глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 49

Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.

Главное меню

Безопасное лето

image

Золотые имена

Навигатор дополнительного образования детей в Самарской области

Региональный портал государственных услуг Самарской области

Дайте оценку Система on-line опросов

Контактная информация

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54 «Алёнка» городского округа Тольятти Наш адрес: 445021, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Голосова, 101 Тел. 7-8482-285707 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Результаты профилактических медицинских осмотров обучающихся в Хабаровском крае свидетельствуют о высокой распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний. Мониторинг зарегистрированных заболеваний школьников за период 2015-2017 годов показал, что  в структуре заболеваемости:

  • на первом месте — болезни глаза и придаточного аппарата – 21,5%;
  • на втором месте — заболевания костно-мышечной системы (нарушения осанки, плоскостопие) – 13,0%;
  • на третьем – болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ – 12,5%;
  • на четвертом – болезни органов пищеварения – 10,9%;
  • на пятом месте – болезни нервной системы – 8,6%.

С 2015 года заболеваемость болезнями глаз выросла с 18,2% до 21,5%. Уже в первом классе 4-5% детей имеют близорукость. К окончанию начальной школы − 6-8%. К выпускному классу − 30-32% девочек и 26-28% мальчиков имеют сниженную остроту зрения.

Нарушение зрения – состояние, при котором орган зрения получает искаженную информацию об объектах окружающей среды . Наиболее распространенные у детей — спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм. В фаворитах близорукость и спазм аккомодации.

Виды нарушения зрения.

Спазм аккомодации глаза − патологический процесс, при котором мышца, отвечающая за хорошее зрение вдаль и вблизи, находится постоянно в состоянии сокращения. Он сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Симптомы развития спазма аккомодации: раздражительность, быстрая утомляемость, снижение успеваемости, частые головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет. Часто спазм аккомодации переходит в близорукость.

Близорукость (миопия) − приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки на близком расстоянии (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению по оси. При этом ухудшается зрение вдаль. Основными причинами близорукости являются:

  1. наследственность;
  2. недостаток в рационе питания различных микроэлементов (Zn, Mn, Cu, Cr и др.), необходимых для синтеза склеры;
  3. длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, увлечение телевизором и компьютером. Как правило, появление близорукости совпадает с началом школьного обучения;
  4. неправильная коррекция – отсутствие коррекции зрения при первом появлении близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органов зрения и способствует прогрессированию близорукости, а иногда развитию амблиопии (резкое ухудшение зрения, сопряженное с полной слепотой) и косоглазия;
  5. неверно подобранные (слишком «сильные») очки или контактные линзы также способствует увеличению близорукости.

Дальнозоркость — врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При дальнозоркости с любых расстояний ребенок видит нечетко, чем ближе, тем хуже. Может сопровождаться сходящимся косоглазием.

Астигматизм − изменение кривизны роговицы или хрусталика. Изображение на сетчатке получается нечетким, искаженным из-за неодинакового преломления светового луча. Носит врожденный или приобретенный (после травм, перенесенного воспаления роговицы) характер.

Косоглазие − положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого − отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску − расходящимся, вверх или вниз − вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения. Может развиваться при нарушениях рефракции, неврологических нарушениях, после травм.

Диагностика нарушений зрения проводится, как правило, в медицинских учреждениях и заключается в проверке остроты зрения, осмотре глазного дна, определении рефракции , других обследованиях. Лечение назначает врач после установления точного диагноза. В зависимости от заболевания назначается медикаментозное лечение, физиолечение, очковая или контактная коррекция, хирургическое лечение. Главная цель – приостановить ухудшение зрения, при возможности и полностью восстановить его.

Правила профилактики

Если астигматизм и дальнозоркость чаще всего имеют врожденный характер, то спазм аккомодации и близорукость можно предупредить. Основные правила профилактики:

  • Посещение офтальмолога не реже 1 раза в год с профилактической целью. Выполнение всех рекомендаций, особенно касающиеся ношения очков или контактных линз.
  • Укрепление иммунитета ребёнка.
  • Выработка правильных зрительных привычек у детей начиная с 2-х лет. Учите их периодически моргать, не горбиться, делать гимнастику для глаз.
  • Следить за тем, чтобы дети не читали и не играли лёжа, особенно на боку.
  • Выделить ребенку место для занятий у окна с левосторонним для правшей и правосторонним для левшей направлением потока естественного света.
  • Обеспечить режим искусственного освещения. Желательно использование настольной лампы мощностью не менее 60-100 Вт. Исключить использование лампы дневного света. Во время письма, рисования, черчения источник света должен располагаться спереди и слева, а при чтении может быть и справа. Свет в комнате должен быть мягким, не оказывать слепящего действии. Потолки, оконные рамы и мебель в детской комнате — желательно светлых тонов.
  • Соблюдать зрительное расстояние при чтении и письме − не более 30-35см. Выполнять домашние задания не ранее чем через 2 часа после окончания уроков в школе.
  • Следить за продолжительностью выполнения домашних заданий: для детей 1-2 классов не более 1,5-2 часов; 3-4 классов − не более 2 часов; а старшеклассников − не более 3-4 часов.
  • Контролировать продолжительность и условия работы на компьютере и сотовых телефонах. Просмотр телевизионных передач осуществлять на расстоянии 2-5 метра. Продолжительность просмотра для детей дошкольного возраста не более 30 мин., младшего возраста − 1 час, среднего − 1,5 часа, старшеклассников − 2 часа.
  • Соблюдать временные нормативы пребывания ребенка за компьютером: учащимся начальных классов — 15 минут; 5-7 классов — 20 минут; 8-9 классов — 25 минут; 9-10 классов — 40 минут; 11 классов — не более 3 часов. Оптимальное расстояние для зрения — 40 см от экрана компьютера, сидеть прямо перед экраном.
  • Исключить из поля зрения ребенка во время работы различные бликующие или отражающие поверхности. Правильное положении тела — не сутулиться, стараться сидеть достаточно расслабленным.
  • Обеспечить правильное сбалансированное питание ребенка, как дома, так и в школе.
  • Устраивать десятиминутные перерывы через каждые 30-40 минут работы.  Желательно и в школе и дома наличие 5-7 минутной гимнастики для глаз.

Полезный комплекс упражнений для профилактики болезней глаз:

  1. Голову держать прямо, мышцы шеи и лица расслаблены. Перемещать взгляд вверх, вниз, прямо, влево (5 раз);
  2. Медленно вращать глазными яблоками по часовой и против часовой  стрелки (по 5 раз);
  3. Сильно зажмурить глаза, все мышцы лица и шеи напрячь (5 раз). Затем часто поморгать (10-20 раз);
  4. Легкими движениями нажимать пальцами рук на глазные яблоки через закрытые веки (3-5 раз).

Педагогический аспект профилактики нарушения зрения в образовательных учреждениях остоит из трех правил:

  • соблюдение гигиенических требований и индивидуальных врачебных рекомендаций по рассадке, очковой коррекции и двигательной активности учащихся;
  • систематический контроль за осанкой ученика, сидящего за партой;
  • соблюдение режима статических нагрузок и регулярность проведения физкультминуток.

Причины нарушения слуха у детей

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту. Подробнее о проверке слуха у новорождённых

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека. Подробнее о проверке слуха у детей и подростков

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

В России самую первую проверку слуха должны провести в роддоме. Называется она «аудиоскриннинг» – это объективный метод исследования, который показывает наличие нарушений. Этот тип диагностики может проводиться, даже если ребенок спит. Для детей постарше диагностику должен проводить специалист сурдоакустик, лор, аудиолог или сурдолог. Это может быть игровая или речевая аудиометрия. Для детей с 12 лет допустимо проводить тональную пороговую аудиометрию.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.

Новый год! Долгожданный, волшебный праздник. Взрослые и дети ожидают новогоднего чуда, сказки, счастья.

Именно поэтому с целью вовлечения детей-инвалидов в атмосферу праздничного настроения с 20 декабря по 20 января на базе Центра дистанционного образования детей-инвалидов Тамбовский Институт повышения квалификации работников образования провел сетевую акцию «Новогоднее конфетти». Ребята проявили свою фантазию и творческую активность в трех номинациях:

❄ Пушистые снежинки;

❄ Новогодняя игрушка;

❄ Рождественская открытка. Читать далее «Подведены итоги сетевой акции «Новогоднее конфетти»»

image Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.doc

Автор: учитель истории и права

ГКОУ РД «РЦДОДИ»

Сефербеков Физули Шихмагомедович

Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.

Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными.

Врожденная слепота вызвана повреждением или дефектами в период пренатального развития или является следствием наследственной передачи определенных визуальных дефектов.

Приобретенная слепота обычно является результатом заболевания глаз сетчатки, роговицы и центральной нервной системы (менингита, опухоли головного мозга, менингоэнцефалита), осложнений после распространенных заболеваний организма (кори, гриппа, скарлатины), травматического повреждения головного мозга (травмы головы , синяки) или глаза,

Имеются прогрессивные и непрогрессивные нарушения визуального анализатора.

С прогрессивными визуальными дефектами происходит постепенное ухудшение зрительных функций под действием патологического процесса. Видение уменьшается с появлением опухолей головного мозга. Когда гигиенические условия написания и чтения не наблюдаются, близорукость и дальнозоркость прогрессируют.

         Непрогрессивные дефекты зрительного анализатора откладываются на некоторые из его врожденных дефектов, таких как астигматизм, катаракта. Причинами этих дефектов могут быть и последствия некоторых заболеваний и глазных операций.

Существуют категории детей по времени появления визуального дефекта: слепые, ранние слепые, лишенные зрения после трех лет жизни. Время возникновения визуального дефекта имеет важное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше была слепота, тем заметнее вторичные аномалии, психофизические особенности и особенности психофизического развития. Потеря зрения формирует особенность эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. Слепые последствия имеют трудности с игрой, обучением, овладением профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте люди с нарушенным зрением испытывают повседневные проблемы, которые вызывают трудности и негативные реакции. В некоторых случаях уникальность характера и поведения слепых влияет на развитие их негативных черт характера: неопределенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других случаях повышенная возбудимость, раздражительность, переходящая в агрессивность. Развитие высших когнитивных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепых происходит нормально. В то же время нарушение взаимодействия сенсорных и интеллектуальных функций проявляется в определенном рождении.

Разница между слепыми детьми и слепыми детьми зависит от времени зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше объем визуальных представлений, которые можно воссоздать через словесное описание. Если вы не создаете визуальную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное восприятие аудитории. У слепого ребенка есть все возможности для высокого уровня психофизического развития и полного знания окружающего мира, основанного на безопасной сети анализатора.

         В условиях специальной подготовки формируются адекватные методы и способы использования слуха, кожи, обонятельных, вибрационных и других анализаторов, которые представляют собой сенсорную основу для развития психических процессов. В связи с этим развиваются высшие формы познавательной деятельности, ведущие к компенсационной реорганизации восприятия. Система компенсационной реструктуризации на начальном уровне образования создает условия для правильного отражения окружающего мира в визуально-эффективной форме в соответствии с нормами и нормами. Л.С. Выготский отметил, что слепые имеют так называемый шестой смысл (тепло), позволяя им замечать объекты на расстоянии, используя прикосновение, чтобы отличить цвет. Компенсация слепоты, конец Л. И. Солнцева, представляет собой целостное психическое образование, система сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающая ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира и создающая возможность овладения различными формами деятельности в каждом возрастном этапе. Слабовидящие имеют определенную возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентации и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохраняется только частично и является не вполне полноценным.

Ссылки:

1. З. Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. М., 1989.

2. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. М., 1956.

3. Каплан А.И. Детская слепота (цветовое остаточное зрение). М., 1979.

Коррекционная работа и направлена на использование специальных методов и методов наблюдения, прикосновения, запаха, что позволяет детям формировать сложные синтетические образы реальности.

Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.

image

Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.

image

Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.

image Скачать файл

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации