Содержание
Какова вероятность получения в потомстве трёхшерстных котят от скрещивания трёхшерстной кошки с чёрным котом? Какое потомство можно ожидать от скрещивания чёрного кота с рыжей кошкой? Дано:В _ Ген цвета шерсти у кошекВ – ХА – чёрный, Ха – рыжий В _В Генотипы кошек по цвету шерсти – ХАХаВ – трёхшерстные кошки, В _ В ХАYВ – чёрные коты В ХаYВ – рыжие коты В _В РВ в™ЂВ ХАХаВ хВ в™‚В ХаY В _ РВ в™ЂВ ХаХаВ хВ в™‚В ХАY ______________ ______________________________________________ Найти:В Р – ?В F1 – ? Решение: В _В РВ в™ЂВ ХАХаВ хВ в™‚В ХаY В _В GВ ХАВ ХаВ ХаВ Y F1 в™‚В в™Ђ В _ ХА Ха Ха В _ ХАХа Трёхшерстные кошки ХаХа Рыжие кошки Y _ ХАY Черные коты ХаY Рыжие коты В В В В ОтветВ по фенотипу:В F1В Р трёхшерстные кошкиВ = 0,25; 25%; В Р рыжие кошки =0,25; 25%; В Р черные коты =0,25; 25%; В Р рыжие коты =0,25; 25%. В 1:1:1:1 В _ В РВ в™ЂВ ХаХаВ хВ в™‚В ХАY В _ GВ ХаВ ХАВ Y В _ F1В ХАХаВ ХаY Ответ по фенотипу:В Р трёхшерстные кошкиВ = 05, 50%; В Р рыжие котыВ = 05, 50%. В 1:1 Задача 4. У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с Х вЂ“ хромосомой рецессивный признак. Альбинизм (отсутствие пигментации) обусловлен аутосомным рецессивным геном. У одной супружеской пары, нормальной по этим двум признакам, родился сын с обеими аномалиями. Какова вероятность того, что у второго сына в этой семье проявятся также обе анамалии одновременно? Дано: Ген крови человека – ХH – норма, В ХhВ – гемофилия Ген цвета кожи – А – норма В а – альбинизм РВ в™ЂВ ХH Х_ А_В хВ в™‚В ХHY А_ F1В ХhY аа _____________________________________________________________ Найти:В F1В ХhY аа – ? Решение: Родившийся сын унаследовал аномальный генВ гемофилии (Хh) от матери, как носительницы данного гена, а так же ген альбинизма (а) от обоих родителей, которые сами не болели данными заболеваниями, так как были гетерозиготными по данным признакам. Генотипы родителей были следующими:В матери – ХH ХhВ Аа, отца – ХHY Аа. РВ в™ЂВ ХHХhВ АаВ хВ в™‚В ХHY АаВ GВ ХHАВ ХHаВ ХhАВ ХhаВ ХHАВ ХHаВ YАВ Yа Количество клеток в решётке Пённета: 4 х 4 + 8 + 1 = 25 (5 х 5). F1В в™‚В в™Ђ ХHА ХHа ХhА Хhа ХHА ХHХHАА Норма, норма ХHХHАа Норма, норма ХHХhАА Норма, норма ХHХhАа Норма, норма ХHа ХHХHАа Норма, норма ХHХHаа Норма, альбинизм ХHХhАа Норма, норма ХHХhаа Норма, альбинизм УА ХHYАА Норма, норма ХHYАа Норма, норма ХhYАА Гемофилия, норма ХhYАа Гемофилия, норма Уа ХHYАа Норма, норма ХHYаа Норма, альбинизм ХhYАа Гемофилия, норма ХhYаа Гемофилия альбинизм Ответ: вероятность того, что следующий ребёнок будет сыном равна Ѕ. Р (ХhYаа) = 1/8. Окончательный результат: появление сына с обеими анамалиямиВ – 1/2В х 1/8 = 1/16. Задача 5. Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) передаётся через Y – хромосому, а полидактилия (шестипалость) – как доминантный аутосомный ген. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать – полидактилию, родилась нормальная в отношении обоих признаков дочь. Какова вероятность того, что следующий ребёнок в этой семье будет также без обеих аномалий? Дано: Ген гипертрихоза – Yz Ген количества пальцев человека – А – полидактилия В а – норма РВ в™ЂВ ХХ А_В хВ в™‚В Х Yz аа F1В ХХаа _____________________________________________________________ Найти:В F1В нормальный – ? Решение.В Родившаяся дочь унаследовала Х вЂ“ хромосомыВ от обоих родителей, и поэтому не имела и не могла иметь гипертрихоз, так как этот ген сцеплен сВ Y – хромосомой, характерной для мужчин. Так же она унаследовала от обоих родителей ген пятипалости, так как у отца не было полидактилии, а мать хотя и страдала полидактилией, но была носительницей гена нормальногоВ количества пальцев, имела генотип Аа. РВ в™ЂВ ХХ АаВ хВ в™‚В Х Yz аа GВ ХАВ ХаВ ХаВ Yzа F1В в™‚В в™Ђ ХА Ха Ха ХХ Аа Норма, полидактилия ХХ аа Норма, норма Yzа ХYz Аа Гипертрихоз, полидактилия ХYz аа Гипертрихоз, норма Ответ: вероятность рождения в данной семье ребёнка, не страдающего обеими аномалиями, равна ј, или 25%. Множественные аллели Иногда в популяции оказывается не два (одна пара) аллельных гена, а три, четыре и больше: А1, а1, а2 и т. д. У каждой особи их может быть не более двух. У двух скрещивающихся особей – не более четырёх, но в популяции возможности их попарных комбинаций могут быть довольно разнообразны. Так, у морских свинок окраска шерсти определяется пятью аллелями одного локуса, которые в различных сочетаниях дают одиннадцать вариантов окраски. Взаимодействия генов при множественном аллелизме могут быть разнообразны. Нередко они образуют последовательные ряды доминирования: А доминирует над а1, а2 и а3 , а1 доминирует над а2 и а3, а2 доминирует над а3. Но бывают и более сложные комбинации. Задача 1. У кроликов гены нескольких типов окраски находятся в одних и тех же локусах и являются видоизменениями доминантного гена, дающего дикий (сплошной) тип окраски. Ген дикой окраски (С) доминирует над всеми остальными окрасками. Ген шиншиловой (сch) и гималайской (сh) доминируют над геном альбинизма (с). Гетерозиготы от шиншиловой и гималайской окраски дают светло-серую окраску. Селекционер скрещивал кроликов шиншиловой окраски с гималайскими. Всё первое поколение было светло-серым. Полученные гибриды скрещивались между собой. При этом было получено 99 крольчат светло-серых, 48 гималайских и 51 шиншиловых. Составьте генотипы родителей и потомков первого и второго поколений. Селекционер скрестил кроликов дикой окраски с гималайскими и получили 81 крольчонка. Из них было 41 с окраской дикого типа, 19 гималайских и 21 альбинос. ОпределитеВ генотипы скрещиваемых особей и потомков. Дано: Ген окраски кроликов – С вЂ“В дикий тип В сch – шиншиловая В сh – гималайская В –В – светло-серая В сВ – альбинизм Генотипы кроликов по окраске – СС, Ссch, Ссh, Сс – дикий тип В сchсch, сchс – шиншиловая В сhсh, сhс – гималайская В сchсh – светло-серая В сс – альбинизм а) в™ЂВ Р сchс_В хВ в™‚В сhс- F1В сchсh б ) в™ЂВ РВ сchсhВ хВ в™‚В сchсh F2В сchсh = 99, сhс_ = 48, сchс – = 51 ______________________________________________________ Найти: Р -?В F1 – ?В F2 – ? Решение: По условиям пункта 1а скрещивались шиншиловые кролики с гималайскими кроликами. И те и другие могут быть как гомозиготными, так и гетерозиготными. Однако потомство от их скрещивания получилось всё единообразным. Так как из признаков этих двух окрасок ни одна не доминирует над другой, а в сочетании они дают светло-серую окраску (генотип сchсh), ясно, что скрещивались гомозиготные особи сch сch и сhсh. РВ в™ЂВ сch сchВ хВ в™‚В сhсh GВ сchВ сhВ F1В сch сhВ В Ответ:В F1В РВ сch сhВ – светло-серые = 1; 100%. б)В РВ в™ЂВ сch сhВ хВ в™‚В сch сhВ В GВ сchВ сhВ сchВ сhВ В F2 в™‚В в™Ђ сch сh сch сch сch шиншиловая сch сh светло-серая сh сch сh светло-серая сh сh гималайская Ответ:В F2В Р шиншиловых = ј; 0,25; 25%; В Р светло-серых = ј; 0,50; 50%; В Р гималайскихВ = ј; 0,25; 25%. В 1:2:1 Дано: РВ в™ЂВ С_В хВ в™‚В сhс F1В n = 81, из нихВ С_ = 41,В сchс – = 19,В сс = 21,В или 2:1:1 __________________________________________________________ Найти:В F1В – ? % Решение.В Для решения задачи требуется подобрать скрещиваемых животных по генотипам. Кролики окраски дикого типа могут иметь 4 генотипа: СС, Ссch, Ссh и Сс, а гималайские – 2 генотипа – сhсh, сhс. В потомстве получилось три фенотипа в отношении: 2 дикого типа, 1 гималайский и 1 альбинос. Появление альбиносов в потомстве говорит о том, что у каждого из скрещиваемых кроликов было по одному гену альбинизма – с. Следовательно, генотипы скрещиваемых кроликов, былиВ Сс и сhс. Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Рассуждения и споры о том, на кого будет похож ребенок, возникают нередко еще до появления малыша на свет. Станет ли он копией папы, будут ли у него кудряшки, как у мамы, или он унаследует выдающийся дедов нос? После рождения младенца пристально рассматривают все родственники – есть ли у него фамильная ямочка на подбородке? А в кого ж такая большая голова? А родители нередко понимают, что у них во внешности намного больше общего, чем казалось раньше. И вообще сложно понять, в чью «породу» удался кроха.
MedAboutMe рассказывает, что чаще всего наследуется – от цвета глаз и оттенков кожи до склонности к заболеваниям. Итак, предлагаем проверить: в кого ваш ребенок, в маму или папу?
Опубликовано 11.09.2013 – 23:31 –
Задачи на наследование сцепленных генов в одной хромосоме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с поломЦель урока: формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практикеРассматриваются задачи на сцепленное наследование генов и сцепленное с полом наследование… |
Урок биологии. 9 класс.Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом
Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах…
Презентация “Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом
Презентация является дополнением к уроку…
Презентация к уроку “Определение пола. Наследование, сцепленное с полом”
Презентация к уроку биологии в 9 классе “Определение пола. Наследование, сцепленное с полом” представляет собой мультимедийный конспект урока. Включает все этапы: актуализацию знаний, анонс темы, цели…
методическая разработка урока по биологии на тему “Генетика пола и наследование,сцепленное с полом”
мультимедийный урок…
урок “Генетика пола и наследование,сцепленное с полом”
мультимедийный урок…
Конспект урока “Генетика пола и наследование, сцепленное с полом”
Конспект урока комбинированного типа для учащихся 11 класса содержит план урока, дополненный содержанием видов деятельности учителя и учащихся. Включает большое число разнообразных заданий на пр…
- Мне нравится
Задача 1. Мужчина-дальтоник женился на женщине – носительнице цветовой слепоты. Можно ли ожидать в этом браке здорового сына? Дочь с цветовой слепотой? Какова вероятность одного и другого события?
Решение: вспомним, что цветовую слепоту вызывает рецессивный ген, который принято обозначать латинской буквой d. Соответственно, доминантная аллель, определяющая нормальное различие цветов человеком – D. Таким образом, у женщин может быть три разных комбинации генов: XDXD – здоровые, XDXd – носительницы и XdXd – страдающие дальтонизмом.
У мужчин возможны два варианта: XDY – здоровые и XdY – больные.
Записываем генотипы родителей. Они нам известны из условия задачи.
Записываем гаметы, которые будут образовывать родительские формы: гетерозиготная по данному признаку женщина будет давать два типа гамет, мужские гаметы также будут двух типов.
Определяем генотипы детей.
Делаем вывод о том, что половина девочек может быть носительницами дальтонизма, а другая половина – больными. Половина сыновей от этого брака здоровые, вторая половина – страдающие цветовой слепотой.
Ответ: от этого брака можно ожидать здорового сына и дочь с цветовой слепотой. Вероятность одного и другого события – 25 %.
Задача 2. У родителей, имеющих нормальное зрение, две дочери с нормальным зрением, а сын – дальтоник. Каковы генотипы родителей?
Решение: родители имеют нормальное зрение, значит мы точно знаем генотип отца. У матери может быть два варианта генотипа – либо доминантная гомозигота, то есть здоровая, либо гетерозигота, то есть носительница. Но нам известно, что у этой пары родился сын – дальтоник. Который мог получить ген d только с икс хромосомой матери. Делаем вывод о том, что мать является носительницей гена дальтонизма.
Ответ: мать гетерозиготна по данному признаку, у отца в генотипе присутствует доминантная аллель гена.
Задача 3. У человека гемофилия детерминирована сцепленным с полом рецессивным геном h. Мать и отец здоровы. Их единственный ребёнок страдает гемофилией. Кто из родителей передал ребёнку ген гемофилии?
Решение: доминантная алель H определяет нормальную свёртываемость крови. Рецессивная – h – вызывает заболевание.
Эта задача аналогична предыдущей. Так как по условию родители ребёнка здоровы, значит икс хромосома отца будет содержать ген H. А в генотипе матери будет содержаться как доминантная аллель этого гена, так и рецессивная. Таким образом, все девочки этой семьи будут здоровыми. Больным может быть только мальчик, получивший половую хромосому с геном h от своей матери.
Ответ: ген гемофилии ребёнку передала мать.
Задача 4. Отец девушки страдает гемофилией, а мать имеет нормальную свёртываемость крови и происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их дочерях и сыновьях?
Решение: рассуждаем, какими могут быть генотипы девушки и юноши.
Молодой человек здоров, значит его генотип мы знаем однозначно. У девушки отец страдает гемофилией, значит от него она получила ген, вызывающий это заболевание. Мать девушки происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию, значит мы с большой долей вероятности можем утверждать, что от матери девушка получила ген H.
Записываем гаметы, которые образуют родительские формы и возможные генотипы детей.
Определяем их фенотипы. Как видим, все девочки здоровы, но половина из них будут носительницами. А родившиеся мальчики могут быть как здоровыми, так и больными с вероятностью 50 %.
Ответ: все дочери здоровы, но половина из них – носительницы гемофилии. Половина мальчиков больны, а половина – здоровы.
Задача 5. Какие дети могут родиться от брака гемофилика с женщиной, страдающей дальтонизмом, а в остальном имеющей благополучный генотип?
Записываем генотип женщины. Поскольку она страдает дальтонизмом, значит это рецессивная гомозигота по генам, определяющим цветовое зрение. В остальном -благополучный генотип – значит она доминантная гомозигота по генам, определяющим свёртываемость крови.
По условию задачи мужчина – гемофилик. В его икс хромосоме будет содержаться h. Допустим также, что он не страдает дальтонизмом, поскольку не указано обратное.
Записываем возможные генотипы детей и определяем их фенотипические признаки: девочки здоровы по зрению и по крови, но являются носительницами обоих заболеваний. Мальчики – здоровые по крови дальтоники.
Ответ: от этого брака могут родиться здоровые девочки – носительницы гемофилии и не страдающие гемофилией мальчики-дальтоники.
Задача 6. У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с X-хромосомой рецессивный признак. Альбинизм у человека обусловлен аутосомным рецессивным геном. У одной супружеской пары, нормальной по этим двум признакам, родился сын с обеими аномалиями. Определите генотип родителей и ребёнка.
Вводим буквенные обозначения генов.
Обозначим буквой a рецессивный ген альбинизма. A – наличие пигмента.
Записываем генотипы родителей. Нам известно, что они нормальные по обоим признакам, значит будут нести два доминантных гена. Для определения их аллелей обратимся к генотипу ребёнка. Поскольку он страдает обеими аномалиями, значит это рецессивная гомозигота по гену альбинизма, а в икс хромосоме содержится h. Возвращаемся к генотипам родителей. Гены альбинизма ребёнок получил от обоих, а икс хромосому с рецессивным геном гемофилии – от матери.
Ответ: мать ребёнка гетерозиготна по гену альбинизма и гетерозиготна по гену гемофилии, отец гетерозиготен по гену альбинизма и содержит доминантную аллель гена, отвечающего за свёртываемость крови.
Задача 7. Расстояние между генами гемофилии и дальтонизма – 9,8 морганид. Здоровая девушка, мать которой дальтоник, а отец-гемофилик, выходит замуж за здорового мужчину. Определите, какова вероятность (в процентах) появления в этой семье сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно.
Решение: определяем генотипы родителей. Будем внимательны при этом, так как правильная запись условия – это уже практически решённая задача. Итак, одну икс хромосому девушка получила от матери, другую – от отца. Вместе с хромосомой матери она получила ген дальтонизма, а с хромосомой отца – ген гемофилии. Ну а поскольку девушка здорова, значит вторые аллели этих генов будут доминантными. С девушкой разобрались, а с юношей всё просто – он здоров.
Записываем гаметы, которые дают родительские формы. Гены дальтонизма и гемофилии расположены в одной хромосоме. Поэтому дигетерозиготная родительская особь будет давать два типа некроссоверных гамет – XHd и XhD. По условию задачи гены гемофилии и дальтонизма расположены на расстоянии 9,8 морганид, значит между ними происходит кроссинговер с частотой 9,8 %. Таким образом, появляются кроссоверные гаметы XHD и Xhd. Их общее количество – 9,8 %, а каждой из них – 4,9 %.
Итак, в задаче спрашивается, какова вероятность появления в этой семье сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно. Поскольку гамет с обоими рецессивными генами – 4,9 %, значит и вероятность рождения сыновей с двумя заболеваниями – 4,9 %.
Ответ: вероятность появления в семье сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно – 4,9 %.
Первые признаки опухоли головного мозга легко спутать с симптомами других, менее опасных заболеваний. Поэтому и пропустить начало развития онкологии мозга очень легко. Рассказываем, как этого не допустить.
В России ежегодно выявляют около 34 000 случаев опухоли головного мозга. Как и прочие заболевания, оно молодеет. Дело в том, что первые признаки опухоли головного мозга напоминают усталость, депрессию и тревожные расстройства. А при жалобах на головную боль, бессонницу и потерю внимания обычно советуют взять отпуск, а не сделать МРТ, особенно в молодом возрасте. Именно поэтому так легко пропустить начало болезни.
Первые симптомы новообразований
Первые признаки болезни не дают чёткой картины — очень уж сильно они схожи с симптомами многих других заболеваний:
- тошнота. Она будет присутствовать независимо от того, когда вы последний раз принимали пищу. И, в отличие от отравления, самочувствие после рвоты не улучшится;
- сильная головная боль, усиливающаяся при движении и ослабевающая в вертикальном положении;
- судороги и эпилептические припадки;
- нарушение внимания и ослабление памяти.
О наличии опухоли говорит совокупность этих симптомов. Конечно, есть вероятность, что они появятся по другим причинам независимо друг от друга, но встречается такое достаточно редко.
Именно на этой стадии вылечить опухоль проще всего. Но, к сожалению, редко кто принимает подобные симптомы всерьёз.
Первые общемозговые симптомы опухоли
Когда наступает вторая стадия развития заболевания, возбуждаются мозговые оболочки и повышается внутричерепное давление. В результате наступают общемозговые изменения.
В это время лечение ещё успешно, но проходит дольше и сложнее. Симптомы второй стадии уже не так легко спутать с симптомами других болезней:
- теряется чувствительность на отдельных участках тела;
- случаются внезапные головокружения;
- ослабевают мышцы, чаще на одной стороне тела;
- наваливается сильная усталость и сонливость;
- двоится в глазах.
Вместе с тем, общее самочувствие портиться, продолжается утренняя тошнота. Всё это проявляется у больного независимо от того, в какой части мозга находится новообразование.
Однако, спутать симптомы всё-таки можно — они примерно такие же, как и при эпилепсии, нейропатии или гипотонии. Так что если вы обнаружили у себя эти симптомы, не спешите впадать в панику. Но к врачу обязательно сходите — неизвестность ещё никому не шла на пользу. Да и с такими симптомами не стоит шутить.
Очаговые признаки опухолей на ранних стадиях
Если общемозговые симптомы проявляются из-за поражения всего головного мозга и влияют на самочувствие всего организма, то очаговые зависят от участка поражения. Каждый отдел мозга отвечает за свои функции. В зависимости от местонахождения опухоли поражаются различные отделы. А значит и симптомы болезни могут быть разными:
- нарушение чувствительности и онемение отдельных участков тела;
- частичная или полная потерей слуха или зрения;
- ухудшение памяти, спутанность сознания;
- изменение интеллекта и самосознания;
- спутанность речи;
- нарушение гормонального фона;
- частая смена настроения;
- галлюцинации, раздражительность и агрессия.
Симптомы могут подказать, в какой части мозга располагается опухоль. Так, параличи и судороги характерны для поражения лобных долей, потеря зрения и галлюцинации — затылочных. Поражённый мозжечок приведёт к расстройству мелкой моторики и координации, а опухоль в височной доле приведёт к утрате слуха, потере памяти и эпилепсии.
Диагностика при подозрении на опухоль головного мозга
На наличие опухоли могут косвенно указывать даже общий или биохимический анализ крови. Однако, если есть подозрения на новообразование, назначают более точные анализы и исследования:
- электроэнцефалография покажет наличие опухолей и очагов судорожной активности коры мозга;
- МРТ головного мозга покажет очаги воспаления, состояние сосудов и самые мелкие структурные изменения головного мозга;
- КТ головного мозга, особенно с применением контрастной жидкости, поможет определить границы поражения;
- анализ ликвора — жидкости из желудочков мозга — покажет количество белка, состав клеток и кислотность;
- исследование спинномозговой жидкости на наличие раковых клеток;
- биопсия опухоли поможет понять, доброкачественное это или злокачественное новообразование.
Когда бить тревогу?
Так как первые признаки опухоли головного мозга могут встречаться даже для относительно здоровых людей, следует отнестись к ним разумно: не игнорировать, но и не паниковать раньше времени. К врачу следует обратиться в любом случае, но особенно важно это сделать, если у вас:
- есть все ранние симптомы новообразования (усталость, головная боль и т. д.);
- была черепно-мозговая травма или инсульт;
- отягощённая наследственность: некоторые родственники страдали от онкологических заболеваний.
В ходе осмотра, любой врач может направить вас к неврологу, заподозрив опухоль по косвенным признакам. Офтальмолог, проверяя внутричерепное давление, а эндокринолог — после анализа крови на гормоны. Внимательный врач обратит внимание даже на речь и координацию. Не игнорируйте такие советы: лучше посетить невролога и убедиться, что вы здоровы, чем пропустить развитие заболевания.
Похожие статьи
Комментарии–>