глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 1

§ 3. Зрительный гнозис

image

Мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от зрительных, слуховых, вестибулярных и тактильных рецепторов. Собирая и анализируя наиболее значимую информацию, нейроны головного мозга вырабатывают соответствующую ответную реакцию.

– закрывает уши от громких звуков;

– отдергивает руку от прикосновений;

Родителям необходима обязательная консультация нейропсихолога, специалиста по сенсорной интеграции и полное нейропсихологическое обследование.

У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств.

Что оказывает серьезное влияние на обучение, физическое и эмоциональное развитие, также как впрочем, и на поведение. Как раз этот нарушенный процесс и есть неврологическая дисфункция называемая дисфункцией сенсорной интеграции или нарушение процесса сенсорной обработки.

Важно разделять симптомы дисфункции сенсорной интеграции на категории, согласно нашим чувствам (слух, зрение, осязание, обоняние, проприоцепция, вкус, координация).

СИМПТОМЫ ДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Признаки ТАКТИЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Гиперчувствительность:

Отказ от игр, где можно испачкаться, отказ от навязчивых и легких прикосновений, поцелуев, отказ от грубой одежды, отказ от принятия ванны, душа или похода на пляж, отказ от игры с пластилином, тестом, песком;

Недостаточная чувствительность:

Гиперчувствительность:

Избегает детских площадок, качелей, каруселей на детских площадках, боится высоты, не нравится находиться вверх тормашками, боится упасть, не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения.

Недостаточная чувствительность:

Постоянно находится в движении, носится или кружится, кажется, что ни минуты не может посидеть на месте, ищет постоянного «возбуждения», качает ногами когда сидит, любит когда его подбрасывают, кажется, что он никогда не испытывает головокружения, полон энергии.

Признаки ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Признаки СЛУХОВОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Гиперчувствительность:

Закрывает уши руками на громкие, резкие звуки, которые у других не вызывают реакции. (Шум воды унитаза, фена, пылесоса, непереносимость шумных мест.)

Низкая чувствительность:

Плохо откликается на речь, любит слишком громкую музыку или сам создает шум, не понимает, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивает.

В программу коррекции Дисфукции сенсорных систем могут войти следующие программы:

image

Нейропсихологические программы коррекции для дошкольников с интеграцией более 10 видов БОС, образовательными VR симуляторами (как часть программы коррекции РАС, ЗПР, алалии, решения проблем гиперактивности, СДВГ, поведенческих нарушений)

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных действий.

Подробнее

Нейропсихологические программы коррекции для школьников (школьная “неуспешность”, дискалькулия, дисграфия, дислексия, дизорфография)

В основе нашей методики лежат данные современных нейронаучных исследований, проведенных знаменитыми университетами: Harvard, Stanford и John Hopkins University.

Подробнее

Нейропсихологическая коррекция с расширенной программой мозжечков стимуляции (как часть программы коррекции моторных и поведенческих нарушений, агенезии мозолистого тела, ММД, левшества, алалии, ЗПР)

Мозжечковая стимуляция – ещё одна программа нейропсихологической коррекции в НейроЛогопедическом центре “Выше радуги” .

Подробнее

Нейропсихологическая коррекция с включением более 10 различных программ сенсорной интеграции и антигравитации (как часть программы коррекции РАС, ЗПР, алалии, сенсорной дисфункции, органического поражения мозга, левшества, СДВГ, высокой утомляемости, поведенческих нарушений)

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни.

Подробнее

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой ритмотерапии и РКМ (развитие когнитивной мультизадачности) как часть программы коррекции дискалькулии, дисграфии, дислексии, дизорфографии, школьной “неуспешности”, дизритмии

Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, и прописывается специалистом индивидуально для каждого на основе нейропсихологической диагностики.

Подробнее

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной стимуляции (как часть программы коррекции сенсорной дисфункции, алалии, ЗПР, ММД, органического поражения мозга, тиков, логоневрозов, запинок в речи)

Сенсорная комната или, как ее еще называют, комната психологической разгрузки и релаксации, во всем мире используется для лечения многих неврологических и психологических нарушений.

Подробнее

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой БОС видеобиоуправлением Тимокко (как часть программы коррекции ЗПР, ММД, СДВГ, гиперактивности, проблем самоконтроля и волевой сферы, поведенческих нарушений, алалии)

Timocco направлена на развитие моторных и когнитивных навыков, включающих в себя билатеральную координацию, координацию глаз – рука, внимание, контроль положения тела в пространстве, коммуникацию.

Подробнее

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой Интерактивный Метроном (IM) как часть программы коррекции запинок в речи, заикания, дизритмии, СДВГ, высокой утомляемости, гиперактивности, нарушений самоконтроля, внимания, памяти

Высокотехнологичная развивающая методика, созданная компанией Interactive Metronome для преодоления нарушений речи, внимания и поведения, связанных с расчетом времени и планированием движений, с развитием чувства ритма и времени.

Подробнее

Нейропсихологическая стимуляция с интегрированной программой OMI Beam (как часть программы коррекции СДВГ, координации, внимания, пространственных представлений, вестибулярного аппарата, моторики, самоконтроля, гиперактивности, координации рука глаз)

ОmiBeam включает в себя более 100 тематических интерактивных программ. Система умного луча позволяет психологам нашего центра создавать свои настройки, используя свои собственные звуки и изображения.

Подробнее

Нейропсихологическая стимуляция с интегрированной программой OMI FLOOR ( как часть программы для развития пространственных представлений, межполушарных связей, коррекции поведенческих и моторных нарушений, тиков, навязчивых движений, повышенной утомляемости, РАС)

OMI FLOOR – это уникальная разработка британских ученых, способная сделать процесс обучения и развития насыщенным и интересным.

Подробнее

Нейрокоррекционные занятия с интегрированной программой БОС Play Attention для развития активного внимания (как часть программы коррекции нарушений внимания, памяти, утомляемости, ЗПР, школьной “неуспешности”)

Play Attention это программа коррекции и усиления внимания, использующая последние разработки биологической обратной связи. Технология БОС позволяет управлять компьютером при помощи активного внимания.

Подробнее

Нейродинамическая коррекция с интегрированной программой кинезиотерапии и брэйнфитнеса (как часть программы коррекции ММД, органического поражения мозга, алалии, РАС, поведенческих и моторных нарушений, тиков)

Программа нейродинамической коррекции – это система, включающая в себя научно обоснованные нейропсихокоррекционные методики, направленные на развитие резервов головного мозга, за счет которых происходит развитие и реабилитация всего организма.

Подробнее

Контактные телефоны

8 (903) 520-03-54

Ваш вопрос

НАШ АДРЕС

Лицензия

Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

§ 2. Тактильные и соматогностические функции § 4. Пространственные представления

§ 3. Зрительный гнозис

1. Восприятие предметных, реалистических изображений.

Перед ребенком открывается с. 1 «Альбома». И.: «Что здесь нарисовано?» Уже здесь важно отметить, нет ли у ребенка тенденции к инверсии вектора восприятия (следит глазами справа налево и/или снизу вверх). Далее открывается с. 2–3 (в развороте) и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные Эксп. два (потом три) изображения, расположенных в разных местах альбома.

2. Перечеркнутые изображения (с. 4–5). И.: та же, что и в пункте 1.

3. Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения). С. 6–7. И.: та же.

4. Незавершенные изображения (с. 8). И.: та же.

5. Химерные изображения (с. 9—11). И.: та же. В случае, если ребенок не сразу! видит «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?». 3

6. Лицевой гнозис (с. 12). И.: «Кто здесь изображен?» После перечисления Эксп. задает более трудный вопрос: «Чем отличаются (показ) эти люди?»; ребенка просят указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т. д.

Дополнительную информацию дает восприятие сюжетных картинок из «Альбома», на которых следует опознать пол, возраст, эмоциональное состояние.

7. Эмоциональный гнозис (с. 13–15). И.: «Кто здесь нарисован и каково состояние (что чувствует) каждого из персонажей?»; затем следует ряд уточняющих вопросов типа: «Кто из них более веселый? Кто больше всех удивлен? Кто самый злой?» и т. д.

8. Цветовой гнозис. И.: «Какой это цвет? Напиши красным (желтым, синим) карандашом».

9. Сюжетные картинки «Лето», «Прорубь», «Окно» (с. 16–18), серийные — по Н. Радлову и Х. Бидструпу (с. 19–26). И.: «Что здесь случилось?» Подбор серийных картинок обязательно должен соответствовать возрасту ребенка.

Содержание § 1. Двигательные функции § 2. Тактильные и соматогностические функции § 3. Зрительный гнозис § 4. Пространственные представления § 5. Слуховой гнозис § 6. Память § 7. Речевые функции § 8. Письмо, чтение и счет § 9. Интеллектуальные функции

Похожие книги из библиотеки

Еда, меняющая жизнь [Откройте тайную силу овощей, фруктов, трав и специй]

Еда, меняющая жизнь [Откройте тайную силу овощей, фруктов, трав и специй]

В своей книге всемирно известный целитель, медик-медиум Энтони Уильям рассказывает о целебной силе, скрытой во фруктах, овощах, травах, специях и диких растениях. Вы узнаете, что дары природы не только способны оказать нам эмоциональную поддержку и дать ценный духовный урок, но и избавить от таких серьезных проблем, как: тревожность, аутоиммунные расстройства, рак, диабет, проблемы с пищеварением, хроническая усталость, пищевые аллергии, бесплодие, бессонница, мигрени, лишний вес и многие другие. В мельчайших подробностях автор описывает свойства каждого из более чем пятидесяти «живых» продуктов, симптомы и заболевания, которые этот продукт излечивает. А чтобы сделать ваш путь к исцелению и крепкому здоровью приятным и легким, в книге приведены простые рецепты вкусных и полезных блюд из растительной пищи — от питательного запеченного картофеля с острым овощным соусом до тающего во рту кокосово-медового мороженого. Лечебные точки организма: снимаем боли в суставах и мышцах, укрепляем кожу, вены, сон и иммунитет

Лечебные точки организма: снимаем боли в суставах и мышцах, укрепляем кожу, вены, сон и иммунитет

Это поистине уникальный способ лечения. Его ценность еще и в том, что он не требует никаких лекарств и медикаментов – для выполнения массажа нужны лишь чуткие руки и знания о природе человеческого организма. Точечный массаж помогает привести в порядок все системы организма, «заводит» природные часы, лечит сбои и оптимальным образом перераспределяет энергию внутри человека. Это наиболее доступный и естественный метод лечения, и он может принести Вам неоценимую помощь. Оздоровительные упражнения Древнего Китая

Оздоровительные упражнения Древнего Китая

Уникальные системы оздоровительных упражнений и дыхательно-медитативного тренинга, зародившиеся в Китае в глубокой древности, сменили много названий почти за тысячелетнюю историю своего существования. Одно из последних названий, широко распространенное сегодня, – «цигун» (достижение мастерства в управлении ци). В самом общем значении «цигун» – это система комплексной психофизической саморегуляции, основная цель которой – наладить правильную циркуляцию энергии (ци) внутри организма. В этой книге представлены самые популярные в Китае системы оздоровительных упражнений. Кажущаяся простота предлагаемых упражнений не должна смущать вас. При регулярной практике они способны оказать мощное гармонизирующее воздействие на тело и психику, привнести в вашу жизнь здоровье, счастье и долголетие. Лечение наркомании. Практическое руководство к выздоровлению

Лечение наркомании. Практическое руководство к выздоровлению

В книге известного врача-нарколога Руслана Николаевича Исаева собрана, структурирована и подробно разобрана вся информация, необходимая тем, кто столкнулся с наркозависимостью у близкого человека. Автор впервые детально раскрывает современные принципы и технологию реабилитации наркозависимых – основного метода помощи, приводящего к полному отказу от употребления наркотиков. Подобно путеводителю, книга ведет читателя по этапам заболевания – от момента знакомства с наркотическими веществами до момента выздоровления от зависимости. Читатель может обратиться к той главе книги, которая соответствует его жизненной ситуации. Прочитав книгу, вы узнаете: какие бывают наркотические вещества и как они действуют на организм, почему и как люди начинают употреблять наркотики, как общаться с наркозависимым, что делать, если наркоман отказывается лечиться, как выбрать клинику и реабилитационный центр, в чем заключается работа специалистов при лечении наркомании. Лечение радикулита и ревматизма народными средствами

Лечение радикулита и ревматизма народными средствами

Проверенные веками средства народной медицины эффективны при лечении самых разных заболеваний! Рецепты целебных отваров и настоев для внутреннего и наружного применения, растираний, примочек, масел и мазей на растительной основе и с использованием продуктов пчеловодства избавят вас от многих недугов. Безопасные натуральные ингредиенты, возможность домашнего лечения, специально подобранные упражнения и лечебные процедуры – залог будущего выздоровления. – Простые способы приготовления лечебных настоек, отваров и мазей – Рецепты диетических блюд – Лечебная гимнастика – Массаж и самомассаж – Советы по профилактике Уделите себе совсем немного времени ежедневно и оставайтесь здоровыми на долгие годы! Полный курс здоровья детей

Полный курс здоровья детей

Чтобы болезни обходили вашего ребенка стороной, нужно обеспечить ему здоровый образ жизни, включающий в себя сбалансированное питание, массаж, закаливание, гимнастику. Необходим и своевременный медицинский контроль здоровья ребенка. Также в книге вы найдете рекомендации по комплектованию детской аптечки, инструкции по выполнению несложных медицинских действий в случае появления недомогания у малыша.

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Вход / регистрация Версия для слабовидящих

Показать все Электронная медицинская библиотека “Консультант врача” Медицинские специальности Акушерство и гинекология (255) Аллергология и иммунология (48) Анестезиология-реаниматология (107) Бактериология (10) Вирусология (14) Гастроэнтерология (88) Гематология (32) Генетика (21) Гериатрия (16) Гигиена детей и подростков (9) Гигиена питания (8) Гигиена труда (6) Гигиеническое воспитание (2) Дезинфектология (5) Дерматовенерология (74) Детская кардиология (14) Детская онкология (7) Детская урология-андрология (3) Детская хирургия (39) Детская эндокринология (7) Диетология (20) Инфекционные болезни (85) Кардиология (142) Клиническая лабораторная диагностика (38) Клиническая фармакология (56) Колопроктология (9) Косметология (11) Лабораторная генетика (4) Лечебная физкультура и спортивная медицина (29) Мануальная терапия (7) Медико-социальная экспертиза (3) Неврология (147) Нейрохирургия (50) Неонатология (43) Нефрология (32) Общая врачебная практика (семейная медицина) (457) Общая гигиена (5) Онкология (111) Организация здравоохранения и общественное здоровье (152) Ортодонтия (7) Остеопатия (4) Оториноларингология (60) Офтальмология (63) Паразитология (3) Патологическая анатомия (39) Педиатрия (268) Пластическая хирургия (9) Профпатология (10) Психиатрия (72) Психиатрия-наркология (20) Психотерапия (38) Пульмонология (69) Радиационная гигиена (3) Радиология (22) Радиотерапия (8) Ревматология (33) Рентгенология (79) Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение (6) Рефлексотерапия (2) Санитарно-гигиенические лабораторные исследования (1) Сексология (6) Сердечно-сосудистая хирургия (24) Скорая медицинская помощь (60) Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы (9) Стоматология детская (25) Стоматология общей практики (64) Стоматология ортопедическая (25) Стоматология терапевтическая (32) Стоматология хирургическая (28) Судебно-медицинская экспертиза (9) Судебно-психиатрическая экспертиза (7) Сурдология-оториноларингология (7) Терапия (361) Токсикология (8) Торакальная хирургия (15) Травматология и ортопедия (66) Трансфузиология (22) Ультразвуковая диагностика (24) Управление сестринской деятельностью (15) Управление и экономика фармации (8) Урология (85) Фармацевтическая технология (21) Фармацевтическая химия и фармакогнозия (12) Фармация (13) Физиотерапия (26) Фтизиатрия (24) Функциональная диагностика (27) Хирургия (190) Челюстно-лицевая хирургия (27) Эндокринология (139) Эндоскопия (14) Эпидемиология (12) НастроитьВсе

  • Вы можете перейти на главную страницу
  • Перейти к интересующей Вас дисциплине в боковой панели
  • Или что-то найти, с помощью поисковой строки

Спасибо за Ваш выбор!

12.11.2019 Мальцева Марина Арнольдовна Заведующий консультативным отделением – врач-невролог, специалист в области экстрапирамидных патологий, врач высшей категории Хабарова Светлана Викторовна Врач-психиатрАгнозия ‒ это нарушение восприятия действительности с помощью одного или нескольких органов чувств. Так, выделяют зрительную, слуховую, тактильную и другие разновидности болезни. У пациента сохраняется сознание и чувствительность, но изменяются процессы узнавания и осознания даже знакомых предметов. Это редкое заболевание, связанное с повреждением нейронных связей в коре головного мозга. В Клиническом Институте Мозга предлагаются индивидуальные программы диагностики и лечения подобных нарушений, а также реабилитация после болезни.  1. Причины агнозии 2. Виды и классификация  2.1 Зрительная агнозия  2.2 Оптические и оптико-пространственные агнозии  2.3 Слуховые агнозии  2.4 Соматоагнозия  2.5 Нарушение осознания пространства и времени 3. Методы диагностики агнозии 4. Лечение агнозии Виды и классификация Симптомы агнозии существенно отличаются, в зависимости от поврежденного участка коры головного мозга. Чаще поражается один из видов восприятия, но болезнь может затрагивать одновременно несколько систем. Выделяют несколько основных видов агнозии: зрительная (визуальная); слуховая; обонятельная ‒ нарушение восприятия запахов; тактильная ‒ изменение реакции на касание; вкусовая; другие специфические разновидности. Зрительная агнозия Этот вид агнозии характеризуется нарушением восприятия информации, которая поступает в головной мозг посредством зрительного анализатора. Ее симптомы могут отличаться у каждого пациента, в зависимости от типа и локализации повреждений. Так, можно выделить несколько специфических разновидностей: предметная (развивается при повреждении левой затылочной доли) ‒ пациент хорошо видит объекты, но испытывает сложности с их распознаванием; прозолагнозия (поражение нижней затылочной области справа) ‒ неспособность распознавать даже знакомые лица; цветовая (повреждение в левой затылочной области) ‒ трудности с идентификацией цветов и оттенков, а также с определением их взаимосвязи с определенными объектами; слабость оптических представлений (симметричное поражение затылочно-теменной доли) ‒ неспособность определить цвет, форму и размер объектов, представить и описать их; симультанная (патология затылочной области) ‒ пациент может концентрироваться только на одном объекте; синдром Балинта (поражение затылочно-теменной области) ‒ неспособность направить взгляд и сфокусироваться на предметах, которые находятся в разных направлениях, а также сложности с идентификацией предметов на ближнем и дальнем расстоянии. Оптические и оптико-пространственные агнозии У пациентов наблюдается нарушение способности определять расстояние между предметами, ориентироваться в пространстве. В этой категории можно выделить несколько специфических разновидностей агнозии: агнозия глубины (поражение средней части затылочно-теменной доли) ‒ сложности с определением расстояния до предметов, особенно тех, которые находятся в переднем от пациента направлении; нарушение стереоскопического зрения (патология в области левого полушария) ‒ неспособность воссоздать трехмерное изображение; односторонняя (поражение противоположной теменной области) ‒ одна половина пространства выпадает из поля зрения; расстройство топографического ориентирования (теменная и затылочная области) ‒ сложности с поиском знакомых объектов, в том числе домашнего адреса и предметов в собственном доме. Слуховые агнозии При этом виде агнозий функции слухового анализатора сохраняются. У больного могут возникать различные расстройства восприятия информации на слух, в том числе: простая ‒ снижение способности характеризовать и идентифицировать знакомые звуки; слухоречевая ‒ нарушение распознавания речи, узнавания простых и знакомых слов; тональная ‒ непонимание тембра голоса, эмоциональной окраски и других аспектов. Соматоагнозия Соматоагнозией называют расстройство, при котором пациент не способен идентифицировать и узнавать части собственного тела. Это комплексные нарушения восприятия, связанные с поражением различных отделов правого полушария головного мозга. Выделяют два основных типа соматоагнозии: Анозогнозия ‒ состояние, при котором пациент отрицает наличие болезни. Это может быть игнорирование паралича конечностей, слепоты, речевых расстройств. Аутотопагнозия ‒ расстройство способности узнавать отдельные части тела. Пациент испытывает сложности при просьбах указать на руку, ногу либо лицо, в некоторых случаях возникает ощущение изменения размера участков тела. К этой группе относится и соматическая аллостезия, при которой у больного возникает чувство увеличения количество конечностей. Нарушение осознания пространства и времени Методы диагностики Лечение агнозии Тактика терапии подбирается индивидуально. В Клиническом Институте Мозга работают специалисты с огромным опытом лечения различных видов агнозии. Только некоторые случаи требуют хирургического вмешательства ‒ при обнаружении опухолей, аневризм, абсцессов и других структур, которые необходимо удалять. В остальных случаях лечение заключается в компенсации утраченных функций и адаптации пациента. Для этого применяются: занятия с логопедом ‒ специальные упражнения укрепляют нейронные связи и улучшают восприятие; трудотерапия; курс терапии у нейропсихолога. Врачи Клинического Института Мозга настаивают на полноценной реабилитации. Она может продолжаться до 10 месяцев и более, но квалифицированная медицинская помощь существенно повлияет на самочувствие пациента. Несмотря на то, что некоторые изменения в структуре коры головного мозга могут быть необратимыми, улучшить качество жизни больного и адаптировать его в быту представляется возможным.

Программы:

Профилактика инсульта Поликлиника Электронная заявка Лабораторная диагностика

Другие статьи по теме:

*Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Клинический Институт Мозга не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте neuro-ural.ru.

Назад Далее

Агнозия (от греч. a — отсутствие, gnosis — познание) — утрата способности узнавать ранее знакомые предметы, людей, явления (при нормальном функционировании органов чувств и ясности сознания).

Агнозии наблюдаются при заболеваниях головного мозга, сопровождающихся поражением вторичных и третичных зон коры, ответственных за анализ и синтез информации, поступающей от органов чувств (при поражении первичных зон коры нарушена центральная часть анализатора, т.е. возникает, например, центральная слепота и т.д.).

Из расстройств, изучаемых на курсе психиатрии, наиболее ярко агнозии представлены при атрофических заболеваниях головного мозга (например, при болезни Альцгеймера), можно наблюдать при глубокой умственной отсталости (здесь способность к восприятию изначально не формируется в процессе развития ребенка) и пр.

В тех случаях, когда патологический процесс в соответствующих отделах головного мозга развивается постепенно (например, при атрофических заболеваниях головного мозга), выраженность агнозии также прогрессирует постепенно.

Виды агнозий

Выделяют несколько десятков видов агнозий, что связано с разными вариантами локализации поражения в коре головного мозга (детально варианты агнозий изучаются на курсе нервных болезней).

1. Зрительная

В наиболее общем случае при зрительной агнозии больной не узнает предметы, рассматривая их (при сохранности остроты зрения). В легкой степени данное расстройство может проявляться только при встрече со сложными незнакомыми предметами или стилизованными изображениями, в более выраженных случаях — при контакте с обыденными предметами (врачи часто используют в качестве экспресс-пробы способность к узнаванию того, что есть под рукой — шариковой ручки, блокнота, медицинского халата; при этом необходимо убедиться, что пациент не только не может назвать предмет, что может быть в случаях афазии, но и не понимает, зачем этот предмет нужен и как с ним обращаться), в тяжелых случаях — пациент не узнает близких, себя в зеркале, в наиболее тяжелых случаях — совсем не воспринимает предметы перед собой, не фиксирует на них взгляд (как новорожденный ребенок, у которого еще не сформировались процессы восприятия).

Частные варианты зрительной агнозии связаны с более локальным поражением тех или иных зон коры, участвующих в процессе зрительного восприятия на разных его этапах.

Частные виды зрительных агнозий, связанные с обработкой зрительной информации в коре

В зависимости от локализации поражения в коре можно выделить несколько групп зрительных агнозий.

А. Поражение «вентрального потока» зрительного восприятия (при всех видах пространственное восприятие сохранно):

Предметная агнозия, агнозия Лиссауэра — нарушение узнавания предметов, агнозия на форму (не может правильно перерисовать), при этом сами предметы видит и правильно локализует (например, берет в руки или обходит их при необходимости); наиболее частая, «классическая» форма зрительной агнозии, соответствует наиболее массивному поражению вентрального потока (височной коры).

Ассоциативная агнозия — невозможность семантически категоризировать предмет (объяснить, зачем он нужен, что с ним делают, как он называется), форма которого при этом воспринимается правильно (может точно перерисовать).

Категориально-специфическая агнозия — нарушение узнавания предметов, входящих в определенную семантическую категорию (например, строительный инструмент, посуда и пр.); наиболее локальный (узкий) вариант поражения коры височной доли.

Б. Поражение «дорсального потока» зрительного восприятия (нарушено и пространственно восприятие, и, как следствие этого, предметное):

Симультаноагнозия, или синдром Балинта, — не могут интегрировать детали в целостный образ, не могут увидеть более одного объекта при их комбинации, выраженная атаксия взора (теряют из виду показанный предмет из-за блужданий взора, трудности с тем, чтобы взять предмет в руки). Поражение теменно-затылочных отделов коры.

Утрата способности узнавать лица людей (прозопагнозия) может быть изолированным расстройством узнавания (поражение латеральной височно-затылочной — веретенообразной — извилины, обычно правого полушария). Редкое расстройство, которое может быть выражено в различной степени, может быть как врожденным, так и связанным с приобретенным поражением мозга. Данное расстройство иногда становится темой художественных произведений (например, в фильме «Лица в толпе» достаточно точно и художественно изображена данная симптоматика)

2. Слуховая

Больной не понимает обращенную к нему речь, не может разобрать слова (сенсорная афазия, афазия Вернике), не узнает обычных бытовых звуков (скрип двери, звонок).

3. Тактильная (астереогнозис)

Больной не в состоянии узнавать предметы на ощупь.

4. Пространственная

Больной путает право и лево, не ориентируется в схемах и картах, начинает теряться сначала в малознакомых местах (другой город, новые станции метро), затем в прежде хорошо знакомых ему местах, в наиболее выраженных случаях — в собственной квартире не может определить, в каком направлении находится туалет, кухня, утрачивает представление о высоте (что чревато опасностью падений), глубине и т.д.

При односторонних поражениях теменной и теменно-затылочных областей может быть односторонняя пространственная агнозия — т.е. выпадение одной из половин пространства.

Анозогнозия — неузнавание своей болезни. Может иметь разную природу:

  • Нарушение восприятия (например, отсутствие сознания своего недостатка — слепоты, гемиплегии, в основе которого лежит гемисоматоагнозия, при поражении правой теменной области коры больших полушарий — синдром Антона—Бабинского).
  • Другие расстройства, обусловливающие недостаточность критического отношения к своему состоянию (снижение интеллекта, изменение настроения, бред, механизмы психологической защиты и пр.).

Назад Далее

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации