зависит от их образа жизни. Такие особенности зрения, как его острота, различение цветов, ночное или дневное зрение и прочее, отразились определенным образом на структуре и химизме периферических и центральных отделов 3. а. Острое зрение и способность к различению цветов характерны для большинства птиц и многих приматов, у собак эта особенность выражена слабее. Различительные возможности 3. а. у человека достаточно высоки в отношении цвета, яркости и формы предметов. Особенно развита у человека по сравнению с животными способность к сложнейшему синтезу зрительного и других восприятий, сформировавшаяся в процессе длительного социального развития — в результате трудовой деятельности и членораздельной речи.

Нарушение функции 3. а.— см. Зрение, патология.

Библиография: Кононова Е. П. Анатомия и физиология затылочных долей, М., 1926; СкребицкийВ. Г. Регуляция проведения возбуждения в зрительном анализаторе, М., 1977; Сомьен Дж. Кодирование сенсорной информации в нервной системе млекопитающих, пер. с англ., М., 1975; Физиология сенсорных систем, под ред. А. С. Батуева, Л., 1976; Ш к о л ь н и к-Я p р о с Е. Г. Нейроны и межнейронные связи, зрительный анализатор, Л., 1965.

О. С. Адрианов.

Категория: Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание

Рекомендуемые статьи

Главная Коллекция “Revolution” Биология и естествознание Зрительный и слуховой анализатор

Деятельность зрительного анализатора и различие освещенности предметов, цвета, величины, направления передвижения, расстояния. Орган зрения – глаз, включающий три различных в функциональном отношении элемента. Цветовое зрение, зрительные контрасты.

Рубрика Биология и естествознание
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 06.04.2015
Размер файла 442,3В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня хочу поговорить про очень интересную штуку — восприятие человеком окружающего мира и других людей.

Взглянем на этот процесс с точки зрения психологии, чтобы понять его суть. Узнаем, какими свойствами оно обладает, на какие виды подразделяется, какие ошибки иногда возникают и как человек воспринимает другого человека. Надеюсь, что будет интересно.

image

Восприятие — что это?

Термин «восприятие» можно рассматривать в двух контекстах. В одном из них:

Восприятие – это процесс, посредством которого формируются образы окружающего мира, отражение реальности в психике.

В данном случае понятие представляет собой глагол, то есть действие.

В другом контексте восприятие – это существительное, предмет, результат, сам образ.

Чаще всего наука (что это?) использует первый вариант значений. На него мы и будем опираться в этой статье.

Восприятие является синонимом слова перцепция, которое, в свою очередь, в переводе с латинского perceptio означает субъективное, чувственное познание окружающей среды. Также равнозначно используются такие слова, как: оценка, приятие, созерцание и другие.

image

Что такое восприятие простыми словами? В процессе жизни человек не перестает заниматься познанием мира. Например, в магазине вас заинтересовала какая-то вещь: вы возьмете ее в руки, чтобы понять, какой она текстуры, веса, плотности, цвета, запаха, вкуса и так далее, то есть задействуете необходимые органы чувств (еда – вкус, книга – зрение).

Все эти характеристики вызывают разные ощущения, которые в совокупности рождают образ предмета. Процесс познания, таким образом, и есть восприятие.

image

Важно отметить, что восприятие в психологии – это не только сумма ощущений. Сюда также входят наши индивидуальные знания и представления о мире. Данный феномен тесно связан с другими психическими процессами: памятью, мышлением, речью, мотивационной сферой и вниманием.

4 уровня восприятия

Данный процесс содержит в себе 4 уровня:

  1. Обнаружение – здесь мы понимаем, что есть определенный стимул извне (ухо воспринимает некий сигнал).
  2. Различение – собственно восприятие раздражителя (человек понимает, что это звук).
  3. Идентификация – поиск образа среди существующих в психическом опыте (на что он похож из знакомых?).
  4. Опознание – отнесение образа к конкретной категории (это детский смех за окном).

Свойства восприятия

Принято выделять 7 свойств восприятия:

image

  1. Избирательность – преимущественное выделение одного предмета на фоне остальных по причине невозможности объять их большое множество одновременно. В книжном магазине вы будете перебирать книги одну за другой, чтобы определиться, какую из них стоит купить для дальнейшего прочтения.

    Когда у вас в руках находится конкретная, в этот момент все внимание сосредоточенно на ней: читатель осматривает ее внешне, читает название, содержание, бегло пролистывает. Остальные как будто не существуют, уходят в фон. Но как только интерес к этому изданию пропадает, внимание перемещается к следующему. В фон уходит то, что было в руках.

  2. Предметность восприятия – представляет собой отнесение предмета к определенной категории предметов среды. Например, зеленое, круглое, твердое и сладкое – это яблоко, фрукт, а зеленое, длинное и рычит – это крокодил, животное.

    Часто процесс узнавания происходит не сразу: человек вынужден потратить некоторое время и дополнительные усилия, чтобы определить род изучаемого объекта (подойти ближе, вслушаться или внюхаться).

    Также узнавание делят на специфическое и неспецифическое: первое – это то, что нам хорошо знакомо (на улице я узнаю автомобиль моего мужа). Второй вид помогает определить только род предмета, его поверхностные характеристики (на улице я вижу много движущихся предметов и определяю их как машины, но не знаю чьи они, год их выпуска, историю и т.д.).

    В связи с этим предметность влияет на поведение человека: если предложить ему на ужин знакомую яичницу, то последняя будет быстро съедена. В случае когда перед нами незнакомый продукт, большинство, скорее всего, проявит осторожность – будет более внимательно интересоваться предложенным блюдом.

  3. Апперцепция выражается в зависимости формирования образа от психического опыта, личностных особенностей индивида. Проще говоря, один и тот же предмет люди воспринимают по-разному, опираясь на свои убеждения, установки, ценности и потребности.

    В приведенном ниже небольшом видео показано это свойство человеческого восприятия на простых картинках, которые каждый видит по-разному:

    image

    Существует несколько классификаций видов восприятия:

    По модальности:

    1. зрительное – создание зрительного образа:
    2. слуховое – восприимчивость звуков;
    3. осязательное восприятие – считывание информации о среде через тактильные ощущения;
    4. обонятельное – различение запахов;
    5. вкусовое – построение образа с помощью вкусовых ощущений.

    В зависимости от ведущего анализатора:

    1. Простой вид – это зрение, слух и осязание. Такой вид восприятия есть у всех здоровых людей. В зависимости от того, какой анализатор человек использует чаще всего, его относят к группе людей с соответствующим типом восприятия:
      1. кинестетический (ощущения, движение) – человек (его называют кинестетик) считывает информацию, опираясь больше всего на движение предметов, ощущения, которые эти предметы вызывают. В его речи постоянно звучат слова «взять», «ухватить», «пробовать», «ощутить», «почувствовать»;
      2. аудиальный (звук) – большая часть восприятия мира происходит с помощью слуха. Такие люди часто говорят «я слышу», «послушайте», «слушать», «звучит» и другие;
      3. визуальный (зрение) – ведущим приемником являются глаза: «я вижу», «смотрю», «представляю».

      Таким образом, прислушавшись к тому, как человек говорит, можно вычислить его индивидуальный тип простого восприятия. Это знание поможет решить вечную проблему взаимодействия – неспособность понять друг друга. Последнее происходит именно из-за разных способностей «видения» мира.

    2. Сложный – представляет собой сочетание двух и более типов восприятия в разной комбинации: например, зрительно-слуховой или зрительно-двигательно-слуховой. Так происходит, если индивид использует конкретную пару или тройку анализаторов одинаково часто.
    3. Специальный вид – это специфическое восприятие, процесс которого зависит от воспринимаемого объекта: слушаете ли вы музыку, что-то едите или стараетесь высчитать время и пространство, а может анализируете чье-либо отношение к вам – каждая ситуация «требует» своего подхода. Вы не можете попробовать музыку на вкус, понюхать текст и рассказать о чем он, сделать вывод о мягкости предмета, не дотронувшись до него.
    image

    Такие нарушения бывают двух видов:

    1. иллюзии – это извращенное восприятие существующих предметов и явлений. Иллюзии, в свою очередь, бывают:
      1. аффектогенные – их причиной являются чувства и эмоции. Например, тревожная личность может рассмотреть в тени от дерева надвигающегося маньяка или монстра, слышать угрозу в чужой речи, стыдливому человеку везде будут мерещиться критика и пристыживание;
      2. парейдолические – возникновение фантастических образов при взаимодействии с реальностью (кровь в стакане вместо воды, жуки вместо пятен грязи). Этот вид иллюзий является предшественником галлюцинаций.
    2. Галлюцинации представляют собой образы, которых не существует в реальности либо их нет в момент кажущиеся восприятия. Данное нарушение самостоятельно присутствует только у психически нездоровых людей – психотиков (например, шизофреники).

      Единственное условие, при котором нормальный человек может временно видеть галлюцанации – это насильственное изменение состояния психики (гипноз, наркотики).

    Восприятие человека человеком

    Интересная картина получается, когда речь идет о восприятии человека человеком. Интересная, потому что в действительности мы не видим друг друга при первой встрече такими, какие мы есть в реальности, и на это есть множество причин.

    Замечали ли вы, что при знакомстве с личностью, имеющей приятную для вас внешность, вы автоматически считаете его добрым и хорошим? А если он имеет внешние сходства с любимой подругой-мамой-братом, то симпатия к нему возрастает в разы?

    image

    Восприятие других обусловлено еще многими факторами, на которые мы осознанно или нет обращаем внимание: осанка, жесты, культура речи, манеры, поведение, его профессия, статус и другие.

    Итак, можно выделить 4 способа интерпретации характеристик других людей:

    1. эмоциональный – красивый, значит хороший, душевный;
    2. аналитический – нахмуренные брови, острые скулы «характеризуют» злого человека;
    3. перцептивно-ассоциативный – похож на вредного соседа, значит, такой же неприятный;
    4. социально-ассоциативный – приписывание человеку социальных качеств исходя из внешнего вида. Порванная, грязная одежда «говорит» нам о неблагополучности личности и вызывает желание держаться подальше. А вот опрятный костюм и дорогое авто возвышают незнакомца в наших глазах.

    Краткое резюме

    Таким образом, восприятие человека человеком поддается социальным стереотипам, меркам и эталонам. Также большое влияние на ваше впечатление могут оказать чужие мнения, высказанные людьми, имеющими для вас авторитет.

    image

    Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации