глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 8

Симптомы болезни – нарушения зрительного анализатора

Перейти к: навигация, поиск

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР — сложная система оптических и глазодвигательных центров и их связей, обеспечивающая восприятие, анализ и интеграцию зрительных раздражений.

3. а. состоит из периферического отдела, включающего фоторецепторный аппарат сетчатки глаза, зрительный нерв и зрительный тракт (см. Глаз, Зрительные центры, пути, Зрительный нерв), и центрального (мозгового) отдела, объединяющего подкорковые и стволовые центры, а также зрительную область коры полушарий большого мозга. Подкорковыми образованиями 3. а. являются латеральное коленчатое тело и подушка таламуса (см. Таламус), верхние холмики крыши среднего мозга — четверохолмия (см.). Зрительная область коры больших полушарий состоит из первичного воспринимающего 17 поля (area striata) и вторичных (экстрастриарных) 18 и 19 полей (см. Архитектоника коры головного мозга, Головной мозг, Кора головного мозга).

3. а. представляет собой часть целостной функциональной системы, связанной со многими другими образованиями мозга, ответственными за сложные формы связи зрительной и других видов информации, лежащих в основе зрительного узнавания, или гнозиса (см. Агнозия), а также сохранения и поддержания позы на основе зрительного восприятия. Сочетанная деятельность 3. а. обеспечивается широкой системой его связей с ретикулярной формацией ствола мозга, гипоталамусом, различными областями коры головного мозга. В акте зрения участвуют теменная, височная, моторная, лобная, лимбическая и другие области коры головного мозга. Характер участия каждой из этих структур достаточно специфичен, что способствует обеспечению огромного диапазона изменений чувствительности 3. а. в зависимости от степени освещенности, расстояния до определенного предмета, биол, значимости раздражителя и других условий. Особенно демонстративно это проявляется при так наз. ориентировочном рефлексе (см. Ориентировочно-исследовательская реакция), обусловленном включением прежде всего ретикулярной формации. Важная, хотя еще и мало изученная, роль в регуляции деятельности 3. а. принадлежит его многочисленным кортико-фугальным связям.

3. а. играет огромную роль в жизни большинства животных и человека, обеспечивая восприятие информации о разнообразных предметах и свойствах окружающей среды — освещенности, форме, величине, цвете, направлении движения, о расстоянии до предмета и его пространственных соотношениях с другими предметами. Зрительное восприятие является сложным процессом, формирующимся как за счет импульсов от действия света на фоторецепторы сетчатки глаза, так и в результате проприоцептивных раздражений его двигательного аппарата — мышц глазного яблока, радужки, аккомодационной (ресничной) мышцы.

Центральным отделам 3. а. свойственно слоистое расположение нейронов, аналогичное воспринимающей поверхности сетчатки глаза (см. Сетчатка). Число нервных элементов и их взаимосвязей прогрессивно увеличивается от периферии к центральным отделам 3. а. Принцип прогрессивной дивергенции зрительных импульсов сочетается с принципом конвергенции зрительного возбуждения от нейронов сетчатки обоих глаз (бинокулярное взаимодействие) на одних и тех же нейронных комплексах — прежде всего в корковом отделе З.а.

Для 3. а. характерна также ретинотопическая проекция, когда определенные точки сетчатки проецируются на соответствующие отделы разных уровней зрительного анализатора. В поле 17 осуществляется пространственная непрерывность этих проекций; менее четкий характер проекций имеет место и в экстрастриарных зрительных полях (18 и 19). Светооптический отдел 3. а.— сложная многоканальная система, каждый из каналов к-рой должен иметь свою функциональную специфику. Восприятие относительно простых свойств зрительных сигналов осуществляется с помощью рецептивных зон, организованных в системы вертикально расположенных комплексов (столбиков) корковых нейронов 17 поля. Более сложные комплексы зрительных сигналов воспринимаются рецептивными полями 18 и 19.

Частичное повреждение стриарной коры или разрыв ее некоторых афферентных связей с латеральным коленчатым телом сопровождается выпадением той или иной части поля зрения (см. Скотома). При повреждении одного из полушарий большого мозга происходит выпадение половины поля зрения (см. Гемианопсия). При этом часть центрального зрения сохраняется, и у больных наблюдается тенденция дополнять до целого знакомые объекты, попадающие на их «слепое» поле.

Двустороннее разрушение коркового отдела 3. а. у высших млекопитающих (собак, обезьян) или обширные повреждения затылочной доли у человека приводят к потере предметного зрения при сохранении способности различать интенсивность освещения, а также, возможно, и контуры предметов. Эти свойства зрительного восприятия являются прерогативой подкорковых и стволовых отделов 3. а.

Центральные двигательные механизмы зрительного восприятия — механизм координации движений глазных яблок, конвергенции зрительных осей, рефлекторной регуляции диаметра зрачка — обеспечивают согласованную работу 3. а. в целом. Особая роль в этих механизмах принадлежит верхним холмикам крыши среднего мозга, претектальной области, корковым центрам движения глаз, а также ядрам и проводникам глазодвигательных нервов. Аппарат глазодвигательной функции, т. о., в основном структурно обособлен от светооптического отдела 3. а.

Значение 3. а. для различных представителей животного мира далеко не однозначно и зависит от их образа жизни. Такие особенности зрения, как его острота, различение цветов, ночное или дневное зрение и прочее, отразились определенным образом на структуре и химизме периферических и центральных отделов 3. а. Острое зрение и способность к различению цветов характерны для большинства птиц и многих приматов, у собак эта особенность выражена слабее. Различительные возможности 3. а. у человека достаточно высоки в отношении цвета, яркости и формы предметов. Особенно развита у человека по сравнению с животными способность к сложнейшему синтезу зрительного и других восприятий, сформировавшаяся в процессе длительного социального развития — в результате трудовой деятельности и членораздельной речи.

Нарушение функции 3. а.— см. Зрение, патология.

Библиография: Кононова Е. П. Анатомия и физиология затылочных долей, М., 1926; СкребицкийВ. Г. Регуляция проведения возбуждения в зрительном анализаторе, М., 1977; Сомьен Дж. Кодирование сенсорной информации в нервной системе млекопитающих, пер. с англ., М., 1975; Физиология сенсорных систем, под ред. А. С. Батуева, Л., 1976; Ш к о л ь н и к-Я p р о с Е. Г. Нейроны и межнейронные связи, зрительный анализатор, Л., 1965.

О. С. Адрианов.

Категория: Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание

Рекомендуемые статьи

image

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Вход / регистрация Версия для слабовидящих

Показать все Электронная медицинская библиотека “Консультант врача” Медицинские специальности Акушерство и гинекология (255) Аллергология и иммунология (48) Анестезиология-реаниматология (107) Бактериология (10) Вирусология (14) Гастроэнтерология (88) Гематология (32) Генетика (21) Гериатрия (16) Гигиена детей и подростков (9) Гигиена питания (8) Гигиена труда (6) Гигиеническое воспитание (2) Дезинфектология (5) Дерматовенерология (74) Детская кардиология (14) Детская онкология (7) Детская урология-андрология (3) Детская хирургия (39) Детская эндокринология (7) Диетология (20) Инфекционные болезни (85) Кардиология (142) Клиническая лабораторная диагностика (38) Клиническая фармакология (56) Колопроктология (9) Косметология (11) Лабораторная генетика (4) Лечебная физкультура и спортивная медицина (29) Мануальная терапия (7) Медико-социальная экспертиза (3) Неврология (147) Нейрохирургия (50) Неонатология (43) Нефрология (32) Общая врачебная практика (семейная медицина) (457) Общая гигиена (5) Онкология (111) Организация здравоохранения и общественное здоровье (152) Ортодонтия (7) Остеопатия (4) Оториноларингология (60) Офтальмология (63) Паразитология (3) Патологическая анатомия (39) Педиатрия (268) Пластическая хирургия (9) Профпатология (10) Психиатрия (72) Психиатрия-наркология (20) Психотерапия (38) Пульмонология (69) Радиационная гигиена (3) Радиология (22) Радиотерапия (8) Ревматология (33) Рентгенология (79) Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение (6) Рефлексотерапия (2) Санитарно-гигиенические лабораторные исследования (1) Сексология (6) Сердечно-сосудистая хирургия (24) Скорая медицинская помощь (60) Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы (9) Стоматология детская (25) Стоматология общей практики (64) Стоматология ортопедическая (25) Стоматология терапевтическая (32) Стоматология хирургическая (28) Судебно-медицинская экспертиза (9) Судебно-психиатрическая экспертиза (7) Сурдология-оториноларингология (7) Терапия (361) Токсикология (8) Торакальная хирургия (15) Травматология и ортопедия (66) Трансфузиология (22) Ультразвуковая диагностика (24) Управление сестринской деятельностью (15) Управление и экономика фармации (8) Урология (85) Фармацевтическая технология (21) Фармацевтическая химия и фармакогнозия (12) Фармация (13) Физиотерапия (26) Фтизиатрия (24) Функциональная диагностика (27) Хирургия (190) Челюстно-лицевая хирургия (27) Эндокринология (139) Эндоскопия (14) Эпидемиология (12) НастроитьВсе

  • Вы можете перейти на главную страницу
  • Перейти к интересующей Вас дисциплине в боковой панели
  • Или что-то найти, с помощью поисковой строки

Спасибо за Ваш выбор!

Posted at 14:59h   Проблематика зрения Зрительный анализатор состоит из глазного яблока, строение которого схематично представлено на рис. 1, проводящих путей и зрительной коры головного мозга. Рис.1.  Схема строения глаза  1 — склера,  2 — сосудистая оболочка,  3 — сетчатка,  4 — роговица,  5 — радужка,  6 — ресничная мышца,  7 — хрусталик,  8 — стекловидное тело,  9 — диск зрительного нерва, 10 — зрительный нерв, 11 — желтое пятно.     Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц. Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая — вверх и вниз, а третья вращает его относительно оптической оси. Сами глазодвигательные мышцы управляются сигналами, поступающими из мозга. Эти три пары мышц служат исполнительными органами, обеспечивающими автоматическое слежение, благодаря чему глаз может легко сопровождать взором всякий движущийся вблизи и вдали объект (рис. 2). Рис.2.  Мышцы глаза 1 — наружная прямая; 2 — внутренняя прямая; 3 — верхняя прямая; 4 — мышца, поднимающая верхнее веко; 5 — нижняя косая мышца; 6 — нижняя прямая мышца.     Глаз, глазное яблоко имеет почти шаровидную форму примерно 2,5 см в диаметре. Он состоит из нескольких оболочек, из них три — основные:     склера — внешняя оболочка,     сосудистая оболочка — средняя,     сетчатка — внутренняя.     Склера имеет белый цвет с молочным отливом, кроме передней ее части, которая прозрачна и называется роговицей. Через роговицу свет поступает в глаз. Сосудистая оболочка, средний слой, содержит кровеносные сосуды, по которым кровь поступает для питания глаза. Прямо под роговицей сосудистая оболочка переходит в радужную оболочку, которая и определяет цвет глаз. В центре ее находится зрачок. Функция этой оболочки — ограничивать поступление света в глаз при его высокой яркости. Это достигается сужением зрачка при высокой освещенности и расширением — при низкой. За радужной оболочкой расположен хрусталик, похожий на двояковыпуклую линзу, который улавливает свет, когда он проходит через зрачок и фокусирует его на сетчатке. Вокруг хрусталика сосудистая оболочка образует ресничное тело, в котором заложена мышца, регулирующая кривизну хрусталика, что обеспечивает ясное и четкое видение разноудаленных предметов. Достигается это следующим образом (рис.3). Рис.3.  Схематическое представление механизма аккомодации слева — фокусировка вдаль; справа — фокусировка на близкие предметы.     Хрусталик в глазу «подвешен» на тонких радиальных нитях, которые охватывают его круговым поясом. Наружные концы этих нитей прикрепляются к ресничной мышце. Когда эта мышца расслаблена (в случае фокусировки взора на удаленном предмете), то кольцо, образуемое ее телом, имеет большой диаметр, нити, держащие хрусталик, натянуты, и его кривизна, а следовательно и преломляющая сила, минимальна. Когда же ресничная мышца напрягается (при рассматривании близко расположенного объекта), ее кольцо сужается, нити расслабляются, и хрусталик становится более выпуклым и, следовательно, более сильно преломляющим. Это свойство хрусталика менять свою преломляющую силу, а вместе с этим и фокусную точку всего глаза, называется аккомодацией.     Лучи света фокусируются оптической системой глаза на особом рецепторном (воспринимающем) аппарате — сетчатой оболочке. Сетчатка глаза — передний край мозга, исключительно сложное как по своей структуре, так и по функциям образование. В сетчатке позвоночных обычно различают 10 слоев нервных элементов, связанных между собой не только структурно-морфологически, но и функционально. Главным слоем сетчатки является тонкий слой светочувствительных клеток — фоторецепторов. Они бывают двух видов: отвечающие на слабый засвет (палочки) и отвечающие на сильный засвет (колбочки). Палочек насчитывается около 130 миллионов, и они расположены по всей сетчатке, кроме самого центра. Благодаря им обнаруживаются предметы на периферии поля зрения, в том числе при низкой освещенности. Колбочек насчитывается около 7 миллионов. Они расположены главным образом в центральной зоне сетчатки, в так называемом «желтом пятне». Сетчатка здесь максимально утончается, отсутствуют все слои, кроме слоя колбочек. «Желтым пятном» человек видит лучше всего: вся световая информация, попадающая на эту область сетчатки, передается наиболее полно и без искажений. В этой области возможно лишь дневное, цветное зрение, при помощи которого воспринимаются цвета окружающего нас мира.     От каждой светочувствительной клетки отходит нервное волокно, соединяющее рецепторы с центральной нервной системой. При этом каждую колбочку соединяет свое отдельное волокно, тогда как точно такое же волокно «обслуживает» целую группу палочек.     Под воздействием световых лучей в фоторецепторах происходит фотохимическая реакция (распад зрительных пигментов), в результате которой выделяется энергия (электрический потенциал), несущая зрительную информацию. Эта энергия в виде нервного возбуждения передается в другие слои сетчатки — на клетки-биполяры, а затем на ганглиозные клетки. При этом, благодаря сложным соединениям этих клеток, происходит удаление случайных «помех» в изображении, усиливаются слабые контрасты, острее воспринимаются движущиеся предметы. Нервные волокна со всей сетчатки собираются в зрительный нерв в особой области сетчатки — «слепом пятне». Оно расположено в том месте, где зрительный нерв выходит из глаза, и все, что попадает на эту область, исчезает из поля зрения человека. Зрительные нервы правой и левой стороны перекрещиваются, причем у человека и высших обезьян перекрещиваются лишь половина волокон каждого зрительного нерва. В конечном счете вся зрительная информация в кодированном виде передается в виде импульсов по волокнам зрительного нерва в головной мозг, его высшую инстанцию — кору, где и происходит формирование зрительного образа (рис. 4). Рис.4.  Схема строения зрительного анализатора  1 — сетчатка,  2 — неперекрещенные волокна зрительного нерва,  3 — перекрещенные волокна зрительного нерва,  4 — зрительный тракт,  5 — наружнее коленчатое тело,  6 — radiatio optici, 7 — lobus opticus, Окружающий нас мир мы видим ясно, когда все отделы зрительного анализатора «работают» гармонично и без помех. Для того, чтобы изображение было резким, сетчатка, очевидно, должна находиться в заднем фокусе оптической системы глаза. Различные нарушения преломления световых лучей в оптической системе глаза, приводящие к расфокусировке изображения на сетчатке, называются аномалиями рефракции (аметропиями). К ним относятся близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), возрастная дальнозоркость (пресбиопия) и астигматизм (рис. 5).       Рис.5.  Ход лучей при различных видах клинической рефракции глаза a — эметропия (норма); b — миопия (близорукость); c — гиперметропия (дальнозоркость); d — астигматизм.     Близорукость (миопия) — большей частью наследственно обусловленное заболевание, когда в период интенсивной зрительной нагрузки (учебы в школе, институте) вследствие слабости цилиарной мышцы, нарушения кровообращения в глазу происходит растяжение плотной оболочки глазного яблока (склеры) в передне-заднем направлении. Глаз вместо шаровидной приобретает форму эллипсоида. Вследствие такого удлинения продольной оси глаза изображения предметов фокусируется не на самой сетчатке, а перед ней, и человек стремится все приблизить к глазам, пользуется очками с рассеивающими («минусовыми») линзами для уменьшения преломляющей силы хрусталика. Близорукость неприятна не тем, что требует ношения очков, а тем, что при прогрессировании заболевания возникают дистрофические очаги в оболочках глаза, приводящие к необратимой, некорригируемой очками потере зрения. Чтобы этого не допустить, нужно соединить опыт и знания врача-окулиста с настойчивостью и волей пациента в вопросах рационального распределения зрительной нагрузки, периодического самоконтроля за состоянием своих зрительных функций.     Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние — особенность строения глазного яблока: это либо короткий глаз, либо глаз со слабой оптикой. Лучи при этом состоянии собираются за сетчаткой. Для того, чтобы такой глаз хорошо видел, перед ним нужно поместить собирающие — «плюсовые» очки. Это состояние может долго «скрываться» и проявиться в 20-30 лет и более позднем возрасте; все зависит от резервов глаза и степени дальнозоркости.     Правильный режим зрительного труда и систематические тренировки зрения позволят значительно отодвинуть срок проявления дальнозоркости и пользования очками. Пресбиопия (возрастная дальнозоркость). С возрастом сила аккомодации постепенно падает, за счет уменьшения эластичности хрусталика и цилиарной мышцы. Наступает состояние, когда мышца уже неспособна к максимальному сокращению, а хрусталик, потеряв эластичность, не может принять максимально шаровидную форму — в результате человек теряет возможность различать мелкие, близко расположенные предметы, стремится отодвинуть книгу или газету от глаз (чтобы облегчить работу цилиарных мышц). Для коррекции этого состояния назначаются очки для близи с «плюсовыми» стеклами. При систематическом соблюдении режима зрительного труда, активном занятии тренировкой глаз можно значительно отодвинуть время пользования очками для близи на многие годы.     Астигматизм — особый вид оптического строения глаза. Явление это врожденного или, большей частью приобретенного характера. Обусловлен астигматизм чаще всего неправильностью кривизны роговицы; передняя поверхность ее при астигматизме представляет собой не поверхность шара, где все радиусы равны, а отрезок вращающегося эллипсоида, где каждый радиус имеет свою длину. Поэтому каждый меридиан имеет особое преломление, отличающееся от рядом лежащего меридиана. Признаки болезни могут быть связаны с понижением зрения как вдаль, так и вблизь, снижением зрительной работоспособности, быстрой утомляемостью и болезненными ощущениями при работе на близком расстоянии.     Итак, мы видим, что наш зрительный анализатор, наши глаза — это исключительно сложный и удивительный дар природы. Весьма упрощенно можно сказать, что глаз человека — это, в конечном счете, прибор для приема и переработке световой информации и его ближайшим техническим аналогом является цифровая видеокамера. Относитесь к своим глазам бережно и внимательно, так же бережно, как Вы относитесь к своим дорогим фото- и видеоустройствам!     Главное — научиться систематически самостоятельно контролировать состояние своих зрительных функций. Главная Поиск

Различные способы поиска

Поиск по базе данных: Научные статьи Видеоматериалы

Поиск Яндексом по сайту

Репозиторий OAI—PMH

Репозиторий Российская Офтальмология Онлайн по протоколу OAI-PMH

Конференции

Офтальмологические конференции и симпозиумы

Видео

Видео докладов

Поздравляем–> –> Онлайн трансляцииXIX Конгресс Российского глаукомного общества 3-4 Декабря 2021 9:00

  • Партыкевич Наталья Викторовна
  • Пидник Светлана Владимировна, учитель биологии

Разделы: Физика, Биология

Цель урока: изучить строение и функционирование зрительного анализатора, дефекты зрения и методы их коррекции. Задачи: Образовательные:

  • расширить представление о зрительном анализаторе;
  • рассмотреть особенности его функционирования;
  • изучить отделы зрительного анализатора;
  • изучить нарушения функциональной деятельности оптической системы глаза;
  • изучить особенности формирования зрительного ощущения;
  • изучить оптическую систему глаза, ознакомить учащихся с процессом зрительного восприятия; ¦ провести аналогию между строением глаза и фотоаппарата;
  • формирование умения использовать полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развивать умение работать с текстом и иллюстрациями; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать развитие памяти, мышления, внимания;
  • продолжать развивать навык работы с компьютером и интерактивной доской;
  • формировать научное мировоззрение;
  • развивать познавательный интерес к таким предметам как физика и биология;
  • развитие навыков и умений анализировать и обобщать, развитие самостоятельности мышления и интеллекта; грамотной устной речи.

Воспитательные:

  • формирование культуры речи;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
  • воспитание мировоззренческих понятий; познаваемость окружающего мира и человека;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления с использованием ИКТ. Продолжительность урока: 45 минут. Материалы и оборудование к уроку: компьютер, интерактивная доска HITACHI, мультимедийный проектор, презентация к уроку (в программе Power Point – 10 слайдов), иллюстрации, рабочие листы. Таблицы “Зрительный анализатор, разборная модель глаза. Ключевые слова и понятия: зрительный анализатор, орган зрения, близорукость, дальнозоркость, коррекция зрения, аккомодация, бионика, цифровой и линзовый фотоаппарат. Структура урока I. Организационный момент – 1 мин. II. Актуализация знаний – 5 мин. III.Изучение нового материала с поэтапным закреплением – 25 мин. IV. Закрепление –10 мин. V. Домашнее задание – 2 мин. VI. Итоги урока – 2 мин.

Ход урока

Содержание урока Методы и средства обучения
I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, информация по оформлению и заполнению рабочих листов (запись в листах Ф.И. учащихся).

 
Вступительное слово учителя.
III. Изучение нового материала с поэтапным закреплением.

Итак, тема нашего урока

“Зрительный анализатор. Дефекты зрения и их коррекция. Оптические приборы”.

90 % информации об окружающем мире человек получает через глаза. Итак, сегодня мы поговорим о зрении. И об оптическом приборе, который позволяет нам видеть окружающий мир во всей его красоте!

Анализатор (сенсорная система) – система, обеспечивающая восприятие, переработку и передачу информации о явлениях внутренней и внешней среды.

Любой анализатор представляет собой систему, состоящую из 3 звеньев (отделов).

Строение зрительного анализатора

  1. Периферический отдел —> рецепторы.
  2. Проводниковый отдел —> нервные пути.
  3. Центральный отдел —> кора головного мозга (затылочная доля).

Глаз (орган зрения) – это парный орган, который состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Части анализатора

Строение Функции
Вспомогательный аппарат глаза
Брови Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза Отводят пот со лба
Веки Кожные складки Защищают от пыли, снега, дождя, солнечного света
Ресницы Волосы, находящиеся на свободных краях верхнего и нижнего век Защищают от пыли, снега, дождя.
Слезный аппарат Образован слезными железами и слезовыводящими путями Смачивание, очищение и дезинфицирование глаз.
Двигатель-ный аппарат Шесть поперечно-полосатых мышц, которые произвольно сокращаются Движение глазного яблока.
Периферический отдел. Строение глазного яблока
Белочная оболочка – склера Внешняя соединительнотканная плотная, оболочка Защита от химических и механических повреждений
Роговица Прозрачная часть белочной оболочки Преломляет свет
Водяниста влага Прозрачная жидкость за роговицей Пропускает свет
Сосудистая оболочка Срединная оболочка. Образована сетью кровеносных сосудов Обеспечивает питание тканей глаза и поглощает световые лучи
Радужная оболочка Передняя часть сосудистой оболочки Содержит пигмент от которого зависит цвет глаз
Зрачок Отверстие в центре радужной оболочки Регулирует количество света
Хрусталик Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза с мышцами Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией
Стекловидное тело Прозрачное студенистое вещество, заполняющее все внутреннее пространство глазного яблока. Поддерживает внутриглазное давление и пропускает лучи света.
Сетчатка Внутренняя оболочка. Состоит из колбочек (рецепторов цветного зрения) и палочек (рецепторов сумеречного черно-белого зрения. Есть желтое и слепое пятно. Обеспечивает восприятие света и преобразование его в нервные импульсы
Проводниковая часть
Глазной нерв Нервные волокна Проводник нервных импульсов
Центральная часть
Зрительная зона коры больших полушарий Нейроны Формирование зрительного образа

Итак, мы с вами выяснили, какое строение имеет зрительный анализатор. А теперь давайте рассмотрим, как формируется изображение.

Изображение на сетчатке глаза является перевернутым. Первым, кто доказал это, построив ход лучей в оптической системе глаза был Иоганн Кеплер. Чтобы проверить этот вывод, французский ученый Рене Декарт вял глаз быка и, соскоблив с его задней стенки непрозрачный слой, поместил в отверстии, проделанном в оконной ставне. И тут же на полупрозрачной стенке глазного дна он увидел перевернутое изображение картины, наблюдавшейся из окна.

В 1896 г. американский психолог Дж. Стреттон поставил на себе эксперимент. Он надел специальные очки, благодаря которым на сетчатке глаза изображения окружающих предметов оказывались не обратными, а прямыми. И что же? Мир в сознании Стреттона перевернулся. Все предметы он стал видеть вверх ногами. Из-за этого произошло рассогласование в работе глаз с другими органами чувств. У ученого появились симптомы морской болезни. В течение трех дней он ощущал тошноту. Однако на четвертые сутки организм стал приходить в норму, а на пятый день Стреттон стал чувствовать себя так же, как и до эксперимента. Мозг ученого освоился с новыми условиями работы, и все предметы он снова стал видеть прямыми. Но, когда он снял очки, все опять перевернулось. Уже через полтора часа зрение восстановилось, и он снова стал видеть нормально. Любопытно, что подобная приспосабливаемость характерна лишь для человеческого мозга.

Вопрос классу: Почему же мы тогда видим все предметы такими, как они есть, то есть не перевернутыми? Предположительный ответ учащихся: Дело в том, что процесс зрения непрерывно корректируется мозгом, получающим информацию не только через глаза, но и через другие органы чувств. Дефекты зрения

У человека, как и у других позвоночных зрение обеспечивается двумя глазами. Глаз как биологическое оптическое устройство проецирует изображение на сетчатке, там предварительно обрабатывает его и передаёт в мозг, который окончательно интерпретирует содержание зрительного образа, в соответствии с психологическими установками наблюдателя и его жизненным опытом. Благодаря аккомодации, изображение рассматриваемых предметов получается как раз на сетчатке глаза. Это выполняется, если глаз нормальный. Глаз называется нормальным, если он в ненапряжённом состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке. Наиболее распространены два недостатка глаза – близорукость и дальнозоркость.

Потеря зрения и дефекты зрения вызывают перестройку всех систем организма, тем самым формируя у человека особое восприятие и мироощущение.

Близорукость – дефект зрения, при котором человек четко видит объекты вблизи, в то время как далекие предметы кажутся размытыми. При близорукости, образ далеко находящегося предмета формируется перед сетчаткой, а не на самой сетчатке. Следовательно, близорукий человек при этом хорошо видит вблизи, но плохо видит объекты вдали.

Изображение фокусируется перед сетчаткой

Близоруким называется такой глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит внутри глаза. Близорукость может быть обусловлена большим удалением сетчатки от хрусталика по сравнению с нормальным глазом.

Коррекция близорукости

Этот дефект может быть исправлен с помощью вогнутых контактных линз или очков. Вогнутая линза соответствующей мощности или фокусному расстоянию и в состоянии перенести образ объекта обратно на сетчатку глаза.

Дальнозоркость – это общее название для дефектов зрения, при которых человек видит вблизи предметы расплывчато, с затуманенным зрением, а удаленные объекты видятся хорошо. В этом случае изображение также как и при близорукости формируется за сетчаткой.

Изображение фокусируется за сетчаткой

Дальнозорким называется глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит за сетчаткой. Дальнозоркость может быть обусловлена тем, что сетчатка расположена ближе к хрусталику по сравнению с нормальным глазом. Изображение предмета получается за сетчаткой такого глаза. Если предмет удалить от глаза, то изображение попадает на сетчатку.

Коррекция дальнозоркости

Этот недостаток может быть исправлен с помощью выпуклых контактных линз или очков соответствующих фокусным расстояниям.

Итак, для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми, рассеивающими линзами. Если, например, человек носит очки, оптическая сила которых равна -0,5 дптр или -2 дптр, -3,5 дптр, то значит он близорукий.

В очках для дальнозорких глаз используют выпуклые, собирающие линзы. Такие очки могут иметь, например, оптическую силу +0,5 дптр, +3 дптр, +4,25 дптр.

Люди и животные имеют высокоразвитые органы чувств. Для того, чтобы полученная информация хорошо передавалась и обрабатывалась, необходим совершенный аппарат нервов. Во многих случаях техника заимствует определенные принципы действия нервной системы. Поэтому для создания точных инструментов и аппаратов приходит на помощь природа. Бионика – это прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы.

Фотоаппараты:

Темы докладов учащихся:  

Запись темы урока на доске и в тетради.

Формулировка и запись определения в рабочем листе.

Задания №1 в рабочем листе.

Формулировка определения.

Выполнение задания №3 в рабочем листе.

Объяснения учителя биологии.

Поэтапное заполнение таблицы в рабочем листе.

Задание №2.

Рассказ учителя физики.

Вопрос классу.

Рассказ учителя физики.

Поэтапное выполнение задания №4 в рабочем листе.

Выполнение задания №5 в рабочем листе

Выполнение задания №6 в рабочих листах

Доклады учащихся

IV. Закрепление.1. Тестирование.

Выберите правильные ответы:

1. Центральным звеном анализатора является:

2. Периферическое звено анализатора:

3. Какая часть глаза является двояковыпуклой линзой?

4. На какой части глаза образуется изображение предмета?

5. Какой прибор дает действительное, уменьшенное и обратное изображение рассматриваемого предмета.

6. Оптическая система глаза строит изображение перед сетчаткой. Какой это дефект зрения?

7. Какие линзы нужны для очков при близорукости?

8. Оптическая система глаза строит изображение за сетчаткой. Какой это дефект зрения?

9. Какие линзы нужны для очков при дальнозоркости?

Ответы на тестовые задания: Критерии оценок: 2. Решение биологических задач. Задача №1.

Человек ночью вышел из освещенного помещения на улицу, в кромешную темноту, где ничего не было видно. Однако через некоторое время он стал различать очертания домов, деревьев и кустов, а потом увидел тропинку. Дайте объяснение этому явлению.

Правильный ответ: В условиях хорошего освещения человек воспринимает световое изображение колбочками, в темноте цветное восприятие затухает, и действуют палочки – клетки “ночного” зрения, которые обладают высокой чувствительностью. Приспособление (адаптация) к темноте происходит не сразу, и необходимо время для восстановления зрительного пигмента (родопсина), так как при дневном зрении в палочках его нет. Задача № 2.

Есть люди, которые утверждают, что им доводилось наблюдать “видения”, однако современная наука доказывает, что никаких “ведений” не существует. Объясните с научной точки зрения, возможны ли подобные явления.

Правильный ответ: Возникновение ведений связано с определенным психическим состоянием человека, когда под влиянием психического напряжения (вечером в заброшенном парке, темной улице), или внушения (рассказ о страшном), или действия веществ (ядов), в зрительных зонах коры больших полушарий возникает сильное возбуждение. Это приводит к возникновению зрительных образов (ведений). Палочки и колбочки сетчатки при этом не возбуждаются, так как в реальности объекта не существует.  

Выполнение тестовых заданий, с последующей взаимопроверкой.

Решение биологических задач.

V. Домашнее задание.1. Обязательное:

  • по биологии:§ 48
  • по физике: Дополнительный материал для чтения параграф 5, 6,7

(по учебнику Перышкина А.В.)

2. Познавательное:

Решить биологические задачи в рабочих листах.

3. Творческое:

Придумайте рассказ с биологическими ошибками по теме “Зрительный анализатор” ”, а с физическими ошибками по темам: “Дефекты зрения и их коррекция”, “Оптические приборы”.

Запись задания на доске.

Приложение.

20.06.2012

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации