глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~24 мин.
Просмотров: 14

129057 (Виды зрительных агнозий)

Агнозия, как заболевание

imageПод агнозией понимают нарушение какого-либо вида восприятия при относительно здоровых органах-анализаторах. Причиной возникновения любого вида агнозии является повреждение определенной зоны коры головного мозга. При этом пациент не страдает от заболевания глаз, у него нет снижения тактильной чувствительности, нет нарушений в структуре среднего и внутреннего уха.

Причины возникновения агнозии

Нарушение восприятия сигналов извне может развиваться на фоне таких патологических состояний:

  • инсульт головного мозга, затрагивающий многие области коры и подкорковых структур;
  • хроническая ишемия тканей головного мозга из-за атеросклероза сосудов, артериальной гипертензии, ведущая к развитию деменции;
  • доброкачественные и злокачественные не оперируемые опухоли;
  • последствия травм головы, включающие в себя не только ушиб, но и последующие гематомы, отек, уплотнения;
  • быстро прогрессирующая болезнь Паркинсона, Альцгеймера и другие заболевания ЦНС;
  • энцефалит любой этиологии.

Агнозия может развиваться в силу возрастных изменений в коре головного мозга, однако ведущей причиной старческой агнозии будет хроническое кислородное голодание тканей из-за нарушения морфологии и изменения функциональности сосудов.

Виды и симптомы агнозии

В зависимости от нарушения восприятия от конкретного анализатора различают зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную и вкусовую агнозию. При полном отсутствии правильного восприятия говорят о тотальной агнозии.Зрительная агнозия является следствием повреждения затылочной или затылочно-теменной доли коры головного мозга. Больной может видеть предметы, однако не узнает, не может их идентифицировать. Может возникать сложность с распознаванием лиц, в тяжелых случаях пациент не помнит и не узнает даже себя в зеркале. Нарушается способность различать цвета и оттенки. Иногда больной не способен представить и описать какой-либо предмет. Может наблюдаться либо неспособность фокусироваться на одном объекте или трудности с переключением между объектами. В последнем случае утрачивается или значительно усложняется способность к чтению ввиду сложности перехода от одного слова к другому.Разновидность зрительно агнозии является оптико-пространственная агнозия, при которой больной не может определить расстояние до предмета, особенно при оценке глубины. Этот вид нарушения восприятия ведет к потере способности ориентироваться на местности, находить дорогу домой, путь из комнаты в комнату. Часто встречается при старческой деменции и болезни Альцгеймера.Слуховая агнозия характеризуется отсутствием способности узнавать отдельные звуки, идентифицировать речь. Больной забывает даже родную речь, не способен общаться. Может сохраняться способность различать звуки, но теряется возможность различия эмоциональной окраски сказанного. Вся речь для пациента звучит в одной тональности, монотонно. Развивается слуховая агнозия при повреждении височной доли.Обонятельная и вкусовая агнозии характеризуются отсутствием возможности распознавать запахи и вкусы, или подменой, путаницей среди них.Сенситивная или тактильная агнозия – нарушение нейронного ответа на касания к предмету, определение его структуры, болевые ощущения, определение температуры объекта. По одной из классификаций к сенситивной агнозии относится и соматоагнозия – неспособность узнавания частей собственного тела, определения их количества. При подобном виде расстройства восприятия больной не способен определить правую или левую часть тела, иногда пациенту кажется, что его рука или нога принадлежит другому человеку. Бывают случаи, когда больной жалуется на увеличение количества ног, рук или пальцев.

Диагностика и лечение агнозии

Диагноз ставят с помощью неврологического осмотра пациента и результатов КТ и МРТ. Лечение консервативное, длительное. В некоторых случаях может потребоваться операция (опухоль, удаление тромбов). В схему лечения входят несколько групп препаратов – антиоксиданты, улучшающие мозговое кровообращение, обменные процессы в головном мозге, стабилизирующие когнитивные функции.При реабилитации агнозии широко применяется физиотерапия, трудотерапия, психотерапия.Документ 129057 (Виды зрительных агнозий), который располагается в категории “рефераты” в предмете “психология” израздела “Студенческие работы”. 129057 (Виды зрительных агнозий) – СтудИзба 2016-08-01 2016-08-01 TaskMen СтудИзба Описание файла Документ из архива “Виды зрительных агнозий”, который расположен в категории “рефераты”. Всё это находится в предмете “психология” из раздела “Студенческие работы”, которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе “рефераты, доклады и презентации”, в предмете “психология” в общих файлах. Онлайн просмотр документа “129057” Текст из документа “129057” Содержание Введение 1. Сенсорные и гностические зрительные расстройства. Зрительные агнозии 2. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. Тактильные агнозии Гностические кожно-кинестетические расстройства 3. Сенсорные и гностические слуховые расстройства. Слуховые агнозии Слуховой анализатор. Сенсорные слуховые расстройства Заключение Список литературы Введение Современный этап развития психологии характеризуется интенсивным внедрением психологических знаний в практику. Решение разных практических задач методами психологии имеет большое значение не только с точки зрения эффективности различных отраслей общественной практики – одним из важнейших результатов слияния науки и практики является развитие самой психологической науки. Практические задачи, выполняемые психологической наукой, в значительной степени стимулируют развитие психологической теории. Таким образом, связь психологической науки с практикой обогащает и науку, и практику, отвечая интересам общества в целом. Охрана здоровья людей является одной из важнейших областей общественной практики, требующей участия психологов, в том числе и специалистов в области нейропсихологии, что неоднократно обсуждалось в психологической литературе (А.Р. Лурия и др., 1978; М.М. Кабанов, Б.Д. Карвасарский, 1978; Б.Д. Карвасарский, 1996, 2000; В.Н. Краснов, 1998; Ю.Ф. Поляков, 1998 и др.). Помощь больному человеку – взрослому, ребенку – при самых различных заболеваниях мозга (сосудистых, травматических, опухолевых и др.) в современных медицинских учреждениях оказывают не только врачи, но и психологи. Тесную связь нейропсихологии с практикой здравоохранения можно проследить с самых первых шагов ее становления. Отечественная нейропсихология сформировалась как самостоятельная наука прежде всего под воздействием потребностей практики – необходимости диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления нарушенных психических функций. Уже первые нейропсихологические исследования, которые проводились в нашей стране Л.С. Выготским и А.Р. Лурия в конце 20-х – начале 30-х годов XX века (в клинике нервных болезней им.Г.И. Россолимо в Москве и в клиниках психоневрологического института. Особую область применения нейропсихологических методов составляет использование их в целях контроля за ходом лекарственной терапии больных, перенесших нейрохирургические операции (О.А. Кроткова, 1982; В.Л. Найдин и др., 1982; Э.Ю. Костерина и др., 1996, 1997 и др.), а также оценки успешности того или иного хирургического приема или типа операции (Л.И. Московичюте и др., 1982а, б). В этих случаях по динамике изменения (восстановления или регресса) высших психических функций можно судить об эффективности того или иного лечебного мероприятия. 1. Сенсорные и гностические зрительные расстройства. Зрительные агнозии Мы переходим к той части раздела, которая посвящена нейропсихологическому анализу сенсорных и гностических расстройств, возникающих при поражении разных уровней основных анализаторных систем. Во всех главах этого раздела мы кратко остановимся на основных принципах строения каждого анализатора и рассмотрим вклад каждого из уровней той или другой анализаторной системы в мозговую организацию высших психических функций. Анализаторные системы человека – сложные многоуровневые образования, направленные на анализ сигналов определенной модальности. Можно выделить несколько общих принципов строения всех анализаторных систем: а) принцип параллельной многоканальной переработки информации, в соответствии с которым информация о разных параметрах сигнала одновременно передается по различным каналам анализаторной системы; б) принцип анализа информации с помощью нейронов-детекторов, направленного на выделение как относительно элементарных, так и сложных, комплексных характеристик сигнала, что обеспечивается разными рецептивными полями; в) принцип последовательного усложнения переработки информации от уровня к уровню, в соответствии с которым каждый из них осуществляет свои собственные анализаторные функции; г) принцип топического (“точка в точку”) представительства периферических рецепторов в первичном поле анализаторной системы; Так, при совмещении 3, 4, 5 контуров (проба Поппельрейтера) здоровый человек видит контуры всех объектов; у больных эта задача вызывает большие трудности: они не могут выделить отдельные контуры и видят просто путаницу линий. При предметной агнозии трудности опознания формы объектов являются первичными, и в наиболее “чистом” виде они проявляются при опознании именно контуров объектов; в то же время копирование рисунков у них может быть сохранным. У больных с предметной агнозией (как и с другими формами нарушений зрительного гнозиса) грубо изменяются временные характеристики зрительного восприятия. Тахистоскопическими исследованиями установлено, что у таких больных резко увеличиваются пороги узнаваемости. – image Рис.22. Копирование рисунков больным с предметной зрительной агнозией (“ассоциативной” агнозией). Правильно копируя рисунки, больной не может их узнать (по А. Рибенсу и Д. Бенсону) Рис.23. Рисунки больных о оптико-пространственной агнозией: А – рисунки куба больными с поражением правой затылочно-теменной области мозга; Б – рисунки больных с поражением левой теменной области мозга (по Т.Ш. Гагошидзе, 1984) Не знают, как расположить руку по отношению к своему телу; у них отсутствует та непосредственная легкость восприятия пространственных отношений, которая присуща здоровым людям, и это затрудняет копирование поз по зрительному образцу (выполняемых одной или двумя руками). С этим связаны различные трудности в бытовых двигательных актах, в которых требуется пространственная ориентация движений. Эти больные плохо выполняют движения, требующие элементарной зрительно-пространственной ориентировки, например не могут постелить покрывало на постель, надеть пиджак, брюки и т.п. Подобные нарушения получили название “апраксии одевания”. Сочетания зрительно-пространственных и двигательно-пространственных расстройств называют “апрактоагнозией”. Рис.24. Копирование рисунков больным с поражением задних отделов правого полушария, имеющим одностороннюю оптико-пространственную агнозию. Больной игнорирует левую сторону рисунков (по С. Спрингеру и Г. Дейчу). Оптико-пространственные нарушения влияют иногда и на навык чтения. В этих случаях возникают трудности прочтения таких букв, которые имеют “лево-правые” признаки, Больные не могут различить правильно и неверно написанные буквы (например: и др.), и это задание может быть одним из тестов на определение зрительной ориентировки в пространственных признаках объектов. В подобных случаях нарушения опознания букв с зеркальными пространственными признаками, как правило, отражают общий дефект пространственной ориентировки в объектах. Особой формой зрительных агностических расстройств является буквенная агнозия. В чистом виде буквенная агнозия проявляется в том, что больные, совершенно правильно копируя буквы, не могут их назвать. У них распадается навык чтения (первичная алексия). Рис.25. Движения глаз при нарушениях зрительного восприятия: А – траектория движений глаз при рассматривании лица девочки: а – здоровый испытуемый, б – больной с менингеомой фалькс-тенториального угла слева, снижена частота движений глаз, в – больной с менингеомой мозжечкового намета супратенториального расположения слева, зацикливание” взора на отдельных деталях изображения; Б – движения глаз при чтении текста: а – текст, предъявлявшийся для чтения, разделенный на два столбца, б – траектория движений глаз здорового человека, в – больного с поражением теменно-затылочно-височных отделов правого полушария, г – больного с поражением задне-теменно-затылочных отделов левого полушария, д – больного с двухсторонним поражением заднелобных областей мозга, больше слева (по Т.В. Тимофеевой и А.Д. Владимирову). Таким образом, нейропсихологические данные подтверждают общую концепцию о том, что зрительная система организована как многоканальный аппарат, одновременно перерабатывающий разнообразную зрительную информацию, различные “блоки” (каналы) которого могут поражаться изолированно при сохранной работе других “блоков” (каналов). Вследствие этого возможно появление нарушений восприятия только предметов, или лиц, или цветов, или букв, или пространственно-ориентированных объектов. Феноменология нарушений зрительного восприятия при локальных поражениях мозга дает важные сведения для понимания общих принципов строения и функционирования зрительной системы. 2. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. Тактильные агнозии Кожно-кинестетический анализатор. Сенсорные кожно-кинестетические расстройства Кожно-кинестетическая, или общая, чувствительность занимает особое место среди разных видов чувствительности. Она, по-видимому, биологически более значима, чем специальные виды чувствительности: зрение, слух, обоняние, вкус. Отсутствие специальных видов чувствительности совместимо с жизнью, отсутствие же общей, кожно-кинестетической чувствительности – нет. Если представить существо, лишенное способности воспринимать окружающий мир через кожную и кинестетическую рецепции, то такое существо просто не смогло бы остаться в живых, не имея возможности уберечься от вредных, опасных для жизни воздействий, о которых сигнализируют болевые ощущения. Кроме того, у такого существа резко разладились бы движения, так как кинестетическая чувствительность является основой движений всех видов. Кожно-кинестетическая чувствительность филогенетически является самой древней – это комплексное понятие, объединяющее несколько видов чувствительности. В целом эти виды чувствительности можно разделить на две категории: а) связанные с рецепторами, содержащимися в коже; б) связанные с рецепторами, находящимися в мышцах, суставах и сухожилиях. Известно, что и в коже, и в мышцах, и в сухожилиях, и в суставах человека сосредоточено огромное количество рецепторов. Виды кожной рецепции разнообразны. Можно выделить по крайней мере четыре самостоятельных вида рецепции. Рис.26. Схема строения кожно-кинестетического анализатора. Представлены эфферентные нейроны с длинным аксоном: 1 – окончания чувствительных нервных волокон в коже и в мышцах; 2 – чувствительные периферические нейроны межпозвоночных узлов; 3 – переключательные ядра в продолговатом мозгу; 4 – переключательные (реле) ядра в зрительном бугре; 5 – кожно-кинестетическая зона коры; 6 – двигательная зона коры; 7 – путь от двигательной зоны коры к двигательным “центрам” головного и спинного мозга (пирамидный путь); 8 – эффекторный нейрон спинного мозга; 9 – двигательные нервные окончания в скелетных мышцах {по Г.И. Полякову, 1965) А также ощущений давления. Возникает потеря дискриминационной чувствительности и ощущений позы в противоположной части тела; реже – частичные изолированные нарушения в разных участках тела (своего рода “чувствительные скотомы”). Все описанные выше нарушения составляют класс относительно элементарных сенсорных расстройств в работе кожно-кинестетического анализатора. Гностические кожно-кинестетические расстройства Более сложные гностические расстройства, характеризующиеся сложной нейропсихологической симптоматикой, связаны с поражением вторичных (1, 2, и частично 5, 7 (верхняя теменная область)) и третичных (39 и 40) полей теменной коры (нижняя теменная область). Теменная область коры больших полушарий занимает огромную площадь. Функции этой зоны мозга разнообразны и изучены еще далеко не полностью. Анализ нейропсихологических симптомов и синдромов, возникающих при поражении различных отделов теменной коры, может дать о них важные сведения. Вторичные соматосенсорные поля расположены сзади от постцентральной извилины; электрическое раздражение того или другого участка тела не вызывает в них четкого соматотопического ответа. Поражение вторичных полей коры теменной области мозга сопровождается нарушениями высших тактильных функций, или тактильными агнозиями. Этим термином в нейропсихологии обозначаются нарушения узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности, т.е. сенсорной основы тактильного восприятия. История изучения тактильных агнозий начинается с 1884 года, когда впервые было описано неузнавание предметов на ощупь. С тех пор к этой теме обращались многие авторы: Е. Бай (Е. Bay, 1944, 1957), И. Ажуриагерра, Г. Экаен (A. Ajuriaguerra, H. Hecaen, 1960), Г. Тойбер (Я. L. Teuber, 1960, 1965), А.Р. Лурия (1962), И.М. Тонконогий (1973) и др. В клинической литературе описаны два основных синдрома поражения теменной области мозга: нижнетеменной и верхнетеменной. Поделитесь ссылкой:Свежие статьи Может ли стать фриланс хорошим вариантом заработка в интернете для студента? Как подготовиться к защите диплома в 2021 году Что делать, если проспал, а до выхода 10 минут Последствия сессии: какие бывают и что с ними делать? Популярно сейчас -65% Решение всех 30 билетов к экзамену 2021-2022г (Теория + Задач) Физика FREE 60 билетов + 30 решенных задач + теория Теоретическая механика РЕШЕННЫЙ ПОЛНОСТЬЮ ЭКЗАМЕН ПО ТеорМеху зимы 2019/2020 Теоретическая механика FREE Решение ВСЕХ задач по термеху Теоретическая механика FREE Вся теория для 1 курса в ворде !! Математический анализ FREE Экзаменационные билеты Начертательная геометрия Выберите переписку {file_name} –> Прямые личные сообщения больше недоступны. Для связи с администрацией пишите в чат поддержки.

I

Агнозия (греч. отрицательная приставка a- + gnōsis познание)

нарушение процессов узнавания и понимания значения предметов, явлений и раздражений, поступающих как извне, так и из собственного тела при сохранности сознания и функций органов чувств. В отличие от элементарных нарушений ощущений и восприятий А. является расстройством высшей нервной деятельности, при котором страдают высшие гностические (познавательные) механизмы интегрального воспроизведении целостных образов. Различают вкусовую (нарушение узнавания веществ по их вкусу), зрительную, обонятельную (нарушение узнавания предмета и вещества по запаху), сенситивную и слуховую формы А. Специфический характер А. зависит от локализации поражения в соответствующих отделах коры головного мозга. Зрительная А. возникает при поражении задних теменных и передних затылочных отделов коры; слуховая — при поражении височной доли; сенситивная — при поражении преимущественно височной области. Некоторые А., особенно анозогнозия, могут свидетельствовать о локализации процесса в правом полушарии мозга. У детей А. наблюдается при детском церебральном параличе и корковых поражениях различной этиологии.

Зрительная (оптическая) А. — неузнавание предметов и их изображений при зрительном восприятии. При этой форме А. больной видит предметы и изображения, но не узнает их, например принимает телефон с вращающимся диском за часы, при задании нарисовать какой-либо предмет может изобразить лишь отдельные его детали, но не может срисовать и дорисовать все изображение. Выраженность зрительной А. зависит от распространенности патологического процесса; при ограниченных поражениях наблюдаются стертые формы, которые проявляются в усложненных условиях: при дефиците времени или при предъявлении изображений в «зашумленных» условиях, например когда контурные фигуры перечеркнуты ломаными линиями и т.п. Видами зрительной А. являются апперцептивная А. (невозможность узнавания предметов и изображений при сохранности восприятия отдельных их признаков — больной может назвать цвет, форму, размер предмета, но не может узнать сам предмет); ассоциативная А. (больной воспринимает все зрительное изображение в целом, но не может узнать его); зрительно-пространственная А. (невозможность оценить пространственные соотношения при зрительном восприятии или воспроизведении изображений, конструкций); прозопагнозия, или А. на лица (неузнавание знакомых лиц и их фотографий); симультанная А. (нарушение одновременного синтетического восприятия отдельных изображений, составляющих единый сюжет); цветовая А. (невозможность узнать цвета, назвать их, выбрать из набора разноцветных предметов предметы указанного цвета).

Сенситивная А. — невозможность узнавания предметов по тактильным, болевым, температурным, проприоцептивным раздражениям или их сочетаниям. К сенситивной А. относятся соматоагнозия, пространственная А., гемисоматоагнозия, анозогнозия, пальцевая и тактильная А., а также астереогноз. Соматоагнозия — невозможность адекватного восприятия своего тела и его частый (нарушения схемы тела). Отдельные части тела (голова, рука или нога) могут восприниматься непропорционально большими или маленькими, или вообще может отсутствовать ощущение частей тела (аутотопагнозия). Пространственная А. — игнорирование одной (обычно левой) стороны тела и левой стороны пространства. Гемисоматоагнозия — признание своей только одной половины тела. Анозогнозия — неосознание своего дефекта, например парализованной конечности. Пальцевая А. — неспособность узнать, показать и назвать свои пальцы, пошевелить названным пальцем. Тактильная А. — невозможность различить предметы (бумагу, стекло, кожу и т.п.) при прикосновении. Астереогноз — неузнавание предметов на ощупь при возможности описать их отдельные признаки.

Слуховая (акустическая) А. — нарушение способности различать звуки речи (фонемы) и понимать обращенную к больному речь (см. Афазия).

При подозрении на А. показано полное неврологическое обследование больного и исключение патологии органов чувств. При диагностике зрительной А. используют наборы предметов и картинок (цветных, однотонных, контурных, с недорисованными изображениями), а также перечеркнутые и «зашумленные» фигуры, изображения букв и цифр, близких по начертанию, рисунки с наложенными друг на друга контурами различных предметов, сюжетные картинки, фотографии знакомых лиц. Больному предлагают различные задания (нарисовать, а также воспроизвести рисунки). При диагностике слуховой А. применяют специальные задания на дифференциацию знакомых звуков и близких по звучанию фонем, восприятие и воспроизведение ритмических звуковых структур, обращают внимание на понимание речи (Речь). Выявление разных форм А. имеет важное топико-диагностическое значение.

Библиогр.: Бебенкова С.В. Клинические синдромы поражения правого полушария мозга при остром инсульте, М., 1971; Бадалян Л.О. Детская неврология, М., 1984; Лурия А.Р. Основы нейропсихологии, М., 1973; Хомская Е.Д. Нейропсихология, М., 1987.

II

Агнозия (agnosia; А- + греч. gnōsis познавание)

нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга.

Агнозия акустическая (a. acustica) — см. Агнозия слуховая.

Агнозия апперцептивная (а. apperceptiva; син. Лиссауэра апперцептивная агнозия) — зрительная А., характеризующаяся невозможностью узнавания целостных предметов или их изображений при сохранении восприятия лишь отдельных их признаков.

Агнозия апперцептивная Лиссауэра — см. Агнозия апперцептивная.

Агнозия ассоциативная (a. associativa) — зрительная А., характеризующаяся нарушением способности узнавать и называть целостные предметы и их изображения при сохранении их отчетливого восприятия.

Агнозия болевая (a. dolorosa) — А., проявляющаяся расстройством восприятия болевых раздражений, например восприятием укола как прикосновения.

Агнозия вкусовая (a. gustatoria) — А., проявляющаяся расстройством узнавания веществ по их вкусовым качествам.

Агнозия зрительная (a. visualis; син.: А. оптическая, слепота душевна») — А., характеризующаяся расстройством узнавания предметов и явлений при сохранении их зрительного восприятия.

Агнозия на лица (prosopagnosia; син. прозопагнозия) — зрительная А., проявляющаяся неузнаванием хорошо знакомых лиц.

Агнозия обонятельная (a. olfactoria) — А., проявляющаяся расстройством узнавания предметов или веществ по их запаху.

Агнозия оптическая (a. optica) — см. Агнозия зрительная.

Агнозия пальцевая (a. digitorum) — изолированное нарушение узнавания, выбора и дифференцированного показа пальцев рук, как собственных, так и пальцев других людей; составная часть синдрома угловой извилины.

Агнозия пространственная (a. spatialis) — зрительная А., характеризующаяся нарушением способности ориентироваться в пространстве или оценивать пространственные соотношения.

Агнозия симультанная (a. simultanea; франц. simultané одновременный, лат. simul вместе, одновременно) — зрительная А., при которой сохранено узнавание отдельных объектов, но отсутствует способность воспринимать группу объектов (изображений) как целое или ситуацию в целом.

Агнозия слуховая (a. auditiva; син.: А. акустическая, глухота душевная) — А., проявляющаяся неспособностью различать звуки речи (фонемы) и узнавать предметы по характерным для них звукам.

Агнозия тактильная (a. tactilis) — А., проявляющаяся неспособностью определять на ощупь характер поверхности предметов.

Медицинская энциклопедия

Сенсорные и гностические зрительные расстройства

При нейропсихологическом подходе к нарушению ВПФ, предложенном А. Р. Лурия, следует учитывать все симптомы, возникающие при поражении самых разных уровней анализаторных систем.

Е. Д. Хомская выделяет два типа расстройств, возможных при изучении работы различных анализаторных систем:

а) Относительно-элементарные сенсорные расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений (светоощущения, цветоощущения, тон-шкала и пр.) и

б) Более сложные гностические расстройства, отражающие нарушения разных видов восприятия (восприятие формы, предмета, звуков речи и пр.).

Первый тип расстройств возникает при повреждении анализаторных систем и первичных зон коры больших полушарий, второй – при поражении вторичных зон коры.

Гностические расстройства, возникающие в этом случае, носят название “агнозия“.

Агнозия (от др. -греч. ἀ- — отрицат. частица + γνῶσις — знание) — нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного), при котором теряется возможность узнавать и определять информацию, при сохранении чувствительности и сознания.

В зависимости от локализации поражения могут быть зрительные, слуховые, тактильные агнозии.

Зрительные ощущения и восприятие связаны в первую очередь с функционированием зрительного анализатора.

Зрительный анализатор

image

Затылочные отделы новой коры представляют собой корковый конец зрительного анализатора, поскольку здесь заканчиваются волокна, идущие от сетчатки глаза.

Эти волокна сначала идут в составе зрительного нерва, частично перекрещиваются в хиазме, продолжая свой путь в зрительном тракте.

Причем зрительный тракт правого полушария включает волокна, передающие возбуждение от левых половин зрительных полей и левого и правого глаза, зрительный тракт левого полушария, соответственно, – от правых половин полей зрения обоих глаз.

Волокна зрительного тракта заканчиваются в наружном коленчатом теле, где начинается новый зрительный путь, который веером располагается внутри височной области – зрительное сияние (или пучок Грациоле) – и заканчивается в первичном поле затылочной коры.

image

Зрительный нерв, зрительный тракт и зрительное сияние имеют соматотопическую организацию, в случае их поражения возникает выпадение определенных частей зрительного поля (гемеанопсии) или слепое пятно (скотома).

Первичные зоны затылочной коры расположены главным образом на медиальной поверхности мозга в виде треугольника, который направлен в глубь мозга, и занимают самую большую площадь по сравнению с другими первичными зонами.

Они также имеют соматотопическую организацию, обладают модальной специфичностью и выполняют функцию приема и анализа зрительной информации, обеспечивая тем самым элементарные зрительные функции (остроту зрения и цветоощущение).

Поражение первичных зон затылочной коры одного полушария не оказывает серьезного влияния на работу высших психических функций. Оно приводит лишь к частичным нарушениям полей зрения (гемеанопсиям или скотомам), которые затрудняют зрительное восприятие, но хорошо компенсируются как функциональной перестройкой сетчатки, так и движением глаз.

Исключение составляет поражение первичных зон затылочной коры правого полушария (для правшей).

В этом случае больной не замечает дефектов полей зрения и никак не компенсирует их движением глаз, относя недостатки зрения на счет предъявляемого материала (правосторонняя фиксированная гемеанопсия).

При менее грубых поражениях первичных зон затылочной коры возникает частичное выпадение зрительных функций в виде изменения цветоощущений и фотопсий (яркие вспышки, искры).

Вторичные отделы затылочной коры надстроены над первичными и значительно отличаются от последних как по строению, так и по выполняемым функциям. Они состоят из нейронов с короткими аксонами, которые не связаны непосредственно с волокнами, идущими от сетчатки, сохраняют модальную специфичность и осуществляют интегрирующую функцию, обеспечивая синтез зрительных раздражений в целостный зрительный образ.

Результаты клинических наблюдений показали, что при поражении вторичных зон затылочной коры нарушается интегральность восприятия целых зрительных комплексов, что приводит к возникновению феномена неузнавания реальных предметов и их изображений.

Такое нарушение зрительного восприятия при поражении вторичных отделов затылочной коры представляет собой распад высшей организации зрительных процессов и называется “зрительная агнозия“.

Этот термин был предложен З. Фрейдом (1891).

Для всех форм зрительных агнозий характерна относительная сохранность элементарных зрительных функций (остроты зрения, цветоощущения, поля зрения), но при этом нарушен гностический уровень работы зрительной системы.

Изучением зрительных агнозий успешно занимались О. Зангвилл, А. Р. Лурия, Г. Л. Тэйбер и др. Но их исследования посвящены в основном описанию симптоматики нарушений при поражении вторичных зон затылочной коры, механизмы же этих нарушений пока еще изучены недостаточно.

Поэтому существующая классификация зрительных агнозий основана на том, что именно не воспринимает больной.

Формы нарушения зрительного гнозиса

Большинство авторов выделяют следующие шесть форм нарушения зрительного гнозиса.

1. Предметная агнозия – возникает при поражении нижней части вторичных зон затылочной коры.

При этом нарушении больной может описать все признаки предмета, но не понимает смысл изображения в целом, не узнает предмет.

В такой грубой форме предметная агнозия наблюдается лишь при одновременном поражении нижних отделов вторичных зон височной области левого и правого полушарий.

В этом случае больной ведет себя как слепой, хотя и видит предметы. Он постоянно ощупывает их и ориентируется на слух.

При одностороннем поражении данная агнозия проявляется при распознавании в затрудненных условиях (контурное, перечеркнутое, наложенное изображение).

2. Лицевая агнозия (прозопагнозия) возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры правого полушария.

Больные не могут различать человеческие лица или их фотографии. При грубой форме лицевой агнозии не узнают мужские и женские лица, детские и взрослые, лица своих родных и близких.

3. Буквенная агнозия возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры левого полушария, на границе затылочной и височной коры (у правшей).

Больные правильно копируют буквы, но не могут их узнать и назвать, в результате распадается навык чтения (первичная алексия).

4. Оптико-пространственная агнозия характерна для поражения верхних отделов вторичных зон затылочной коры и сопровождается нарушением ориентировки в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов (нарушается лево-правая ориентировка, самостоятельность рисунка, поскольку рисует все отдельно, иногда возникают трудности чтения букв с признаками “лево – право”, например, “К” – “Я”). В грубых случаях нарушается ориентировка и в верхне-нижних координатах.

5. Симультанная агнозия характеризуется сужением объема зрительного восприятия, больной не может одновременно воспринимать два предмета, воспринимает только отдельные фрагменты изображения. Поэтому он не в состоянии поставить карандашом точку в центр круга, так как видит или круг, или карандаш.

6. Цветовая агнозия проявляется в том, что больные различают цвета, но не говорят, в какой цвет окрашены предметы.

Они не могут назвать предметы определенного цвета, у них отсутствует обобщенное представление о цвете, и они затрудняются его классифицировать. Это связано с трудностями категоризации цветов, с образованием определенных цветовых групп.

Уровни организации зрительных перцептивных процессов

Согласно теории системной динамической локализации высших психических функций, зрительное восприятие представляет собой сложную функциональную систему, включающую несколько компонентов, в организации которых принимают участие разные структуры мозга.

Выделяют следующие уровни организации зрительных перцептивных процессов:

– анализ зрительной информации – обеспечивается первичными отделами затылочной коры;

– синтез зрительной информации в целостный зрительный образ – осуществляется вторичными отделами затылочной коры. Вторичные зоны являются аппаратами, осуществляющими исполнительную часть перцепторной деятельности, поэтому их поражение затрудняет зрительный синтез, но не лишает перцепторную деятельность направленного и осмысленного характера. Больной старается разобраться в значении фрагментов зрительной информации и может компенсировать свой дефект с помощью рассуждений;

– зрительно-пространственная организация – выполняется задними третичными зонами мозга. Включение внезрительных компонентов (кожно-кинестетические ощущения, вестибулярный анализатор) обеспечивает пространственный анализ зрительной информации;

– организация перцепторной деятельности – обеспечивается лобными отделами коры больших полушарий. При поражении лобных долей больные воспринимают и узнают простые изображения, буквы, читают слова и даже фразы, но страдает активная перцепторная деятельность. Больной заменяет адекватную оценку ситуации оценкой непосредственного впечатления.

Процесс зрительного восприятия является сложной функциональной системой, опирающейся на совместную работу целого комплекса корковых зон, каждая из которых вносит собственный вклад в построение активной перцепторной деятельности.

Контрольные вопросы по теме “Нарушение зрительного восприятия”:

1. В чем заключается диагностическое значение скотом и гемеанопсий?

Ответ: Поражение первичных зон затылочной коры одного полушария не оказывает серьезного влияния на работу высших психических функций. Оно приводит лишь к частичным нарушениям полей зрения (гемеанопсиям или скотомам), которые затрудняют зрительное восприятие, но хорошо компенсируются как функциональной перестройкой сетчатки, так и движением глаз.

2. Перечислите элементарные функции зрения.

Ответ: Острота зрения, цветоощущение, поле зрения.

3. Как проявляется роль вторичных зон затылочной коры в анатомической организации мозга?

Ответ: Синтез зрительной информации в целостный зрительный образ – осуществляется вторичными отделами затылочной коры. Вторичные зоны являются аппаратами, осуществляющими исполнительную часть перцепторной деятельности, поэтому их поражение затрудняет зрительный синтез, но не лишает перцепторную деятельность направленного и осмысленного характера. 

4. Особенности строения и функций вторичных зон затылочной коры.

Ответ: Вторичные отделы затылочной коры надстроены над первичными и значительно отличаются от последних как по строению, так и по выполняемым функциям. Они состоят из нейронов с короткими аксонами, которые не связаны непосредственно с волокнами, идущими от сетчатки, сохраняют модальную специфичность и осуществляют интегрирующую функцию, обеспечивая синтез зрительных раздражений в целостный зрительный образ.

5. Что является общим для всех видов зрительных агнозий?

Ответ: Для всех форм зрительных агнозий характерна относительная сохранность элементарных зрительных функций (остроты зрения, цветоощущения, поля зрения), но при этом нарушен гностический уровень работы зрительной системы.

6. Особенности симультанной агнозии.

Ответ: Симультанная агнозия характеризуется сужением объема зрительного восприятия, больной не может одновременно воспринимать два предмета, воспринимает только отдельные фрагменты изображения. Поэтому он не в состоянии поставить карандашом точку в центр круга, так как видит или круг, или карандаш.

7. Симптомы зрительной предметной агнозии.

Ответ: Зрительная предметная агнозия – возникает при поражении нижней части вторичных зон затылочной коры. При этом нарушении больной может описать все признаки предмета, но не понимает смысл изображения в целом, не узнает предмет. В такой грубой форме предметная агнозия наблюдается лишь при одновременном поражении нижних отделов вторичных зон височной области левого и правого полушарий. В этом случае больной ведет себя как слепой, хотя и  видит предметы. Он постоянно ощупывает их и ориентируется на слух. При одностороннем поражении данная агнозия проявляется при распознавании в затрудненных условиях (контурное, перечеркнутое, наложенное изображение).

8. Как проявляется латерализация функций на уровне вторичных зон затылочной коры?

Ответ: Затылочные отделы новой коры представляют собой корковый конец зрительного анализатора, поскольку здесь заканчиваются волокна, идущие от сетчатки глаза. Эти волокна сначала идут в составе зрительного нерва, частично перекрещиваются в хиазме, продолжая свой путь в зрительном тракте. Причем зрительный тракт правого полушария включает волокна, передающие возбуждение от левых половин зрительных полей и левого и правого глаза, зрительный тракт левого полушария, соответственно, – от правых половин полей зрения обоих глаз.

9. Какой вклад вносят лобные отделы в организацию зрительного восприятия?

Ответ: организация перцепторной деятельности – обеспечивается лобными отделами коры больших полушарий. При поражении лобных долей больные воспринимают и узнают простые изображения, буквы, читают слова и даже фразы, но страдает активная перцепторная деятельность. Больной заменяет адекватную оценку ситуации оценкой непосредственного впечатления.

10. Какой квалификационный признак лежит в основе выделения агнозий?

Ответ: Существующая классификация зрительных агнозий основана на том, что именно не воспринимает больной.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации