глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 7

5.5.1 Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха

image

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Вход / регистрация Версия для слабовидящих

Показать все Электронная медицинская библиотека “Консультант врача” Медицинские специальности Акушерство и гинекология (255) Аллергология и иммунология (48) Анестезиология-реаниматология (107) Бактериология (10) Вирусология (14) Гастроэнтерология (88) Гематология (32) Генетика (21) Гериатрия (16) Гигиена детей и подростков (9) Гигиена питания (8) Гигиена труда (6) Гигиеническое воспитание (2) Дезинфектология (5) Дерматовенерология (74) Детская кардиология (14) Детская онкология (7) Детская урология-андрология (3) Детская хирургия (39) Детская эндокринология (7) Диетология (20) Инфекционные болезни (85) Кардиология (142) Клиническая лабораторная диагностика (38) Клиническая фармакология (56) Колопроктология (9) Косметология (11) Лабораторная генетика (4) Лечебная физкультура и спортивная медицина (29) Мануальная терапия (7) Медико-социальная экспертиза (3) Неврология (147) Нейрохирургия (50) Неонатология (43) Нефрология (32) Общая врачебная практика (семейная медицина) (457) Общая гигиена (5) Онкология (111) Организация здравоохранения и общественное здоровье (152) Ортодонтия (7) Остеопатия (4) Оториноларингология (60) Офтальмология (63) Паразитология (3) Патологическая анатомия (39) Педиатрия (268) Пластическая хирургия (9) Профпатология (10) Психиатрия (72) Психиатрия-наркология (20) Психотерапия (38) Пульмонология (69) Радиационная гигиена (3) Радиология (22) Радиотерапия (8) Ревматология (33) Рентгенология (79) Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение (6) Рефлексотерапия (2) Санитарно-гигиенические лабораторные исследования (1) Сексология (6) Сердечно-сосудистая хирургия (24) Скорая медицинская помощь (60) Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы (9) Стоматология детская (25) Стоматология общей практики (64) Стоматология ортопедическая (25) Стоматология терапевтическая (32) Стоматология хирургическая (28) Судебно-медицинская экспертиза (9) Судебно-психиатрическая экспертиза (7) Сурдология-оториноларингология (7) Терапия (361) Токсикология (8) Торакальная хирургия (15) Травматология и ортопедия (66) Трансфузиология (22) Ультразвуковая диагностика (24) Управление сестринской деятельностью (15) Управление и экономика фармации (8) Урология (85) Фармацевтическая технология (21) Фармацевтическая химия и фармакогнозия (12) Фармация (13) Физиотерапия (26) Фтизиатрия (24) Функциональная диагностика (27) Хирургия (190) Челюстно-лицевая хирургия (27) Эндокринология (139) Эндоскопия (14) Эпидемиология (12) НастроитьВсе

  • Вы можете перейти на главную страницу
  • Перейти к интересующей Вас дисциплине в боковой панели
  • Или что-то найти, с помощью поисковой строки

Спасибо за Ваш выбор!

Главная Поиск

Различные способы поиска

Поиск по базе данных: Научные статьи Видеоматериалы

Поиск Яндексом по сайту

Репозиторий OAI—PMH

Репозиторий Российская Офтальмология Онлайн по протоколу OAI-PMH

Конференции

Офтальмологические конференции и симпозиумы

Видео

Видео докладов

Поздравляем–> –> Онлайн трансляцииXIX Конгресс Российского глаукомного общества 3-4 Декабря 2021 9:00

<? // шаблон контрольных кнопок Роукс <div> 188

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ В«АнализаторыВ»

Часть А

А1. Анализатор

  1. воспринимает и перерабатывает информацию
  2. проводит сигнал от рецептора в кору полушарий
  3. только воспринимает информацию
  4. только передает информацию по рефлекторной дуге

А2. Сколько звеньев в анализаторе

  1. 2
  2. 3
  3. 4
  4. 5

А3. Размеры и форма предмета анализируются в

  1. височной доле мозга
  2. лобной доле мозга
  3. затылочной доле мозга
  4. теменной доле мозга

А4. Высота звука распознается в

  1. височной доле коры
  2. лобной доле
  3. затылочной доле
  4. теменной доле

А5. Воспринимающим световое раздражение органом является

  1. зрачок
  2. хрусталик
  3. сетчатка
  4. роговица

А6. Воспринимающим звуковые раздражения органом является

  1. улитка
  2. евстахиева труба
  3. слуховые косточки
  4. овальное окошко

А7. Максимально усиливает звуки

  1. наружный слуховой проход
  2. ушная раковина
  3. жидкость улитки
  4. комплект слуховых косточек

А8. При возникновении изображения перед сетчаткой возникает

  1. куриная слепота
  2. дальнозоркость
  3. близорукость
  4. дальтонизм

А9. Деятельность вестибулярного аппарата регулируется

  1. вегетативной нервной системой
  2. зрительной и слуховой зонами
  3. ядрами продолговатого мозга
  4. мозжечком и двигательной зоной коры мозга

А10. Укол, ожог анализируются в

  1. лобной доле головного мозга
  2. затылочной доле мозга
  3. передней центральной извилине
  4. задней центральной извилине

Часть В

В1. Выберите отделы анализаторов, в которых воспринимается раздражение

  1. поверхность кожи
  2. улитка
  3. слуховой нерв
  4. зрительная зона коры
  5. вкусовые почки языка
  6. барабанная перепонка

Часть С

С1. Каковы функции среднего уха?

С2. В каких случаях нарушается равенство давления воздуха на барабанную перепонку и что нужно делать при возникновенииВ болезненныхВ ощущений?

В 

Вариант 2

А1. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют:

  1. нервным волокном,
  2. центральной нервной системой,
  3. нервом,
  4. анализатором.

А2. Рецепторы слухового анализатора расположены:

  1. во внутреннем ухе,
  2. в среднем ухе,
  3. на барабанной перепонке,
  4. в ушной раковине.

А3. В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха?

  1. затылочную,
  2. теменную,
  3. височную,
  4. лобную.

А4. Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению:

  1. клеток ушной раковины и передаче возбуждения на барабанную перепонку,
  2. рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо,
  3. слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг,
  4. клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг.

А5. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин:

  1. C,
  2. D,
  3. B,
  4. A.

А6. В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится зрительная зона у человека?

  1. затылочной,
  2. височной,
  3. лобной,
  4. теменной.

А7. Проводниковая часть зрительного анализатора – это:

  1. сетчатка,
  2. зрачок,
  3. зрительный нерв,
  4. зрительная зона коры головного мозга.

А8. Изменения в полукружных каналах приводят к:

  1. нарушению равновесия,
  2. воспалению среднего уха,
  3. ослаблению слуха,
  4. нарушению речи.

А9. При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц:

  1. изменяющих кривизну хрусталика,
  2. верхних и нижних век,
  3. регулирующих размер зрачка,
  4. изменяющих объём глазного яблока.

А10. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека:

  1. слуховой трубой,
  2. ушной раковиной,
  3. перепонкой овального окна,
  4. слуховыми косточками.

А11. Отдел слухового анализатора, проводящий нервные импульсы в головной мозг человека, образован:

  1. слуховыми нервами,
  2. рецепторами улитки,
  3. барабанной перепонкой,
  4. слуховыми косточками.

А12. Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

  1. двигательным нейронам,
  2. вставочным нейронам,
  3. чувствительным нейронам,
  4. коротким отросткам двигательных нейронов.

А13. Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:

  1. рецепторах,
  2. нервах проводниковой части анализатора,
  3. корковом конце анализатора,
  4. телах нейронов проводниковой части анализатора.

А14. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:

  1. нервных волокнах,
  2. телах нейронов ЦНС,
  3. рецепторах,
  4. телах вставочных нейронов.

А15. Анализатор состоит из:

  1. рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса,
  2. проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг,
  3. участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации,
  4. воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

А16. Зрение человека в большой степени зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых:

  1. чёрный пигмент поглощает световые лучи,
  2. происходит преломление световых лучей,
  3. энергия световых лучей превращается в нервное возбуждение,
  4. расположен пигмент, определяющий цвет глаз.

А17. Цвет глаз человека определяется пигментацией:

  1. сетчатки,
  2. хрусталика,
  3. радужной оболочки,
  4. стекловидного тела.

А18. Периферическая часть зрительного анализатора:

  1. зрительный нерв,
  2. зрительные рецепторы,
  3. зрачок и хрусталик,
  4. зрительная зона коры.

А19. Повреждение коры затылочных долей мозга вызывает нарушение деятельности органов:

  1. слуха,
  2. зрения,
  3. речи,
  4. обоняния.

А20. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены:

  1. внутреннее ухо,
  2. среднее ухо и слуховые косточки,
  3. вестибулярный аппарат,
  4. наружный слуховой проход.

А21. Радужная оболочка:

  1. является основной светопреломляющей структурой глаза,
  2. определяет цвет глаз,
  3. регулирует поток света, поступающего в глаз,
  4. обеспечивает питание глаза.

А22. Хрусталик:

  1. является основной светопреломляющей структурой глаза,
  2. определяет цвет глаз,
  3. регулирует поток света, поступающего в глаз,
  4. обеспечивает питание глаза.

А23. Во внутреннем ухе располагаются:

  1. барабанная перепонка,
  2. органы равновесия,
  3. слуховые косточки,
  4. все перечисленные органы.

А24. В состав внутреннего уха входит:

  1. костный лабиринт,
  2. улитка,
  3. полукружные канальца,
  4. все перечисленные структуры.

А25. Причиной врождённой дальнозоркости является:

  1. увеличение кривизны хрусталика,
  2. уплощённая форма глазного яблока,
  3. уменьшение кривизны хрусталика,
  4. удлинённая форма глазного яблока.

Задания с выбором нескольких верных ответов.

В1. Рецепторы – это нервные окончания, которые:

В В В В В В  А) воспринимают информацию из внешней среды,

В В В В В В  Б) воспринимают информацию из внутренней среды,

В В В В В В  В) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам,

В В В В В В  Г) располагаются в исполнительном органе,

В В В В В В  Д) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы,

В В В В В В  Е) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды.

В2. Дальнозорким людям необходимо использовать очки:

В В В В В В  А) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой,

В В В В В В  Б) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки,

В В В В В В  В) так как они плохо видят детали близко расположенных предметов,

В В В В В В  Г) так как они плохо различают расположенные вдали предметы,

В В В В В В  Д) имеющие двояковогнутые линзы, рассеивающие свет,

В В В В В В  Е) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей.

В3. К светопреломляющим структурам глаза относятся:

В В В В В В  А) роговица,

В В В В В В  Б) зрачок,

В В В В В В  В) хрусталик,

В В В В В В  Г) стекловидное тело,

В В В В В В  Д) сетчатка,

В В В В В В  Е) жёлтое пятно.

Задания на установление правильной В последовательности

В7. Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются рецепторам органа слуха.

В В В В В В  А) наружное ухо,

В В В В В В  Б) перепонка овального окна,

В В В В В В  В) слуховые косточки,

В В В В В В  Г) барабанная перепонка,

В В В В В В  Д) жидкость в улитке,

В В В В В В  Е) рецепторы органа слуха.

В8. Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.

В В В В В В  А) зрительный нерв,

В В В В В В  Б) стекловидное тело,

В В В В В В  В) сетчатка,

В В В В В В  Г) хрусталик,

В В В В В В  Д) роговица,

В В В В В В  Е) зрительная зона коры мозга.В 

В В В В В С1. Почему при взлёте или посадке самолёта пассажирам рекомендуется сосать леденцы?

В 

Еще материалы по теме «43. Анализаторы » Просмотров: 232 1. Конспект для учителя по теме «Анализаторы» Жмите на баннер!

Текст прошел проверку у экспертов «ИнПро» ® Анна Александровна педагог по биологии Посмотреть »–> Яна Сергеевна педагог по биологии Посмотреть »–> Ирина Михайловна методист образовательного холдинга «ИнПро» Посмотреть »–>

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро»® – Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491.

Готовим детей к школе, а также подтягиваем по школьной программе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Следите за новостями в социальных сетях:

  • «Вконтакте»:
  • «Одноклассники»:
  • «Инстаграм»:
  • «YouTube»:

Нужен репетитор? Запишитесь на бесплатное пробное занятие в «ИнПро»®

Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь! Блок ВАЖНО: На майские выходные многие семьи вместе с детьми отправятся на дачи и на пикники. Чтобы дети не пострадали от укусов клещей, советуем придерживаться этих правил. Малыш еще не научился толком говорить, но уже всеми силами старается показать маме и папе, как любит их. Пусть некоторые проявления любви больше похожи на капризы и шалости, все равно не стоит ругать ребенка, когда он. Пусть некоторые проявления любви больше похожи на капризы и шалости, все равно не стоит ругать ребенка, когда он.

Заголовок колонки 1 Заголовок колонки 2 Заголовок колонки 3
Содержание таблицы колонка 1_1 Содержание таблицы колонка 1_1 Содержание таблицы колонка 1_1
Содержание таблицы колонка 1_1 Содержание таблицы колонка 1_1 Содержание таблицы колонка 1_1
Содержание таблицы колонка 1_1 Содержание таблицы колонка 1_1 Содержание таблицы колонка 1_1

–>

Вызванный потенциал – электрический сигнал, которым нервные клетки отвечают на внешний раздражитель или на выполнение мыслительной задачи.В 1929 году ХансБергер из Германии обратил внимание на биоэлектрическую активность мозга: при передаче электрического импульса от одного нейрона к другому возникают слабые электрические волны, их способен зафиксировать прибор электроэнцефалограф.На электроэнцефалограмме отражается общая биоэлектрическая активность мозговой деятельности. Выделить из неё реакцию на внешнее раздражение какого-либо отдельного анализатора зрительного или слухового в то время было невозможно, так как биополе вызванного потенциала (от 0.5 до 15 мкВ) в десятки и сотни раз слабее общей активности мозга (20 — 50мкВ).

Лишь в середине ХХ века появился прибор, позволяющий выделить слабые амплитуды колебаний вызванного потенциала из общей амплитуды мозговой активности. Это происходит методом суммации: раздражение, стимулирующее изучаемый потенциал повторяется от 100 до 1000 раз с точными временными интервалами.Компьютер суммирует только те отрезки энцефалограммы (ЭЭГ), которые следуют сразу за сенсорным раздражением. Если общая амплитуда в течение этого времени может увеличиваться и уменьшаться, принимать положительные и отрицательные значения и в сумме стремиться к нулю, то вызванный потенциал имеет одну и ту же форму ответа и накапливается в зависимости от числа поданных стимулов.Чем больше стимулирующих внешних воздействий, тем меньше « уровень шума» общей активности. Вызванный потенциал с высокой собственной амплитудой достаточно чисто выделяется с помощью 50 – 60 повторов, а слабый ответ на раздражитель требует для своего выделения более 500 повторов.

  • генератор стимулов устройство из электродов на голове;
  • усилитель биоэлектрических импульсов;
  • аналого-цифровой преобразователь;
  • компьютер для обработки данных;
  • принтер для распечатки.

Свойства вызванных потенциалов

Необходимые понятия для расшифровки и интерпретации результатов:

  1. Латентность – время от начала раздражения до максимального значения ответного импульса. Коротко-латентные ВП (меньше 0.050 сек); средне-латентные (0.050 – 0.1 сек.); длинно-латентные (дольше 0.1 сек.).
  2. Амплитуда колебания – размах колебания от максимального до минимального значения.
  3. Полярность. На одно и то же раздражение симметричные отделы головного мозга могут ответить диаметрально противоположно.
  4. Послезаряд – время затухания ответного импульса. Наступает через 0.3 сек после подачи раздражения и длится от 0.5 сек до 1 сек).

Сенсорные вызванные потенциалы разделяются на зрительные, стволовые слуховые, соматосенсорные, моторные. Исследования каждого из них позволяют диагностировать многообразие заболеваний нервной системы. 

Применение метода ВП

Диагностика заболеваний основана на сравнении характеристик вызванных потенциалов здоровых людей с полученными данными при исследовании больных тем или иным расстройством нервной системы.Также проводится исследование психофизической деятельности людей, особенности их поведения, изучение и корреляция познавательной деятельности.

Реакция органов зрения

Вызванные зрительные потенциалы – биоэлектрические импульсы мозга в ответ на раздражение органов зрения. Они исследуют зрение на всем пути от сетчатки до центров в коре головного мозга, находящихся в затылочной части, и могут установить место и характер его повреждения.

Зрительно вызванные потенциалы (ЗВП) используют зрительный анализатор для оценки работы нервной системы. Они предполагают, что больной в состоянии фокусировать зрение, удерживать взгляд в одной точке.Если у пациента есть травма глаза, зрительного нерва, нарушены мыслительные способности, метод ЗВП применять не рекомендуется. В большинстве случаев стимуляцию дают на один глаз, используют светодиодные очки.

  1. Реакция на вспышку света. Исследование проводится для пациентов, которые не могут зафиксировать взор или вообще плохо видят; метод используют для ранней диагностики нарушений зрения у новорождённых. Вспышки стимулируют с помощью матрицы в светодиодных очках; они подаются монокулярно. Пациент находится в изолированном от света и звука помещении, глаза его закрыты.Работающие электроды подсоединяют на затылочной области, опорными электродами обычно бывают ушные или лобные. Для получения удовлетворительной картины вызванных потенциалов достаточно провести от 50 до 100 стимулирований.Ответом на внешний раздражитель будет череда колебаний – позитивных и негативных – с одинаковой латентностью.
  2. Реакция на смену шахматного паттерна. Испытуемые наблюдает частую смену клеток – черных и белых. Крупными клетками стимулируется периферическое зрение, мелкие клетки мобилизуют центральное. Чтобы выделить вызванные потенциалы, необходимо сделать 100 – 200 внешних раздражений.

Интерпретация результатов

Для анализа берутся значения: N75; P10; N145. Индекс N означает самый низкий уровень (пик) импульса; P – самый высокий. Цифры 75, 100, 145 означают латентность (длительность) каждого пика.

  • увеличение латентности (из-за нарушения скорости прохода импульсов по зрительным нервам;
  • нарушение симметрии, когда показания с правого и левого глаза отличаются (из-за поражения участка коры мозга);
  • изменение амплитуды, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Особенно важен для правильного диагноза показатель Р100.

Стволовые вызванные потенциалы на акустическую стимуляцию

Слуховые вызванные потенциалы — это ответ слухового нерва и участков головного мозга (его стволовой части) на слуховые раздражения.Самыми распространенными во врачебной деятельности являются коротколатентные акустической стимуляцией вызванные потенциалы– КАСВП.Звуковой сигнал на своем пути проходит 5 «станций» — отделов центральной нервной системы. Каждый из этих центров отвечает на раздражение амплитудой колебаний биоэлектрического поля с позитивными (Р) и негативными (N) пиками.Всплески амплитуд производятся нервными центрами в таком порядке: I.слуховой нерв → II. кохлеарное ядро →III. олива →IV. латеральная петля →V.нижнее двухолмие и кора головного мозга.

Путь передачи сигнала слухового анализатора проходит по стволовому отделу головного мозга, который связан с жизненно важными функциями организма и его познавательными возможностями. Поэтому КАСВП применяют при оценке состояния тяжелых больных, находящихся в коме, а также при оценке интеллектуальной деятельности человека.Методика КАСВП состоит в использовании стимуляции короткими щелчками сначала на одно ухо, потом на другое. Длительность звука – 0.1 миллисекунды, частота – 10 щелчков в секунду.Для фиксации вызванного потенциала активный электрод помещают на темя, контрольный – на мочку уха, воспринимающего раздражитель, заземление – на противоположное ухо.Для точного вывода КАСВП из общего фона ЭЭГ число стимулирующих сигналов должно быть около 3000 с двукратным усреднением. В результате получится график волнообразной функции с пятью положительными и отрицательными пиками.

Интерпретация результатов

Отсутствие волн или наличие только одной амплитуды вместо пяти говорит об угнетении жизненных центров и дает плохой прогноз для дальнейшей жизни.

  • интервал между I, II и III пиками увеличен;
  • амплитуда III стала меньше;
  • изменились волны II, IV, V центров.

Недавние исследования установили, что компонент III графика вызванных потенциалов слухового анализатора – Р300 (Р – обозначение положительного пика, 300 – латентный период) связан с познавательными вызванными потенциалами.Уменьшение амплитуды Р300 и удлинение её латентного периода могут свидетельствовать о болезнях интеллектуальной сферы: шизофрения, слабоумие, аутизм, паркинсонизм, болезнь Альцгеймера.Анализ слуховых вызванных потенциалов незаменим при поиске причин нарушений речи и слуха у детей, т.к. позволяют установить, на какой стадии передачи звукового сигнала происходит сбой: или это периферическое нарушение, или поражение ЦНС.

Соматосенсорные вызванные потенциалы

Если зрительные и слуховые вызванные потенциалы касались только отделов головного и мозга и его ствола, то соматосенсорные вызывают реакцию периферических отделов ЦНС.

Стимулирующий импульс на своем пути раздражает многие нервные центры и позволяет диагностировать их работу. Этот метод способен дать общую картину нарушений работы центральной нервной системы.ССВП назначается для уточнения диагноза и степени тяжести заболевания; для контроля эффективности лечения; составления прогноза развития заболевания.

  1. Срединный нерв на лучезапястном суставе, принимая импульс, передает его в точку над плечевым сплетением (здесь ставится 1-й регистрирующий электрод); далее следует точка над седьмым шейным позвонком (2-й электрод); лобная область; симметричные точки по обеим сторонам темени проецируют центры управления правой и левой рукой в коре головного мозга. Ответная реакция регистрируемых нервных центров на графике будет обозначена символами: N9 (отклик плечевого сплетения)→ N11 (шейный отдел спинного мозга) → N29 – P25 (кора головного мозга).
  2. Большеберцовый нерв на голеностопном суставе→поясничный отдел позвоночника →шейные отделы позвоночника →лобная часть →темя (проекция центра коры, управляющего нижними конечностями). Это 2-й путь ССВП.

Соответствующие реакции выделяются методом суммации и усреднения из общей картины ЭЭГ на основе 500 – 1000 электрических импульсов.

Снижение амплитуды компонентов ССВП указывает на патологию нервных центров в этом месте или ниже его уровня; увеличение латентного периода говорит о повреждении волокон нервов, передающих импульс (демиелинизирующий процесс), отсутствие реакции в коре головного мозга при наличии компонентов ССВП в периферических центрах нервной системы диагностирует смерть мозга.В заключение надо заметить, что метод вызванных потенциалов в первую очередь должен работать для ранней диагностики детских болезней и отклонений в развитии, когда правильным лечением можно свести негативные явления к минимуму. Поэтому родителям полезно знать о его возможностях и взять на вооружение в борьбе за здоровье своих детей.

Заказать звонок

Зрительным анализатором называют систему нервных центров мозга, рецепторов и соединяющих их путей, основное предназначение которой кроется в восприятии зрительных раздражений с последующей их трансформацией в нервные импульсы и передачей в корковые центры мозга, где происходит формирование зрительного ощущения, в анализе и синтезе зрительных раздражений. К системе зрительного анализатора относятся еще центры и пути, которые обеспечивают движения глаз и реакции зрачка на световое раздражение рефлекторного характера.

Благодаря зрительному анализатору можно осуществить прием и последующий анализ информации, находящейся в световом диапазоне — 760 нм. Это физиологическая основа формирования зрительного образа. Сфера возможностей анализатора определяется его пространственными, энергетическими, информационными и временными характеристиками.

Интенсивность (мощность) световых сигналов, которые воспринимает глаз, определяет энергетические характеристики. Сюда относятся цветоощущение, контраст и диапазон воспринимаемых яркостей. Воспринимаемые глазом размеры предметов и их размещение в пространстве относительно друг друга определяют пространственные характеристики зрительного анализатора. Сюда относятся: поле зрения, его острота, объем зрительного восприятия.

Время, которое требуется для появления зрительного ощущения при определенных условиях, определяет временные характеристики. Сюда относят длительность инерции ощущения, скрытый (латентный) период зрительной реакции, критическую частоту слияния мельканий, длительность информационного поиска, время адаптации.

Ключевая информационная характеристика зрительного анализатора – пропускная способность (максимальное количество информации), которое он способен обработать за одну единицу времени. Возможности анализатора не безграничны, после интенсивной работы ему требуется определенная разгрузка.

Сетчатку глаза, воспринимающая свет, в функциональном отношении можно разделить на центральную (так называемую область желтого пятна) и периферическую (оставшаяся поверхность сетчатки). Первая определяет |центральное зрение, позволяющее четко рассматривать маленькие детали предметов, и периферическое, воспринимающее форму предмета менее четко; оно позволяет ориентироваться в пространстве.

Большая часть колбочек находится в районе желтого пятна, они способствуют обеспечению дневного (фотопического) зрения, участвуют в четком восприятии формы, деталей предмета и цвета. Палочки характеризуются довольно высокой световой чувствительностью и обеспечивают скотопическое зрение (ночное восприятие предметов)или мезопическое зрение (в сумерки).

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации