глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 20

Как развить зрительное восприятие? Советы родителям и не только

Все статьи Психология Брендинг Цвет Типографика Карьера Практика UX-теории Разное Ресурсы Шрифты Лонгриды Подкасты

Визуальное восприятие в дизайне: перспектива и принципы гештальта на примерах

No items found.

Аудио перевод статьи
Исследование принципов гештальта. Фотография сделана автором.

1. Перспектива в дизайне

Перспектива — это способ изображения на плоскости трехмерных объектов с учетом особенностей зрительного восприятия. Именно последние определяют, каким образом мы видим пространство.

Это одна из фундаментальных тем в дизайне, в которой нам необходимо разобраться, чтобы создавать реалистичные, визуально привлекательные проекты.

Существуют следующие виды линейной перспективы.

Перспектива с одной точкой схода

В этом случае объекты расположены прямо перед нами, и обращены к нам одной из сторон. При этом образующие их параллельные линии сходятся на горизонте в одной точке.

Пример.

Вот некоторые мои попытки исследовать перспективу с одной точкой схода.

Куб в перспективе с одной точкой схода. Изображение автора.
Игровая консоль в перспективе с одной точкой схода. Изображение автора.
Перспектива с двумя точками схода

В этом случае объект несколько развернут и расположен к нам ребром, то есть зрители видят его под определенным углом. Обе точки схода располагаются на линии горизонта.

Пример.

Куб в перспективе с двумя точками схода. Изображение автора.
Игровая консоль в перспективе с двумя точками схода. Изображение автора.
Перспектива с тремя точками схода

Объекты расположены под определенным углом к зрителю, при этом мы видим их или сверху, или снизу. Две точки схода располагаются на линии горизонта, а еще одна — либо ниже, либо выше нее.

Пример.

Вот некоторые мои попытки исследовать перспективу с тремя точками схода.

Здание в перспективе с тремя точками схода. Изображение автора.

2. Принципы гештальта в дизайне

Визуальное восприятие — это то, каким образом человеческий глаз видит визуальные элементы и организует различные формы в композиции. Именно этот процесс описывают принципы гештальта в дизайне.

Существует более 10 таких принципов, однако чаще всего используются всего 7.

Принцип завершения
Принцип завершения. Изображение автора.

Этот принцип гласит, что, когда мы видим какую-либо сложную форму или паттерн, наш мозг пытается найти в изображении знакомый объект.

Например, на рисунке выше некоторые увидят звезду, а другие — квадрат. Все зависит от того, каким образом воспринимает фигуру мозг конкретного зрителя.

Принцип близости
Принцип близости. Изображение автора.

Объекты, размещенные близко друг к другу, воспринимаются как более связанные между собой, чем те, которые расположены на большом расстоянии. Причем это правило действует, вне зависимости от цвета и формы элементов.

На рисунке выше мы видим две отдельные группы треугольников.

Принцип сходства
Принцип сходства. Изображение автора.

Объекты, обладающие аналогичными визуальными характеристиками (например, форма, цвет, размер), воспринимаются как единая группа.

На рисунке выше мы видим сгруппированные по принципу сходства треугольники и квадраты.

Принцип общей судьбы
Принцип общей судьбы. Изображение автора.

Люди воспринимают как часть группы объекты, которые повернуты в одну сторону или движутся в одном направлении, даже если они сильно различаются.

На рисунке круги расположены вдоль невидимых линий, идущих в одном направлении, поэтому мы воспринимаем их как группу.

Принцип фигуры и фона
Принцип фигуры и фона. Изображение автора.

Этот принцип определяет, каким образом наш мозг интерпретирует взаимосвязь между передним планом и фоном. Обычно мы воспринимаем область меньшего размера как передний план, а большего — как фон. Однако ситуация меняется, если и там, и там содержатся различные объекты или изображения.

На рисунке в качестве фона воспринимается черная форма, напоминающая букву “I”, а в качестве переднего плана — два белых прямоугольника. Или наоборот?

Точка фокусировки
Точка фокусировки. Изображение автора.

Точкой фокусировки называют тот объект, который визуально выделяется в группе или композиции и привлекает внимание зрителя.

Красный треугольник на рисунке сразу же привлекает наше внимание в отличие от остальных одинаковых объектов. Именно он является точкой фокусировки в композиции.

Принцип непрерывности
Принцип непрерывности. Изображение автора.

Суть этого принципа в том, что человеческий глаз перемещается по расположенным в линию схожим объектам и воспринимает их как единое целое.

Размещенные в центре рисунка квадраты образуют линию, и поэтому воспринимаются зрителем как группа, в отличие от остальных элементов.

Чтобы лучше разобраться в принципах гештальта, я изучил около 100 композиций. Ниже вы можете увидеть некоторые из них.

Изучение принципов гештальта. Фотография сделана автором.

Я создал несколько композиций на бумаге и в Figma, чтобы показать, как я понимаю принципы гештальта и объяснить, каким образом я принимал те или иные решения в ходе их разработки.

3. Композиции на бумаге

Космические объекты
Космические объекты. Изображение автора.

Это пример использования:

  • Принципа близости — круги образованы объектами разной формы, расположенными близко друг к другу. При этом сами круги находятся на значительном расстоянии друг от друга.
  • Принципа общей судьбы — 4 круга в правом нижнем углу воспринимаются как единая группа, которая двигается в одном направлении.

Эта композиция изображает планеты, состоящие из различных элементов, и перемещающиеся в безвоздушном пространстве.

Вихрь
Вихрь. Изображение автора.

Это пример использования:

  • Принципа общей судьбы — круги двигаются сверху, слева и справа к одной точке.
  • Точки фокусировки — красный круг в центре композиции сразу же привлекает внимание зрителя.
  • Принципа непрерывности — круги формируют кривые, проходящие через весь рисунок.

Эта композиция представляет концепцию вихря, который постепенно затягивает все круги в центр, обозначенный красным кругом.

Гидросфера
Гидросфера. Изображение автора.

Это пример использования:

  • Принципа завершения — изогнутые линии, похожие на водоросли, образуют форму, напоминающую шар или рыбу.
  • Принципа сходства — волнистые элементы немного различаются по форме, однако выглядят как взаимосвязанные части одной группы.

Эта композиция изображает подводный мир: центральный объект напоминает шар, но если рассматривать расположенные справа элементы как хвост, можно увидеть рыбу. Кроме того, все детали здесь по форме похожи на водоросли.

Связь
Связь. Изображение автора.

Это пример использования:

  • Принципа сходства — хотя круги различаются по размеру, цвету и текстуре, они воспринимаются как родственные объекты.
  • Принципа общей судьбы — все круги соединены, и создается ощущение, будто они движутся в направлении центра композиции.

Если убрать соединяющие круги линии, композиция напоминает изображение планет. На самом деле я пытался показать, как связаны частицы внутри атома.

Симбиоз
Симбиоз. Изображение автора.

Это пример использования:

  • Принципа сходства — все изогнутые объекты выглядят как часть одной группы.
  • Принципа завершения — объект слева напоминает букву “К”.

Эта композиция показывает идею взаимодействия между двумя организмами.

5. Композиции в Figma

Один против всех
Один против всех. Изображение автора.

Это пример использования:

  • Принципа сходства — черные треугольники в правом верхнем углу образуют единую группу.
  • Точки фокусировки — красный треугольник в правом нижнем углу привлекает внимание зрителя в первую очередь, выделяясь на фоне остальных объектов.

Эта композиция демонстрирует деление объектов на группы: серые треугольники встречаются чаще всего, черные — выделяются, благодаря цвету, а от фигур в левом нижнем углу остались лишь фрагменты. Красный треугольник — единственный объект, движущийся в противоположном направлении.

Пузыри
Пузыри. Изображение автора.

Это пример использования:

  • Принципа фигуры и фона — круги в центре композиции и на заднем плане кажутся взаимосвязанными и создают отношения “фигура-фон”.
  • Принципа завершения — если перевернуть рисунок, то соединенные круги в центре напоминают по форме снеговика.

Можно увидеть на этом рисунке планеты, но я изобразил здесь группу пузырьков, которые накладываются друг на друга и образуют новые формы.

Конечная бесконечность
Конечная бесконечность. Изображение автора.

Это пример использования:

  • Принципа общей судьбы — цифры вращаются и встречаются в одной точке.
  • Принципа завершения — композиция выглядит как знак бесконечности, а если его повернуть, то мы увидим цифру “8”.

Конечно, зрители могут воспринять эту композицию по-своему, но моя идея заключалась в создании знака бесконечности из конечных элементов.

Между сном и явью
Между сном и явью. Изображение автора.

Это пример использования:

  • Принципа близости — два круга и расположенные внутри них элементы, формирующие группу, находятся на большом расстоянии друг от друга.
  • Симметрии — композиция, разделенная по центру линией, является симметричной.

Это концепция соотношения сна и состояния активности: круги символизируют наше воображение и мыслительный процесс, когда мы спим или бодрствуем. При этом круг, отмеченный звездами, обозначает подсознание, которое действует на наши сны, а круг, украшенный точками, — это логическое мышление.

Путешествие
Путешествие. Изображение автора.

Это пример использования:

  • Принципа общей судьбы — нам кажется, что черные фигуры определенным образом связаны, поскольку они двигаются в одном направлении.
  • Точки фокусировки — красный круг сразу же привлекает внимание зрителя.

Эта композиция воплощает идею путешествия: красный круг падает вниз, ударяется о зафиксированный треугольник и приземляется либо на квадрат, либо на ломаную линию.

Если вас заинтересовали мои идеи, вы можете найти еще больше примеров здесь.

Выводы

Изучив все это, мы можем сделать вывод, что принципы гештальта используются практически в каждом дизайне или другом творческом проекте. Однако особенности нашего восприятия зависят от того, каким опытом мы обладаем, а также в какой среде мы росли.

Таким образом, однозначного правильного ответа здесь не существует, поэтому не останавливайтесь и продолжайте изучать эту тему.

Спасибо за внимание!

·

YouTube Telegram бот Вконтакте Telegram чат Instagram Telegram канал

Восприятие – это психический процесс познания действительности при помощи различных органов чувств, в результате которого формируется целостный образ объекта или явления. Именно этот познавательный процесс является главным инструментом исследования окружающего мира ребенком наряду с активными действиями с предметами. Сегодня мы поговорим об особенностях восприятия у детей дошкольного возраста и способах его развития.

Механизм и виды восприятия

Для полноценного развития и эффективного обучения ребенка необходим достаточный уровень развития восприятия. Оно является основой для формирования других познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи и воображения). Как же происходит процесс восприятия?

  • Окружающий мир состоит из различных предметов и явления, которые можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать.
  • С помощью органов чувств мы узнаём о том, что представляет собой тот или иной предмет. Например, апельсин имеет следующие свойства: круглый, оранжевый, гладкий, с небольшими ямочками на кожуре, кислый, имеет специфический цитрусовый запах.
  • Информация от органов чувств поступает в мозг, где отдельные ощущения складываются в целостную «картинку» – восприятие.
  • На восприятие сильно влияет накопленный жизненный опыт. Если ребенок ранее уже видел и ел апельсин, ему не обязательно пробовать его на вкус, чтобы догадаться, что это.

Классификация видов восприятия:

  1. Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали;
  2. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку;
  3. Тактильное восприятие – познание предметов с помощью прикосновений;
  4. Обонятельное восприятие – распознавание запахов;
  5. Вкусовое восприятие – получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького).

Большинство специалистов полагают, что у каждого из нас есть ведущий канал получения «данных» о мире (обычно это зрение, слух или осязание). Обратите внимание, в какой форме Ваш малыш лучше усваивает информацию – именно она должна быть основной при его обучении.

Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)

Восприятие малышей 3-4 лет характеризуется конкретностью и отсутствием чёткости. Основные параметры восприятия в младшем дошкольном возрасте – это цвет, форма и размер. Чаще всего дети обращают внимание на самый яркий из этих признаков, а остальные детали ими домысливаются. К примеру, видя кнопки с цифрами на пульте от телевизора, часто малыши решают, что это телефон. Интересно, что трехлетки не узнают даже самых близких людей, если те переодеты в карнавальные костюмы. В этом возрасте дети отчетливо различают основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Малоизвестные оттенки воспринимаются как несущественные признаки, поэтому часто просто игнорируются. Однако малыши быстро учатся и запоминают все налету. Чем с большим количеством цветовых эталонов Вы познакомите ребенка, тем ярче будет восприятие крохи. Иногда малыши оценивают цветовую характеристику предметов как «красиво» и «некрасиво», поэтому в рисовании можно увидеть цветовые предпочтения малыша, а не реальные изображения предметов.

Свойства предметов для младших дошкольников неотделимы от самих вещей, поэтому они прочно закрепляются в восприятии. Например, малыш знает, что огурец всегда зеленый, и может называть огурцами и кабачок, и авокадо, и стручковую фасоль.

У детей этого возраста с помощью действий с предметами формируется восприятие пространства. Ребенок 3 лет только начинает различать понятия «далеко» и «близко», поэтому он плохо оценивает размеры далеких предметов. Например, рассматривая панораму города, малыш вполне может подумать, что дома игрушечные. Чтобы развить пространственные представления крохи, нужно обращать его внимание на его собственное тело (ребенок быстро запомнит, что внизу находятся ноги, наверху – голова, сбоку – руки), а также чаще давать ребенку просьбы с указанием направления (к примеру, «поворачивай направо», «возьми конфету с верхней полки» и так далее).

Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?

К 5 годам дети достигают значительных успехов в способности воспринимать различные параметры окружающего мира:

  • Различают 7 и более цветов;
  • Имеют представление о светлых и темных тонах, «тёплых» и «холодных» оттенках;
  • Знают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • Могут сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький);
  • У них начинает формироваться понятие времени (сегодня, вчера, завтра, минуты, часы, дни, недели), но применять знания об этих абстрактных понятиях в жизнь четырехлетки еще не способны;
  • Восприятие окружающих людей зависит от их популярности в обществе и их отношений с малышом. Мама всегда будет восприниматься крохой, как самая добрая и красивая.

Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

В старшем дошкольном возрасте, как и раньше, в восприятии доминируют зрительные ощущения. Начинает активно развиваться слуховое восприятие: малыши способны выделять звуки в словах, распознавать знакомые музыкальные композиции, чувствовать темп и ритм произведения. Шестилетние дети хорошо ориентируются в пространстве (практически не путают «право» и «лево», довольно точно воспринимают расстояния между предметами, могут ориентироваться в планах и схемах). Восприятие временных отрезков (минута, час, день и так далее) зависит от того, как часто родители упоминают их в общении с детьми. Если давать малышу задания, в которых время является одним из ориентиров (например, «за минуту нарисуй как можно больше кружочков» или «нужно чистить зубы 2 минуту»), постепенно оно перестанет быть для ребенка таким непонятным.

Ведущим каналом восприятия у большинства старших дошкольников является зрение. При этом активно развиваются и другие виды чувствительности (в особенности, слуховая и тактильная).

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно поэтому упражнения и игры являются эффективным и увлекательным способом развития восприятия у малышей.

  • Сортировка по цвету, форме, величине. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами: раскладывать предметы по мисочкам, «прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном), бросать предметы в отверстия нужного цвета/формы/размера.
  • «Чего не хватает». Это упражнение развивает зрительное восприятие, мышление и внимание к деталям. На листе бумаги изобразите несколько предметов или животных, но не дорисовывайте их до конца. Один или несколько существенных признаков предметов должны отсутствовать (например, заяц без ушей, стол без ножки, машина без колес), а задача крохи – сказать, чего не хватает на картинке.
  • «Путаницы». Покажите малышу картинку с наложенными друг на друга контурами знакомых ему предметов. Ребенок должен назвать всех, кто на ней изображен.

Регулярные упражнения позволят сформировать у ребенка высокий уровень различных видов восприятия.

  • Пазлы и разрезные картинки. Эти игры, в которых ребенку требуется собрать целую картину из кусочков, отлично развивают зрительное восприятие.
  • «Угадай по запаху». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.

Выводы

В дошкольном возрасте у малышей происходит колоссальный скачок в психическом развитии, ведь в этот период активно формируются все познавательные процессы. Восприятие – это базовый психический процесс, на основе которого формируются все остальные (внимание, мышление, речь, память и воображение). За несколько лет малыши проходят путь от непосредственного чувственного восприятия до способности составлять обобщенное представление о предметах. Если первоначально ребенок учится узнавать и оценивать, что находится перед ним в данный момент, основываясь на собственных ощущениях и опыте, то в старшем дошкольном возрасте уровень развития восприятия позволяет уже целенаправленно изучать объекты или явления, выделяя их свойства. Развитию восприятия у детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во многом зависит способность малыша к обучению.

Заключение

В Монтессори-клубе «Созвездие» для детей организована уникальная развивающая Монтессори-среда. Монтессори-классы поделены на зоны в соответствии с познавательными и психологическими потребностями детей. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и уточнения всех типов восприятия: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса, а также восприятия температуры и веса, развития мускульной памяти. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Под зрительным восприятием, принято понимать не классический процесс, при котором глаза анализируют многочисленные раздражители. Этому феномену стоит придавать гораздо большее значение. Ведь чем более хорошее развитие имеет зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения, получаемые индивидуумом, по своей силе и качеству. За счет этой функции человеку в мозг попадает наибольшее количество информации.

image

В зрительном процессе принимает участие множество элементов:

  • константность;
  • целенаправленность информационного потока;
  • произвольность восприятия сведений;
  • объем;
  • аналитическая деятельность анализатора;
  • зрительно-моторная координация;
  • обследование.

Восприятие посредством зрительных органов выступает в качестве основной функции у маленьких детей, ведь за счет нее происходит узнавания ребенком самого себя и мира, который его окружает. Владея развитым зрительным восприятием, человек чувствует себя уверенно.

Особого внимания заслуживает процесс узнавания формы и цвета окружающих объектов и действительности. Ведь эти признаки являются определяющими в ситуации, когда более сильные явления не получили сигнального значения.

Внимание! В процессе выбора лидирующего признака восприятия стоит обратить внимание на задачу, стоящую перед малышом.

Чтобы ребенок мог развиваться полноценно и обладать качественным зрительным восприятием, необходимо играть с ним в специальные игры.

image

Игра №1 «Помоги оказаться в домике»

Целью этого игрового процесса является развитие у ребенка зрительного ориентирования в ходе восприятия формы и величины предмета.

Ход игры заключается в поиске «домика» для каждого из вкладышей, т. е. игрокам необходимо соотносить выемку и вкладыш в соответствии с цветовыми и размерными характеристиками.

Важно! При возникновении сложностей в процессе выполнения этого задания педагогу необходимо дать детям мотивацию к самостоятельному мыслительному процессу и оказать помощь.

image

Игра №2 «Подбор необходимых цветов»

Цель мероприятия состоит в развитии цветового восприятия, навыков узнавания цветов и визуальной памяти, а также слуховых функций.

Основная суть процесса заключается в необходимости определения ребенком цвета ленточек, а впоследствии – выемок. Т. е. ребенку нужно отыскать цвет ленточки, соответствующий цвету выемки. В процессе выполнения заданий есть риск появления затруднений, воспитатель должен помочь в их преодолении.

image

Игра №3 «От большого круга к малому»

Цель заключается в формировании зрительного ориентирования, развитии визуальной памяти и слухового восприятия.

В ходе игры педагог просит детей собрать панно с вкладышами, начиная с большого круга, заканчивая малым кругом. Воспитателю необходимо добиться такого результата, чтобы «домик» был найден каждым из детей. Если возникнут сложности, учитель должен оказать помощь на всех этапах игры, пока не будет достигнут желаемый результат, и усвоен соответствующий навык.

Перед их организаторами стоят другие цели, заключающиеся в ознакомлении учащихся с пространственным восприятием.

Игра №1 «Возьми игрушку»

Целевая задача, стоящая перед педагогом – ознакомление учащихся с отношениями в пространстве и выраженными словами («рядом», «близко», «далеко»). Помимо этого, цель заключается в развитии глазомера, определении направления, в котором располагается тот или иной предмет.

Материалы, с которыми придется иметь дело в процессе игры – всевозможные игрушки.

Ход игрового процесса заключается в следующем: организатор должен усадить двух участников за стол и вручить им по одному предмету, попросив с ними поиграть какое-то время. Затем следует сказать детям, чтобы те закрыли глаза и положили игрушки. После этого останется только открыть глаза и взять игрушки без необходимости вставания со стульев.

На следующем этапе игры необходимо сначала положить одну игрушку в зоне видимости, а другую – немного дальше. Затем обе игрушки складываются таким образом, чтобы их взятие вызывало некоторые затруднения.

Важно! По завершении игры следует подвести итог: «игрушки трудно достать потому, что они располагаются далеко, а после того как мы их подвинули, они стали ближе, и до них можно легко дотянуться».

Игра №2 «Спрячься в домик»

Целью этого мероприятия является ознакомление всех участников с пространственными отношениями, которые выражаются посредством слов «снаружи», «внутри».

Для игры потребуется игрушечный домик. Можно соорудить его из покрывал и стульев самостоятельно.

Суть игры состоит в том, что по команде педагога «внутрь» или «наружу» дети соответственно залезают в домик и выходят из него.

image

В этой группе развивающих практик также существует несколько эффективных игр.

Игра №1 «Верни фигуру»

Всем участникам процесса предоставляется набор, состоящий из геометрических фигур. Перед ребенком дошкольником также должны быть изображены определенные предметы. Например, это может быть ручка, линейка, фломастер, карандаш, тетрадка. Учащимся нужно рассказать, какие именно изображения присутствуют на доске, а затем подобрать подходящее обобщающее слово. После этого педагог просит игроков закрыть глаза, пощупать геометрическую фигуру, врученную специалистом, и дать ответы на некоторые вопросы:

  • какой из предметов имеет сходство с треугольником, прямоугольником, квадратом, кругом;
  • из какого материала сделан предмет.

Игра №2 «Воспроизведи фигуру»

Основное условие заключается в том, что ребенок должен посмотреть на рисунок и запомнить его детали. После этого воспитатель забирает изображение и просит участника предоставить о фигуре больше информации и изобразить ее по памяти.

Игра №3 «Покажи дорожку»

Условия заключаются в том, что ребенок должен внимательно ознакомиться с таблицей, в которой представлены геометрические фигуры, а затем оказать помощь главному сказочному герою в пути к необходимому месту, показав дорогу, или закрыв определенные клетки с фигурами фишками по направлению слева направо.

image

Практика показывает, что многие дети, начав посещать общеобразовательную школу, нередко путаются в пространстве. Например, на тетрадном листе. Им проблематично понять, что находится слева или справа, сверху или снизу.

В процессе чтения среднестатистический ребенок часто допускает ошибки в виде смешения букв, схожих по принципу написания, их перестановки в слоге, неверного изображения отдельных элементов букв и зеркального отражения.

Важно! В процессе прохождения по программе цифрового счета выясняется, что у многих детей имеются проблемы в математике.

В этом случае немаловажную роль играет развитие пространственного восприятия, которое у школьников должно быть нацелено на профилактику подобных сложностей. Лучше всего заняться проведением занятий до того, как ребенок начнет посещать школу. Такая практика позволит решить одновременно несколько задач.

  1. Укрепить пространственные представления. А также пополнить словарный запас пространственными терминами.
  2. Обеспечить навык ориентирования в рамках плоскости листа или школьной доски.
  3. Улучшить процесс слухового сосредоточения и координации схемы «ухо — рука».
  4. Сформировать соответствующее зрительное сосредоточение на принципе «глаз – рука».
  5. Выявить и развить способность ребенка к ориентированию в трехмерном пространстве.

Программа включает в себя 4 года обучения и предполагает освоение учащимися определенных навыков по годам.

  1. Первый год обучения (для детей дошкольников 3-4 лет). На этом этапе осуществляется развитие зрительной реакции на всевозможные предметы, относящиеся к окружающему миру, их цветовые характеристики, формы. Педагоги обучают ребят взаимодействию с различными предметами и способам проведения их обследования. Немаловажную роль играет обучение соотнесению форм геометрических фигур с формами изображений на плоскости и объемных тел.
  2. Второй год (для детей 4-5 лет). У дошкольников на этом этапе закрепляется навык анализа базовых признаков того или иного предмета. Также они обучаются использованию различных способов визуального восприятия.
  3. Третий год (для учащихся 5-6 лет). На этом этапе обычно происходит закрепление умения проводить визуальное обследование и последующий анализ предметов. Еще одно умение, которым наделяется дошкольник, заключается в классификации объектов по ключевым признакам. В 5-6 лет дети применяют оптику и зрительно различают группы предметов, а также в состоянии их назвать и идентифицировать по признакам.
  4. Четвертый год (ученики 6-7 лет). Это последний этап программы, который приводит к видимым результатам в плане создания узоров из геометрических фигур, оформления изображений предметов, различения отдельных тонов, оттенков, понимания зашумленности и засоленности изображения.

Важно! Так, за 4 года программы дети могут освоить базовые навыки визуального восприятия и улучшить собственное ориентирование в пространстве.

Под тактильным восприятием принято понимать одну из форм, в которой происходит познание окружающей действительности. Тактильное ощущение – это одно из пяти чувств, способствующее изучению индивидуумом мира, лежащее в основе его чувственного познания. Пальцы и ладони – основные органы, которые обеспечивают запуск механизма мыслительной работы и дают всестороннее представление об окружающем мире. Чем более утонченным является это чувство, тем более детально ребенок может провести сравнительную параллель между окружающими предметами, явлениями. А это, в свою очередь, приводит к упорядочиванию мыслительного процесса.

В качестве основополагающего средства для управления визуальным восприятием выступает обучение всевозможным вариантам видения. В ходе прохождения специализированных занятий ребенок обучается общим дидактическим методам – словесному, наглядному, практическому. Каждый из них помогает воспитателю добиваться решения тех или иных задач.

Соответственно, на начальном этапе, в ходе приобретения ребенком первостепенных знаний и умений, в качестве ведущего выступает наглядный метод. Когда наступает стадия обобщения, в игру вступает словесный способ. Но эффективным обучение может стать только в том случае, если использовать эти методики комплексно.

Процедура проведения обучающих мероприятий многогранна. Даже возникновение у ребенка первостепенных навыков требуется профессионального практического подхода, чтобы новые умения закрепились, усвоились и стали выученными на долгие годы.

Важно! Выбор ведущей обучающей методики преимущественно пребывает в зависимости от этапа обучения. Что касается характера использования дополнительных мер, он зависит от поставленных целей и задач, а также от способов, посредством которых детям легче дается усваивание материала программы.

Зрительные образы, являясь отчасти психическими, обладают многомерностью. Помимо этого, они крайне сложны и состоят из трех базовых уровней отражения:

  • сенсорно-перцептивный;
  • представления;
  • вербально-логический.

Все эти положения отражены в издании Б. Ф. Ломова 1985 г. и версии В. А. Пономаренко 1986 г. Абсолютно каждому уровню достается важнейшая роль в процессе развития познания и эмоционального фона, а также в ходе освоения навыков. У детей, у которых наблюдается нарушение зрения, нередко формируются образы, которые не устойчивы и деформированы. Для таких учащихся характерна пассивность, стереотипность и шаблонность мышления, малая подвижность, ригидность. Факт нарушения зрительной функции негативно сказывается на всем процессе возникновения образов.

Для визуального восприятия у таких детей характерна избирательность, т. е. намеренное выделение объектов, пребывающих в сфере интересов индивидуума. Если зрение, в свою очередь, носит остаточный характер, и ребенок слабо видит, в его зрительной системе происходит неполное и неточное отражение стимулов, что приводит к ослаблению интереса к окружающей действительности, снижению активности в целом.

image

Орган зрения человека наделен множеством познавательных функций и возможностей относительно следующих параметров:

  • величина;
  • цветовая характеристика;
  • фактура;
  • материал;
  • степень привлекательности;
  • общая конструкция.

В рамках этого восприятия имеются определенные сенсорные эталоны. В отношении цвета они представлены 7-ю красками спектра и их всевозможными оттенками по степени светлоты и насыщенности. В отношении формы имеются различные геометрические фигуры – прямоугольник, треугольник, круг, овал, квадрат. В отношении величин можно выделить целую метрическую систему мер и т. д. Процесс коррекции зрительного восприятия включает в себя несколько базовых задач:

  • распознание цветовых характеристик;
  • определение формы;
  • развитие навыка всматриваться в предметы;
  • проведение детального сравнительного анализа и группировки в соответствии с внешними признаками объектов;
  • формирование выборочного визуального восприятия (интерпретация видимых объектов и понимания их отдельных элементов).

Основа учебной базы – использование образцов различных материалов. К ним относится цветная бумага, пластмасса, ткани, дощечки, мозаика, конструктор. В целях проведения рациональной коррекции визуального восприятия используются специальные картинки, которые содержат ошибки в размерах предметов, где изображения перевернуты. Учащиеся должны их выявить и назвать.

Кроме того, детям предлагается узнать целое по его фрагменту, сложить сборно-разборные игрушки, использовать основополагающие методики зрительного моделирования.

Важно! В последнее время популярность обрела практика разглядывания магических стерео картинок для проведения коррекции, ведь считается, что использование цветовых палитр полезно для освоения новых навыков.

Чтобы ребенку не составило труда развить в себе эту область, родителям необходимо позаботиться о некоторых моментах заблаговременно:

  • обучить их различению предметов на ощупь;
  • сформирование навык по выделению отличительных признаков;
  • научить соотнесению по величинам;
  • оказать помощь в освоении способов распознающего наблюдения;
  • развить уровень наблюдательности;
  • обучить внимательному и последовательному рассмотрению конкретного явления и предмета;
  • помочь в осмыслении связи между несколькими объектами;
  • сформировать навык по составлению одного целого из нескольких частей;
  • научиться выбирать предметы и осуществлять их соотнесение по ряду критериев;
  • помочь в различении базовых признаков времен года;
  • научить ориентированию в пространстве посредством использования плана-схемы;
  • способствовать закреплению пространственных представлений, в частности, по следующим словам: «справа», «слева», «сверху», «снизу», «перед», «за», «внутри», «снаружи», «рядом», «между»;
  • сформировать ключевые эталоны формы;
  • развить умения по анализу определенного предмета и выделению его мельчайших деталей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации