глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~24 мин.
Просмотров: 26

CogniFit – Зрительное восприятие

image

Существуют различные виды нарушений письма и чтения (дислексии и дисграфии) в зависимости от того, какой компонент общего процесса сформирован недостаточно.

Сегодня я хочу поделиться конкретными упражнениями на развитие зрительно-пространственного восприятия.

За оптическое восприятие букв отвечает задняя третичная кора левого полушария, которая находится на стыке теменной, затылочной и височной областей.

Если ребенок плохо различает буквы, путает похожие, например, Я и R, З и Е, а иногда даже Е и Ш, это говорит именно о недостаточности буквенного гнозиса. Также для таких детей характерно левостороннее игнорирование: они часто начинают писать с середины строки, не соблюдают правила по размеру отступа на странице. Известный российский нейропсихолог Татьяна Васильевна Ахутина подчеркивает также такие неявные особенности: трудности овладения словарными словами, пропуски и замены гласных, даже ударных, перестановка букв в слове, слитное написание слов.

Отдельно подчеркну также окуломоторные нарушения, то есть трудности направления взора для последовательного прочтения букв и слияния их в слова. Часто такой ребенок может знать все буквы, но скакать взглядом со строчки на строчку, перемещая глаза хаотично.

По теории другого крупного ученого в области нейропсихологии Анны Владимировны Семенович, происходит это от того, что ребенок предположительно мало ползал, мало совершал реципрокные движения в возрасте до года, и поэтому на уровне стволовых структур у него не сформировались оси тела. Не все мэтры согласны с этой теорией, однако важно одно: для такого ребенка необходима диагностика пространственных представлений и оптического восприятия (это отдельные наборы проб, и я всегда их провожу с 5 лет, если ребенок понимает инструкцию). И в зависимости от того, на каком уровне пространственные представления не развились, мы и начинаем их формировать (обычно начинаем со схемы тела, и далее уже на внешнее предметное пространство, прежде чем перейти в абстрактный план).

Примечательно, что сами пространственные представления «находятся» все-таки преимущественно в правом полушарии, и уже в момент формирования навыка чтения и письма в процессе специализации полушарий развивается зона буквенного восприятия в левом полушарии. Также важно, что в чтении и письме постоянно необходимо межполушарное взаимодействие, то есть смена стратегий (аналитическая/холистическая). И это переключение часто страдает именно у дислексиков при относительной сохранности прочих функций. Поэтому большинство пособий включает упражнения на переключение способов обработки информации.

Итак, упражнения и пособия на развитие оптико-пространственного восприятия:

  1. На уровне схемы тела. Игры «Робот», «Попробуй повтори», определение частей тела на кукле и на себе (в том числе зеркально: где у куклы правая рука? А где у тебя?), прыжки в «классики». Есть разные варианты упражнений, но все они сводятся к вербальной и визуальной маркировке частей тела. Например, на левую руку при необходимости можно повесить браслет или яркие часы и проговаривать, что всегда начинаем писать и читать от этой руки. То есть «нанизываем» вербально обозначение при всех движениях как в прямом, так и в обратном порядке. Прямая инструкция: «подними правую руку», «прыгни три раза на левой ноге». Может быть обратный порядок, когда ребенок сам формулирует инструкцию, даёт ее взрослому и контролирует правильность выполнения. А может быть «путаница» (еще сложнее!), когда взрослый дает инструкцию, а ребенок должен делать все наоборот.
  2. На уровне предметного пространства. Различные «Танграмы», «кубики Никитина» (кстати, там есть задания именно на буквы), вырезание фигур (есть масса заданий в интернете, можно скачать бесплатно, основной принцип – от простого к сложному), задания на сложение фигур из бумаги, задания на конструирование фигур из счетных палочек, лепка и конструирование букв из пластилина, макарон, проволоки (любые тактильные материалы + украшения на ваш вкус, причем в разных вариантах написания), поиск клада в помещении по вербальной инструкции (по типу «холодно-горячо», но нужны инструкции именно на языке пространства). «Разрезные» буквы (собрать буквы из кусочков).
  3. В пространстве листа. «Муха» (начинаем со слежения с помощью пальца или фишки), различные лабиринты, карты, игра «Комментатор», когда ребенок должен словами описать маршрут движений героя, причем с зеркальным переворотом, графические диктанты (с двумя типами инструкций – вербально и зрительно по схеме). Рисование по типу отражения (дается бланк и нужно нарисовать отражение).

Продолжение следует!

Нейропсихолог Александрова О.А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

 * в качестве иллюстрации к тексту использован фрагмент пособия А.В. Сунцовой, С.В. Курдюковой «Изучаем пространство с нейропсихологом» (игра «Веселая зарядка»).

Главная Поиск

Различные способы поиска

Поиск по базе данных: Научные статьи Видеоматериалы

Поиск Яндексом по сайту

Репозиторий OAI—PMH

Репозиторий Российская Офтальмология Онлайн по протоколу OAI-PMH

Конференции

Офтальмологические конференции и симпозиумы

Видео

Видео докладов

Поздравляем–> –> Онлайн трансляцииXIX Конгресс Российского глаукомного общества 3-4 Декабря 2021 9:00 Зрительное восприятие  (англ. visual рerceрtion) – совокупность процессов построения зрительного образа  мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. На ранних этапах филогенетического развития З. в. обеспечивает получение информации в основном о пространственном положении и движении объектов. Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов. У высших млекопитающих, в т. ч. и у человека, З. в. занимает в системе др. перцептивных процессов ведущее место (доминантность З. в.). Наряду с задачей отражения предметов и их свойств оно выполняет также важную кинестезическую функцию (см. Двигательный анализатор, Кинестезические ощущения), участвуя в восприятии и регуляции собственных движений наблюдателя (см. также Гибсон Джеймс Джером, Экологическая оптика). Современные данные показывают, что зрение  дает начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в зрительном поле объектов. Наиболее элементарным из них, по-видимому, является восприятие цвета. В простейшем случае оно сводится к оценке светлоты (видимой яркости), цветового тона (собственно цвета) и насыщенности (показателя, пропорционального степени отличия цвета от серого равной светлоты) отраженного поверхностью света. Основные механизмы восприятия цвета врожденные, они локализуются на уровне подкорковых образований мозга. См. также Цветовое зрение. З. в. пространства  связано с процессами переработки пространственной информации в таких сенсорных системах, как слуховая, вестибулярная, кожно-мышечная, и является по существу интермодальным. В нем выделяются 2 группы перцептивных операций. 1-я группа обеспечивает оценку удаленности объектов. Важнейшей операцией этой группы является оценка удаленности на основе бинокулярного параллакса  (признак глубины, связанный с различием проекций трехмерной ситуации на сетчатку левого и правого глаза, см. Диспаратность) и монокулярного параллакса движения  (признак, связывающий удаленность объекта с угловой скоростью его смещения при определенных движениях наблюдателя). 2-я группа операций обеспечивает оценку направления, в котором расположен тот или иной предмет. Характерно, что при этом предметное окружение выполняет роль неподвижной системы отсчета. Благодаря этому локализация объектов остается примерно неизменной во время движений наблюдателя (т. н. феномен стабильности видимого мира). Комбинация данных об удаленности и направлении обеспечивает константное восприятие (см. Константность восприятия, Закон Эммерта) величины видимых объектов. См. также Бинокулярное зрение, Глубинное зрение, Стереопсис. Как показывают исследования, многие операции пространственного восприятия являются врожденными. Однако их координация осуществляется прижизненно. Важную роль в онтогенетическом развитии восприятия пространства  играет включение отмеченных операций в состав практических, а затем и перцептивных действий. На основе данных о пространственном положении объектов строится восприятие движения. Подобно др. видам восприятия, оно характеризуется высокой константностью: видимая скорость движущегося объекта обычно гораздо больше соответствует его абсолютной скорости, чем угловой. Константность имеет место при восприятии как реального, так и кажущегося движения. Нейрофизиологические исследования позволили обнаружить в подкорковых образованиях и коре мозга многочисленные детекторы движения – нейроны, чувствительные к перемещению стимулов в зрительном поле (см. Нейрон-детектор). Они участвуют в перцептивном анализе движения, а также в регуляции медленных следящих движений глаз, без которых точная оценка параметров движения предмета оказывается невозможной. Наиболее сложным процессом З. в. является восприятие формы. В филои онтогенезе оно развивается позднее восприятия движения. Восприятию формы предшествует пространственная группировка расположенных в зрительном поле однотипных элементов (см. Гештальтпсихология). Для точного отражения фигуративных характеристик предмета большое значение имеют быстрые, саккадические движения глаз, с помощью которых наблюдатель фиксирует его характерные детали, а также устанавливает их пространственные отношения. Являясь синтезом остальных видов зрительной информации, видимая форма оказывается независимой относительно цвета, положения, ориентации и состояния движения предмета. Отмеченные взаимоотношения, или микроструктура, процессов З. в. проявляются в ходе его микрогенеза (см. Микрогенез восприятия). За первые 30–50 мс после предъявления стимулов осуществляется оценка пространственного положения, удаленности и абсолютных размеров. В зависимости от расстояния, проходимого объектами за единицу времени, от 30 до 140 мс тратится на получение информации о параметрах их движения. Воспринятое ранее пространство выполняет при этом функцию интермодальной системы отсчета, а сам движущийся объект воспринимается как некоторая бесформенная и вследствие этого весьма пластичная масса. Только после того как возникает восприятие движения объекта, начинается процесс спецификации его формы. Длительность этого процесса зависит от сложности формы. В среднем через 300 мс после предъявления стимула процесс построения зрительного образа оказывается завершенным и приобретает свои хорошо известные характеристики: общую пространственную стабильность, подвижность локальных объектов, инвариантность видимых форм относительно цвета, пространственного положения и состояния движения. См. также Вычислительный подход к зрительному восприятию, Гельмгольц Герман фон, Геринг Эвальд фон, Иллюзии восприятия, Кажущееся движение, Конструктивизм, Перспектива, Транзакционизм. (Б. М. Величковский)9 – 2011

Особенности зрительного восприятия

Последовательность и избирательность

При рассматривании любых предметов глаза двигаются, причем одновременно и согласованно. Глаза устроены так, что за один раз позволяют распознать только один образ, затем переходят к следующему и т.д. Получается, что человек смотрит последовательно. Взгляд перемещается от одной части изображения к другой, несколько раз повторяя один и тот же путь. Фрагменты изображения, на которые человек смотрит чаще всего, являются смысловыми центрами. На рис. 1 приведен пример траектории движения глаз при рассматривании профиля Нефертити.

Как видно из траектории, главные элементы на лице, приковывающие внимание, — глаза, нос и губы. А из множества предметов в большинстве случаев выбор падет на изображение человека или животного.

Рис. 1. Пример траектории движения глаз при рассматривании профиля Нефертити

Точки, в которых при рассматривании изображения глаза останавливаются и меняют направление, называются точками максимальной кривизны данного участка контура. Такие точки наиболее важны для опознания фигуры. Резкие изломы линий применяются при вышивке крестом, в ковровых рисунках, часто используются художниками для достижения большей выразительности и стилизации изображений (рис. 2).

Рис. 2. «Крестьянка» Ивана Горюшкина-Сорокопудова как пример рисунка с резкими изломами линий

Реакция на движение

Зрительный аппарат устроен так, что при появлении в поле зрения движущегося объекта, взгляд почти мгновенно переводится на него, а затем отслеживает движение. Это свойство глаз широко используется профессиональными дизайнерами для привлечения внимания к рекламным роликам, анимационным презентациям, бегущей текстовой строке и т.п.

Целостность восприятия

Человек способен представить и увидеть изображение в целом, рассматривая отдельные его части. Несколько произвольных кривых линий, воспринимаемых как целое, могут создать новое неожиданное изображение. Человек подсознательно пытается объединить элементы изображения. Примеры подобных простых картинок приведены на рис. 3.

Рис. 3. Примеры целостного восприятия линий

Запоминаемость

Из множества элементов рассматриваемого изображения или объекта человек может за короткое время одновременно воспринять и запомнить не более 7-9. Посмотрите в течение нескольких секунд на картину (рис. 4), закройте глаза и попробуйте вспомнить увиденные фрагменты. Скорее всего, их будет не больше девяти. При создании сложных композиционных произведений, плакатов и экспозиций не забывайте это свойство восприятия, не перегружайте свою работу.

Рис. 4. Рембрандт. Музыкальная партия

Константность

Константность зрительного восприятия — относительное постоянство величины, формы, цвета предметов, которые воспринимаются при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Таким образом, константность — это способность узнавать предметы с разных точек зрения, в разных проекциях. Константность восприятия обеспечивается опытом, который приобретается в процессе индивидуального развития личности. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещенности мы не могли бы распознавать то, что было известно ранее. Благодаря константности мы можем приобщить к нужному классу увиденный предмет, например все мыслимые изображения кошек объединить в одно понятие «кошка» (рис. 5).

Рис. 5. Пример константности восприятия

Соотносительность

Соотносительность — способность восприятия, выражающаяся в том, что все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов. Если на картинке изображен только один предмет, вы наверняка не сможете сказать, большой он или маленький. Следует поместить его в какую­то среду, окружить другими предметами, сопоставить его размеры с известными размерами других предметов (рис. 6).

Рис. 6. Пример восприятия объекта в зависимости от его окружения

Соотносительность позволяет усилить впечатление многоцветности изображения при использовании ограниченного числа красок: темное на светлом фоне кажется более темным, и наоборот (рис. 7).

Подсознательное стремление человека сравнивать объекты иногда приводит к глазомерным ошибкам и иллюзиям.

Рис. 7. Зависимость восприятия цвета от контраста: верхняя (нижняя) часть внутреннего прямоугольника, находящегося справа, кажется значительно светлее (темнее) такой же части прямоугольника, расположенного слева

Иллюзорность

Иллюзорность — ошибки в зрительном восприятии, обман зрения. Существует несколько причин зрительных иллюзий:

  1. Иногда иллюзии появляются вследствие специально созданных, особых условий наблюдения, например наблюдение одним глазом, при неподвижных осях глаз, через щель и т.п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения.
  2. Подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из­за оптического совершенства глаза, а из­за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмысливании зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при выполнении простейших сравнительных измерений, при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.
  3. Известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).

Рассмотрим в качестве примеров графические иллюзии на изображениях.

Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

Слепое пятно

Наличие слепого пятна на сетчатке глаза впервые открыл в 1668 году известный французский физик Э. Мариотт. Дело в том, что сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, приходящихся на это место сетчатки, не передаются в мозг, а следовательно, не воспринимаются. Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем. На рис. 8 исчезающая фигура заменяется белым фоном. Закройте левый глаз и посмотрите правым на крест, изображенный слева, держа рисунок на расстоянии 15­20 см от глаза. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение овала перестает быть видимым.

Рис. 8. Иллюзия исчезновения фигуры

Иррадиация

Многие иллюзии основаны на эффекте иррадиации (от лат. irradio — сиять, испускать лучи), который возникает при наблюдении светлых фигур и объектов на черном фоне и наоборот. Вглядитесь в черный квадрат на белом фоне и белый квадрат на черном фоне (рис. 9). Белый квадрат кажется больше, чем черный. Это оптическая иллюзия. На самом деле квадраты абсолютно одинаковы.

На эффекте иррадиации основаны и примеры иллюзий непараллельности параллельных линий (рис. 10).

Рис. 9. Белый квадрат на черном фоне кажется больше черного квадрата на белом фоне

Рис. 10. Специально подобранная комбинация различных элементов рисунка создает иллюзию искажения параллельных линий

Иллюзия движения

Присмотритесь внимательно к изображениям на рис. 11. Вы увидите, что рыбки плавают, звезда пульсирует, а круги вращаются.

Рис. 11. Иллюзия движения объектов

Иллюзия целого и части

Многие ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что мы воспринимаем фигуры и их части не отдельно, а всегда в некотором соотношении с окружающими их другими фигурами, некоторым фоном или обстановкой. К этому разделу относится, пожалуй, самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся на практике.

Иллюзии стрелок Мюллера-Лиера

На рис. 12 приведены три иллюзии стрелок известного немецкого социолога Мюллера­Лиера. Иллюзия слева заключается в том, что самая верхняя горизонтальная стрелка кажется короче нижних, а на самом деле все три равны. На рисунке посередине условные линии, соединяющие концы стрелок, кажутся наклонными, хотя на самом деле они вертикальные. На рисунке справа красная точка находится точно в центре горизонтального отрезка, хотя кажется, что левый отрезок меньше.

Рис. 12. Примеры стрелок Мюллера-Лиера

Иллюзия Эббингауза

Иллюзия Эббингауза, или круги Титченера, — оптическая иллюзия восприятия относительных размеров. На рис. 13 приведены две серии кругов. Кажется, что черный правый круг больше левого, хотя на самом деле они одинакового размера.

Рис. 13. Классическая иллюзия искажения размера объекта: внутренние круги в обоих случаях одинаковы

Переоценка вертикальных линий

Человек точнее определяет на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Поэтому большинство людей преувеличивает вертикальную протяженность по сравнению с горизонтальной, и это тоже приводит к иллюзиям зрения. Если предложить ряду лиц начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины, то в большинстве случаев начерченные вертикальные линии будут короче горизонтальных. При делении на глаз вертикальной линии пополам середина обычно оказывается слишком высоко (рис. 14а).

Рис. 14. Иллюзия вертикальных и горизонтальных линий: а — кажется, что высота треугольника поделена не на равные части; б — фигура из горизонтальных линий кажется уже и выше

На рис. 14б нам кажется, что правая фигура уже и выше (взгляд скользит по вертикали) левой фигуры. На самом деле обе эти фигуры — заштрихованные квадраты с равными сторонами.

Преувеличение острых углов

Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, такого рода иллюзии возникают из­за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Большое значение для этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш взгляд в первую очередь падает на острый угол.

Острые углы всегда кажутся больше, чем есть на самом деле, поэтому появляются определенные искажения в соотношении частей видимой фигуры. На рис. 15 параллельные прямые линии, вследствие влияния фона, кажутся непараллельными и изогнутыми.

Рис. 15. Иллюзии непараллельности параллельных линий

Иллюзия искажения прямого угла и окружности

Иногда изменение направления линий и искажение формы фигуры происходит из­за того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся в поле зрения. На рис. 16а стороны квадрата на фоне концентрических окружностей выглядят немного выпуклыми, а на рис. 16б окружность на фоне расходящихся лучей кажется несколько искаженной.

Рис. 16. Иллюзии искажения прямого угла и окружности

Ассоциативность

Ассоциативность устанавливает связи между отдельными представлениями, вследствие чего одно из них вызывает второе, третье и т.д. Приведем в качестве простейшего примера эмоциональное зрительное восприятие линии. При разглядывании различных линий возникают разные чувства и эмоции. Разные формы линий, их направление  — это элементы выразительности:

  • толстые, жирные линии утяжеляют форму, создавая впечатление веса, массы;
  • вертикальные линии вызывают ощущение устойчивости, передают стремление вверх, рост, торжественность;
  • горизонтальные — символизируют основательность, покой, тишину;
  • спиральные — характеризуют вращательное движение, развитие;
  • ломаные — ассоциируются с агрессивностью, неуравновешенностью;
  • волнообразные — выражают движение различной скорости;

диагональные и наклонные — символизируют динамику:

– восходящие линии ассоциируются с надеждой, взлетом, подъемом,

– нисходящие — вызывают чувство нестабильности, грусть, тоску, бессилие.

Образность

Образность — основанная на ассоциативности способность возбуждать в сознании художественные образы. Например, вид морской раковины вызывает в воображении океан, пучину моря. Порой объект, никогда не виданный ранее, способствует возникновению какого­либо близкого, давно знакомого образа.

В психодиагностике для оценки эмоционального отношения к окружающему миру используется тест Роршаха, который состоит из десяти стандартных таблиц с черно­белыми и цветными симметричными аморфными изображениями («пятна» Роршаха). Обследуемому предлагается ответить на вопрос о том, что изображено или на что похоже то, что изображено (рис. 17). Отношение к цвету — показатель эмоционального состояния, а степень оригинальности ответов характеризует интеллект.

Рис. 17. Примеры «пятен» Роршаха

Использование особенностей восприятия в рекламе

Цель рекламы — привлечь к себе внимание потребителя. И многие производители обращаются для этого к особенностям зрительного восприятия человека.

В рекламе минеральной воды (рис. 18) используется свойство избирательности зрительного восприятия: изображение женщины служит «приманкой» для нашего внимания к рекламируемому товару.

Рис. 18. Пример рекламы, использующей избирательность восприятия

Рис. 19. Примеры рекламы, в которых учитывается константность и образность восприятия

Рис. 20. Примеры рекламы, в которых задействована иллюзорность восприятия: а — реклама фирмы Shell; б — реклама средства для похудения

Реклама кофе и кошачьего корма на рис. 19 заставляет нас задуматься, на что сие похоже, играя на константности и образности нашего восприятия.

На рис. 20 приведены примеры оптических иллюзий, беспроигрышно привлекающих внимание потребителя. На рис. 20а используется иллюзия вращения колес. На рис. 20б стройность женской фигуры меняется в зависимости от угла зрения на рекламный щит: с фронтальной стороны девушка кажется полной (слева), а если подойти к щиту сбоку, то будет видно, что девушка уже похудела и держит в руке рекламируемый товар (справа).

Учитывая особенности восприятия и соблюдая определенные правила, в первую очередь дизайнер всё же должен руководствоваться творческими критериями — тогда его проекты будут привлекать и радовать потребителя. 

Статья подготовлена по материалам книги «Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама» Ольги Яцук и Эльзы Романычевой и сайта http://log-in.ru/articles/202.

КомпьюАрт 9’2011

image

Ваш ребенок стоит на пороге новой школьной жизни, а вы с тревогой понимаете, как существенно изменился образ школы. Требования общества к образованности и компетентности человека лежат в основе этих преобразований, интенсификации процесса обучения.

Как ни парадоксально, но в наиболее сложном положении ока­зались самые маленькие ученики.

Во-первых, поступление в школу — сложный момент жизни ребен­ка: у многих детей, возникают та­кие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке», «школьном стрессе» и «адаптационной бо­лезни». Длительные и систематические учебные занятия, снижение двигательной ак­тивности, высокая статическая нагрузка, новые обязан­ности и требования дисциплины — все это представляет для учащихся первых классов большие трудности.

Во-вторых, во многих школах перечень обычных учеб­ных предметов значительно пополнился всевозможными дисциплинами, что увеличи­вает и без того большую учебную нагрузку детей.

Поговорим о способах помощи ребенку

Увеличение объема информации, предлагае­мой первоклассникам, приводит к тому, что в большинстве школ, производящих набор детей по результатам собеседования, в качестве одного из требований выступает сформированность навыка чтения.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности человека. Информация, которой человек пользуется в этой деятельности, закодирована. Механизм чтения состоит в перекодировании печатных (или письменных) знаков в звуки. Процесс перекодировки осложняется необходимостью промежуточного этапа — звуко-буквенного анализа слов.

Это невозможно без должного развития у ребенка восприятия, памяти, мышления и речи.

Остановлюсь на одном  из направлений — развитии зрительного восприятия у старших дошкольников, как основы навыков письма и чтения.

Зри­тельно-пространственное различение предметов обеспечивается полем зрения, остротой зрения, глазомером. Целостность поля зрения, его относительная широта и разносторонность состав­ляют необходимые условия освоения чтения и письма.

Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте. Поле зрения, начиная с 6-летнего возраста, делает громадный скачок в своем развитии, приближаясь к величине поля зрения взрос­лого человека. Формирование остроты зре­ния также происходит у ребенка до 7 лет.

image

Однако, тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа, зрительная память свойственны далеко не всем первоклассникам. Нередко учитель сталкивается с фрагментарностью, поверхностностью этого процесса.

При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей возможны такие школьные трудности, как:

  • Трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушено соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, цифры; пишет лишние элементы или не дописывает элементы буквы, цифры; заменяет буквы другими по графическому сходству.
  • Плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного.
  • Возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.
  • Плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб — прямоугольник).
  • Трудности копирования букв, цифр, геометрических фигур.

Вышеизложенное позволяет  говорить о важности формирования зрительного восприятия, необходимости специальной работы с детьми, имеющими низкие показатели по изучаемому параметру, уже с 5 лет.

Профилактика проблем чтения и письма обязательна для детей с речевыми нарушениями.

Каково состояние зрительного восприятия у Вашего малыша?

Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому так важно оценить различные его стороны.

Одним из тестов для детей 5–7 лет, наиболее широко применяемых во всем мире, является комплексный тест М.Фростик. Его может провести со своим ребенком любая мама.

Тест представляет собой комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких как:

  • Фигуро – фоновое различение.
  • Зрительно-пространственное восприятие
  • Зрительно-пространственное восприятие и зрительная память.
  • Зрительно-пространственное восприятие и графо – моторные навыки.

Субтест 1:  Фигуро – фоновое различение

Оборудование: тестовый материал, цветные каран­даши (фломастеры), демонстра­ционная карточка (далее ДК).

image

Задание 1.

Сейчас мы будем находить знакомые фигуры и обводить их. Ты знаешь, что значит обвести фигуру? (Если ребенок не знает, необходимо объяс­нить и показать.) Посмотри внимательно на карточ­ку. Здесь нарисован треугольник (ДК).  А теперь на рисунке найди и обведи цветным карандашом спрятанный там треугольник.

image

Задание 2.

Посмотри: на карточке нарисован пря­моугольник (ДК). А теперь найди его на этом рисунке и обведи.

Задание 3.

А на этой карточке ты видишькрест (ДК). Найди его на рисунке, который перед тобой, и обведи.

Задание 4.

А на этой карточке ты видишь полу­круг (ДК). Найди его на рисунке и обведи.

Задание 5.

Здесь нарисована шести­угольная звезда (ДК). А теперь посмотри на рисунок задания.

image

Здесь тоже нарисованы две шестиугольные звезды, но они перепутаны между собой. Возьми два любых цветных карандаша и обведи одну звезду од­ним цветом, а другую — вторым. Обводи вниматель­но, не торопись.

Задание 6.

Посмотри на карточку, на ней нарисо­вана пятиугольная звезда (ДК). А теперь посмотри на рисунок задания. Здесь тоже нарисованы такие звез­ды. Сколько их? Четыре, но они все перепутаны. Возьми четыре цветных карандаша и попробуй «рас­путать» звезды: обведи каждую из них своим цветом. Будь внимателен и старайся обводить каждую звезду непрерывной линией.

Задание 7.

Посмотри на рисунок задания. Здесь изображен круг, а внутри него, среди полосок, спря­тано несколько ромбов (ДК). Возьми цветной карандаш и обведи столько ромбов, сколько найдешь.

Задание 8.

В этом круге спрятаны овалы (ДК). Постарайся их найти на своем рисунке и обвести.

Оценка результатов:

за каждую найденную фигуру начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 20 баллов.

Нормативы (уровни развития в баллах):

Очень низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

очень высокий

12 и меньше

13-14

15-17

18-19

20

Субтест 2: Зрительно-пространственное восприятие

Оборудование: тестовый материал, два цветных карандаша, демонстрационная карточка.

Задание 1.

Сейчас перед тобой новое задание.

image

По­смотри: на листе нарисовано много различных фигур, но среди них есть квадраты (ДК). Тебе нуж­но найти их как можно больше и обвести. Будь вни­мателен, не перепутай их с прямоугольниками (ДК) или ромбами (ДК). Не торопись, квадраты здесь есть большие и маленькие, белые и заштрихованные… За­кончив, отложи карандаш.

Задание 2.

image

А на этом листе тоже нужно найти и обвести фигур как можно больше, но кругов (покажите ДК).

Оценка результатов:

За каждый найденный квадрат (круг) начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 15 баллов

Нормативы (уровни развития в баллах) :

Очень низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

очень высокий

8 и меньше

9

10-11

12-13

14-15

Субтест 3: Зрительно-пространственное восприятие и зрительная память

Оборудование: тестовый материал, простой каран­даш.

image

Задание 1.

Посмотри на первую строчку. Здесь на­рисованы уголки. Они все изображены по-разному, но среди них есть один, нарисованный так же, как обра­зец (нарисован отдельно, покажите его ребенку). Най­ди точно такой же уголок среди остальных и зачерк­ни его. Смотри внимательно, уголки очень похожи, но лишь один из них «правильный».

Задание 2.

А здесь нужно найти точно такой же круг, как на образце (покажите ребенку образец), и зачеркнуть его.

Задания 3, 4

  (инструкция,  приведенная  ниже, аналогична для обоих заданий). Следующее задание сложнее. Здесь нарисованы три фигуры, но они рас­положены не просто так, а в определенном порядке (покажите образец). Внимательно посмотри на них, найди точно такую же группу фигур среди остальных и зачеркни ее.

Задания 5, 6

  (инструкция,  приведенная  ниже, аналогична для обоих заданий).

Посмотри: на образце (задание 5) нарисованы два треугольника (в задании 6 — круг, квадрат и треугольник). Тебе нужно найти точно так же нарисованные фигуры среди остальных и зачеркнуть их.

Задания 7, 8

(инструкция, приведенная ниже, к обоим заданиям аналогична). А в этих заданиях образец — буква. Найди такую же среди остальных букв и зачеркни ее.

Оценка результатов:

за каждую правильно найденную фигуру (уголки, круг, группы фигур, букву П, букву У)  начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 8 баллов.

Нормативы (уровни развития в баллах) :

Очень низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

очень высокий

4 и меньше

5

6

7

8

Субтест 4: Зрительно-пространственное восприятие и графо-моторные навыки

Оборудование: тестовый материал, простой карандаш.

Задание 1.

Здесь нарисован квадрат (показать), а рядом не дорисованы пять квадратов, т. е. рисунок не закончен. Постарайся правильно дорисовать эти квадраты. Они должны соответствовать образцу. Не забывай: лист не вращай,  те линии, которые уже есть, обводить нельзя.

Задание 2.

А здесь нужно дорисовать фигуры так, чтобы они не отличались от образца — круга с крестом (показать). Будь внимателен.

Задание 3.

Образец в этом задании похож на конверт (показать). Дорисуй незаконченные рисунки. Не торопись, не обводи уже нарисованные линии.

Задание 4.

И последнее задание. Дорисуй неполные фигуры. Должен получиться ромб с уголком (показать).

Оценка результатов:

за каждую правильно дорисованную фигуру  начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 20 баллов.

Нормативы (уровни развития в баллах):

Очень низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

очень высокий

11 и меньше

12 – 13

14-15

16 -18

19-20

А теперь суммируйте все полученные баллы. Максимальный итог теста М. Фростик  — 62 балла.

Нормативы (уровни развития в баллах):

Очень низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

очень высокий

45 и меньше

46 – 49

50 – 53

54 – 58

59 – 62

Поздравляю, если результаты высокие или в пределах возрастной нормы! Не печальтесь, если ребенок Вас огорчил. У Вас еще есть время. Выявленные трудности зрительного восприятия нужно и  можно скорректировать до начала школьного обучения. Все  в Ваших силах! 

Уже сейчас, можно подбирать задания, подобные тестовым; каждый день по 10 – 15 минут предлагать их ребенку.

Приемы на развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа у старших дошкольников – в следующей статье!

Автор статьи: Осьмакова Марина Васильевна – преподаватель психодиагностики и коррекционной педагогики Тюменского педагогического колледжа №1 (высшей категории).

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации