глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~25 мин.
Просмотров: 28

Нарушение зрительно-пространственного гнозиса и праксиса у детей с особенностями развития

. . .

Раздел 3. Основные нейропсихологические симптомы и синдромы.

3.1. Сенсорные и гностические зрительные расстройства.

При нейропсихологическом подходе к нарушению ВПФ, предложенном А. Р. Лурия, следует учитывать все симптомы, возникающие при поражении самых разных уровней анализаторных систем. Е. Д. Хомская выделяет два типа расстройств, возможных при изучении работы различных анализаторных систем: а) относительно-элементарные сенсорные расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений (светоощущения, цветоощущения, тон-шкала и пр.) и б) более сложные гностические расстройства, отражающие нарушения разных видов восприятия (восприятие формы, предмета, звуков речи и пр.). Первый тип расстройств возникает при повреждении анализаторных систем и первичных зон коры больших полушарий, второй — при поражении вторичных зон коры. Гностические расстройства, возникающие в этом случае, носят название “агнозия”. В зависимости от локализации поражения могут быть зрительные, слуховые, тактильные агнозии.

Психология bookap

Зрительные ощущения и восприятие связаны в первую очередь с функционированием зрительного анализатора. Затылочные отделы новой коры представляют собой корковый конец зрительного анализатора, поскольку здесь заканчиваются волокна, идущие от сетчатки глаза. Эти волокна сначала идут в составе зрительного нерва, частично перекрещиваются в хиазме, продолжая свой путь в зрительном тракте. Причем зрительный тракт правого полушария включает волокна, передающие возбуждение от левых половин зрительных полей и левого и правого глаза, зрительный тракт левого полушария, соответственно, — от правых половин полей зрения обоих глаз. Волокна зрительного тракта заканчиваются в наружном коленчатом теле, где начинается новый зрительный путь, который веером располагается внутри височной области — зрительное сияние (или пучок Грациоле) — и заканчивается в первичном поле затылочной коры. Зрительный нерв, зрительный тракт и зрительное сияние имеют соматотопическую организацию, в случае их поражения возникает выпадение определенных частей зрительного поля (гемеанопсии) или слепое пятно (скотома).

Первичные зоны затылочной коры расположены главным образом на медиальной поверхности мозга в виде треугольника, который направлен в глубь мозга, и занимают самую большую площадь по сравнению с другими первичными зонами. Они также имеют соматотопическую организацию, обладают модальной специфичностью и выполняют функцию приема и анализа зрительной информации, обеспечивая тем самым элементарные зрительные функции (остроту зрения и цветоощущение). Поражение первичных зон затылочной коры одного полушария не оказывает серьезного влияния на работу высших психических функций. Оно приводит лишь к частичным нарушениям полей зрения (гемеанопсиям или скотомам), которые затрудняют зрительное восприятие, но хорошо компенсируются как функциональной перестройкой сетчатки, так и движением глаз. Исключение составляет поражение первичных зон затылочной коры правого полушария (для правшей). В этом случае больной не замечает дефектов полей зрения и никак не компенсирует их движением глаз, относя недостатки зрения на счет предъявляемого материала (правосторонняя фиксированная гемеанопсия) /22, 41/. При менее грубых поражениях первичных зон затылочной коры возникает частичное выпадение зрительных функций в виде изменения цветоощущений и фотопсий (яркие вспышки, искры).

Вторичные отделы затылочной коры надстроены над первичными и значительно отличаются от последних как по строению, так и по выполняемым функциям. Они состоят из нейронов с короткими аксонами, которые не связаны непосредственно с волокнами, идущими от сетчатки, сохраняют модальную специфичность и осуществляют интегрирующую функцию, обеспечивая синтез зрительных раздражений в целостный зрительный образ.

Результаты клинических наблюдений показали, что при поражении вторичных зон затылочной коры нарушается интегральность восприятия целых зрительных комплексов, что приводит к возникновению феномена неузнавания реальных предметов и их изображений. Такое нарушение зрительного восприятия при поражении вторичных отделов затылочной коры представляет собой распад высшей организации зрительных процессов и называется “зрительная агнозия”. Этот термин был предложен З. Фрейдом (1891). Для всех форм зрительных агнозий характерна относительная сохранность элементарных зрительных функций (остроты зрения, цветоощущения, поля зрения), но при этом нарушен гностический уровень работы зрительной системы. Изучением зрительных агнозий успешно занимались О. Зангвилл, А. Р. Лурия, Г. Л. Тэйбер и др. Но их исследования посвящены в основном описанию симптоматики нарушений при поражении вторичных зон затылочной коры, механизмы же этих нарушений пока еще изучены недостаточно /41/. Поэтому существующая классификация зрительных агнозий основана на том, что именно не воспринимает больной. Большинство авторов выделяют следующие шесть форм нарушения зрительного гнозиса /22, 41/.

Предметная агнозия – возникает при поражении нижней части вторичных зон затылочной коры. При этом нарушении больной может описать все признаки предмета, но не понимает смысл изображения в целом, не узнает предмет. В такой грубой форме предметная агнозия наблюдается лишь при одновременном поражении нижних отделов вторичных зон височной области левого и правого полушарий. В этом случае больной ведет себя как слепой, хотя и видит предметы. Он постоянно ощупывает их и ориентируется на слух. При одностороннем поражении данная агнозия проявляется при распознавании в затрудненных условиях (контурное, перечеркнутое, наложенное изображение).

Лицевая агнозия (прозопагнозия) возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры правого полушария. Больные не могут различать человеческие лица или их фотографии. При грубой форме лицевой агнозии не узнают мужские и женские лица, детские и взрослые, лица своих родных и близких.

Буквенная агнозия возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры левого полушария, на границе затылочной и височной коры (у правшей). Больные правильно копируют буквы, но не могут их узнать и назвать, в результате распадается навык чтения (первичная алексия).

Оптико-пространственная агнозия характерна для поражения верхних отделов вторичных зон затылочной коры и сопровождается нарушением ориентировки в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов (нарушается лево-правая ориентировка, самостоятельность рисунка, поскольку рисует все отдельно, иногда возникают трудности чтения букв с признаками “лево — право”, например, “К” — “Я”). В грубых случаях нарушается ориентировка и в верхне-нижних координатах.

Симультанная агнозия характеризуется сужением объема зрительного восприятия, больной не может одновременно воспринимать два предмета, воспринимает только отдельные фрагменты изображения. Поэтому он не в состоянии поставить карандашом точку в центр круга, так как видит или круг, или карандаш.

Цветовая агнозия проявляется в том, что больные различают цвета, но не говорят, в какой цвет окрашены предметы. Они не могут назвать предметы определенного цвета, у них отсутствует обобщенное представление о цвете, и они затрудняются его классифицировать. Это связано с трудностями категоризации цветов, с образованием определенных цветовых групп.

Согласно теории системной динамической локализации высших психических функций, зрительное восприятие представляет собой сложную функциональную систему, включающую несколько компонентов, в организации которых принимают участие разные структуры мозга. Выделяют следующие уровни организации зрительных перцептивных процессов:

Психология bookap

– анализ зрительной информации — обеспечивается первичными отделами затылочной коры;

– синтез зрительной информации в целостный зрительный образ — осуществляется вторичными отделами затылочной коры. Вторичные зоны являются аппаратами, осуществляющими исполнительную часть перцепторной деятельности, поэтому их поражение затрудняет зрительный синтез, но не лишает перцепторную деятельность направленного и осмысленного характера. Больной старается разобраться в значении фрагментов зрительной информации и может компенсировать свой дефект с помощью рассуждений;

– зрительно-пространственная организация — выполняется задними третичными зонами мозга. Включение внезрительных компонентов (кожно-кинестетические ощущения, вестибулярный анализатор) обеспечивает пространственный анализ зрительной информации;

Психология bookap

– организация перцепторной деятельности — обеспечивается лобными отделами коры больших полушарий. При поражении лобных долей больные воспринимают и узнают простые изображения, буквы, читают слова и даже фразы, но страдает активная перцепторная деятельность. Больной заменяет адекватную оценку ситуации оценкой непосредственного впечатления.

Процесс зрительного восприятия является сложной функциональной системой, опирающейся на совместную работу целого комплекса корковых зон, каждая из которых вносит собственный вклад в построение активной перцепторной деятельности /22, 41/.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается диагностическое значение скотом и гемеанопсий?

Психология bookap

2. Перечислите элементарные функции зрения.

3. Как проявляется роль вторичных зон затылочной коры в анатомической организации мозга?

4. Особенности строения и функций вторичных зон затылочной коры.

Психология bookap

5. Что является общим для всех видов зрительных агнозий?

6. Особенности симультанной агнозии.

7. Симптомы зрительной предметной агнозии.

Психология bookap

8. Как проявляется латерализация функций на уровне вторичных зон затылочной коры?

9. Какой вклад вносят лобные отделы в организацию зрительного восприятия?

10. Какой квалификационный признак лежит в основе выделения агнозий?

Интеллектуальные способности пациентов, перенесших COVID-19 в легкой форме, стали предметом изучения ученых из Южной Америки. Участники исследования прошли шесть различных видов тестирований, направленных на оценку состояния их памяти, внимания и других умственных навыков. Результаты пяти тестов были идентичными среди тех, кто болел и кто не болел коронавирусной инфекцией. Однако шестое испытание показало, что после болезни четверть пациентов недотягивают до минимальных государственных нормативов по тесту Рея–Остеррица, оценивающему способность запоминать и воспроизводить абстрактные изображения. Таким образом исследователи установили, что у переболевших COVID-19 могут быть нарушения в восприятии пространства. Однако российские специалисты, опрошенные «Известиями», сомневаются в выводах коллег, так как в научной работе нет данных о когнитивных способностях участников до начала исследования.

Образ мысли

В нездоровом теле: назван топ-5 последствий COVID-19 Единственный способ избежать осложнений — вакцинация

Группа бразильских ученых провела исследование, целью которого было выяснить, как перенесенная коронавирусная инфекция влияет на функциональное состояние нервной системы. Для этого 49 добровольцам, переболевшим COVID-19 в легкой форме, было предложено пройти шесть видов психологических тестов, с помощью которых можно оценить их интеллектуальные способности. Результаты одного из них оказались неожиданными. 12 испытуемых не смогли успешно пройти тест комплексной фигуры Рея–Остеррица и получили оценку «плохо». Самые большие трудности у участников исследования вызвали задания, связанные с копированием абстрактного изображения и длительной зрительной памятью. Четверть испытуемых справились лишь с 10% заданий в тесте. «Мы представили предварительные доказательства нарушений пространственно-временного восприятия у пациентов, которые выздоровели после легкой формы COVID-19», — пишут ученые в статье, посвященной результатам эксперимента.

Потеря ориентира исследование пациента Фото: Global Look Press/Jens Büttner Засел в голове: новый коронавирус может вызвать опухоль мозга SARS-Cov-2 проникает в нервные клетки и запускает цепочку процессов, ведущих к их злокачественному перерождению

Как рассказал «Известиям» заведующий кафедрой общей психологии Московского института психоанализа Иван Хватов, тест комплексной фигуры Рея–Остеррица — это стандартная нейропсихологическая методика, которая используется для проверки сохранности восприятия, а также кратковременной и долговременной памяти. Она была разработана для диагностики психических нарушений в результате черепно-мозговых травм. С ее помощью выявляется связь между степенью повреждения структур мозга и психических функций. Преимущества метода в том, что для него разработаны конкретные нормативные показатели, которых в норме должен достичь пациент, и корреляция между типами ошибок и видами поражений мозга.

— Испытуемому показывают сложный составной рисунок. Затем просят его воспроизвести, потом еще раз просят воспроизвести через три минуты, а после этого нарисовать по памяти спустя 30–60 минут, — пояснил Иван Хватов.

В ходе эксперимента

В исследовании приняли участие 38 женщин и 11 мужчин, которые перенесли новую коронавирусную инфекцию с похожими на грипп симптомами, но не подвергались госпитализации. Их средний возраст составил 36 лет. Каждому участнику на выполнение всех тестов отводилось 40 минут. Также для эксперимента была подобрана контрольная группа людей, не заразившихся коронавирусной инфекцией, с идентичными биометрическими данными и уровнем образования. Результаты всех психологических тестов пациентов, перенесших COVID-19, сравнивались с результатами в контрольной группе.

Потеря ориентира Фото: TASS/Jörg Carstensen Корона в голове: SARS-CoV-2 способен вызывать некроз мозга Российские вирусологи подтвердили, что патоген может влиять на центральную нервную систему

12 (24%) участников тестирования, которые переболели коронавирусной инфекцией, не смогли набрать минимальное количество баллов в тесте комплексной фигуры Рея–Остеррица, соответствующее бразильским государственным нормативам. При этом в контрольной группе норматив не сдали только два (4%) человека. Сильное расхождение между теми, кто болел, и теми, кто не болел COVID-19, заметно также в среднем количестве баллов, набранных ими в ходе тестирования. Например, в контрольной группе средний балл за копирование изображения составил 34,4 против 29,22 у переболевших. Также значительная разница заметна в средних результатах заданий на моментальную и долговременную память.

По мнению авторов исследования, их работа доказывает нарушения пространственно-временного восприятия у людей, которые выздоровели после коронавирусной инфекции в легкой форме. Ученые уверены, что социобиологические и эмоциональные причины выявленных нарушений полностью исключены. Они могли быть вызваны только инфекцией SARS-CоV-2.

А как думали до коронавируса?

Второе счастье: психопатические черты помогают пережить пандемию Дерзким, наглым и безрассудным людям проще адаптироваться к коронакризису, выяснили ученые

Как и любая инфекция, SARS-CoV-2 влияет на головной мозг, формируя так называемый психоорганический синдром, пояснила «Известиям» директор Международного научно-образовательного центра нейропсихиатрии, доцент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии СамГМУ Дарья Смирнова. Данный синдром проявляется нарушениями памяти, затруднением понимания и колебаниями эмоций. Первым этапом развития психоорганического синдрома является астения. Она обратима и может пройти без специфического лечения. Однако при тяжелом поражении мозга может перейти в следующую стадию, которая уже является необратимой.

— Исследования показали, что новый вирус является нейротропным, влияет на мозг и на сосуды, питающие мозг, может вызывать нейровоспаление, микротромбозы, даже аутоиммунные реакции — когда возникают аутоантитела к клеткам нервной системы собственного организма, из-за чего мозг получает дополнительные повреждения, — отметила Дарья Смирнова.

Потеря ориентира Фото: Global Look Press/US Navy Без ума от короны: делирий от COVID может привести к эпидемии деменции Исследователи обеспокоены тем, что пандемия способна спровоцировать увеличение числа случаев слабоумия

По мнению специалиста, исследование бразильских ученых указывает именно на эти нарушения. Специфические изменения зрительно-пространственных функций могут указывать также на повреждения соответствующих зон коры головного мозга, что требует дальнейшего прицельного изучения.

98 человек — недостаточная выборка для исследования, позволяющего делать далеко идущие выводы, считает заведующий лабораторией анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Станислав Отставнов. Кроме того, тест комплексной фигуры Рея–Остеррица сам по себе достаточно сложный. Для полноценной оценки результатов эксперимента, по мнению эксперта, надо оценить динамику, а для этого необходимо знать результаты подобных тестов у участников эксперимента до болезни.

— Нам известно, что при COVID-19 может происходить поражение части нервной системы — черепных нервов, — сказал Станислав Отставнов. — Однако механизм развития при этом нарушения вкуса и обоняния до конца не изучен, хотя о существовании этих достаточно специфических симптомов мы знаем уже более года. В настоящий момент эти вопросы активно изучаются.

Потеря ориентира Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

По мнению специалиста, одним из наиболее надежных путей профилактики нервных нарушений можно назвать вакцинацию. Ведь помимо описанных в статье нарушений в постковидном букете, даже если человек молод и здоров, есть много неприятных факторов, которые ухудшают самочувствие, резюмировал ученый.

С тем, что работа бразильских исследователей не дает возможности сделать выводы о причинах низких результатов теста Рея–Остеррица у переболевших коронавирусной инфекцией, согласен и Иван Хватов. По его словам, чтобы выявить каузальные связи, необходимо знать о состоянии когнитивных функций у участников исследования до заражения COVID-19. Однако таких измерений в мире пока сделано не было.

Читайте также

Зрительно-пространственный гнозис и праксис – это, в общем-то, сформированность оптико-пространственных функций, которая максимально проявляется к концу дошкольного периода или в начальной школе. Сами по себе эти понятия нераздельно связаны между собой и говорят о том, что ребенок способен воспринимать и анализировать/синтезировать информацию об окружающем мире, видеть себя относительно предметов и явлений действительности, чувствовать свое тело, регулировать зрительно-моторную координацию и выполнять определенные действия по инструкции со стороны или по собственному программированию.

Гнозис – это узнавание предметов и явлений на основе когда-то усвоенной о них информации. Зрительно-пространственный гнозис говорит о том, как ребенок может узнавать предметы в окружающей обстановке на основе работы зрительного анализатора (цвет, форма, величина, расположение в пространстве, временные соотношения).

Праксис отвечает за действия, которые выполняются с опорой на имеющуюся информацию о том или ином объекте (субъекте), явлении. Ни одно действие нельзя совершить без контроля со стороны рецепторов, которые связаны с нашими сенсорными анализаторами. В данном случае при нарушении оптико-пространственного гнозиса (агнозия) праксис  тоже становится дефектным (апраксия). Ребенок не может подбирать готовые шаблоны, так как в его программе они не усваиваются или обрабатываются недостаточно по причине патологичной смысловой памяти и мышления, что может быть связано с повреждением определенных зон коры головного мозга (теменно-затылочная, височная и другие).

Содержание

Как проявляются нарушения развития оптико-пространственного гнозиса и праксиса, признаки

С раннего детства у ребенка формируется трехмерное ощущение этого мира, если так можно выразиться. Смысл в том, что в первые годы жизни он учится понимать реальную пространственную организацию мира через собственное тело и его локализацию в пространстве, постепенно соотнося внешний мир с внутренним планом и после усваивая уже более сложную систему пространства, которую, по сути, создал сам человек – это буквенно-символьная и вообще знаково-кодовая упорядоченность знаний о мире и его явлениях, что передается из поколения в поколение и облегчает жизнь в обществе.

Формированию всей этой трехмерной (трехэтапной) пространственной системы способствует активная деятельность малыша, которая затрагивает сенсорную составляющую (все чувственные анализаторы), в том числе зрительный, вестибулярный, слуховой и тактильный компоненты. Основной опорой при этом является собственное тело! Если ребенок не может переработать информацию, полученную от зрительных, слуховых и тактильных анализаторов, то пространственная ориентировка (гнозис) нарушается, вследствие чего и выполнение комплекса действий (праксис) становится проблемным.

В итоге, малыш не овладевает:

  • пространством собственного тела (не ориентируется, где право-лево, какая часть в каком месте расположена, где грани собственного тела, а где – окружающего мира, плохо дифференцирует позывы тела, такие как голод, выведение продуктов жизнедеятельности и т.д.);
  • окружающим пространством и расположением объектов в нем (расстояние до предмета, его цвет, величина, форма, положение верх/низ, право/лево);
  • вербализацией имеющейся информации;
  • пространством речи и языка (всеми его компонентами).

Это приводит к замедленным темпам развития, задержкам психического развития (ЗПР) и даже вторичному снижению интеллекта, на основе чего вполне может сформироваться умственная отсталость (УО).

Признаки нарушения оптико-пространственного гнозиса и праксиса в раннем дошкольном периоде

Если у ребенка есть темповая задержка развития или двигательные нарушения, то, скорее всего обнаружится и нарушение зрительно-пространственного гнозиса/праксиса. На что обратить внимания, по каким признакам можно заподозрить патологию?

В первую очередь вы увидите, что:

  • общие движения тела нестандартны – могут присутствовать раскоординированность, скованность, невозможность перейти к новому положению тела относительно выбранной опоры;
  • при расположении на спинке/животе малышу сложно хватать игрушки или интерес к ним почти отсутствует;
  • он не водит глазкам за предметом или водит с явным несоответствием движениям предмета;
  • при переходе в сидячее положение не понимает, как хвататься за пальчики взрослого, как зафиксировать свое тело — мышечный корсет плохо управляем;
  • ползание всегда идет с задержкой, при этом остается долго в неправильном виде, когда ручки-ножки чередуются неверно, опора на руки нарушена;
  • при вставании на ножки, в связи с дефектным восприятием «нижнего» направления пространства и ощущением тела относительно него, вы можете отметить, что ребенок часто падает, не понимает, как вставать, делает неправильную опору, не использует вспомогательные элементы для опоры;
  • далее страдает сцепка «глаз – рука», когда малыш плохо захватывает предметы, не может выполнить элементарных инструкций (положи в коробку, дай мне пирамидку).

Признаки нарушения оптико-пространственного гнозиса и праксиса после года

У детей с нарушениями оптико-пространственного гнозиса и праксиса страдает восприятие и узнавание цветов, формы, величины объектов. Они плохо соотносят элементы пространства, их пропорции, не планируют перспективу своих действий с ними. Часто отмечается явление пальцевой агнозии, когда малыш не ощущает свои пальцы и не различает их, соответственно движения рукой совершаются неадекватно (нарушения мелкой моторики). Это выражается в том, что ребенок не может показать части тела, определить элементы лица, собрать пирамидку, сложить пазл, собрать игрушки в коробку, резать ножницами, подниматься по ступенькам, забираться на горку, перешагивать препятствие – выполнять действия, которые требуют связки «глаз – рука» и хорошей координации.

От двигательной недостаточности и недоразвития предметных действий страдает игровая деятельность, являющаяся ведущей у детей до 10 лет. Отчего в школе пострадают и учебные навыки.

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса у детей

Нормотипичный ребенок выполнит все предложенные ниже задания, а дети с нарушениями зрительно-пространственного гнозиса и праксиса большую их часть не делают и даже не понимают сути, так как в первую очередь искажено восприятие схемы собственного тела.

  • Назвать контурное изображение предметов.
  • Подобрать пару предмету.
  • Назвать и дорисовать незавершенное контурное изображение.
  • Назвать перечеркнутое, зашумленное изображение или определить и назвать все объекты, заключенные в наложенные друг на друга контуры, раскрасить их по образцу (например, чтобы один предмет выступал над другим).
  • Определить, что художник нарисовал неправильно.
  • Распределить предложенные предметы по величине, форме, цвету.
  • Распределить предметы относительно цветового фона.
  • Сказать, на что похож предмет по форме (лимон – на овал, апельсин – на круг, часы – на квадрат).
  • Подобрать пару по цвету, форме, величине, расположению в пространстве (в, на, под).
  • Нахождение одинаковых предметов по форме, но разных по цвету и наоборот.
  • Определение правого и левого расположения предметов на картинке относительно друг друга.
  • Хождение пальчиком по лабиринтам.
  • Складывание картинки из палочек и спичек по шаблону (например, буквы, цифры, грибочка, геометрической фигуры).
  • Вычеркнуть из множества только определенный элемент (только кружочки, флажочки, букву «А» и т.д.).
  • Определение правой и левой руки, ноги, элементов лица.
  • Нахождение предметов с определенной стороны определенного цвета (слева – желтый шарик, справа – красный).
  • Определение положения предметов (сверху, снизу, впереди, сзади).
  • Построение симметричных узоров (мозаика, пазлы, кубики, конструктор).
  • Нахождение спрятанных букв и цифр.
  • Складывание разрезных картинок из 4-8 деталей и вообще конструирование целостного изображения из деталей по образцу.
  • Запоминание сочетания геометрических фигур в разной последовательности.
  • Проверка состояния ручной моторики («кулак – ребро – ладонь» каждой рукой по очереди, чередование «правый кулак – левая ладонь» и наоборот, переворачивание кистей рук вверх и вниз попеременно – правая тыльной стороной, левая – ладонью, «пальчики здороваются» — все пальчики по очереди смыкаются с большим и т.д.).

Несформированность пространственных представлений в школе

В школе подобные отклонения проявляются нарушениями письма и чтения. Дети путают буквы и цифры, пишут их в зеркальном отображении, теряют некоторые элементы данных знаков, заменяют схожими, теряют строку и вообще плохо ориентируются на листе бумаги. Их графо-моторная деятельность слишком дефектна, освоение пространства клетки/линейки в тетради и написание буквенно-символьных знаков в ее пределах вызывает самые серьезные сложности.

При сильном нарушении некоторые школьники совсем не узнают отдельные буквы в изоляции или слове/слоге. Им трудно соблюдать расположение предметов по порядку, заданную относительно друг друга величину, использовать словесные подсказки (верхний левый угол, по диагонали и т.д.), ориентироваться в большом пространстве (торговый центр, кинозал, столовая). Они хуже ищут нужное помещение (кабинет, спортивный зал, туалет), узнают знакомые предметы в незнакомом ракурсе (что необходимо для черчения, математики, геометрии, географии), соблюдают направление линий, штриховки, размерности, работают с объемными фигурами.

Программа формирования зрительно-пространственных представлений у детей до 7 лет

В принципе, отталкиваться можно от того списка, какой я привела выше. Все эти упражнения дают ребенку шанс максимально восполнить пробелы в пространственной ориентировке. В первую очередь учат детей чувствовать свое тело и лицо, узнавать и уметь показывать их элементы правой и левой рукой. Уже потом переходят к исправлению восприятия окружающих объектов, их расположения в пространстве и взаимоотношений относительно друг друга и человека. На базе этого ребенок учится постигать и буквенно-символьный (искусственно созданный) мир или квазипространство.

Интересные задания на развитие пространственных представлений, примеры

Учимся определять контуры знакомых предметов.

Ищем на зашумленных картинках предметы и показываем (обводим) их.

Определяем положение предметов относительно своего тела: положить куклу справа от себя, мишку – слева.

Пишем буквы и цифры справа/слева от вертикальной черты или какого-либо предмета.

Рисуем по речевой инструкции квадратик в центре листа, справа от него – треугольник, слева – круг, сверху – крестик, снизу – поставить точку (это пример, располагать можно как угодно).

В нижнем левом углу рисуем голубой квадрат, в верхнем левом – красный круг, в верхнем правом – зеленый треугольник, в нижнем правом – желтый ромб (тоже лишь пример).

Постепенно вводим понятие графических диктантов (они могут быть совсем легкими для начала, например, начертание геометрических фигур).

Дорисовываем изображениям недостающие части.

Важно! При простых упражнениях (например, рассмотрении сюжетной картинки) обратите внимание, нет ли искажения в векторе восприятия. Некоторые дети воспринимают информацию инверсивно, то есть наоборот: справа – налево и снизу – вверх.

Учимся определять, какой предмет выше/ниже.

Формируем понимание значений предлогов на уровне импрессии (понимания, внутреннего формирования высказывания). Рассматриваем картинки и проговариваем четко их описание. Предлоги должны быть прорисованы без двусмысленных посылов. Делайте упражнения на расстановку предметов с ориентировкой на предлоги. Сначала отрабатываем простые: в, на, под, над, из, за, около. Позже берем сложные предложные конструкции: из-за, из-под и другие.

Больше старайтесь обводить по пунктиру (предметы, цифры, буквы, узоры) – такие пособия стоят копейки и продаются на каждом углу.

При дифференциации предметов по форме, цвету, величине обязательно выделяйте их характерные признаки как можно четче и эмоциональнее.

Складывайте фигуры из палочек и спичек по образцу или памяти.

Реконструируйте буквы и цифры (добавить недостающий элемент). Пишите их в воздухе, на спине, лепите, вырезайте, ощупывайте (можно вырезать алфавит и цифры из плотной бархатной бумаги).

Учитесь отличать оптически сходные изображения букв, цифр, орнаментов и узоров.

Учитесь определять время на рисунке с часами, так как временные понятия у детей с особенностями тоже усваиваются с нарушениями.

Считается, что нарушения оптико-пространственного гнозиса и праксиса поддаются коррекции, если работа с ребенком ведется с раннего возраста в течение 3-4 лет. Данными вопросами занимаются нейропсихологи, дефектологи, психологи и даже логопеды. И мамы с папами – не исключение. Я всегда говорю, что основная база подкрепляется именно дома! Педагоги вас направляют, подсказывают, но большую часть отработки тех или иных навыков делают в домашних условиях. Успехов!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

image image

Пространственное восприятие

Когнитивная cпособность

  • Оцените своё пространственное восприятие и другие когнитивные способности.

  • Проанализируйте результаты посредством нашего нейрокогнитивного теста.

  • Зайдите и улучшите своё пространственное восприятие и другие когнитивные функции Попробуйте!

Что такое пространственное восприятие?

Пространственное восприятие – это способность человека осознавать отношения со своим окружением (экстероцептивные процессы) и с самим собой (интероцептивные процессы). Пространственное восприятие формируют два вида процессов: экстероцептивные – процессы, которые создают представление о нашем пространстве при помощи чувств, и интероцептивные – процессы, создающие представление о нашем теле, его позиции или направлении. Пространство – это то, что нас окружает: объекты, элементы, люди и т.д. Пространство также является частью нашего мышления, так как именно оттуда мы черпаем информацию для нашего жизненного опыта. Для того, чтобы получить полную информацию о характеристиках окружающего мира, человек использует две системы.

Когда мы говорим о пространственном восприятии, обычно под “пространством” мы подразумеваем всё, что нас окружает: предметы, объекты, люди и т.д. Однако пространство также является частью нашего мышления, поскольку мы храним в памяти полученный нами жизненный опыт.

Хорошее пространственное восприятие позволяет нам понять состояние окружающего нас мира и наше с ним взаимоотношение. К пространственному восприятию также относится понимание соотношения объектов при изменении их положения в пространстве. Кроме того, оно помогает нам представлять объекты в двух или трёх измерениях, что даёт возможность визуализировать их под различными углами зрения вне зависимости от перспективы, с которой мы смотрим.

  • Зрительная система: в сетчатке глаза находятся зрительные рецепторы, которые отвечают за информацию, получаемую от окружающей среды при помощи зрения.
  • Тактильно-кинестетическая система: находится вокруг тела человека и предоставляет информацию о положении различных частей тела, движении конечностей, а также характеристиках обнаруженных физических поверхностей, в том числе их скорости и неподвижности.

Самой важной характеристикой этой когнитивной способности является то, что с её помощью мы воспринимаем окружающий мир посредством размеров, форм, расстояний и т.д. Благодаря этому навыку мы можем воспроизвести предметы “в уме”, как в 2D, так и 3D, а также предвидеть изменения в окружающем нас пространстве.

image

Пространственное восприятие важно и необходимо нам с самого детства, мы постоянно используем эту когнитивную способность. Например, когда мы идём, одеваемся или даже когда рисуем. С другой стороны, пространственное восприятие постоянно помогает нам не натыкаться на окружающие предметы. Когда мы ведём машину, мы стараемся не пересекать разделительные полосы, а также не задевать колёсами тротуар при парковке. В эти моменты мы обращаем внимание на дистанцию, положение и размеры объектов по отношению к нам. Даже когда нам нужно добраться до места, в котором мы раньше не были, нам нужно сориентироваться, и для этого также необходим данный навык.

Когда мы тренируем пространственное восприятие, мы развиваем способность осознавать расположение окружающих нас объектов. Для этого очень важно понимать расположение объектов, понятия дистанции, скорости и местонахождения (наверху, внизу, сверху, снизу и т.д.).

Пространственное восприятие может быть нарушено при некоторых расстройствах развития, таких, как аутизм, синдром Аспергера, церебральный паралич и другие. Страдающие этими заболеваниями не могут правильно воспринимать стимулы окружающего пространства, объединять их в единое целое и интерпретировать.

Примеры пространственного восприятия

За развитие этой когнитивной способности отвечает левое полушарие. С помощью этого полушария мы выполняем математические и пространственные расчёты, которые непосредственно связаны с пространственным восприятием, пониманием пространства. Представьте, что если из-за травмы мозга будет повреждено левое полушарие, это может вызвать трудностости с ориентированием, распознаванием и толкованием, таким образом, пространственное восприятие будет нарушено.

Патологии и расстройства, связанные с нарушением пространственного восприятия

Таким образом, обладать хорошим пространственным восприятием означает иметь способность стоять, двигаться, ориентироваться, принимать различные решения, анализировать ситуации и события в нашем окружении, а также взаимоотношение с ним нашего тела.

Пример: вы решаете пойти в новое кафе в торговом центре. При входе разглядываете план и находите местоположение кафе. Для чтения карт и понимания знаков в двух измерениях нам необходимо пространственное восприятие.

Как измерить и оценить пространственное восприятие?

Пример: пространственное восприятие необходимо нам, чтобы положить на место коробки, книги, например, на полку или в кладовку. При этом мы перебираем в уме возможное расположение и выбираем оптимальный для себя вариант.

Пример: когда мы должны определить маршрут или направление движения, мы должны выбрать наиболее подходящую нам позицию. Для этого нам нужно сориентироваться одним из двух способов: либо с помощью декартовой системы координат, базирующейся на использовании сторон света (север, юг, восток и запад) либо используя точку отсчёта. Например, взять за точку отсчёта какой-то объект – дерево, дом или иной, для того, чтобы вернуться в нужное нам место.

  • Тест на Программирование VIPER-PLAN: необходимо как можно быстрее провести шар по лабиринту за минимальное количество шагов.
  • Тест на Концентрацию VISMEM-PLAN: на экране в случайном порядке будут появляться стимулы. Далее символы будут загораться по очереди в определённом порядке под звуковые сигналы. Необходимо наблюдать как за изображением, так и за звуком. Во время вашей очереди игры нужно будет воспроизвести последовательность.

Как реабилитировать или улучшить пространственное восприятие?

Все когнитивные способности, включая пространственное восприятие, можно улучшить с помощью тренировки. CogniFit (“КогниФит”) даёт возможность делать это профессионально.

Пластичность мозга лежит в основе реабилитации пространственного восприятия и других когнитивных способностей. CogniFit (“КогниФит”) предлагает батарею упражнений, созданных для реабилитации дефицита пространственного восприятия и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи укрепляются при использовании функций, которые от них зависят. Таким образом, при регулярной тренировке пространственного восприятия укрепляются нейронные связи задействованных при этом отделов мозга. Поэтому когда наши глаза передают пространственную информацию мозга и он начинает её обрабатывать, нейронные соединения становятся более быстрыми и эффективными, и наше пространственное восприятие улучшается.

CogniFit (“КогниФит”) состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это позволило создать персонализированную программу когнитивной стимуляции для каждого пользователя. Программа начинается с точной оценки пространственного восприятия и других основных когнитивных функций. По итогам тестирования программа когнитивной стимуляции CogniFit (“КогниФит”) автоматически предложит персональную когнитивную тренировку для улучшения пространственного восприятия и других когнитивных функций, которые, по результатам оценки, в этом нуждаются.

Чтобы улучшить пространственное восприятие, тренироваться нужно правильно и регулярно. CogniFit (“КогниФит”) предлагает инструменты оценки и реабилитации этой когнитивной функции. Для корректной стимуляции необходимо уделять 15 минут в день тренировке, два или три раза в неделю.

Программа когнитивной стимуляции CogniFit (“КогниФит”) доступна онлайн. Разнообразные интерактивные упражнения представлены в форме увлекательных умных игр, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit (“КогниФит”) представит подробный график прогресса когнитивного состояния.

Источники

Peretz C, AD Korczyn, E Shatil, V Aharonson, Birnboim S, N. Giladi – Basado en un Programa Informático, Entrenamiento Cognitivo Personalizado versus Juegos de Ordenador Clásicos: Un Estudio Aleatorizado, Doble Ciego, Prospectivo de la Estimulación Cognitiva – Neuroepidemiología 2011; 36:91-9.

Korczyn dC, Peretz C, Aharonson V, et al. – El programa informático de entrenamiento cognitivo CogniFit produce una mejora mayor en el rendimiento cognitivo que los clásicos juegos de ordenador: Estudio prospectivo, aleatorizado, doble ciego de intervención en los ancianos. Alzheimer y Demencia: El diario de la Asociación de Alzheimer de 2007, tres (3): S171

Shatil E, Korczyn dC, Peretzc C, et al. – Mejorar el rendimiento cognitivo en pacientes ancianos con entrenamiento cognitivo computarizado – El Alzheimer y a Demencia: El diario de la Asociación de Alzheimer de 2008, cuatro (4): T492.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации