глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 6

“Наши помощники – глаза” Конспект занятия для детей старшей группы по ОБЖ.

Расписание занятий по ФИЗО 2019 2020

Образование 

Уровень образования – дошкольное

Нормативный срок обучения – 6 лет

Форма обучения – очная

Язык обучения – русский

Численность обучающихся на 1.09.2021 г. — 276 человек

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ г. Иркутска детского сада № 89. Основная образовательная программа  в Учреждении соответствует ФГОС дошкольного образования, и определяет содержание дошкольного образования и сроки обучения. 

Цели реализации ООП ДОО

Целью реализации Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

В рамках Программы реализуются следующие задачи:

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Основные принципы реализации программы:

1. Поддержка разнообразия детства. Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.

3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы.

6. Сотрудничество Организации с семьей. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей.

8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

9. Возрастная адекватность образования. Деятельность педагога является мотивирующей и соответствует психологическим законам развития ребенка.

10. Развивающее вариативное образование. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со ФГОС Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.

12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Данный принцип предполагает выбор Организацией способов достижений целевых ориентиров, заданных ФГОСс учетом конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы.

Теоретико-методологической основой дошкольного образования в Организации являются следующие подходы:

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД (Л.С. Выготский) к развитию психики ребенка, который предполагает, что развитие определяется как «… процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития». ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) к проблеме развития психики ребенка

Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ г. Иркутска детского сада №89

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования 

для детей с нарушением зрения

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) разработана с учетом культурно-исторических особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников с нарушениями зрения, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие) в различных видах деятельности.

Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с нарушениями зрения в  общество.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,

– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,

– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,

– способов и направлений поддержки детской инициативы,

– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,

– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их образовательных потребностей.

Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования 

для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа разработана с учётом «Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Н.В. Нищева. – СПб.: Детство – Пресс, 2015.

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств дошкольников.

Программа может корректироваться в связи с изменениями нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей.

Программа ориентирована на:

1. Формирование педагогической системы, включающей органичное единство:

нового содержания образования, отвечающего социальному заказу современного общества и особенностям дошкольного образования, в основе построения которого лежит развитие индивидуальности каждого воспитанника;

новых форм организации образовательного процесса, позволяющих развивать физические, интеллектуальные и личностные качества, повышать познавательную активность воспитанников для формирования общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста;

новых, современных образовательных технологий, в том числе и информационных (компьютерных, мультимедийных, аудио-видео-технологий) и технологий развивающего обучения, позволяющих развивать способы работы с информацией;

новых форм оценки качества образования, позволяющих осуществлять комплексный подход к оценке динамики достижений детей.

2. Создание в детском саду развивающей образовательной среды, способствующей формированию:

активной, любознательной личности, способной самостоятельно действовать, овладевшей средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

маленького гражданина социального общества, соблюдающего элементарные общепринятые нормы и правила поведения, будущего патриота России;

ценностного отношения к здоровому образу жизни и потребности бережного отношения к своему здоровью.

Программа реализуется:

в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, где ребенок осваивает, закрепляет и апробирует полученные умения;

в самостоятельной деятельности детей, где ребенок может выбрать деятельность по интересам, взаимодействовать со сверстниками на равноправных позициях, решать проблемные ситуации.

во взаимодействии с семьями детей.

АООП дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Рабочая программа воспитания МБДОУ г.Иркутска детского сада № 89

Рабочая программа воспитания МБДОУ г.Иркутска детский сад №89 соответствует  Примерной рабочей программе воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (утверждена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от «01» июля 2021 № 2/21). Рабочая программа воспитания является обязательным компонентом Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ г. Иркутска детский сад №89.

Дополнительная общеразвивающая программа по художественной направленности «ОГОНЬКИ»

Методические материалы для реализации образовательной деятельности

Консультации для воспитателей

Вредные привычки ребенка в раннем возрасте

Индивидуальная работа с семьей

Как лучше адаптировать ребенка к детскому саду

Организация индивидуальной работы с воспитанниками

Организация развивающей предметно

Материалы для реализации ООП

Консультация для воспитателей по планированию

Метод рекомендации по работе с Пр ООП

Примерная ООП от 20 мая 2015

Метод разработки по региональному компоненту

Презентация для дошкольников Анатолий Иванишин

Путешествие по Ангаре

Познавательное развитие

Методика развития логического мышления у дошкольников

Познавательные действия

Речевое развитие

Модели общения с детьми

Чтобы ребенок был общительным

Социально-коммуникативное развитие

Консультация для родителей по ПБ во время новогодних

Правила по ПБ для детей

Социально-коммуникативное развитие детей

Физическое развитие

Картотека подвижных игр в группе раннего возраста

Физическое развитие дошкольников

Художественно-эстетическое развитие

Восприятие фольклора

Организация режима пребывания детей в ДОУ

Расписание занятий по ФИЗО 2019 2020

Рассписание образовательной деятельности на 2019 2020гг

Дети с нарушениями зрения в надежных руках специалистов 133 детского сада

15 октября 2019

15 октября – Международный день белой трости. К этой дате мы расскажем об уникальном учреждении Выборгского района – детском саду компенсирующего вида №133.

Сегодня детский сад принимает ребят с амблиопией* и косоглазием в возрасте с 2 до 7 лет. С детьми с ограниченными возможностями здоровья организованно как педагогическое, так и медицинское сопровождение.

В 133 детском саду компенсирующего вида Выборгского района действуют образовательные подразделения для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи «Центра сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи», «Службы ранней помощи».

При зачислении в учреждение каждому ребенку индивидуально назначают лечение, зрительный режим и место за партой в зависимости от зрительных возможностей.

В начале учебного года всех ребят проверяет офтальмолог. Проверка включает в себя:

– визометрию – проверку остроты зрения;

– рефрактометрию под циклоплегией;

– страбометрию;

– подбор очковой коррекции;

– офтальмоскопию;

– биомикроскопию;

– показатели бинокулярного восприятия.

Все лечение, которое проводится в саду, можно разделить на:

1.Плеоптическое – для повышения остроты зрения.

2.Ортоптическое – устранение угла косоглазия.

3.Диплоптическое – включение косящего глаза в процесс формирования видимых образов.

В течение всего года детям ежемесячно проверяют остроту зрения, бинокулярность, корректируется схема лечения, в зависимости от динамики.

Медсестры офтальмологического кабинета ежедневно проводят лечение обучающихся, контролируют выполнение окклюзий и назначений врача.

В детском саду оборудованы кабинеты логопеда, психолога, кабинеты тифлопедагогов и лечебный комплекс, имеются спортивный и музыкальный залы.

В детском саду созданы условия для успешного лечения, здесь используется современное оборудование и компьютерные программы, в том числе лечебно-диагностический комплекс «Академик», «EYE», «Магистр», «Поиск», «Тип-топ» в форме игры. Такое разнообразие программ вызвано необходимостью поддерживать интерес и внимание ребят в процессе лечебных сеансов.

Помимо офтальмологов с ребятами работает и другой медицинский персонал. Это тифлопедагоги, развивающие зрительное восприятие и компенсаторные способности детей, дефектологи, логопеды, опытные воспитатели, психологи и музыкальный руководитель.

А для поддержания хорошей физической формы проходят систематические занятия с опытным инструктором физической культуры, которые помогают детям сохранить и укрепить здоровье. Оборудован ортоптический кабинет для лечения детей. 

Только совместная работа педагогов, родителей и воспитанников помогает достичь результатов. На родительских собраниях врач-офтальмолог проводит групповую работу, а также индивидуальные беседы с родителями, объясняя особенности каждого ребенка.

Большинство выпускников поступают в общеобразовательные школы, гимназии, лицеи и успешно в них обучаются. Ребята живут полноценной жизнью. «Наши выпускники работают в разных профессиях: кто-то стал мастером спорта по легкой атлетике, кто-то тренером по тхэквондо, кто-то художником, кто-то инженером. Одна наша выпускница с проблемами зрения стала чемпионкой Европы по плаванию», – признается Инна Мигунова, заведующая детского сада №133.

С ребятами работает золотой фонд детского сада: Людмила Варфоломеева, воспитатель высшей категории, она награждена Медалью «За доблестный труд», Лидия Ларина – учитель-дефектолог, награждена грамотой Почетный работник общего образования Российской Федерации и Наталья Герасимова, воспитатель, награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.

Среди достижений педагогов – Премия Правительства Санкт‑Петербурга «Лучший воспитатель государственного дошкольного образовательного учреждения Санкт‑Петербурга», от сада награждены 7 педагогов, победы в конкурсах педагогических достижений и в городском конкурсе «ИРИС – исследование, развитие, инновации, сотрудничество» в 2014, 2015, 2016, 2017 и в 2018 годах.

Педагогический коллектив сада совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена подготовили и выпустили издание «Мониторинг развития зрительного восприятия старших дошкольников с нарушением зрения в ДОУ компенсирующего вида в соответствии с ФГОС ДО».

*Амблиопия – состояние, при котором отмечается не поддающееся коррекции с помощью очков или контактных линз снижение зрения, нарушение контрастной чувствительности и аккомодационных способностей одного, реже обоих глаз при отсутствии каких-либо патологических изменений органа зрения.

***

Учреждение открылось в 1984 году под руководством Зинаиды Макаровой. Сад сразу же принял детей из детского дома, а в сентябре следующего года учреждение начало работать с детьми с нарушением зрения. С 2007 года воспитанники сада – ребята с нарушениями слуха, зрения и тяжелыми дефектами речи.

С августа 2000 года садом заведует Инна Мигунова. Педагог имеет высшую квалификационную категорию, награждена Почетной грамотой МО РФ и знаком «Почетный работник общего образования РФ», Медаль «Ветеран труда». В 2019 году Инна Николаевна отметила 50-й юбилей трудовой деятельности.

  • image

    Филиал детского сада № 16 Адмиралтейского района

    Спасская

    Адмиралтейский район набережная канала Грибоедова, 65-67

    Подробнее

    Филиал детского сада № 16 Адмиралтейского района – цены

    Этот садик не публикует стоимость занятий и на данный момент не сообщил нам свои цены.

  • image

    Детский сад № 24 Василеостровского района

    Приморская

    Василеостровский район улица Кораблестроителей, 29, корпус 3

    Подробнее

    Детский сад № 24 Василеостровского района – цены

    Этот садик не публикует стоимость занятий и на данный момент не сообщил нам свои цены.

  • Детский сад № 202 Выборгского района

    Лесная

    Выборгский район улица Харченко, 15

    Подробнее

    Детский сад № 202 Выборгского района – цены

    Этот садик не публикует стоимость занятий и на данный момент не сообщил нам свои цены.

  • Детский сад № 62 Калининского района

    Метро не близко

    Калининский район Светлановский проспект, 74, корпус 2

    Подробнее

    Детский сад № 62 Калининского района – цены

    Этот садик не публикует стоимость занятий и на данный момент не сообщил нам свои цены.

  • Детский сад № 42 Колпино

    Метро не близко

    Колпинский район ул. Металлургов, д. 7

    Подробнее

    Детский сад № 42 Колпино – цены

    Этот садик не публикует стоимость занятий и на данный момент не сообщил нам свои цены.

  • Детский сад № 8

    Метро не близко

    Красногвардейский район ул. Ленская, д. 16, корпус 4

    Подробнее

    Детский сад № 8 – цены

    Этот садик не публикует стоимость занятий и на данный момент не сообщил нам свои цены.

  • Детский сад № 6 Московского района

    Парк Победы, Московская

    Московский район Новоизмайловский проспект, 28, корпус 3

    Подробнее

    Детский сад № 6 Московского района – цены

    Этот садик не публикует стоимость занятий и на данный момент не сообщил нам свои цены.

  • Детский сад № 27 Московского района

    Московская

    Московский район Варшавская улица, 47, корпус 3

    Подробнее

    Детский сад № 27 Московского района – цены

    Этот садик не публикует стоимость занятий и на данный момент не сообщил нам свои цены.

  • Детский сад № 94 Невского района

    Улица Дыбенко

    Невский район улица Дыбенко, 20, корпус 2

    Подробнее

    Детский сад № 94 Невского района – цены

    Этот садик не публикует стоимость занятий и на данный момент не сообщил нам свои цены.

  • Детский сад № 82

    Улица Дыбенко

    Невский район Дальневосточный проспект, 34, корпус 2

    Подробнее

    Детский сад № 82 – цены

    Этот садик не публикует стоимость занятий и на данный момент не сообщил нам свои цены.

  • Детский сад № 83 Петроградского района

    Чкаловская

    Петроградский район Большая Разночинная ул., 25А

    Подробнее

    Детский сад № 83 Петроградского района – цены

    Этот садик не публикует стоимость занятий и на данный момент не сообщил нам свои цены.

  • Детский сад № 36 Приморского района

    Пионерская

    Приморский район проспект Испытателей, 11, корпус 2

    Подробнее

    Детский сад № 36 Приморского района – цены

    Этот садик не публикует стоимость занятий и на данный момент не сообщил нам свои цены.

  • Детский сад № 98 Фрунзенского района

    Московская, Обухово

    Фрунзенский район улица Димитрова, 18, корпус 4

    Подробнее

    Детский сад № 98 Фрунзенского района – цены

    Этот садик не публикует стоимость занятий и на данный момент не сообщил нам свои цены.

  • Детский сад № 16 Центральный район

    Чернышевская

    Центральный район наб. реки Фонтанки, 20

    Подробнее

    Детский сад № 16 Центральный район – цены

    Этот садик не публикует стоимость занятий и на данный момент не сообщил нам свои цены.

  • Детский сад № 53 Центрального района

    Звенигородская

    Центральный район улица Марата, 79

    Подробнее

    Детский сад № 53 Центрального района – цены

    Этот садик не публикует стоимость занятий и на данный момент не сообщил нам свои цены.

Специализированные детские сады для слабослышащих и слабовидящих детей предлагают все необходимые условия для комфортного пребывания и обучения детей, имеющих проблемы со здоровьем. В таких учреждениях обязательно есть специально обученные коррекционные педагоги, дефектологи, высококвалифицированные воспитатели, а также всё необходимое оборудование. Главной задачей персонала является обеспечение гармоничного развития малышей.

В группах коррекционных садов для слабовидящих и слабослышащих детей, зачастую, пребывают не более 15 человек. Таким образом, педагоги могут уделить особое внимание каждому малышу, грамотно построить коррекционную работу, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Устройство ребенка в детский сад дело хлопотное. Хочется, чтобы и комфортный был, и рядом с домом, и с хорошими педагогами. А если малыш незрячий и страшно отпустить его от себя на шаг, но очень важно научить жить в обществе? Корреспондент “РГ” побывал в детском саду N203 – единственном в Казани, где есть группа для незрячих, и узнал, как здесь воспитывают особенных детей. Фото: Олег Тихонов/РГ

С чистого листа

Это сейчас инклюзивным образованием, предполагающим обучение детей-инвалидов в одном пространстве со здоровыми сверстниками, особо никого не удивишь. Только в школы Татарстана, по данным Минобрнауки РТ, ходит около 11 тысяч таких ребят.

А в 2011 году, когда в ДОУ N203 решились открыть группу для незрячих, это был смелый эксперимент. Все началось с инициативы нескольких родителей. Они очень хотели, чтобы их дети пошли в садик по месту жительства. Городские власти не отказали. Но, как выстраивать занятия с незрячими детьми, не знали ни педагоги, ни родители.

– Мы боялись, они боялись, – вспоминает заведующая Гульнара Шагимуллина. – Очень трудно было найти тифлопедагогов. Не было никакого методического сопровождения. Начинали с чистого листа. Все методом проб и ошибок.

Время шло, постепенно в спецгруппе сложился свой педагогический коллектив, появились методики. С пособиями и тактильными книгами детсаду помогла Республиканская специализированная библиотека для слепых и слабовидящих. Большинство ребят первого выпуска теперь успешно учатся в коррекционной школе N172. А на их место пришли новые воспитанники.

С повязкой на глазах

Мы знакомимся с уже преобразившимся детским садом. Полгода он находился на капремонте, а совсем недавно открылся вновь. Сейчас все здесь адаптировано для незрячих детей. Поручни и резиновые коврики, “подсказывающие” малышам дорогу.

читайте также–> –> Как решают проблему ухода за больными и пожилыми людьми в разных регионах

Но мы начинаем не с экскурсии по светлому отремонтированному зданию, а с… погружения в темноту. Такой вот мастер-класс. Повязка на глаза – и ты мгновенно превращаешься в беспомощного растерянного человека. Задания дали нехитрые. Сначала прокрутили короткий видеоролик и предложили по звуку воссоздать “картинку”. А потом попросили на ощупь определить, что изображено на рельефном рисунке. Справился с трудом. Когда снял повязку, испытал облегчение.

Незрячих детей темнота окружает всегда. И это сковывает их как физически, так и психологически и интеллектуально. Задача педагогов коррекционной группы – достать ребенка из этого “кокона” и научить жить ярко и интересно.

– Большая часть информации у незрячих детей выпадает, – поясняет тифлопедагог Валентина Агафонова. – Поэтому необходимо развивать так называемые сохранные анализаторы: слух, обоняние и, конечно, тактильную чувствительность.

Фасоль, печка и кукла Брайлина

Обучение здесь начинается с раздевалки, где каждый шкафчик украшен рельефной фигурой. Свою дверку любой ребенок узнает на ощупь. Все игрушки в группе тоже тактильные. Их тут огромный выбор: от деревянных пирамидок Монтессори, заставляющих решать задачки, до риса, фасоли и песка, куда просто приятно запустить пальцы.

Развитие мелкой моторики для таких детей имеет особое значение. По словам Валентины Агафоновой, в будущем это поможет не только манипулировать предметами, но и овладеть рельефно-точечным шрифтом Брайля. Его азы осваиваются уже здесь. Любимая игрушка ребят – кукла Брайлина, пуговки которой воспроизводят шеститочие, лежащее в основе алфавита.

Предмет особой гордости – тифлопечь. Она в буквальном смысле выпекает рельефные рисунки. Достаточно нанести специальным маркером изображение на особую бумагу и пропустить ее через аппарат.

Очень важно приучать незрячих с ранних лет к самостоятельности. Казалось бы, такие дети требуют особой опеки. И родители, как правило, ее обеспечивают с лихвой. Но это медвежья услуга.

– Нельзя вечно кормить ребенка с ложечки и менять ему подгузники, – говорит воспитатель Елена Старовойтова, – Нужно помочь ему войти в жизнь. Детки часто приходят к нам со сбитым режимом, не понимая, когда день, когда ночь. У них нет навыков самообслуживания. Мы учим их самостоятельности и объясняем родителям, как это делать. Порой приходится отгонять их от собственных детей, чтобы те сами оделись.

Тропинка к душе

А как непросто решиться пойти без посторонней помощи! Тифлопедагог Валентина Агафонова учит ребят не бояться пространства, использовать защитные техники. Помогают в этом сюжетно-ролевые игры. Развивают они и топографические представления. Ведь прежде чем куда-то пойти, нужно выстроить путь в голове. На магнитных досках дети геометрическими фигурками прокладывают простейшие маршруты: от кроватки до выхода, от шкафчика до двери. Многие уже научились добираться от группы до своего участка на улице самостоятельно.

На личное развитие незрячих очень благотворно влияют уроки музыки.

– Главное найти тропинку к их душе, – говорит музыкальный руководитель Ирина Матвеева. – На занятиях с этими детьми я не требую, чтобы они танцевали в соответствии с мелодией. Когда ребенок подпевает, а иногда и просто мычит или качает головой, это уже радость.

читайте также–> –> В Екатеринбурге появилось бесплатное такси для детей-инвалидов

Педагогу удалось раскрыть у многих ребят талант, а потом создать ансамбль и оркестр. Есть у коррекционной группы и своя звезда: выпускница детсада Олеся Мошейко стала финалисткой шоу “Голос. Дети”. Сейчас она учится в музыкальной школе. В общем, есть кем вдохновляться.

Подружку находила по запаху

А как выстраиваются отношения у таких детей с другими воспитанниками детского сада? Скажем так, коррекционная группа стоит несколько особняком, но ребят ни в коем случае не изолируют. Часто проводят совместные праздники, спортивные игры, концерты. Я сам наблюдал, как они, взявшись за руки, исполняли танцевальный номер. Это очень ценный опыт как для одних, так и для других.

А еще была трогательная история, вспоминает воспитатель Елена Старовойтова, когда невидящая девочка подружилась со зрячей. Она сама приходила в группу к подруге и находила ее там по запаху. При этом общение детям никто не навязывает. Педагоги понимают, что далеко не все ребята морально готовы к этому.

Психолог Марина Рюмина уверена, что даже короткие встречи с незрячими являются важными нравственными уроками.

– Мы иногда просим младших школьников, чтобы они помогли нам вскопать грядки, – рассказывает психолог. – И вот как-то раз пригласили их после работы на чай, чтобы ребята увидели, для кого это делали. Они заходят такие шумные, немного развязные. А им навстречу, слегка покачиваясь, идет Эмиль и спрашивает: “А кто пришел?” И вы бы видели их реакцию! Это немая сцена! И ничего не надо объяснять.

Запастись терпением

Педагогам коррекционной группы в родителей приходится вкладываться не меньше, чем в детей, а порой и больше. Да, они тоже своего рода воспитанники. Их необходимо научить, как правильно подготовить своего ребенка к жизни, а значит, и сломать какие-то их стереотипы. Но прежде надо еще найти с ними контакт.

читайте также–> –> Власти Уфы пообещали “РГ” установить пандус в доме инвалида-колясочника

– Они как в панцире поначалу находятся. Это связано с психологической травмой. И достучаться до них по-настоящему очень тяжело, – делится впечатлениями Марина Рюмина. – Я специально собрала мам в спортзале, мы закрылись и говорили о них как о женщинах. Включила музыку, пригласила массажиста для лица. Для них это было просто волшебство. Вот только ощущение, что рядом нет детей и можно не дергаться, приходит не сразу. Но в конце они все расслабились.

По словам воспитателя Елены Старовойтовой, когда родители начинают водить незрячего ребенка в детский сад, они немного отвлекаются от своих проблем. Видят, что и другие сталкиваются с подобными трудностями, находят близких по духу людей и, главное, обретают надежду.

Трем мамам заведующая помогла трудоустроиться в садик, чтобы быть поближе к детям. Одна из них, Лилия, работает младшим воспитателем в коррекционной группе.

– Детский сад нам очень помог, – рассказывает она. – Когда я только привела сюда Диляру, то многого не знала. Например, что ребенок должен сам уметь есть и обслуживать себя. Я стала более требовательной к ней. И со временем ее поведение улучшилось, появился режим. Главное, запастись терпением. Ты вроде годами учишь-учишь, но ничего не получается, а потом все-таки видишь результат.

В регионах Общество Образование Общество Соцсфера Соцзащита Филиалы РГ Волга-Кама ПФО Татарстан Казань Главная Поиск

Различные способы поиска

Поиск по базе данных: image Научные статьи Видеоматериалы

image Поиск Яндексом по сайту

Репозиторий OAI—PMH

Репозиторий Российская Офтальмология Онлайн по протоколу OAI-PMH

Конференции

Офтальмологические конференции и симпозиумы

Видео

Видео докладов

Поздравляем–>image image –> Онлайн трансляцииXIX Конгресс Российского глаукомного общества image 3-4 Декабря 2021 9:00

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации