глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~24 мин.
Просмотров: 2

Какие нарушения зрения у детей существуют и почему так важна их ранняя диагностика?

АВТОР: Дейнекина Ольга Николаевна

МЕСТО РАБОТЫ: МДОУ «Детский сад №10» г. Кировск Мурманской обл.

ДОЛЖНОСТЬ: воспитатель

Познавательное развитие детей с нарушением зрения.

Деятельность – необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Познавательная деятельность – это активная деятельность ребенка по приобретению и использованию знаний. В процессе познавательной деятельности происходит

познавательное развитие ребенка,

т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов): наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, творческого воображения. В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес – направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.), связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.

Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников – принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

Главная задача

познавательного развития

ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Средства познавательной деятельности – способности, способы действия, умения, характерные для той деятельности, «внутри» которой находится познавательная деятельность: игровая, художественная и т.д.

Полноценное познавательное развитие детей должно быть организовано

на 3 основных блоках познавательного процесса:

    Ребенок с патологией зрения развивается в условиях ограничения, искажения или полного отсутствия визуальной информации об окружающем мире. Нарушение зрения отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительные ощущения, восприятие, представление, речь, память, внимание, воображение).

    Ребенок имеет недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить детей, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные существенные признаки и свойства.

    Тематикой ознакомления становится, в первую очередь, близкое окружение ребенка дома, в детском саду. Процесс ознакомления строится по принципу детального изучения предметов, их свойств и взаимосвязей. В ходе изучения дети учатся последовательному зрительному выделению, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков.

    Там, где невозможно, трудно получить зрительную информацию, детей учат активно включать в процесс обследования сохранные анализаторы. Дополнительную информацию ребенок получает за счет полисенсорных взаимосвязей (слухо-двигательных, тактильно-двигательных, осязательных и других). Это обеспечивает более полную и точную информацию.

    На 1-м и 2-ом годах обучения занятия по ознакомлению с окружающим миром тесно связаны с развитием речи, так как наряду с формированием у ребенка чувственного опыта проводится работа по овладению детьми словом, что обеспечивает умение соотносить конкретный признак со словесным его обозначением.

    На 3-ем и 4-ом году обучения осуществляется работа по расширению и систематизации представлений в определенных связях общественноведческих, природоведческих, математических и других знаний.

    Основными методами и средствами

    в работе с детьми являются: обследования, экскурсии, наблюдения, дидактические игры, упражнения, иллюстрации, просмотр диафильмов, наглядный материал, слушание записей с голосами птиц, зверей, животных, звуками окружающего мира.

    В работе с детьми с нарушением зрения следует учитывать, что наиболее успешно ребенок познает окружающий мир на основе знакомства с реальными предметами, а затем уже на макетах, муляжах и иллюстративном материале.

    Огромное значение в развитии мыслительных процессов у детей со зрительной патологией имеет руководство их деятельностью педагогом, ее направление и стимуляция. Педагог руководит зрительным восприятием детей, учит их выделять в окружающем все признаки, которые можно познать не только с помощью зрения, но и всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусовой, тактильной, температурной чувствительности). Эта способность необычайно важна для детей с патологией зрения, она значительно обогащает их представления об окружающем мире.

    Задача педагога – сделать восприятие окружающего мира целенаправленным и осознанным. Ребятам дают следующие установки: «Посмотри внимательно», «Послушай…», «Потрогай, пощупай, попробуй», «Понюхай…», «Почувствуй…», «Ощути…» (восприятие температурных изменений, дождя, снега, воды и т.д.). Задают следующие вопросы: «Что ты видишь вокруг?», «Что ты видишь далеко от себя, близко, рядом с собой?», «какие звуки ты слышишь?», «Какие запахи ощущаешь?» и т.д.

    Педагог дает задания и проводит игры в зависимости от постановки задачи:

      Педагог предлагает детям игры на имитацию движений птиц, животных, транспорта, сюжетно-ролевые игры и т.д.

      Терпеливое, доброжелательное, положительное эмоциональное отношение педагога к детям способствует устойчивому интересу к игровой, трудовой, учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность ребенка, развивает познавательную сферу – наглядное и логическое мышление, произвольное внимание и восприятие, память, творческое воображение.

      Литература.

      В.П. Ермаков, Г.А. Якунин «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения»,

      Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений

      ῙV

      вида/под ред. Л. И. Плаксиной;

      Е. Подколзина «Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения»;

      Игровое обучение детей 5-7 лет/ под ред. Н. В. Иваковой.

      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. Ребенка можно сравнить с нежным бутоном, в котором уже присутствуют все характерные качества будущего цветка. Но возможность его раскрытия во многом зависит от ухода и любви садовника. Таким «садовником» выступает взрослый, находящийся рядом с ребенком, воспитывающий его в первые годы жизни. « От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», — писал , обращаясь к родителям и педагогам. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В деятельности формируются новые психические новообразования и она создает зону ближайшего развития ребенка. Для детей с нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности в основном в исполнительной ее части, т. к. двигательная сфера детей с нарушениями зрения является наиболее близкой к дефекту и его влияние на двигательные акты оказывается наибольшим образом. Отмечается также замедленный темп формирования предметных действий, трудности переноса их в самостоятельную деятельность, наблюдается расхождение между пониманием функционального назначения предмета и возможностью выполнить конкретное действие с предметом. Это меняет мотивационно—потребностные сферы ведущей детской деятельности –игровой –затягивается во времени и характеризуется бедностью сюжета и содержания игры, схематизмом игровых и практических действий. Длительно и сложно формируется и учебная деятельность. ВНИМАНИЕ. Сокрашение количества и разнообразия внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания. Замедленность процесса восприятия сказывается на темпе переключения внимания; неполнота и фрагментарность образов – на снижение объема, устойчивости внимания, т. е. практически все качества внимания, такие как : активность ( произвольно и непроизвольное внимание) , направленность (внешнее и внутреннее) , его широту ( объем, распределение) , переключение ( трудное, легкое ) , интенсивность, сосредоточенность (высокая, низкая ) , устойчивость ( устойчивое или неустойчивое ) также оказывается под влиянием нарушения зрения. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ. Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения. Искаженное сенсорное отражение признаков предметов и изображений влияет на формирование зрительных образов и опознавательный этап восприятия. Нарушение механизмов восприятия, в свою очередь, сказывается на развитии несенсорных психических функций : наблюдается более позднее, чем в норме, формирование операций анализа, синтеза, обобщения и категоризации. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА. Процесс отражения пространства и ориентировка в нем у дошкольников происходит от диффузного, нерасчлененного восприятия с выделением отдельных объектов вне пространственных связей к постепенному вычленению, а затем и интегрированию, сближению рядом находящихся, и далее целостному дискретно-непрерывному пониманию пространства . в развитии пространственных представлений у нормально видящих детей дошкольного возраста лежит непосредственный практический опыт. От того, насколько точно воспринимает ребенок окружающий мир, как он в нем действует, зависит точность и адекватность его представлений об окружающем мире. Ограничение потока информации, поступающего через поврежденный зрительный анализатор, побуждает ребенка приобретать этот опыт на основе действия других анализаторов. Однако этого оказывается недостаточно, так как роль зрения в восприятии пространства является главенствующей. Особая роль зрения проявляется в выделении монокулярных ( линейная перспектива, величина предметов ) и бинокулярных ( удаленность, стереоскопия, объемность пространства, местоположение объекта ) признаков пространства. Таким образом, несовершенное зрение ребенка ограничивает возможность выделять все признаки и свойства предметов, величину. объем, протяженность и расстояние между ними и создает определенные трудности развития представлений о пространстве и ориентировки в нем. Страдает и словесная пространственная ориентировка из-за специфического развития речи ребенка-дошкольника с нарушением зрения. Становление речи зрячих детей и детей с нарушением зрения осуществляется принципиально одинаково. Речь развивается и усваивается в ходе специфической человеческой деятельности общения с людьми и предметами окружающей действительности. но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития. нарушается словарно-семантическая сторона речи. появляется «формализм» накопления значительного количества слов. не связанных с конкретным содержанием. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неречевых средств общения : мимики, пантомимики, интонации, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и не позволяют в достаточной степени судить о состоянии человека, его отношении к собеседнику и обсуждаемой теме. ПАМЯТЬ. Развитие памяти ребенка с нарушениями зрения происходит по тем же законам, что и у нормально видящего ребенка, и базируется на становлении процессов запоминания, узнавания и воспроизведения. Однако имеются и известные трудности в процессе формирования памяти. в частности в области запоминания ( осмысленного и механического. произвольного и непроизвольного ). Корни этого надо искать в физиологическом механизме процессов запоминания. Дефекты зрительного анализатора нарушают соотношение основных процессов – возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Как следствие наблюдается замедленное по сравнению с нормой образование временных связей и замедленная выработка дифференцировок, что выражается в необходимости большего количества подкреплений ; также отмечается недостаточная осмысленность запоминаемого материала и быстрое забывание усвоенного материала. Правильность узнавания объектов затруднена, поскольку узнавание как деятельность. в процессе которой сопоставляется образ памяти с объектом восприятия, зависит от того, насколько полно и точно был воспринят объект. от того. какие – существенные или несущественные – свойства и признаки были выделены и теперь сравниваются. Воспроизведение в отличие от узнавания предполагает более полное запечатление и сохранение ранее воспринятого. У ребенка при нарушениях зрения наблюдается недостаточно полное и замедленное воспроизведение материала, так как на его качестве сказываются в полной мере недостатки запоминания и сохранение материала. СОПУТСТВУЮЩИЕ ДЕФЕКТЫ. Нарушениям зрительного анализатора часто сопутствуют и другие дефекты : нарушения речи, опорно-двигательного аппарата. задержки психического и физического развития, остаточные явления органических поражений ЦНС, энцефалопатия, неврозоподобные состояния, гидроцефалия и другие, которые вносят свои особенности в процесс психического развития детей.

      В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.В связи с этим необходимо повышать уровень компетентности педагогов, вести профилактическую и кор-рекционную работу с детьми.

      Известно, что акт зрительного восприятия предметов и явлений окружающего мира осуществляется в результате работы зрительного анализатора, представляющего собой сложную нервно-рецепторную систему. В структуру зрительного анализатора входят рецепторная часть (сетчатка), проводящие пути (зрительные нервы, зрительные тракты), зрительные центры (подкорковый и корковый). В ходе зрительного акта зрительный анализатор воспринимает и анализирует световые раздражители. Возникший в рецепторах сложный фотохимический процесс способствует трансформации световой энергии в нервное возбуждение, передающееся через проводящие пути от сетчатки в кору головного мозга. В коре головного мозга осуществляются анализ и синтез зрительных ощущений и восприятий и ассоциативные связи органа зрения с другими анализаторами, в результате чего и происходит восприятие ребенком зрительной картины мира.

      В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия. Так, нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.

      Нарушение функции остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) и проявиться в виде миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (изменение преломления оптической системы глаза в различных меридианах).

      Нарушение остроты зрения может быть вызвано также функциональными расстройствами зрительного аппарата. Нарушение зрения, связанное с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины, называется амблиопией.

      Нарушения функции цветоразличения обусловливают возникновение трудностей восприятия, невозможность различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.

      Наличие нарушений функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.

      Нарушение бинокулярного характера зрения, приводящее к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и воспринимать рассматриваемый объект как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.

      Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к возникновению косоглазия.

      При наличии нарушений глазодвигательных функций в виде нистагма, характеризующегося наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия.

      Под влиянием различных причин могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций.

      Нарушения зрения условно делятся на глубокие и неглубокие. К глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую детерминацию. В зависимости от глубины и степени нарушений данных зрительных функций может иметь место слепота или слабовидение.

      К зрительным нарушениям, относящимся к так называемым неглубоким, относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).

      Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей с нарушениями зрения позволяет утверждать, что такие дети испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в,, ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве. Поэтому так важна для детей с нарушениями зрения помощь специалистов, в первую очередь, тифлопедагога.

      Ссылка: http://vlasik20042004.narod2.ru/osnovnie_zritelnie_funktsii_i_ih_narusheniya/  

      Результаты профилактических медицинских осмотров обучающихся в Хабаровском крае свидетельствуют о высокой распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний. Мониторинг зарегистрированных заболеваний школьников за период 2015-2017 годов показал, что  в структуре заболеваемости:

      • на первом месте — болезни глаза и придаточного аппарата – 21,5%;
      • на втором месте — заболевания костно-мышечной системы (нарушения осанки, плоскостопие) – 13,0%;
      • на третьем – болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ – 12,5%;
      • на четвертом – болезни органов пищеварения – 10,9%;
      • на пятом месте – болезни нервной системы – 8,6%.

      С 2015 года заболеваемость болезнями глаз выросла с 18,2% до 21,5%. Уже в первом классе 4-5% детей имеют близорукость. К окончанию начальной школы − 6-8%. К выпускному классу − 30-32% девочек и 26-28% мальчиков имеют сниженную остроту зрения.

      Нарушение зрения – состояние, при котором орган зрения получает искаженную информацию об объектах окружающей среды . Наиболее распространенные у детей — спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм. В фаворитах близорукость и спазм аккомодации.

      Виды нарушения зрения.

      Спазм аккомодации глаза − патологический процесс, при котором мышца, отвечающая за хорошее зрение вдаль и вблизи, находится постоянно в состоянии сокращения. Он сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Симптомы развития спазма аккомодации: раздражительность, быстрая утомляемость, снижение успеваемости, частые головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет. Часто спазм аккомодации переходит в близорукость.

      Близорукость (миопия) − приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки на близком расстоянии (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению по оси. При этом ухудшается зрение вдаль. Основными причинами близорукости являются:

      1. наследственность;
      2. недостаток в рационе питания различных микроэлементов (Zn, Mn, Cu, Cr и др.), необходимых для синтеза склеры;
      3. длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, увлечение телевизором и компьютером. Как правило, появление близорукости совпадает с началом школьного обучения;
      4. неправильная коррекция – отсутствие коррекции зрения при первом появлении близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органов зрения и способствует прогрессированию близорукости, а иногда развитию амблиопии (резкое ухудшение зрения, сопряженное с полной слепотой) и косоглазия;
      5. неверно подобранные (слишком «сильные») очки или контактные линзы также способствует увеличению близорукости.

      Дальнозоркость — врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При дальнозоркости с любых расстояний ребенок видит нечетко, чем ближе, тем хуже. Может сопровождаться сходящимся косоглазием.

      Астигматизм − изменение кривизны роговицы или хрусталика. Изображение на сетчатке получается нечетким, искаженным из-за неодинакового преломления светового луча. Носит врожденный или приобретенный (после травм, перенесенного воспаления роговицы) характер.

      Косоглазие − положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого − отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску − расходящимся, вверх или вниз − вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения. Может развиваться при нарушениях рефракции, неврологических нарушениях, после травм.

      Диагностика нарушений зрения проводится, как правило, в медицинских учреждениях и заключается в проверке остроты зрения, осмотре глазного дна, определении рефракции , других обследованиях. Лечение назначает врач после установления точного диагноза. В зависимости от заболевания назначается медикаментозное лечение, физиолечение, очковая или контактная коррекция, хирургическое лечение. Главная цель – приостановить ухудшение зрения, при возможности и полностью восстановить его.

      Правила профилактики

      Если астигматизм и дальнозоркость чаще всего имеют врожденный характер, то спазм аккомодации и близорукость можно предупредить. Основные правила профилактики:

      • Посещение офтальмолога не реже 1 раза в год с профилактической целью. Выполнение всех рекомендаций, особенно касающиеся ношения очков или контактных линз.
      • Укрепление иммунитета ребёнка.
      • Выработка правильных зрительных привычек у детей начиная с 2-х лет. Учите их периодически моргать, не горбиться, делать гимнастику для глаз.
      • Следить за тем, чтобы дети не читали и не играли лёжа, особенно на боку.
      • Выделить ребенку место для занятий у окна с левосторонним для правшей и правосторонним для левшей направлением потока естественного света.
      • Обеспечить режим искусственного освещения. Желательно использование настольной лампы мощностью не менее 60-100 Вт. Исключить использование лампы дневного света. Во время письма, рисования, черчения источник света должен располагаться спереди и слева, а при чтении может быть и справа. Свет в комнате должен быть мягким, не оказывать слепящего действии. Потолки, оконные рамы и мебель в детской комнате — желательно светлых тонов.
      • Соблюдать зрительное расстояние при чтении и письме − не более 30-35см. Выполнять домашние задания не ранее чем через 2 часа после окончания уроков в школе.
      • Следить за продолжительностью выполнения домашних заданий: для детей 1-2 классов не более 1,5-2 часов; 3-4 классов − не более 2 часов; а старшеклассников − не более 3-4 часов.
      • Контролировать продолжительность и условия работы на компьютере и сотовых телефонах. Просмотр телевизионных передач осуществлять на расстоянии 2-5 метра. Продолжительность просмотра для детей дошкольного возраста не более 30 мин., младшего возраста − 1 час, среднего − 1,5 часа, старшеклассников − 2 часа.
      • Соблюдать временные нормативы пребывания ребенка за компьютером: учащимся начальных классов — 15 минут; 5-7 классов — 20 минут; 8-9 классов — 25 минут; 9-10 классов — 40 минут; 11 классов — не более 3 часов. Оптимальное расстояние для зрения — 40 см от экрана компьютера, сидеть прямо перед экраном.
      • Исключить из поля зрения ребенка во время работы различные бликующие или отражающие поверхности. Правильное положении тела — не сутулиться, стараться сидеть достаточно расслабленным.
      • Обеспечить правильное сбалансированное питание ребенка, как дома, так и в школе.
      • Устраивать десятиминутные перерывы через каждые 30-40 минут работы.  Желательно и в школе и дома наличие 5-7 минутной гимнастики для глаз.

      Полезный комплекс упражнений для профилактики болезней глаз:

      1. Голову держать прямо, мышцы шеи и лица расслаблены. Перемещать взгляд вверх, вниз, прямо, влево (5 раз);
      2. Медленно вращать глазными яблоками по часовой и против часовой  стрелки (по 5 раз);
      3. Сильно зажмурить глаза, все мышцы лица и шеи напрячь (5 раз). Затем часто поморгать (10-20 раз);
      4. Легкими движениями нажимать пальцами рук на глазные яблоки через закрытые веки (3-5 раз).

      Педагогический аспект профилактики нарушения зрения в образовательных учреждениях остоит из трех правил:

      • соблюдение гигиенических требований и индивидуальных врачебных рекомендаций по рассадке, очковой коррекции и двигательной активности учащихся;
      • систематический контроль за осанкой ученика, сидящего за партой;
      • соблюдение режима статических нагрузок и регулярность проведения физкультминуток.
      Основные направления социализации детей с нарушением зрения в условиях ДОУ
      Нарушение зрения у детей
      Автор: Карасева Ирина Леонидовна Караборина Ирина Анатольевна   
      30.01.2019 01:06

      imageОсновные направления социализации детей с нарушением зрения в условиях ДОУ

      • Карасева Ирина Леонидовна
      • Караборина Ирина Анатольевна

      воспитатели I категории МБДОУ «Колосок» г. Черногорск Республика Хакасия

      Есть в городе Черногорске небольшой уютный дом для ребят с нарушением зрения – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок». Расположен он вдали от городского шума, суеты больших дорог и многоэтажек.

      Наш детский сад — специализированное учреждение, главная задача которого – не дать зрительному заболеванию нарушить общий ход развития малыша, создать условия для формирования полноценной личности, интеграции ребенка в общеобразовательную школу и общество сверстников.

      Мы работаем с детьми, имеющими нарушения зрения, и поэтому основной целью нашей работы является успешная социальная адаптация детей в современном социуме и обеспечение им равных стартовых возможностей.

      Специальным образом организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа помогает детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой).

      Процесс социализации детей с нарушением зрения осуществляем в нескольких направлениях:

      • адаптация ребенка к предметному миру: развитие познавательной активности на основе полисенсорного восприятия предметного мира, расширение бытового и социального опыта детей.

      Мы стремимся достичь мобильности, самостоятельности, уверенности у детей, приучаем активно исследовать и осваивать окружающий мир, развиваем любознательность и сообразительность, эрудицию.

      • адаптация ребенка к социальной среде: это развитие общения, формирование взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

      Мы вместе учимся быть доброжелательными, культурными, в играх и ежедневных ситуациях общения учимся договариваться, уступать, сопереживать, помогать, разрешать споры без конфликтов. Мы умеем радоваться успехам других и уверены в собственных силах.

      • адаптация ребенка к собственному «Я»: это формирование умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

      Мы помогаем детям оценивать собственное положение в семье, в группе сверстников; помогаем понять свою индивидуальность, уникальность; вместе находим и открываем все новые способности и возможности.

      Эти основные направления социализации формируем в процессе различных видов детской деятельности – поэтапно, с постепенным усложнением и увеличением объема познавательного материала.

      Первостепенной задачей педагогов является организация предметно-развивающей среды, соответствующей потребностям деятельного ребенка, которая обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, согласно принципам развивающего обучения ФГОС.

      Все игры, пособия в группе доступны детям, оснащение Центров развития постоянно обновляется, меняется в соответствии с возрастом детей, с тематическим планированием.

      Процесс социальной адаптации ребенка с нарушением зрения начинается со знакомства с ближайшим предметным окружением.

      С момента поступления малыша в детский сад мы начинаем обучать его способам сенсорного обследования предметов. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

      Значит, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, сравнивает, рассуждает, тем быстрее и комфортнее он осваивается в окружающем пространстве, социуме.

      Мы предлагаем детям игры и упражнения на развитие восприятия, с опорой на сохранные анализаторы, развитие мелкой моторики, ориентировку в пространстве, знакомство с предметным окружением. Для этого используем разнообразные пособия, конструкторы, красочные атрибуты из разных материалов, творчески перерабатываем знакомые детям игры.

      «Чудесный мешочек». Малыши обследуют руками большие и маленькие предметы, называют их; а старшие дошкольники учатся нащупывать лежащие в мешочке детали и определять, частью каких предметов, игрушек они являются.

      Группа игр «Собери на ощупь». Эти игры предлагаем старшим дошкольникам. Дети надевают специально изготовленные мягкие маски на глаза и на ощупь складывают знакомую пирамидку; находят в корзинке и собирают на шнурок крупные бусины одинаковой формы; выкладывают дорожку объемного геометрического домино и т.д.

      Для развития тактильной чувствительности предлагаем игры:

      «Найди друга по представлению» (авторская). Ребенку – «исследователю» с маской на глазах предлагают обследовать руками стоящего перед ним другого ребенка – «объект», называя вслух обнаруженные признаки, детали (волосы собраны в хвостик, в ушах сережки, длинный рукав, есть поясок и т.п.). Затем «исследователь» снимает маску и находит среди детей свой «объект», опираясь на названные признаки.

      «Узнай на ощупь». Перед ребенком на столе воздушные шарики-мешочки, наполненные крупами, сахаром, мелкой мозаикой, бусинками и т.п. Ребенок угадывает, что в каждом и кладет шарик-мешочек на картинку с изображением этого наполнителя.

      «Угадай, что звучит и найди это на ощупь». Игра развивает слуховое внимание и осязание.

      «Сосчитай язычком». Дети берут с тарелки щепотку сухих завтраков или нарезанную кубиками морковь (яблоко), кладут в рот и пытаются сосчитать, сколько кусочков им досталось. Можно считать то, что видишь, то, что слышишь, то, что ощущаешь пальцами, а можно считать язычком. Это и вкусно и полезно!

      Такие, достаточно сложные, игры можно предлагать детям, уже имеющим определенный сенсорный опыт. Старшие дошкольники азартно и с удовольствием соревнуются друг с другом.

      Мы не случайно так подробно остановились на развитии восприятия. Считаем, что подобные игры стоит использовать и в обычных детских садах. Они не только развивают осязание, мелкую моторику, но и приучают ребенка прислушиваться к себе, концентрироваться на своих ощущениях и каждый раз убеждаться в том, что можно «видеть» и понимать происходящее пальцами, ушами, языком… Это ощущение первооткрытия интересно даже взрослым! Попробуйте!

      Таким образом мы осваиваем окружающий предметный мир. И это только первый этап социальной адаптации.

      Формирование чувственного, сенсорного опыта дошкольников, развитие наглядно-действенного мышления является основным направлением нашей работы в младшей и средней группах; а в старшем дошкольном возрасте приоритетное место в интеллектуальной подготовке детей с нарушением зрения занимает развитие более сложных мыслительных операций.

      В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость.

      Поисковые задачи формируют базовые умения, так необходимые школьникам: умение анализировать, планировать свои действия, рассуждать, делать выводы, проявляя при этом творческие способности. Мы используем развивающие методики, сборники игр разных авторов (Венгера, Дьяченко, Михайловой, Котовой Е.В., Кузнецовой С.В.) Изготовили много пособий-карт по методике отечественного психолога Зака А.З. «Будем смышлеными!».

      Социально-бытовая ориентировка. С момента поступления ребенка в детский сад, мы знакомим малыша с помещениями группы, детского сада, прилегающей территорией, развиваем умение ориентироваться в окружающей обстановке через путешествия, экскурсии, игры.

      В старшем дошкольном возрасте расширению бытового и социального опыта детей способствуют не только развивающие, сюжетно-ролевые игры, но и экспериментирование, моделирование, решение проблемных ситуаций.

      Второе направление социальной адаптации детей с нарушением зрения – это общение, освоение социальной среды. Для развития общения, способов эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, мы используем разнообразные игры, опыт других педагогов, элементы социо-игровой педагогики:

      «Волшебная палочка», «Встань по пальцам», «Буква-хоровод», «Слухачи», «По правде и понарошку» и др. Эти игры и упражнения направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от него, умение слушать и слышать другого человека, разрешать конфликтные ситуации, учат способам вербального и невербального взаимодействия.

      Например, знакомую всем игру «Поменяйтесь местами» — мы немного изменили, придумали с ребятишками стишок-считалку для выбора водящего:

      Ветер дует, задувает,

      Все вокруг перемещает.

      1-2-3-4-5, говори, кому бежать!

      Ребенок задает признак, свойство, по которому дети должны пересесть, перебежать на другие места. Веселая, подвижная игра развивает наблюдательность, внимание к деталям внешности, одежды своей и окружающих, дружелюбие.

      Адаптация ребенка к собственному «Я»

      Целью социально-психологической адаптации детей с нарушением зрения является достижение такого психологического состояния, когда ребенок воспринимает свой зрительный недостаток как одно из своих качеств, т.е. определенную индивидуальную характеристику, отличающую его от других, но не более того.

      Игры на самоутверждение, осознание собственного «Я» ( «Фанты», «Обыгрывание сказок», «Стихи по ролям», «Волшебные очки», «Расскажи мне обо мне» и др.) помогают устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты; создают благоприятную атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

      Стоит особо отметить, что сложный процесс социализации осуществляется лишь общими усилиями всех субъектов педагогического процесса. Семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

      Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями воспитанников. Мы проводим детско-родительские акции, марафоны, тематические вечера, концерты, Дни открытых дверей, устраиваем театральные постановки силами родителей.

      Педагоги организуют экскурсии в музеи, посещают с детьми театральные и цирковые представления, выставки.

      Добрые дружеские отношения сложились у нас с Городским обществом слепых. Наши ребята участвуют в ежегодных праздниках, получают подарки, призы.

      Уже несколько лет юных артистов с песнями, танцами и поздравлениями приглашают в городскую библиотеку.

      Очень важно, чтобы окружающие взрослые помогали дошкольникам пробовать себя в творчестве, и побуждали их к этому как можно раньше, лишь только у ребенка появятся первые, элементарные умения и навыки.

      В рамках городского театрального фестиваля дети показали Представление — поучение «Умные сказки про глазки». Идея события направлена на профилактику снижения зрения у детей и повышение сопротивляемости организма различным повреждающим факторам внешней среды.

      Вовлечение детей в театральную деятельность способствует их внутреннему раскрепощению, снятию чрезмерного возбуждения, тревожности, зажатости. В процессе сотворчества педагогов и детей формируется устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности, создаются условия для развития воображения и творческих способностей детей. Участие в постановках помогает дошкольникам обрести уверенность в себе.

      Мы учим дошкольников быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно.

      Наши воспитанники активно участвуют не только в городских и региональных, но и во всероссийских детских конкурсах, становятся дипломантами.

      Несмотря на свой малый возраст, девчонкам и мальчишкам нравится соревноваться со сверстниками из других регионов в смекалке и выдумке. А сколько радости они испытывают, получив красочные дипломы!

      Освоение специальной коррекционной и общеобразовательной программ, слаженная система взаимодействия специалистов детского сада и родителей позволяют преодолевать проблемы развития наших дошколят, они успешно продолжают обучение в школах города, активно участвуют во всех сферах школьной и общественной жизни, радуют нас своими успехами.

      Расширяя социальный опыт детей с нарушением зрения через взаимодействие с социумом, мы, педагоги детского сада, стараемся сделать процесс сохранения и улучшения зрения у наших воспитанников радостным и полезным. Важно научить ребенка не только читать и писать, необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к людям, к жизни.

      < Предыдущая   Следующая >

      Рейтинг автора
      5
      Материал подготовил
      Максим Иванов
      Наш эксперт
      Написано статей
      129
      Ссылка на основную публикацию
      Похожие публикации