глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 26

Детская офтальмология. Актуальные методы лечения нарушения зрения у детей

За последние десятилетия значительно возросло число людей, страдающих нарушениями зрения: на конец 2012г. свыше 285млн. жителей нашей планеты страдают от нарушений зрения, у 45 млн. из которых слепота и 246млн. имеют пониженное зрение.

К сожалению, из общего количества людей, нуждающихся в коррекции зрения, число детей и подростков из года в год возрастает.

Беларусь в этом вопросе не исключение. Уже в первом классе 4-5% детей имеют близорукость,  к концу начальной школы – 6-8% , к выпускному классу – 30-32% девочек и 26-28% мальчиков имеют сниженную остроту зрения.

 ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ГЛАЗНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

 Нарушение зрения –состояние, при котором орган зрения получает искаженную информацию об объектах окружающей среды (величина, форма, цвет и т.д.).

Наиболее распространенные нарушения зрения у детей – спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Среди перечисленных – близорукость и спазм аккомодации встречаются чаще всего.

Спазм аккомодации глаза – это патологический процесс, при котором мышца, отвечающая за хорошее зрение вдаль и вблизи, находится постоянно в состоянии сокращения. Он сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии.

Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния ребенка, режима его жизни и занятий, своевременности диагностики и правильно назначенного лечения глаз. Часто спазм аккомодации переходит в близорукость.

Близорукость (миопия) –как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки на близком расстоянии (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению по оси. В результате этого ухудшается зрение вдаль.

Основные её причины:

Наследственность – если оба родителя близоруки, у детей вероятность появления близорукости возрастает.

Недостаток в рационе питания различных микроэлементов (таких, как Zn, Mn, Cu, Cr и др.), необходимых для синтеза склеры, может способствовать прогрессированию близорукости.

Перенапряжение глаз – длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером. Как правило, появление близорукости совпадает по срокам с началом школьного обучения.

Неправильная коррекция – отсутствие коррекции зрения при первом появлении близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органов зрения и способствует прогрессированию близорукости, а иногда развитию амблиопии (резкое ухудшение зрения, сопряженное с полной слепотой), косоглазия. Если для работы на близком расстоянии используются неверно подобранные (слишком «сильные») очки или контактные линзы – это провоцирует перенапряжение мышцы глаза и способствует  увеличению близорукости.

Дальнозоркость – в отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При дальнозоркости с любых расстояний ребенок видит нечетко, причем чем ближе, тем хуже. Может сопровождаться сходящимся косоглазием.

Астигматизм – это такое изменение кривизны роговицы или хрусталика, при котором происходит неодинаковое преломление светового луча и изображение на сетчатке получается нечетким, искаженным. Носит врожденный или приобретенный характер (например после травм или перенесенного воспаления роговицы).

Косоглазие – положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску – расходящимся, вверх или вниз – вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения. Может развиваться при нарушениях рефракции, неврологических нарушениях, после травм.

 ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

Диагностика нарушений зрения проводится, как правило, в медицинских учреждениях и заключается в проверке остроты зрения, осмотре глазного дна (с помощью офтальмоскопа и (или) с фундус-линзой), определении рефракции (преломление лучей света в глазу, как оптической системе), других обследованиях.

Лечение назначает врач после установления точного диагноза.

В зависимости от заболевания назначается медикаментозное лечение, физиолечение, очковая или контактная коррекция, хирургическое лечение.

Главная цель при этом – приостановить ухудшение зрения, а при возможности и полностью восстановить его.

Что касается близорукости высокой степенито при ней основная задача – предупредить ее прогрессирование и развитие осложнений. Важную роль в этом играют склеропластические операции. Смысл их заключается в наложении своеобразного бандажа, преимущественно на заднюю поверхность глаза, чтобы предупредить дальнейшее растяжение склеры в этом отделе. Эффект склеропластики при близорукости состоит в прекращении или замедлении прогрессирования миопии.

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ УХУДШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ

 Если астигматизм, дальнозоркость чаще всего имеют врожденный характер, то спазм аккомодации и близорукость можно предупредить.

Во избежание развития проблем со зрением у детей и подростков родители должны тщательно следить за здоровьем своего ребёнка, выполняя следующие рекомендации по профилактике различных глазных заболеваний:

    Осуществлять посещение ребёнком офтальмолога не реже одного раза в год с профилактической целью и выполнять все предложенные рекомендации, особенно касающиеся очковой коррекции или подбора контактных линз.

    Укреплять иммунитет ребёнка, постараться больше времени проводить с ним на свежем воздухе в хорошо озелененной местности.

    Следить за тем, чтобы дети не читали и не играли лёжа, особенно на боку.

    Выделить место для занятий у окна, соблюдая при этом режим освещения – оно должно быть достаточным, желательно использование верхнего света, настольной лампы мощностью не менее 60-100Вт; исключить использование лампы дневного света.

   свет в комнате должен быть мягким, не оказывать слепящего действии; потолки, оконные проёмы и рамы желательно окрасить в светлый цвет, мебель также светлых тонов.

    Во время письма, рисования, черчения источник света должен располагаться спереди и слева, а при чтении может быть и справа.

    Зрительное рабочее расстояние при чтении и письме – не более 30-35см; бумага для письма иметь светлый цвет, стержень – тёмный.

    Выполнение домашних заданий для детей 1-2 классов по времени не должно превышать 1,5-2 часа, 3-4 классов – не более 2 часов, а старшеклассников – не более 3-4 часов.

    Обязательно делать десятиминутные перерывы через каждые 30-40 минут работы; желательна в этот период и в школе и дома гимнастика для глаз в течение 5-7 минут из следующего комплекса упражнений:

Первое упражнениеголову держать прямо, мышцы шеи и лица расслаблены. Перемещать взгляд вверх, вниз, прямо, влево (5 раз).

Второе упражнение: медленно вращать глазными яблоками по часовой и против часовой стрелки (по 5 раз).

Третье упражнениесильно зажмурить глаза, все мышцы лица и шеи напрячь (5 раз). Затем часто поморгать (10-20 раз).

Четвертое упражнениелегкими движениями нажимать пальцами рук на глазные яблоки через закрытые веки (3-5 раз).

    Приступать к подготовке домашнего задания примерно через 2 часа после окончания уроков в школе.

    Просмотр телевизионных передач осуществлять на расстоянии примерно в 2-2,5 метра; продолжительность просмотра для детей дошкольного возраста не должна превышать 30 мин., младшего возраста – один час, среднего-1,5 часа, старшеклассников-2 часа.

    Контролировать продолжительность работы (игр) на компьютере и игр на сотовых телефонах.

    Строго придерживаться следующих временных нормативов пребывания ребенка за компьютером: учащимся начальных классов – 15 минут; 5-7 классов – 20 минут; 8-9 классов – 25 минут; 9-10 классов – 40 минут; 11 классов – не более часов.

    Обеспечить правильное сбалансированное питание ребенка как дома, так и в школе. Полезно мясо, рыба, печень, молочные и кисломолочные продукты, овощи, фрукты. Не увлекаться мучными изделиями, ограничить слишком соленую и сладкую пищу, полуфабрикаты, копчености.

Педагогический аспект профилактики заключается:

  • в контроле за соблюдением ребенком данных ему рекомендаций по рассадке, очковой коррекции, двигательной активности;
  • осуществлять контроль за осанкой ученика, сидящего за партой (недопущение развития синдрома склоненной головы и искривления шеи) и за правильной рассадкой детей в классе.

Рассадка осуществляется исходя из остроты зрения и наличия очковой коррекции. При снижении зрения и отсутствия очковой коррекции ученик должен сидеть не далее третьей парты. При достаточной остроте зрения в очках или линзах ребенок может сидеть дальше третьей парты.

 

Помните! Зрение – бесценный дар природы. Беречь и сохранять его надо с самого раннего детства!

Детская психиатрия представляет собой обширную область, пересекающуюся с неврологией и психологией. Детский психиатр должен, с одной стороны, быть всесторонне ориентированным в области детской психологии, механизмах психологической защиты, особенностей эмоциональных реакций и поведения, проявлений острого и хронического стресса, беспокойства, депрессивной симптоматики у детей. С другой стороны, многие нарушения в детском возрасте — результат повреждения тех или иных структур мозга, и детский психиатр должен знать основы неврологии, уметь читать результаты электроэнцефалограммы, вызванных потенциалов и магнитно–резонансной томографии. Поскольку многие неврологические/психические расстройства у детей генетически обусловлены, на мой взгляд, в идеале и начинать с генетического обследования ребенка. Неудивительно, что таких специалистов не хватает. Нейропсихиатрические заболевания у детей очень разнообразны, и отличаются от аналогичных заболеваний у взрослых.

