глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~25 мин.
Просмотров: 15

ОЩУЩЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ СЕНСОРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ДЕФЕКТАХ ЗРЕНИЯ

Дети с дефектом зрения имеют остроту зрения от 0 до 0,2 с коррекцией, т.е. в очках, на лучше видящем глазу. Обратите внимание на то, что для определения зрительных возможностей ребенка необходимо пользоваться сведениями об его остроте зрения в обычных очках (если возможна коррекция, т.е. исправление остроты зрения с их помощью), и на лучше видящем глазу, т.е. на том глазу, который имеет более высокую остроту зрения. Ниже представлены данные об остроте зрения незрячих (слепых) и слабовидящих, которые необходимо учитывать для более обоснованного решения многих вопросов воспитания, обучения и развития ребенка.

1.   Слепые (незрячие):   острота зрения от 0  до  0,04  с коррекцией на лучше видящем глазу;

1.1. Абсолютно (тотально) слепые: острота зрения от 0;

1.2.Частичнозрячие   (частично видящие)    или    парциально    слепые;

острота   зрения   от   светоощущения   до   0,04   с   коррекцией   на лучше видящем глазу.

2.  Слабовидящие:   острота  зрения  от   0,05   до   0,2   с   коррекцией  на лучше видящем глазу;

2.1.В этой группе особо выделяют подгруппу с глубоким слабовидением:

острота зрения от 0,05 до 0,08 с коррекцией на лучше видящем глазу.

Что видят дети с различной остротой зрения?

Частичнозрячие  дети с остротой, зрения 0,005-0,01 с коррекцией на лучше видящем глазу на близком расстоянии (0,5 1,5 м) различают контуры объектов. Это различение грубое, без выделения деталей. Но даже оно имеет значение в повседневной жизни ребенка для ориентировки в мире предметов, его окружающих.

Частичнозрячие  дети с остротой зрения от 0,02 до 0,04 с коррекцией на лучше видящем глазу, по выражению зарубежных тифлопедагогов, имеют «передвигательное зрение»: при передвижении в пространстве они различают на расстояния 3-4 метров форму предметов, их величину и цвет, если он яркий. В специально созданных условиях (дополнительное освещение, уменьшение расстояния до текста и пр.) частично зрячие, имеющие остроту зрения 0,02 на лучше видящем глазу, могут читать плоский шрифт, рассматривать цветные и однотонные иллюстрации. Дети с остротой зрения 0,03-0,04 стремятся широко использовать зрение для чтения и письма, чем могут спровоцировать зрительное утомление, отрицательно сказывающееся на состоянии их зрительных функций. Следует помнить, что от частично зрячих детей, несмотря на имеющееся у них остаточное зрение, основным источником познания является осязание. Его совместное использование с остаточным зрением весьма значительно расширяет и обогащает возможности чувственного познания мира частично зрячими детьми.

При остроте зрения от 0,05 до 0,08 с коррекцией на лучше видящем тазу (глубокое слабовидение) ребенок на расстоянии 4-5 метров различает движущиеся предметы, читает крупный плоский шрифт, различает плоские контурные изображения, цветные иллюстрации и контрастные изображения. У этих детей зрение остается ведущим в чувственном познании окружающего мира.

Острота зрения от 0,09 до 0,2 позволяет слабовидящему ребенку с помощью зрения изучать учебный материал в специально организованных условиях (при наличии специальных учебников и тетрадей, специального оборудования и пр.). Такие дети могут читать обычные книги, писать плоским шрифтом, ориентироваться в пространстве, на расстоянии наблюдал окружающие предметы, трудиться под систематическим контролем зрения. Только для чтения и письма, восприятия картин, схем и другой зрительной информации многим из них требуется больше времени и специально созданные условия.

Более 70% частично зрячих к 35% слабовидящих учащихся имеют нарушение цветового зрения. Его нарушения проявляются в виде цветослабости или цветослепоты. Цветослепота может быть полной (ахромазия), тогда ребенок видит весь мир как в черно-белом кино Цветослепота может быть избирательной, т.е. на один из каких-либо цветов. У частично зрячих и слабовидящих чаще всего нарушается ощущение красного и зеленого цветов. В первом случае красный, например, приравнивается ребенком к зеленому и определяется как «какой-то зеленый», светло-красный как «какой-то светло-серый» и даже «светло-зеленый». Ребенок с цветослепотой на зеленый определяет темно-зеленый как «какой-то темно-красный», светло-зеленый – «какой-то похожий на светло-красный» или «светло-серый».

В отдельных случаях нарушение цветового зрения ограничивается цветослабостью – ослаблением чувствительности к какому-либо цветовому тону. В данном случае хорошо различаются светлые и достаточно насыщенные, яркие цвета, плохо различаются – темные цвета или светлые, но слабонасыщенные, неяркие.

Очень часто у частично зрячих и слабовидящих цветослабость может быть сразу на несколько цветов: например, на красный и зеленый. Возможен вариант сочетания цветослепоты и цветослабости у одного и того же ребенка, например, у ребенка цветослепота на красный и цветослабость на зеленый, т.е. он не различает красных тонов и вместе с тем у него ослаблена чувствительность к зеленому цвету. У некоторых детей состояние цветового зрения на одном глазу отличается от состояния зрения на другом глазу.

Но даже среди детей с тяжелыми глазными заболеваниями лишь незначительное их число имеет полную цветослепоту, т.е. не различает цветов вообще. На уровне очень низкой остроты зрения (0,005 и ниже) у ребенка может сохраняться ощущение желтого и синего цветов. Надо научить его использовать это цветоощущение: например, синее пятно (клумба с цветами лаванды или васильков) – сигнал к тому, что именно здесь надо повернуть к корпусу, где находится спортивный зал; желтое пятно на пути его следования домой – это  остановка автобуса и пр. Практика обучения и воспитания детей с тяжелыми глазными заболеваниями показала, что способность различать цвета в определенных случаях может развиваться. Большую роль в этом играют специальные упражнения в цветоразличении, дидактические игры, связанные с различением основных цветов и их оттенков, выполнение красочных рисунков и пр.

Исследование светоощущения ребенка имеет огромное практическое значение. Оно отражает функциональное состояние зрительного анализатора, характеризует возможность ориентации в условиях пониженной освещенности, нарушение его является одним из ранних симптомов многих заболеваний. Лица, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету. Расстройство темновой адаптации приводящее к нарушению ориентации в условиях пониженного сумеречного освещения, называют гемералопией или «куриной слепотой». Различают гемералопию функциональную, развивающуюся в результате недостатка витамина А, и симптоматическую, связанную с поражением светочувствительного слоя сетчатой оболочки, что является одним из симптомов заболеваний сетчатки и зрительного нерва.

Значительное число частично зрячих и слабовидящих детей медленно привыкает, т.е. адаптируется, к изменениям освещенности. Им трудно дается адаптация к более низкой освещенности, например, при переходе из светлого класса в полутемный коридор. В этой ситуации они дольше, чем люди с нормальным зрением, остаются дезадаптиронными и из-за этого плохо различают очертания, контуры окружающих предметов. В этом случае специалисты говорят о нарушении темновой адаптации, которая дает нам возможность видеть при переходе в режим слабого освещения или темноты. Отдельные частично зрячие и слабовидящие испытывают более значительные трудности, чем нормально видящий, привыкания к более сильному освещению. Это дает основание считать, что у них нарушена световая адаптация, которая обеспечивает возможность зрительного восприятия в условиях высокой освещенности.                                            

Следует создать условия, не провоцирующие состояние световой или темновой дезадаптированности ребенка. Для этого не надо выключать общий свет даже тогда, когда он работает с настольной лампой; не следует допускать очень резких различий в освещенности помещений (например, светлая комната и темный коридор); необходимо иметь шторы (желательно зеленых тонов), а лучше жалюзи, чтобы уберечь ребенка от дезадаптации солнечным светом, бьющим в глаза, и солнечных бликов на его рабочем месте. Детей со светобоязнью не следует сажать у окна.

К  чему приводит нарушение  поля  зрения? В  первую  очередь к нарушению зрительного отраженна пространства: оно либо сужается, либо деформируется. При тяжелом нарушении поля зрения не может быть симультанного одномоментного зрительного восприятия пространства, видимого при нормальном зрении. Сначала ребенок рассматривает его по частям, а затем в результате контрольного общего обзора воссоединяет рассмотренное по частям в единое целое. Конечно, это значительно влияет на скорость и точность восприятия, особенно в дошкольном возрасте, пока ребенок ни приобретет зрительную сноровку, т.е. умение рационально использовать возможности своего нарушенного зрения.

Следует знать, что независимо от остроты зрения при сужении поля зрения до 5-10°, ребенок относится к категории слепых, а при сужении поля зрения до 30° – к категории слабовидящих.

Нарушения поля зрения различаются не только по величине, но и по месту их расположения в пространстве, ограниченном показателями нормального поля зрения. Чаще всего встречается следующие виды нарушений поля зрения:

концентрическое сужение поля зрения, идущее от периферии к центру по всем направлениям. При прогрессировании заболевания поле зрения может постепенно сужаться, образуя большую кольцевую скотому, и стать чрезмерно узким трубчатым, до 3-5° и менее). Этим детям рекомендуется предъявлять изображения небольшого углового размера (1-3°), чтобы локализовать их на центральной области поля зрения. Необходимо развивать у этих детей глазодвигательную функцию, учить их быстро прослеживать движения объектов, развивать ориентировочно-исследовательскую активность с опорой на движение глаз и головы. Но следует учитывать, что плохо скоординированные движения глаз и головы могут разрушать зрительный образ, разрывать, «кадрировать» восприятие, т.е. нарушать его временную симультанностъ (одномоментность восприятия).

–    выпадение отдельных участков внутри поля зрения (скотомы);

–    выпадение половины поля зрения по вертикали или  по горизонтали

Когда периферические и парацентральные (близко лежащие к центру сетчатки) зоны поля зрения остаются относительно сохранными, рекомендуются использовать изображения больших размеров (5-10°) с усиленным черно-белым контрастом. Использование хроматического материала в данном случае ограничено, т.к. цветоразличение является функцией центрального зрения. Время предъявления изображений должно быть существенно увеличено, т.к. временная разрешающая способность парацентральных и периферических зон значительно ниже, чем центральных. Крайним вариантом этого типа зрительного дефекта является наличие больших центральной и парацентралъной скотом при относительно сохранной периферии поля зрения. Этим детям рекомендуется предъявлять большие черно-белые изображения с угловыми размерами (5-10 °).

Причина нарушения бинокулярного зрения может состоять в том, что рефракция (способность глаза преломлять световые лучи) обоих глаз различна: при относительно четком изображении, получаемом благодаря одному глазу, изображение от другого глаза весьма размытое. В связи с этим хуже видящий глаз периодически выключается го зрительного акта. Если один глаз не используется достаточно долго, развивается амблиопия, т.е. снижение остроты зрения без видимой анатомической основы. В некоторых случаях амблиопия может быть даже врожденной. При этом она отмечается на обоих глазах. Она возникает при патологии зрительно-нервного аппарата органа зрения, вследствие различных внутриутробных патологических процессов, от которых порой может не остаться видимых следов. Также причиной амблиопии  может быта следующая ситуация, при гиперметропия (дальнозоркости) в процессе рассматривания близких предметов происходит неправильный перекрест зрительных осей, и поэтому все предметы ребенок видит двоящимися, из-за чего испытывает неприятные ощущения. Чтобы избежать диплопии (двоения), он будет использовать глаза поочередно или предпочтет один глаз, подавляя изображение от другого глаза. А это также ведет к развитию амблиопии.

Особо обращается внимание на детей с анормальным нистагмом (неконтролируемые движения глаз). У них, как правило, затруднены такие функция, как фиксация взгляда на объекте и прослеживание его движения.

image Порядка 40 млн слепых людей во всем мире нуждаются в технологиях, которые могут вернуть способность видеть. Однако до сих пор не существует доступного способа протезирования зрения

Мы привыкли ассоциировать зрение лишь с глазами. Однако помимо самих глазных яблок в процессе участвует зрительная кора головного мозга, которой мы фактически «видим», и нервные пути, которые соединяют глаза с мозгом. Практически на каждом этапе можно попытаться реализовать протезирование.

История создания зрительного протеза

Немецкий психолог Иоганн Пуркинье в 1823 году заинтересовался вопросами зрения и галлюцинаций, а также возможностью искусственной стимуляции зрительных образов. Принято считать, что именно он впервые описал зрительные вспышки — фосфены, которые он получил при проведении простого опыта c аккумулятором, пропуская через голову электрический ток и описывая свой визуальный опыт.

Спустя 130 лет, в 1956 году, австралийский ученый Дж. И. Тассикер запатентовал первый ретинальный имплант, который не давал какого-то полезного зрения, но показал, что можно искусственно вызывать зрительные сигналы.

Ретинальный имплант (имплант сетчатки) «вводит» визуальную информацию в сетчатку, электрически стимулируя выжившие нейроны сетчатки. Пока вызванные зрительные восприятия имели довольно низкое разрешение, но достаточное для распознавания простых объектов.

Но глазное протезирование долго тормозилось из-за технологических ограничений. Прошло очень много времени, прежде чем появились какие-то реальные разработки, которые смогли дать «полезное зрение», то есть зрение, которым человек мог бы воспользоваться. В 2019 году в мире насчитывалось около 50 активных проектов, фокусирующихся на протезировании зрения.

Первые ретинальные импланты

Пару лет назад на рынке было доступно три ретинальных импланта, которые прошли клинические испытания и были сертифицированы государственными регулирующими органами: европейским CE Mark и американским FDA.

  • Second Sight Medical Products, США
  • Pixium Vision, Франция
  • Retina Implant AG, Германия

image Так выглядели первые ретинальные импланты

Бионические импланты — это целая система внешних и внутренних устройств.

IRIS II (Pixium Vision) и Argus II (Second Sight) имели внешние устройства (очки с видеокамерой и блок обработки видеосигнала). Слепой человек смотрит при помощи камеры, с нее картинка направляется в процессор, где изображение обрабатывается и распадается на 60 пикселей (для системы Argus II). Затем сигнал направляется через трансмиттер на электродную решетку, вживленную на сетчатке, и электрическим током стимулируются оставшиеся живые клетки.

В немецком импланте Alfa АMS (Retina Implant) нет внешних устройств, и человек видит своим собственным глазом. Имплант на 1600 электродов вживляется под сетчатку. Свет через глаз попадает на светочувствительные элементы и происходит стимуляция током. Питается имплант от подкожного магнитного коннектора.

Субретинальный имплантат Alpha AMS компании Retina Implant AG

Все три ретинальных импланта больше не производятся, так как появилось новое поколение кортикальных протезов (для стимуляции коры головного мозга, а не сетчатки глаза). Однако хотя проектов по фундаментальным разработкам по улучшению ретинальных имплантов еще много, ни один из них не прошел клинические испытания:

  • Улучшенный имплант DRY AMD PRIMA компании Pixium с увеличением количества электродов для стимуляции большего количества клеток сетчатки проходит клинические испытания. Для участия в программе испытаний еще ищут пять кандидатов;
  • Retina Implant AG закрыли производство;
  • Second Sight проводят клинические испытания своего кортикального импланта, но в марте 2020 года компания уволила 80% сотрудников из эксплуатационно-производственного подразделения.

Тренды ретинальных имплантов: основные фундаментальные технологии

Ретинальные нанотрубки

Группа ученых из Китая (Shanghai Public Health Clinical Center) в 2018 году провела эксперимент на мышах, в ходе которого вместо не функционирующих фоторецепторов сетчатки предложила использовать нанотрубки. Преимущество этого проекта — маленький размер нанотрубок. Каждая из них может стимулировать только несколько клеток сетчатки.

Биопиксели

Группа ученых из Оксфорда стремится сделать протез максимально приближенным к естественной сетчатке. Биопиксели в проекте выполняют функцию, схожую с настоящими клетками. Они имеют оболочку из липидного слоя, в который встроены фоточувствительные белки. На них воздействуют кванты света и как в настоящих клетках изменяется электрический потенциал, возникает электрический сигнал.

Перовскитная искусственная сетчатка

Все предыдущие фундаментальные разработки направлены на стимулирование всех слоев живых клеток. При помощи технологии перовскитной искусственной сетчатки китайские ученые пытаются предоставить возможность не только получать световые ощущения, но и различать цвет за счет моделирования сигнала таким образом, чтобы он воспринимался мозгом как имеющий определенную цветность.

Фотогальваническая пленка Polyretina

В Polyretina используется маленькая пленка, покрытая слоем химического вещества, которое имеет свойство поглощать свет и конвертировать его в электрический сигнал. Пленка размещена на сферическом основании, чтобы можно было удобно разместить ее на глазном дне.

Фотогальванический имплант Polyretina

Субретинальное введение полупроводникового полимера

Итальянские ученые предлагают технологию введения полупроводникового полимерного раствора под сетчатку, при помощи которого свет фиксируется и трансформируется в электрические сигналы.

Российский опыт ретинального протезирования

В России в 2017 году при поддержке фондов «Со-единение» и «Искусство, Наука и Спорт» было приобретено и установлено два ретинальных импланта Argus II американской компании Second Sight. Это единственные операции по восстановлению зрения, которые были проведены в России за все время. Каждая операция вместе с реабилитацией стоила порядка 10 млн руб, а сама система имплантации для одного пациента — порядка $140 тыс. Все прошло успешно, и два полностью слепых жителя Челябинска — Григорий (не видел 20 лет) и Антонина (не видела 10 лет) — получили предметное зрение. Предметное зрение означает, что человек может видеть очертания предметов — дверь, окно, тарелку — без деталей. Читать и использовать смартфон они не могут. Оба пациента имели диагноз «пигментный ретинит» (куриная слепота).

На момент 2019 года в мире установлено около 350 имплантов, произведенных компанией Second Sight. Около 50 тысяч россиян нуждаются в подобном протезе сетчатки.

В России опытом в протезировании зрения может похвастаться лишь один проект — АНО Лаборатория «Сенсор-Тех».

«Трендом в фундаментальных разработках бионических протезов является стремление сделать их максимально безопасными, приближенными к биологическим тканям людей и с максимально возможным разрешением. Но настоящую революцию вызвали кортикальные импланты, и смысл в ретинальных имплантах пропал, так как они ставятся только при пигментном ретините и возрастной макулярной дегенерации при отсутствии ряда противопоказаний. Кортикальные же импланты значительно расширяют горизонт показаний и позволяют восстанавливать полезное зрение даже людям, вовсе лишенным глаз», — рассказал Андрей Демчинский, к.м.н., руководитель медицинских проектов АНО Лаборатория «Сенсор-Тех».

Кортикальные системы имплантации

Кортикальные протезы — это подгруппа визуальных нейропротезов, способных вызывать зрительные восприятия у слепых людей посредством прямой электрической стимуляции затылочной коры мозга, которая отвечает за распознавание изображений. Этот подход может быть единственным доступным лечением слепоты, вызванной глаукомой, терминальной стадией пигментного ретинита, атрофией зрительного нерва, травмой сетчатки, зрительных нервов и т.п. За последние пять лет ученые решили задачу создания такого внутрикортикального визуального нейропротеза, с помощью которого можно было бы восстановить ограниченное, но полезное зрение.

В 1968 году Г.С. Бридли и В.С. Левин провели первую операцию по установке кортикальных имплантов. Первый имплант состоял из шапочки с коннекторами (устанавливали на череп под кожу) и отдельной дуги с электродами (устанавливали под череп), которые стимулировали кору головного мозга. Эксперимент был проведен на двух добровольцах для оценки возможности получения полезного зрения. Позднее импланты были извлечены. Технология кортикальных имплантов была заморожена по причине провоцирования приступов эпилепсии при стимуляции большего количества клеток мозга.

Первый кортикальный имплант

Кортикальный имплант Orion

Спустя 45 лет американский лидер разработки ретинальных имплантов Second Sight создал кортикальную протезную систему ORION. В конце 2017 года Second Sight получили разрешение от Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) на проведение клинических испытаний. До апреля 2018 года было установлено шесть устройств. По результатам испытаний оказалось, что все пациенты ощущали зрительные стимулы, a у трех пациентов результаты были схожи с ретинальным имплантом Argus II и дали полезное предметное зрение. Клинические испытания будут проходить до июня 2023 года. Обязательным условием установки импланта является наличие у пациента зрительного опыта, то есть он может использоваться только для людей со сформированной зрительной корой, которые родились зрячими и потеряли зрение.

Система кортикальной имплантации Orion компании Second Sight

Кортикальный нейропротез CORTIVIS

Испанские ученые разработали кортикальный имплант под названием CORVITIS. Протез состоит из нескольких компонентов. Одна или две камеры обеспечивают получение изображения, которое затем обрабатывается биопроцессором, чтобы преобразовать визуальный образ в электрические сигналы. На втором этапе информация сводится в серию изображений и передается по радиочастотной связи на имплантированное устройство. Этот радиочастотный блок обеспечивает беспроводную передачу питания и данных во внутреннюю систему. Имплантированный электронный блок декодирует сигналы, определяет и контролирует форму напряжения и амплитуду формы волны, которая будет подаваться на соответствующие электроды. Клинические испытания на пяти пациентах завершатся в мае 2023 года.

Кортикальный имплант CORVITIS

Интракортикальный зрительный протез (WFMA)

Американские ученые разработали технологию многоканальной внутрикортикальной стимуляции с помощью беспроводных массивов металлических микроэлектродов и создали беспроводную плавающую микроэлектродную решетку (WFMA).

Система протеза состоит из группы миниатюрных беспроводных имплантируемых решеток-стимуляторов, которые могут передавать информацию об изображении, снятом на встроенную в очки видеокамеру, непосредственно в мозг человека. Каждая решетка получает питание и цифровые команды по беспроводной связи, так что никакие провода или разъемы не пересекают кожу головы. Посылая команды в WFMA, изображения с камеры передаются непосредственно в мозг, создавая грубое предметное визуальное восприятие изображения. Хотя восприятие не будет похоже на нормальное зрение, с его помощью человек может вести самостоятельную деятельность. Система ICVP получила одобрение FDA для проведения клинических испытаний.

Интракортикальный зрительный протез (WFMA)

Кортикальный протез NESTOR

Голландские ученые также разработали схожую технологию системы протезирования. Принцип функционирования протеза такой же, как в проектах выше. Камера отправляет сигнал на имплант, который состоит из тысяч электродов и смарт-чипа. С помощью процессора зрительное восприятие можно контролировать и регулировать.

«Хотя полное восстановление зрения пока кажется невозможным, кортикальные системы создают по-настоящему значимые визуальные восприятия, при помощи которых слепые люди могут распознавать, локализировать и брать предметы, а также ориентироваться в незнакомой среде. Результат — в существенном повышении уровня жизни слепых и слабовидящих. Такие вспомогательные устройства уже позволили тысячам глухих пациентов слышать звуки и приобретать языковые способности, и такая же надежда существует в области визуальной реабилитации», — обнадежил Андрей Демчинский.

Обновлено 14.08.2020

Занятие 6 (2/12)

Рассматриваемые вопросы:

  1. Изменение ощущений и восприятия в процессе старения.
  2. Особенности протекания психических процессов ощущения и восприятия у инвалидов.

Процесс старения затрагивает нервную систему человека. В первую очередь происходит снижение ее чувствительности, что обусловливает замедление реакции организма на внешние воздействия и изменения чувствительности разных органов чувств. Большинство людей в процессе старения вдруг обнаруживают, что им требуется существенно больше времени, чем раньше, для того чтобы получить ту или иную информацию

Сенсорная система — совокупность физиологических и психических механизмов, обеспечивающих получение чувственной информации об окружающих предметах и явлениях реальной действительности.

Изменение слуховой чувствительности.

Чаще всего результаты процесса старения обнаруживаются в изменении слуховой чувствительности человека. Имеющиеся экспериментальные данные свидетельствуют о том, что снижение слуха отчетливо отмечается у одной трети пожилых людей, и в первую очередь у мужчин. Обычно эти потери слуха бывают легкими или умеренными и подразумевают снижение способности человека различать на фоне шумов голоса или другие звуки.

Помимо этого, в процессе старения ухудшается слуховая чувствительность человека к высоким тонам, что непосредственно отражается на восприятии отдельных звуков речи. Например, таких, как «с», «ш», «ч» и «ф».

Для восстановления чувствительности слуха пожилые люди в возрасте поздней взрослости используют слуховые аппараты, которые иногда действительно помогают им справиться с возникшими проблемами. Однако чаще всего желаемый эффект не достигается, потому что аппарат усиливает звуки всего слухового диапазона частот, а значит, наряду с речевыми звуками все шумы. Это плохо помогает, когда нужно разобрать чьи-то слова в речевом потоке.

Некоторые пожилые люди, обладающие снижением слуховой чувствительности, могут выглядеть невнимательными или плохо соображающими, но на самом деле они просто не могут понять, что им говорят. Другие из-за того, что плохо слышат, становятся замкнутыми или подозрительными.

Нарушение зрения. У людей, достигших периода поздней взрослости, могут возникнуть разнообразные нарушения зрения. Например, снижение остроты зрения — им становится трудно различать мелкие детали, это успешно компенсируется с помощью очков, в том числе бифокальных и трифокальных. Часто может наблюдаться уменьшение способности фокусировать взгляд на предметах, что происходит, вероятно, из-за потери эластичности хрусталика. Кроме того, изменение структуры хрусталика может привести к его помутнению, а затем и к катаракте.

Вероятно, из-за сложности фокусировки людям, достигшим периода поздней взрослости трудно воспринимать резкие контрасты. В настоящее время отдельные проблемы со зрением могут быть решены медициной. Например, удаление катаракты стало обычной и широко распространенной операцией. Однако большинство проблем, связанных со старением, пока современной медицине неподвластно.

Еще одним признаком возрастного изменения зрения является то, что многим пожилым людям трудно игнорировать не относящиеся к делу раздражители. Например, с возрастом становится все труднее обнаружить конкретный дорожный знак среди множества других. Компенсацией данной проблемы является избыточность информации в виде повторяющихся несколько раз знаков. Стандартизация размещения и формата знаков также помогает пожилым людям обнаруживать нужные визуальные сигналы.

Динамика психофизических функции. Психофизические функции — взаимодействие физиологических и психических процессов, определяющее уровень чувствительности (пороги ощущений) сенсорной системы.

Изменение зрительной чувствительности у людей пожилого возраста в значительной степени связано с динамикой психофизических функций. У пожилых людей отмечается снижение цветовой чувствительности по всему спектру. Исключение составляет лишь желтый цвет, чувствительность к которому после 50-летнего возраста практически не изменяется.

В результате подобных изменений для нормального восприятия окружающих предметов людям пожилого возраста требуется более высокая (в два-три раза) освещенность воспринимаемых предметов.

Незначительно снижается различительная чувствительность лишь к горькому.

Ряд изменений вкусовой чувствительности в некоторых случаях обусловлен индивидуальными особенностями человека. Так, гипертоники хуже, чем другие пожилые люди, различают на вкус соленое. Скорее всего, это обусловлено приемом тех лекарств, которые необходимы при данном заболевании. Повышенное потребление соли в свою очередь могло внести вклад в развитие гипертонической болезни человека. В отдельных исследованиях было обнаружено, что старые люди очень часто испытывают некоторые сложности при определении вкуса отдельных компонентов в пище, что, вероятно, в большей степени связано с ослаблением обоняния, а не вкусовой чувствительности.

Обоняние же, по сравнению со вкусом, весьма существенно ухудшается в период достижения человеком возраста поздней взрослости.

Таким образом, в процессе старения большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается. Однако следует отметить, что хотя все рассмотренные нами здесь типы снижения сенсорной чувствительности широко распространены у пожилых людей, они затрагивают далеко не всех. Характер и степень ослабления сенсорных функций могут сильно различаться, что, прежде всего, связано с индивидуальными особенностями человека и той деятельностью он занимается.

Например, известно, что у лиц, на протяжении всей своей жизни занимавшихся музыкой, изменения слуховой чувствительности в значительной степени менее выражены, чем у подавляющего большинства других пожилых людей. Известно также, что с возрастом у пожилых людей ухудшаются двигательные реакции. Однако у людей, чья деятельность была непосредственно связана с движением или координацией движений, данные изменения проявляются в меньшей степени, а постоянное занятие физическими упражнениями позволяет сохранить силу мышц и в этот возрастной период.

Изменение психических процессов у инвалидов связано, прежде всего с причиной инвалидности и теми условиями, в которых инвалид находится, а также зависит от длительности течения процесса и перспектив разрешения проблемы, приведшей к инвалидности. Так как причин инвалидности множество и к инвалидам могут относится различные категории населения (пенсионеры, дети разных возрастов, молодые люди и т.д) мы остановимся только на некоторых примерах.

Ощущения слепых и слабовидящих.

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. В ощущениях отражаются объективные качества явлений (цвет, запах и т.д.), их интенсивность и продолжительность. Ощущения человека также взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности.

Нарушение или полная утрата функций зрительного анализатора разрушают частично или полностью сложившиеся межанализаторные связи. Нарушение взаимодействия между зрительными и другими анализаторами отражается на всей сенсорной организации человека, что может вызывать отклонения в сферах логического познания и практики.

Нарушения деятельности зрительного анализатора, по данным тифлопсихологии, приводят к перестройке у слепых взаимоотношений анализаторов, к образованию внутри или межанализаторных связей, относительному или полному доминированию иных, нежели у зрячих, анализаторных систем. В свою очередь относительное преобладание слуха или осязания над зрением приводят не только к перестройке межанализаторных связей, но и к образованию нового ядра сенсорной организации. В процессе деятельности у слепых складывается тактильно-кинестетически-слуховое ядро сенсорной организации в оптико-вестибюлярной установке происходит замена зрительного компонента двигательным.

Важно подчеркнуть, что для компенсации дефектов зрения большое значение имеет взаимодействие ощущений. В результате под влиянием одной анализаторной системы повышается чувствительность другой, наблюдается явление синестезии, когда ощущения одного вида переходили в ощущения другого вида.

В настоящее время экспериментально доказано, что утраченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов. Это касается, однако, лишь только слепых.

У слабовидящих основным видом ощущений остаётся зрение.

При глубоких нарушениях зрения имеют место положительные изменения слуховой чувствительности как следствие более активного участия слухового анализатора в деятельности инвалида.

Слух слепых развивается нормально. При его интенсивном применении в деятельности сенсибилизируется, что позволяет успешно овладевать знаниями и реализовывать их на практике.

Предметы и явления окружающего мира слепые также воспринимают благодаря кожным ощущениям. При восприятии окружающего мира у слепых резко повышается активность рук, в познавательной и трудовой деятельности, что даёт эффект сенсибилизации — повышение тактильной чувствительности. Наиболее отчётливо повышение кожной чувствительности проявляется на ладонной поверхности пальцев рук.

У слепых наблюдается повышенную способность дифференцировать термальные и болевые раздражители. Такие ощущения развиваются и совершенствуются у них в процессе деятельности: ориентация в окружающем пространстве, в быту, в познавательной деятельности.

У человека формируется двигательно-моторная координация. Это значит, что все его движения и действия протекают под зрительным контролем. Слепота же делает невозможным зрительный контроль.

У слепых это компенсируется тем, что в процессе деятельности работа зрительного анализатора становится настолько точной и дифференцированной, что может протекать без зрительного контроля.

Ограничения функций зрения ведут к увеличению удельного веса мышечно- суставного чувства в структуре чувственного отражения.

При выпадении функций зрительного анализатора получает компенсаторную функцию вибрационная чувствительность, которая проявляется в сфере пространственной ориентировки слепых. Они способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов предмета.

Исследования обонятельной и вкусовой чувствительности слепых показывают которое её повышение по сравнению с нормой. Вкус и обоняние слепых сенсибилизируются в процессе деятельности: при ориентировке в пространстве, в быту.

Важнейшей составной частью каждого акта восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).

Нарушения функций зрения приводят к сокращению и ослаблению или полному выпадению зрительных ощущений. Изменения в сфере ощущений должны отразиться на восприятии объектов и явлений окружающего мира.

В норме формируется зрительный тип восприятия. Доминирование зрения настолько прочно, что даже серьёзные нарушения его функций, какие встречаются у слабовидящих, не влекут за собой изменение типа восприятия.

Как и в норме, у них зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия.

Только при тотальной слепоте доминирующее положение занимает кожно- механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприятия. При слепоте и слабовидении наблюдается ослабление проявлений некоторых свойств восприятия. Избирательность восприятия ограничивается сужением круга интересов, снижением активности отражательной деятельности. Апперцепция проявляется слабее, чем в норме, в связи с недостаточным чувственным опытом; осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого; сокращается зона константного зрительного восприятия, нарушается его целостность».

В целом слепые и слабовидящие адекватно правильно отражают окружающий мир во всей его сложности. Зрительные и осязательные восприятия сходны не только по своим физиологическим механизмам. Бесспорно, глаз и рука способны самостоятельно и вполне адекватно отражать следующие категории признаков: форму, величину, направление, удаление, покой и движение. Человек только при помощи зрения различает цвет, а при помощи осязания (помимо перечисленных) — сдавливаемость, вес, тепло и холод. Можно говорить при этом, что движение глаз идентично движению ощупывающей руки.

В настоящее время в деятельности слепых и слабовидящих всё шире внедряются технические средства компенсации дефекта зрения (тифлоприборы). Их назначение — приблизить объём информации, получаемой при дефектах зрения, к объёму той информации, которую получает нормально видящий.

Таким образом, восприятие слепых, хотя и имеет специфические особенности, при своевременной и правильной коррекционной работе не создаёт каких-либо серьёзных трудностей в познавательной деятельности, а, следовательно, даёт возможность приложения способностей таких людей во многих отраслях трудовой деятельности.

Важно заметить, что, учитывая роль осязания в деятельности слепых, нужно считать нежелательными и в какой-то мере противопоказанными для них операции ручного труда, вредно действующие на осязание, ведущие к микротравмам, механически стирающие и огрубляющие кожу пальцев рук.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации