Развитие зрительного восприятия у детей является многоэтапным процессом. Новорожденный ребенок обладает лишь безусловными зрительными рефлексами, которые проявляются в светочувствительности и слежении за движущимся объектом. Однако по мере взросления зрительная система ребенка совершенствуется, начиная различать предметы, формы и цвета. Этот навык помогает детям ориентироваться в окружающем мире и оценивать особенности предметов. Кроме того, от уровня развития зрительного восприятия зависит интенсивность совершенствования мыслительных процессов. Именно поэтому, занимаясь с ребенком, нужно уделить должное внимание играм и упражнениям, направленным на развитие зрения.
<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>
Дорогие друзья, мы рады представить вам Лаптеву Юлию Анатольевну, воспитателя МДОАУ «Детский сад № 102» г. Орска Оренбургской области. Сегодня Юлия Анатольевна делится с нами своим педагогическим опытом по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Юлии Анатольевны:
«Восприятие лежит в основе всех психических процессов и имеет важное значение для овладения ребенком любого вида деятельности. В данной статье даны практические рекомендации по развитию зрительного восприятия дошкольников, которые могут быть полезны педагогам любой категории в дошкольных организациях и учителям начальной школы».
Полезного чтения…
Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
Посмотреть статью с рисунками
Исследователи утверждают, что до 90 % информации воспринимается человеком посредством зрения. Если сравнить два из возможных способов познания мира — с помощью осязания и зрения, то оказывается, что последнее располагает аппаратом, который приспособлен к тому, чтобы сразу, одномоментно воспринимать простые и хорошо знакомые из предыдущего опыта предметы. При восприятии же сложных, малознакомых предметов или целостных ситуаций процесс предварительной зрительной ориентировки в объекте все более приближается к тому последовательному и поэлементному опознанию, который характерен для осязания.
Вот почему для дошкольника, сталкивающегося с огромным количеством новых, незнакомых прежде предметов и явлений, является развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации. Эти процессы служат непременным условием деятельности наблюдения, сопоставления и сравнения объектов окружающего мира, формирования о них полных и правильных представлений и понятий.
Тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа свойственны далеко не всем дошкольникам. Нередко воспитатель сталкивается с фрагментарностью, поверхностностью этого процесса, неумением подчинить восприятие поставленной задаче, отсутствием планомерности, низким уровнем осмысления наглядно воспринимаемого материала, несформированностью навыков выделения деталей и признаков объекта и т. д., что в значительной мере затрудняет обучение и требует оказания соответствующей помощи.
Кроме того, у детей дошкольного возраста функции мыслительной деятельности еще недостаточно развиты. У них наблюдается разбалансированность процессов возбуждения и торможения, недостаточный уровень развития познавательных процессов, и, прежде всего восприятия; отмечается также узость объема восприятия и низкая активность этого процесса; бессистемное мышление, при котором вычленяются лишь наиболее заметные части предметов, не устанавливаются связи между отдельными частями предметов и отдельными предметами; нарушения памяти; трудности в воспроизведении образов восприятия, представлений, что мешает развитию познавательной деятельности; особенно страдает произвольное внимание: если работа неинтересна, дети ее просто бросают; они не могут долго ни на чем сосредоточиться; нарушение деятельности: несформированность навыков учебной деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности; неумение соотнести получаемые результаты с ранее поставленной задачей и оценить результат; некритичность к своей работе.
В целях совершенствования зрительного восприятия и анализа, зрительной памяти каждый педагог может использовать следующие виды коррекционно-развивающих заданий: игр, игровых заданий и упражнений, направленных на формирование умений планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты, выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений.
- Узнавание стилизованных изображений предметов
- Название контурных или силуэтных изображений предметов
- Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр
- Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала
- Запоминание последовательности визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление деформированного ряда (игры типа «Угадай, чего не стало», «Что изменилось?» и т.д.).
- Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других
- Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях
- Расчленение буквенного или цифрового знака на составляющие элементы с последующим анализом
- Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям
- Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков
- Преобразование фигур, букв или цифр
- Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта
- Поиск среди предложенных вариантов или зарисовывание по памяти после кратковременной экспозиции геометрических фигур, символов, знаков и т. д.
Особое внимание педагогу необходимо обратить на выработку у воспитанников навыков точной и четкой координации в системе «глаз — рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Эти задачи можно решить путем использования специальных заданий, в ходе выполнения которых вырабатывается и закрепляется комплекс умений внимательно рассматривать объект (предмет, его изображение, знак, символ, схему и т.д.), выделять составляющие его детали и как можно точнее копировать воспринятое (переносить на плоскость листа, воспроизводить в конструктивной поделке).
Умение «вести» руку с помощью глаза с одновременной корректировкой движений вырабатывается успешнее в том случае, если сначала воспитатель предлагает задания на копирование образцов, расположенных близко и непосредственно в поле зрения детей, а затем постепенно удаляет и располагает их, например, на доске. Находящийся на столе (парте), перед глазами ребенка образец облегчает действие зрительного контроля, но со временем становится возможным включение в такую деятельность и механизмов, позволяющих анализировать, запечатлевать зрительную информацию и достаточно продолжительное время удерживать ее в памяти, все реже обращаясь к наглядному образцу и осуществляя корректирование действий с большей опорой на кинестетический контроль.
Таким образом, любые виды заданий на точное графическое воспроизведение предложенных объектов (рисунков, узоров, схем, знаков или символов), графические диктанты, включенные в программу коррекционно-развивающей работы, будут очень полезны как для детей старшего дошкольного, так и младшего школьного возраста и позволят сформировать координированность в деятельности зрительного и двигательного анализаторов, столь важную при овладении навыками письма.
18.11.2015 Статьи Дошкольное образование Психология и педагогика Зрительное восприятие является одним из основных инструментов познания окружающего мира, однако необходимая система на момент рождения человека остается несозревшей. Глаз принимает окончательную форму только к 20 годам — в связи с этим, охрана и развитие зрения в дошкольный и школьный периоды очень важны. Кандидат педагогических наук, учитель-дефектолог Элеонора Кулешова рассказала в вебинаре корпорации «Российский учебник», как проявляются трудности зрительного восприятия, а также представила методы диагностики и профилактики патологий. 17 июля 2018
Проявления нарушений зрительных функций
Дети с нарушением зрения делятся на подкатегории, и дефектологи работают не с диагнозами, а со схожими состояниями. Так, существует очень разнообразная подгруппа «Слепые дети». В нее, в том числе, входят ребята, которые имеют остаточное зрение, позволяющее выявить все основные признаки объекта (цвет, величину, форму, пространственные характеристики). Обучение в рамках подгруппы «Слепые дети» проводится по осязательной системе Брайля.
Представители другой подгруппы — «Слабовидящие дети» — учатся на основе печатных пособий, но нуждаются в организации особых условий для зрительного восприятия. Им требуются хорошо подобранные учебные материалы, больше времени на рассматривание объектов, в целом внимание со стороны взрослых к их проблемам со зрением. Педагоги и родители часто не понимают важность организации необходимых условий и допускают грубейшие ошибки — например, принуждают снимать очки на уроке физкультуры, заботясь о сохранности очков, но не зрительного восприятия ребенка.
Особенности зрительного восприятия детей с нарушениями зрения:
-
Трудности при опознавании рисунков, предметов (замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения).
-
Замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажение зрительного восприятия.
-
Трудности визуального восприятия элементов и геометрических параметров формы.
-
Затруднения при глазомерной оценке пропорций, протяженности, расстояний.
-
Нарушение дифференциальной чувствительности контрастности цветов.
Методики диагностики
Примеры тестов для выявления особенностей зрительного восприятия:
«Овощи и фрукты» для детей 5-7 лет
-
Цель: проверка ассоциативного различия цветов разного качества-тона.
-
Материалы: таблица с 5 изображениями фруктов и овощей, разноцветные карточки.
-
Инструкция ребенку: подбери подходящую карточку.
«Найди одинаковые фигуры» для детей 6-7 лет
-
Цель: определение способностей зрительного различия форм.
-
Материал: бланк с различными геометрическими фигурами.
-
Инструкция ребенку: поставь на одинаковых фигурах точки разных цветов. Назови их.
Как учиться и не испортить зрение Купить
Требования к наглядным материалам в подготовительных классах
-
Демонстрация объектов на контрастном фоне. Лучший, 100% контраст — это сочетание белого и черного. Рекомендуется обратный контраст, когда темный объект расположен на светлом фоне, что физиологически воспринимается легче. Однако существуют зрительные патологии, при которых, наоборот, предпочтителен прямой контраст: светлое на темном.
-
Использование таких цветов как красный, желтый, оранжевый, зеленый. Это обязательное условие для работы с детьми со зрительными патологиями и важная рекомендация в целом. Перечисленные цвета снимают нагрузку с органов зрения. Синий и фиолетовый, наоборот, сложны для восприятия при патологиях.
-
Ограничение поля восприятия рамкой. Так ребенку легче сосредоточиться на материале, который нужно рассмотреть. Если в пособии нет возможности нарисовать рамку, можно использовать цветные подложки — например, картонки с уголками, в которые вставляется изображение. Подложки должны быть выполнены в цветах, рекомендованных для пособий.
-
Использование изображений с контурами и насыщенными цветами. Для ребят с нарушениями зрения лучше рисовать очень толстый контур.
-
Отсутствие глянцевых поверхностей. Нужно использовать только матовую пленку для ламинирования, с ее помощью также можно убрать блики с уже готовых глянцевых пособий. Еще один способ устранить глянцевый отлив: поместить пособие в матовый файл.
-
Реалистичный характер изображений. Не все дети могут правильно воспринимать объекты, поэтому при формировании представлений о животных и птицах нужно тщательно подбирать иллюстрации. Например, если берется изображение собаки, на нем должны быть прорисованы все четыре лапы.
Учебно-методический комплект «Тропинки», представленный корпорацией «Российский учебник», соответствует всем перечисленным требованиям и может быть использован при разном зрительном восприятии.
Уникальные упражнения для восстановления зрения у детей по методу профессора Оле Купить
Формирование представлений о плоскостном изображении натурального объекта
Дошкольника нужно знакомить с пособиями поэтапно:
-
Настоящий объемный объект или его модель, макет, муляж.
-
Цветное изображение.
-
Контурное изображение со сплошным контуром.
-
Контурное изображение с прерывистым контуром.
-
Изображение, зашумленное вертикальными или горизонтальными параллельными линиями, кривой линией.
-
Сложное зашумление: наложение объектов друг на друга.
-
Деталь объекта.
Если ребенок может определить объект по детали, значит формирование прошло успешно.
Каждый год количество детей с нарушениями зрения увеличивается. Ребята с патологиями приходят в общие образовательные учреждения и становятся — или, во всяком случае, должны стать — полноценными участниками учебного процесса. Если ребенок отстает из-за особенностей зрения, становится неуспешен в учебе, это приводит к школьному негативизму, нежеланию учиться. При должном внимании, обследовании, прогнозировании, при правильной организации условий зрительного восприятия, некоторые проблемы (такие как нарушение глазомера, нарушение восприятия цвета) можно скорректировать и устранить.
Наука — о глазах: как возвратить зоркость. Рекомендации врача с упражнениями Купить
Нейрофизиологические и поведенческие данные позволяют ответить на вопрос о механизмах формирования отдельных психических функций с точки зрения созревания нервных центров, обеспечивающих работу функциональных систем.
Основной путь формирования системной организации структур мозга характеризуется переходом от их генерализованного вовлечения к избирательному, функциональному взаимодействию нервных центров, каждый из которых специализированно участвует в осуществлении отдельных когнитивных операций (Бетелева Т. Г., 1990; Фарбер Д. А. и др., 1990,1997, 1998; Безруких М. М. и др., 2002).
Происходит постепенная дифференциация работы мозговых механизмов, в ходе которой рядом расположенные области мозга (фрагмент функциональной системы) сначала работают по генерализованному, общему принципу и лишь постепенно приобретают конкретную специализацию.
Согласно теории системной, динамической локализации высших психических функций, каждая мозговая структура отвечает за отдельное звено в функциональной системе. Если обратиться к генезу психических функций, то это означает, что по мере созревания мозговых структур формирование психических функций проходит путь от недифференцированного отражения окружающей среды к избирательным восприятию и действию в этой среде. Отражаемое наполняется все большим содержанием, а действие начинает подчиняться отражаемому.
Каждая из мозговых структур, включенных в систему, по мере увеличения ее функциональной активности (инициируемой соответствующими средовыми воздействиями) начинает все более избирательно выполнять свойственную ей функцию. Происходит становление специализированных нервных механизмов, обеспечивающих адекватное отражение конкретных, определенных аспектов окружающей среды и действия в ней.
Свидетельства в пользу этого утверждения можно рассмотреть на примере формирования отдельных психических функций.
6.1. Зрительное восприятие
Принцип дифференциации хорошо просматривается при анализе формирования зрительного восприятия и функциогенеза связанные с ним мозговых структур. Такой анализ позволяет выявить взаимодействие, существующее между усложнением психологической структуры психической функции и дифференциацией в функционировании различных зон мозга, показать, как появление специализации в зрительном восприятии соотносится с проявлениями специализации в функционировании соответствующих мозговых структур.
Специализация разных отделов зрительной коры и других зон мозга, связанных со зрительным восприятием, происходит неодновременно и подчиняется принципу гетерохронии (см. главу 4).
Характеристики вызванных потенциалов в ответ на различные виды стимуляции свидетельствуют о том, что уже на 6-8 день жизни зрительная система может анализировать структуру зрительного мира. Поскольку вызванные потенциалы новорожденных детей строго локальны, это позволяет предполагать, что сразу после рождения зрительная функция обеспечивается только одной проекционной корой.
В то же время постепенно начинает формироваться возможность восприятия отдельных зрительных свойств. К 3-4 месяцам ребенок выделяет желто-синий, а к 4-5 месяцам — красно-зеленый компонент цветового восприятия. С 3-4 месяцев проявляется способность различать объекты по размеру.
В 6 месяцев в познавательную зрительную деятельность начинают вовлекаться височные и лобные области. Но они вовлекаются в совместную работу на качественно иной основе, чем у взрослых людей. К 8-месячному возрасту наблюдается качественный скачок в восприятии формы объекта.
От года до 3-4 лет специализация корковых зон, вовлекаемых в восприятие, невелика, поскольку вызванные потенциалы в затылочной области и в области зоны ТПО сходны и начинают максимально различаться к 6-7 годам. Анализ топографии вызванных потенциалов в заднеассоциативных отделах показал, что в 3 года они регистрируются во всех областях коры и имеют сходный характер, то есть на этом этапе развития отсутствуют дифференциация и специализация заднеассоциативных структур в зрительных операциях. Это означает, что они выполняют одну и ту же функцию, дублируют друг друга.
От 3-4 лет к 6-7 годам в зрительных областях происходят существенные изменения, выражающиеся в их специализации в осуществлении отдельных зрительных операций. Предполагается, что начиная с 6-8 лет категоризация новых и знакомых стимулов осуществляется различными нейронными сетями.
Простейшие формы категоризации, опирающиеся на совокупность признаков, возможны в младенческом возрасте. Л. И. Леушина и др. (1982) отмечали наличие двух принципов разделительного анализа:
1) анализ, основанный на полном описании объектов;
2) и/или анализ, основанный на выборе информативного признака.
Первый принцип характерен, по имеющимся данным, для правого полушария, второй — для левого. Действительно есть данные, что у младенцев ведущая роль в зрительном восприятии принадлежит правому полушарию, что, видимо, и обеспечивает присущий этому возрасту тип классификации. До 7-8 лет еще нет достаточного учета значимости воспринимаемой информации, ребенок затрудняется в выделении главного, отвлекается на второстепенные признаки.
Более сложный тип категоризации, требующий сопоставления разных признаков объекта, выбор ведущего признака, реализуется с помощью левого полушария и формируется на более поздних этапах онтогенеза.
Осуществление зрелой формы категоризации, поданным, полученным с помощью вызванных потенциалов, коррелирует с созреванием левой лобной области, которая только в возрасте 10-16 лет берет на себя ведущую роль в классификации на заключительных фазах опознания. ‘Гак, в 10-11 лет происходят существенные изменения, связанные с учетом значимости стимула, восприятие начинает приобретать избирательный характер (Бетелева Т. Г., 1990; Фарбер Д. А. и др., 1997; Безруких М. М. и др., 2002).
Зрительное восприятие с начала своего формирования связано межфункциональными связями с другими, раньше формирующимися системами, например с моторной системой.
В 3-4-летнем возрасте наблюдается тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий. Практические манипуляции с объектом являются необходимым фактором зрительного опознания. Образы, формирующиеся в результате взаимодействия рассматривания и ощупывания, носят еще фрагментарный характер, представление об объектах складывается либо на основе целостного описания, либо на отражении их отдельных свойств.
К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследование предмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятся между собой и целостным представлением объекта, что способствует формированию дифференциального и более адекватного сенсорного образа. При предъявлении вариантов рисунков людей и предметов количество незамеченных изменений в 5-6 лет уменьшается по сравнению с 3-4 годами вдвое при предъявлении лица и втрое — при экспозиции предмета.
По А. В. Запорожцу, в дошкольном возрасте по мере накопления индивидуального опыта снижается удельный вес ощупываний в зрительном восприятии и существенно преобразуются движения глаз. В 3-4 года движения глаз осуществляются внутри фигуры (это дает возможность опознания сложных, незнакомых предметов на уровне случайности 50 %). В 4-5 лет число движений внутри фигуры нарастает, сокращается время фиксаций, обнаруживаются группы близко расположенных фиксаций на характерных признаках, достигаются более высокие показатели узнавания. В 5-6 лет появляются движения, прослеживающие контур фигуры, не охватывающие фигуру целиком. Но, несмотря на это, восприятие переводится на качественно иной уровень, вероятность узнавания достигает 100 %. У детей 6-7 лет при ознакомлении с новым предметом прослеживание по контуру включает всю фигуру.
На основе построения перцептивного образа при последующем восприятии предмета создаются условия для сопоставления этого образа с наличным объектом. Возможность формирования в старшем дошкольном возрасте сложных эталонов, включающих иерархическую структуру интегрированных признаков, облегчает процесс опознания и категоризацию на основе не только перцептивных, но и концептуальных характеристик (общие свойства всех вариантов).
Интенсивное развитие мозолистого тела приходится на дошкольный возраст, и, по некоторым данным, существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам. В 5 лет, как в правом, так и в левом полушариях образуются функциональные объединения затылочных областей с заднеассоциативными, а теменных зон с переднецентральными структурами. В 6 лет на фоне усиления межполушарных функциональных связей затылочных и височных областей отмечается специализированное (по взрослому типу) вовлечение в выполнение заданий затылочных и заднеассоциатив- ных областей правого полушария и усиление их взаимосвязи с лобной корой.
Несмотря на определенную незрелость системы зрительного восприятия к концу дошкольного периода, участие проекционных и ассоциативных корковых зон и их взаимодействие обеспечивают высокую разрешающую способность перцептивной функции, возможность восприятия сложных объектов и выработку соответствующих эталонов. Дальнейший «скачок» в развитии когнитивных функций происходит на более поздних этапах онтогенеза и связан с формированием функциональной специализации полушарий и их взаимодействия, являющихся важным фактором, обеспечивающим дополнительные возможности анализа и обработки информации (Фарбер Д. А. и др., 1988, 1990,1997).
проблема взаимодействия – предыдущая | следующая – праксис
Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста
Консультация психолога детям, подросткам и взрослым
Конспект индивидуального занятия по развитию зрительного восприятия и ориентировке в пространстве.
Тема: «Геометрические фигуры».
Никитина Виктория Александровна, воспитатель Кемеровская область, город Прокопьевск
Задачи:
- Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, овал, треугольник, квадрат) ;
- Развивать общую и мелкую моторику пальчиков рук.
- Закреплять знания основных цветов спектра, умение сравнивать фигуры по величине.
- Развивать зрительное восприятие, умение сличать изображения, находить одинаковые формы, действовать по инструкции.
- Формировать эмоциональную реакцию на положительный контакт с педагогом.
- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: игрушка Медвежонок, набор карандашей, рисунок с изображением домиков из геометрических фигур, геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, прямоугольник), различные по величине и цвету.
Ход занятия.
Организационный момент
Рекламное сообщение
– Посмотри, кто к нам пришел в гости? (Медвежонок Мишка). Давай с ним поздороваемся. Здравствуй Мишка! (Ребенок повторяет за мной).
– Мишка пришел не с пустыми руками. Он принес с собой много игр. Давай поиграем с ним (ответ ребенка)
Мишка не различает геометрические фигуры и очень хотел бы научиться. Поможем ему? (ответ ребенка)
Чтобы Мишка всё понял и запомнил, надо ему рассказать про каждую фигуру всё по порядку.
-Беру и первым показываю круг:
Д: – Как зовут эту фигуру? (Круг). А как ты узнала? (Нет уголков; плавные линии, похож на тарелочку, на колесо). Приготовь свои пальчики, будем рисовать круг в воздухе. Рисует в воздухе.
Как зовут эту фигуру? (овал). А как ты узнала? (Нет уголков; плавные линии). Приготовь свои пальчики, будем рисовать овал в воздухе. Рисует в воздухе.
Следующим беру квадрат:
В: – А как называют такую фигуру? (Квадрат). Как ты узнала, что квадрат? (У него есть углы, стороны равны, похож на кубик). Правильно. Покажи Мишке как квадрат рисовать, рисует в воздухе пальчиком:
Путаница
Все фигуры перепутались их надо разложить. (Фигуры лежат на столе). В центр положи все треугольники, а справа от центра, все квадраты. Слева положи все круги. (В центр кладётся одна фигура, а если их много, то они будут ложиться на середину листа друг под другом) Можно класть не все фигуры, поэтому, например: положи в центр «полянки» большой квадрат, каким он цветом? Справа от него положи маленький треугольник. И т.д. Или в конце: расскажи, каким цветом фигуры на «полянке?» (также: в центре и т.д. повтор, закрепление знаний о расположении) Но если берутся все фигуры, то надо и правильно называть.
Давай наши пальчики разомнем.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять.
(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого.)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично разжимаем и сжимаем все пальцы вместе.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Сжимаем по очереди, широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять. (Ритмично сжимаем все пальцы вместе.)
Задание: «Выложи из фигур».
Ребенку предлагается листок, на котором изображены домики. Задание: выложи геометрические фигуры, так чтобы домики стали одинаковыми»
Чего не стало?
На столе квадрат, треугольник, круг и овал. Посмотрите и запомните, как они расположены.
Закрой глаза
Педагог убирает геометрическую фигуру.
В.: Какой геометрической фигуры не стало, что изменилось? (повторение 3 раза) можно поменять местами фигуры…
Физминутка
Задание:
Раскрась одинаковые предметы в один цвет: звездочки раскрась желтым, сердечки красным, а круги сделай синими.
– Что ты можешь сказать про круги и звездочки? Они по цвету одинаковые или разные? (разные). А про сердечки? (они какого цвета?).
Зрительная гимнастика.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Мишка говорит тебе спасибо, с тобой он смог запомнить геометрические фигуры. Давай попрощаемся с ним. До свидание Мишка.
Заключительная часть
– Давай вспомним, кто приходил к нам на занятие? (Мишка)
– Что мы делали с Мишкой? (Играли)
-В какие игры мы играли? (ответ ребенка)
Тебе понравилось занятия?
Спасибо, молодец!