Заболевания, связанные с пережитым стрессом

СДВГ

Синдром гиперактивности и дефицита внимания встречается на приеме довольно часто. Родители детей с СДВГ в начале заболевания могут списывать проблемы с концентрацией внимания и избыточной активности на недостаток организованности ребенка, лень и непослушание. Простая электроэнцефалограмма, как правило, выявляет нарушения в работе мозга и характерное для более раннего возраста распределение ритмов. Иногда ситуация более сложна, и на МРТ выявляются структурные нарушения, например, недостаток волокон в связках, соединяющих структуры мозга. При СДВГ мы используем нейромодуляцию, tDCS, назальный электрофорез пептидов, биологическую обратную связь и занятия с психологом и психотерапевтом, подключая и семейную психотерапию. Для достижения результата оптимально сочетание нескольких методов. При СДВГ средней тяжести и более тяжелых вариантах иногда применяются медикаменты.

Аутизм

Детям с расстройствами аутистического спектра часто назначают нейролептики для снижения возбужденности или агрессии. Эти препараты буквально «приглушают» ребенка и наносят вред его мозгу. Мы не назначаем нейролептики при аутизме, вместо этого проводим работу по выявлению и устранению причины беспокойства (например, боль в ухе или другое воспаление может стать причиной возбужденности), настраиванию коммуникации (специальные карточки, разработка своего символического языка итд), и формирования комфортной среды для ребенка, где он может развиваться.

Задержка психического развития.

Шизофрения

С моей точки зрения, шизофрения у ребенка — это такая редкость и экзотика, что о ней и говорить нечего. Раньше диагноз шизофрения ставили аутистам и детям с ЗПР. Сегодня эта практика постепенно уходит, но кое-где, особенно у врачей старой школы, может сохраняться. В моей практике, у большинства пациентов с диагнозом шизофрения, находятся нарушения в структуре или функции мозга, либо нейроинфекции или аутоиммунный процесс. Исходя из этого, важно провести исследования (МРТ, ЭЭГ, анализы) перед тем, как начать принимать назначенные антипсихотики. Возможно, ребенку нужны совсем другие препараты.

О психотропных препаратах

Я стремлюсь назначать минимум психотропных своим пациентам. Когда речь идет о детях, я подхожу с двойной осторожностью к назначению препаратов (в психиатрии легче назначить препараты, чем их отменить). Психотропные препараты имеют массу побочных эффектов, и во многих случаях наносят больше вреда, чем приносят пользу. До назначения препаратов нужно попытаться стабилизировать состояние немедикаментозными методами, от воздействия токов и магнитного поля (ТМС) на определенные участки мозга до работы с клиническим психологом и биологической обратной связи.

Подумайте перед тем, как давать ребенку любые препараты

Также, Вам могут быть интересны следующие материалы нашего сайта:

1. https://minutkoclinic.com/blog-doktora-minutko/genetika-sindroma-deficit…

2. https://minutkoclinic.com/blog-doktora-minutko/neyrofiziologiya-autizma-…

3. https://minutkoclinic.com/blog-doktora-minutko/prichiny-sdvg

4. https://minutkoclinic.com/stati/sdvg

автор: Чалых Анна Сергеевна

учитель-логопед МАДОУ № 239

Профилактика нарушения зрения у детей в дошкольном образовательном учреждении

Статья: 

«Профилактика нарушения зрения у детей в дошкольном образовательном учреждении.»

Составила: Учитель – логопед Чалых Анна Сергеевна

МАДОУ № 239

В современный век развитых информационных технологий и компьютерных устройств человеческий организм подвергается большим нагрузкам, а также негативному воздействию, что не может не сказаться на важнейшем органе чувств — зрении. В зоне повышенного риска находятся именно дети дошкольного возраста, для которых недопустимы чрезмерные нагрузки на глаза.

В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного возраста.

С каждым годом число таких детей растет. Поэтому специалисты ДОУ придают большое значение профилактике и ранней диагностике нарушений зрения. 

Причин нарушения зрения в детском возрасте много, но все их можно поделить на две группы:

1.Врожденные – развиваются во время внутриутробного созревания или передаются по наследству. (т. е на генетическом уровне)

  1. Приобретенные – зрение падает по причине перенесенных заболеваний, травм, неправильного образа жизни. 

Для того чтобы зрение не ухудшалось, и дети себя чувствовали комфортно, нужно проводить профилактические мероприятия, которые будут способствовать улучшению зрения. 

3 Профилактика нарушения зрения у дошкольников

Первые годы жизни — ребенка-это пора интенсивного развития зрения. Именно в этот период формируется зрение, а значит, достигается наилучший эффект при коррекции вовремя выявленных проблем.

Каждый из родителей должен четко знать: все основные проблемы со зрением у детей формируются до 7 лет. После 7 лет зрительная система ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки, связанные с учебой в школе. Именно в этот период начинают развиваться заболевания, не замеченные и не предотвращенные ранее: близорукость и другие болезни глаз.

Основными видами профилактики нарушения зрения являются следующее.

  1. Профилактические медицинские осмотры.

Лучший способ избежать глазных болезней- это регулярное проведение медицинских осмотров (в возрасте 3 лет-1 раз в полугодие, от4 до 7 лет- 1 раз в год). Помните, что чем раньше выявлен тот или иной вид зрительных нарушений, тем больше шанс своевременно их и скорректировать.

Поводом для обращения к врачу может стать любой из нижеперечисленных симптомов:

  • у ребенка один глаз блуждает и смотрит в другом направлении;
  • чтобы рассмотреть какой-либо предмет, ребенок крутит головой;
  • косоглазие или прикрытие одного глаза, избыточное моргание, прищуривание при рассмотрении предметов;
  • нарушение зрительно-моторной координации;
  • проблемы, связанные с перемещением в пространстве; ребенок ударяется о предметы, роняет вещи на пол, долго ищет оброненную вещь;
  • ребенок держит книгу слишком близко к глазам;
  • ребенок часто теряется в пространстве и быстро устает;
  • ребенок трет глаза в процессе чтения;
  • ребенок жалуется на головные боли;
  • тошнота и головокружение при зрительной нагрузке.
  1. Профилактика инфекционных заболеваний глаз

-соблюдайте правило личной гигиены, используйте индивидуальное полотенце, индивидуальное постельное белье;

— используйте чистые салфетки и чистые носовые платки.

Конъюнктивит- это признак слабости местного иммунитета. Часто он бывает сопряжен с заболеваниями ЛОР-органов. Конъюнктивит совсем не безопасен, поскольку воспалительный процесс может перейти на роговицу глаза, а это порой приводит к снижению зрения, поэтому обязательно нужно показать ребенка врачу.

3.Организация занятий и их продолжительность

Основными занятиями дошкольника являются рисование, лепка, конструирование, позже- чтение и письмо. Общая продолжительность таких занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6-7 лет.

Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с кривой спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.

Учите детей периодически моргать, не смотреть пристально, просите чаще менять взгляд с ближнего предмета на дальний и наоборот.

Не увлекайтесь ранним приобщением к грамоте детей дошкольного возраста.

Время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, мозаики, головоломки т.д.), целесообразно уменьшить. Для развития зрения  полезны игрушки, которые прыгают, вертятся, катятся и двигаются. Полезны игры с использованием мяча.

Время нахождения ребенка за просмотром телепередач, как и длительность занятий с компьютером должны быть разумно ограничены.

  1. Организация режима дня и двигательной активности.

Занятия за столом обязательно должны чередоваться с активными играми и прогулками на свежем воздухе.

Любая двигательная активность помогает глазам лучше работать. В свободное время стимулируйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. В перерывах между занятиями следует предоставить детям возможность походить, сделать несколько физкультурных упражнений, посмотреть в окно вдаль.

  1. Гимнастика для глаз ребенка

Упражнения общеразвивающего характера необходимо сочетать с гимнастикой для глаз, имеющей многоцелевое значение.

  1. Организация условий быта.

Необходимо соблюдать гигиену освещения: свет должен падать на книгу, тетрадь равномерно, желательно с левой стороны (у правшей). Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение.

  1. Профилактика травматизма

Причиной снижения зрения может стать травматизация органа зрения.

Основные правила по снижению риска травм:

-не храните лекарства и бытовую химию в зоне доступа детей;

-не подвергайте глаза детей действию прямых солнечных лучей;

-коротко подстригайте ребенку ногти во избежание травм;

-не оставляйте без присмотра детей, занимающихся с предметами, которые могут травмировать глаза;

-учите правильному обращению со столовыми приборами.

Так же нарушения зрения у детей может сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости и пресыщаемой любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, происходят изменения в мелкой моторике.

Поэтому на первый план в ДОУ выходит проблема восстановления здоровья ребенка. Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями.

Таким образом, мы можем сказать, что глаза ребёнка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органов зрения, и сохранение их полноценной функции на будущее.

Профилактика нарушения зрения у детей в дошкольном образовательном учреждении

Зрение является одним из основных показателей здоровья ребенка. Однако, дети редко могут самостоятельно понять, что с их зрением что-то не в порядке. Родителям следует быть внимательными и регулярно показывать ребенка детскому офтальмологу с первых месяцев жизни. Особого внимания требует школьный возраст, когда нагрузка на глаза резко возрастает.

Чем раньше будут выявлены проблемы со зрением у ребенка, тем проще будет с ними справиться. Правильно диагностировать заболевание и назначить необходимую терапию может только опытный детский офтальмолог.

Причины и виды нарушения зрения у детей

Основными причинами нарушения зрения у детей являются наследственные и врожденные заболевания, травмы, высокая нагрузка на глаза, аллергические заболевания. Основные нарушения зрения у детей перечислены ниже.

Близорукость. Если ребенок слишком близко придвигается к телевизору или монитору, низко наклоняется над тетрадями или книгами, не может различить надписи на вывесках магазинов, возможно, у него развивается близорукость. Следует срочно показаться врачу.

Дальнозоркость. При дальнозоркости ребенок хуже видит предметы, расположенные ближе к нему. У новорожденных присутствует естественная дальнозоркость, которая вскоре проходит сама собой. Если этого не произошло или вы вдруг стали замечать, что ребенок старается отодвинуть от себя предметы, чтобы лучше их рассмотреть, то есть повод для беспокойства.

Астигматизм. Нарушение формы хрусталика, роговицы или глаза. Часто развивается в раннем возрасте. Проявляется в виде снижения остроты зрения. Без лечения может приводить к головным болям и резям в глазах.

Косоглазие. Нарушение взаимного расположения глазных осей, при котором они не могут перекреститься на фиксируемом предмете. Врожденное косоглазие проявляется у грудных детей в возрасте до 6 месяцев, приобретенное – после 3 лет. Ошибочно мнение, что косоглазие может пройти само собой, оно требует обязательного лечения.

Амблиопия. При этом заболевании один из двух глаз либо не участвует в зрительном процессе, либо задействован в нем меньше другого, что приводит к снижению остроты зрения. Составляет треть всех глазных патологий у детей.

Диагностика нарушения зрения

Чем раньше будет диагностировано нарушение зрения, тем проще будет его скорректировать. Для этого необходимо обратиться к грамотному детскому офтальмологу в авторитетную клинику для проверки остроты зрения, и если потребуется – для проведения биомикроскопического исследования, осмотра глазного дна, измерения угла косоглазия, определения объема движения глаз и конвергенции, проверки цветовосприятия. На основе данных исследований можно достоверно диагностировать близорукость, дальнозоркость, астигматизм либо другие негативные изменения зрительной функции.

Актуальные методы лечения заболеваний глаз

Большинство заболеваний зрительной системы успешно лечится еще в детстве, что помогает не доводить ситуацию до хирургического вмешательства. Современная офтальмология применяет в своей практике целый ряд современных технологий, среди которых:

  • Лазерная терапия. Широко применяется в офтальмологической практике для коррекции близорукости, дальнозоркости и астигматизма. Позволяет лечить высокие степени нарушения зрения у детей.
  • Фотостимуляция. Воздействие световыми импульсами на сетчатку и зрительный нерв позволяет добиться ощутимых успехов в терапии близорукости, дальнозоркости, амблиопии.
  • Цветотерапия. При зрительном утомлении, близорукости, косоглазии целесообразным признано воздействие световыми волнами разной длины на сетчатку глаза с целью стимуляции ее чувствительности и восстановления остроты зрения. Используются красный, зеленый, синий, фиолетовый цвета.
  • Магнитотерапия. Воздействие на глаз магнитного поля приводит к расширению сосудов сетчатки, снижает внутриглазное давление, ускоряет процессы регенерации. У детей применяется при лечении амблиопии.
  • Электростимуляция зрительного нерва. Эффективный метод терапии, применяемый при лечении близорукости, англиопии и косоглазии. Электростимуляция улучшает проводимость импульсов в зрительном нерве.
  • Видеокомпьютерная коррекция зрения. Специальный курс тренировок для сетчатки и мышц глаза. Назначается для коррекции дальнозоркости, амблиопии, косоглазия.

Профилактика нарушения зрения у детей. Советы офтальмологов

Специалисты-офтальмологи советуют родителям контролировать время пребывания детей за компьютером и просмотром телевизионных программ, правильно оборудовать рабочее место, делать специальные упражнения и следить за гигиеной глаз. Профилактический осмотр глазного врача обязателен раз в год даже при отсутствии у ребенка жалоб. Элементарная проверка зрения занимает немного времени и может предотвратить множество проблем.

Как устроено

Свет проходит через роговицу на передней поверхности глаза, затем попадает в хрусталик. Его задача сфокусировать луч на сетчатке. Она расположена на задней поверхности глаза и преобразовывает увиденное глазом в нервные импульсы, которые передает в головной мозг. Чтобы изображение получилось нормальным, роговица должна быть изогнута равномерно, а глаз — нормальной длины. Тогда пучок света попадает на сетчатку и мы хорошо и четко видим окружающий мир. 

Близорукость развивается, если пучок света фокусируется перед сетчаткой из-за неправильной кривизны роговицы или увеличенной длины глаза. У новорожденных детей в норме глаз уплощенной формы. Получается, что расстояние до сетчатки короткое и световой пучок попадает за её пределы. Примерно к семи годам зрение приходит в норму. 

Но если у ребенка есть склонность к близорукости, глаз продолжает расти и удлиняться. Так после точки нормального видения начинается снижение зрения. Особенно это заметно в подростковом возрасте, когда из-за бурного роста острота зрения может снизиться на одну–две единицы за год.

Почему ухудшается

Самая частая причина развития детской близорукости — большой размер глазного яблока. Это обычно передается по наследству, поэтому дети плохо видящих родителей  тоже часто начинают носить очки. Но есть и другие причины, влияющие на возможное появление близорукости:

  1. Прогулки. Если ребенок слишком мало времени проводит на свежем воздухе, зрение может ухудшаться. Если гулять много, мышцы глаза тренируются при переводе взгляда на дальние и близкие предметы. К тому же солнечный свет сдерживает рост глазных яблок за счет выработки дофамина. Он вырабатывается в сетчатке только под воздействием солнечных лучей, а при его недостатке глаз будет расти до окончания взросления. Это может привести к сильному «минусу» во взрослом возрасте. 
  2. Образование. По некоторым исследованиям, чем сложнее учебная программа, тем больше вероятности развития близорукости. Но это скорее связано с отсутствием прогулок и свежего воздуха из-за высокой учебной нагрузки, чем с перенапряжением глаз. 
  3. Питание. Для нормального развития глаза, как и всего детского организма, важно хорошо питаться. В детском рационе должны быть цитрусовые, растительные масла и морепродукты, особенно рыба. 
  4. Физическая активность. Ее недостаток приводит к нарушению кровообращения и нехватке кислорода. В этих условиях развитие глазного аппарата у ребенка может нарушаться. 

Как понять, что у ребенка есть проблема

Родителям трудно заметить снижение зрения у детей. Ребенку не с чем сравнить свое видение окружающей среды и он не жалуется на размытые контуры предметов. Поэтому чаще всего на плохое зрение обращают внимание только в школе, когда ребенок не может разобрать, что написал на доске учитель. 

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации