глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~24 мин.
Просмотров: 22

Краткие сведения о работе глаза

Зрительная стимуляция

Зрительная стимуляция — один из методов аппаратной профилактики нарушений и восстановления зрительной функции, основанный на комплексном подходе. В офтальмологии он, также, нашёл применение при проведении диагностических исследований. Специалисты выделяют семь программ диагностики, и девять — лечения. Такое разнообразие позволяет индивидуально подобрать оптимальную методику, которая даст желаемый результат.

Современные реалии таковы, что количество пациентов с нарушениями зрительной функции увеличивается. Проблемы настигают не только взрослых, но и детей, поэтому профилактические мероприятия также играют важную роль. Они представлены физиотерапевтическими методиками стимуляции глаз и самопрофилактикой. Первая требует контроля врача, который фиксирует динамику изменений, а вторая направлена на соблюдение самим пациентом правильного режима труда и отдыха.

Суть метода стимуляции зрительного нерва и других глазных структур

В основе всех стимулирующих методик заложено импульсное воздействие на глазные структуры, которое осуществляется в комплексе. В процессе может применяться лазерное излучение, магнитное поле, световые вспышки разных цветов, слабый электрический ток.

Благодаря их воздействию стимулируется местное кровообращение и деятельность фоторецепторных клеток ретины, расширяется резерв аккомодации. Всё это положительно сказывается на зрительной функции, а именно:

  • Улучшается острота зрения;
  • Расширяются зрительные поля;
  • Утомляемость глаз снижается;
  • Общая работоспособность повышается.

Метод практически не имеет противопоказаний по возрасту: его применяют для пациентов в возрасте от трёх до восьмидесяти лет. Важно, чтобы процесс проходил под наблюдением офтальмолога, поэтому его самостоятельное применение не рекомендуется.

Наилучших результатов лечение позволяет добиться у пациентов со врождённой предрасположенностью к офтальмологическим патологиям или у тех, кто подвержен зрительным нагрузкам в течение длительного времени.

Показания и противопоказания к зрительной стимуляции

Показания Противопоказания
  • Зрительный дискомфорт и быстрая утомляемость при выполнении зрительной работы;
  • Спазмы цилиарной мышцы при длительной фокусировке взгляда на предметах, расположенных вблизи или вдали;
  • Нарушения рефракции в виде миопии и гиперметропии;
  • Аномалии рефракции в виде возрастной пресбиопии;
  • Отклонение зрительных осей от основного направления при рассматривании предмета — косоглазие;
  • Синдром «ленивого» глаза;
  • Дистрофические процессы сетчатой оболочки;
  • Невриты и атрофии оптического нерва;
  • Воспалительные процессы увеального тракта (сосудистой оболочки глаза);
  • Кератит, развивающийся на фоне поражения тройничного нерва;
  • Поражения век воспалительной природы;
  • Стимуляция зрительного нерва при глаукоме.
  • Новообразования головного мозга добро- и злокачественной природы;
  • После двадцатой недели беременности;
  • Недавно пройденный курс химио- или лучевой терапии;
  • Любые инфекционные заболевания в период обострения;
  • Эпилептические приступы — импульсный свет может спровоцировать их развитие;
  • Недавно перенесённый инсульт или инфаркт;
  • Реабилитационный период после лазерной коагуляции ретины;
  • Воспалительные процессы на острой стадии;
  • Внутричерепная гипертензия;
  • Склеротические изменения стенок сосудов;
  • Наличие электрокардиостимуляторов или других электронных устройств;
  • Психические расстройства, при которых пациент может навредить себе и окружающим.

Методики зрительной стимуляции

Длительность сеансов и курс лечения подбираются в индивидуальном порядке. В среднем, продолжительность сеанса составляет от двадцати минут до одного часа, их число может составлять от десяти до двадцати. После этого делают перерыв на период от трёх месяцев для полугода и повторяют курс. В зависимости от показаний применяются разные методики: ознакомиться с ними и их особенностями можно в нашей таблице ниже.

Методика Показания и особенности
Лазерная Обуславливает противовоспалительный эффект, стимулирует кровообращение и регенерацию за счёт активации фотохимических реакций в тканях. Во время проведения пациент закрывает один глаз, а вторым смотрит в объектив аппарата, формирующего излучение. Показаниями к применению являются:
  • Воспалительные процессы глазных структур;
  • Быстрая утомляемость при зрительных нагрузках;
  • Травматические повреждения глаза;
  • Нарушения рефракции миопического и гиперметрического типа;
  • Спазмы цилиарной мышцы;
  • Дистрофия ретины.
Электроокулостимуляция Электростимуляция глаз предусматривает использование специального аппарата, электроды которого фиксируются на запястье пациента и на верхнем веке его закрытого глаза. В процессе применяются слабые токи, которые активируют кровообращение и обменные процессы. Это достигается за счёт электростимуляции зрительного нерва, ресничной мышцы, зрительной коры мозга, светочувствительных клеток ретины. Процедуру проводят при:
  • Старческой близорукости;
  • Атрофических процессах оптического нерва любой природы;
  • Дистрофии ретины;
  • Быстрой утомляемости при зрительных нагрузках.
Магнитная Лечебное воздействие магнитного поля на ткани организма сложно переоценить: благодаря ему уменьшаются и полностью уходят отёки и устраняются очаги воспалительных процессов. Именно оно обуславливает показания к применению:
  • Воспалительные процессы роговой оболочки глаза;
  • Воспаление радужки и цилиарного тела;
  • Миопия;
  • Невриты оптического нерва;
  • Кровоизлияния в глазные структуры;
  • Быстрая утомляемость при зрительных нагрузках;
  • Травматические повреждения.
Фотостимуляция Направлена на воздействие световых вспышек белого, зелёного, жёлтого, красного и синего цветов, которые идут именно в таком порядке. В процессе пациент закрывает один глаз, а перед вторым находится излучатель. Процедуру проводят при:
  • Амблиопии рефракционного типа;
  • Спазмах ресничной мышцы;
  • Прогрессирующем снижении остроты зрения.

Пройти курс лечения офтальмологических заболеваний можно в клинике «Сфера». У нас работают ведущие отечественные специалисты и имеется уникальная база оборудования для коррекции и диагностики. Звоните: +7 (495) 139-09-81!

Анализаторы

Одним из важнейших свойств всего живого является раздражимость – способность воспринимать информацию о внутренней и внешней среде с помощью рецепторов. В ходе этого ощущение, свет, звук преобразуются рецепторами в нервные импульсы, которые анализируются центральным отделом нервной системы.

image

И.П. Павлов при изучении восприятия корой головного мозга различных раздражений ввел понятие анализатор. Под этим термином скрыта вся совокупность нервных структур, начинающаяся рецепторами и оканчивающаяся корой больших полушарий.

В любом анализаторе выделяют следующие отделы:

  • Периферический – рецепторный аппарат органов чувств, который преобразует действие раздражителя в нервные импульсы
  • Проводниковый – чувствительные нервные волокна, по которым движутся нервные импульсы
  • Центральный (корковый) – участок (доля) коры больших полушарий, который анализирует поступающие нервные импульсы
Зрительный анализатор

С помощью зрения человек получает большую часть информации об окружающей среде. Поскольку эта статья посвящена зрительному анализатору, рассмотрим его строение и отделы. Наибольшее внимание обратим на периферическую часть – орган зрения, состоящий из глазного яблока и вспомогательных органов глаза.

image

Глазное яблоко лежит в костном вместилище – глазнице. Глазное яблоко имеет три оболочки, которые мы детально изучим:

  • Наружная, называемая также – фиброзная оболочка
  • Средняя – сосудистая оболочка
  • Внутренняя оболочка – сетчатка

Большую часть полости глаза занимает стекловидное тело – прозрачное округлое образование, которое придает глазу шарообразную форму. Также внутри находится хрусталик – прозрачная двояковыпуклая линза, расположенная позади зрачка. Вы уже знаете, что изменения кривизны хрусталика обеспечивают аккомодацию – настройку глаза на наилучшее видение объекта.

Но благодаря каким именно механизмам происходит изменение его кривизны? Это возможно за счет сокращения ресничной мышцы. Попробуйте поднести к носу свой палец, постоянно смотря на него. Вы почувствуете в глазах напряжение – это связно с сокращением ресничной мышцы, благодаря чему хрусталик становится более выпуклым, чтобы мы могли рассмотреть близкорасположенный предмет.

Представьте другую картину. В кабинете врач говорит пациенту: “Расслабьтесь, посмотрите вдаль”. При взгляде вдаль ресничная мышца расслабляется, хрусталик становится уплощенным. Я очень надеюсь, что приведенные мной примеры помогут вам мнемонически запомнить состояния ресничной мышцы при рассматривании объектов вблизи и вдали.

По мере прохождения света через прозрачные среды глаза: роговицу, жидкость передней камеры глаза, хрусталик, стекловидное тело – свет преломляется и оказывается на сетчатке. Запомните, что изображение на сетчатке:

  • Действительное – соответствует тому, что на самом деле видим
  • Обратное – перевернуто вверх ногами
  • Уменьшенное – размеры отраженной “картинки” пропорционально уменьшены
Проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора

Мы с вами изучили периферический отдел зрительного анализатора. Теперь вы знаете, что палочки и колбочки, возбужденные световым воздействием, генерируют нервные импульсы. Отростки нервных клеток собираются в пучки, которые образуют зрительный нерв, выходящий из глазницы и направляющийся к корковому представительству зрительного анализатора.

Нервные импульсы по зрительному нерву (проводниковый отдел) достигают центрального отдела – затылочных долей коры больших полушарий. Именно здесь происходит обработка и анализ информации, полученной в виде нервных импульсов.

При падении на затылок в глазах может появиться белая вспышка – “искры из глаз”. Это связано с тем, что при падении механически (вследствие удара) возбуждаются нейроны затылочной доли, зрительного анализатора, что и приводит к подобному явлению.

Заболевания

Конъюнктива – слизистая оболочка глаза, расположенная над роговицей, покрывающая глаз снаружи и выстилающая внутреннюю поверхность век. Главная функция конъюнктивы – выработка слезной жидкости, увлажняющей и смачивающей поверхность глаза.

В результате аллергических реакций или инфекций нередко происходит воспаление слизистой оболочки глаза – конъюнктивит, который сопровождается гиперемией (повышенным кровенаполнением) сосудов глаза – “красными глазами”, а также светобоязнью, слезотечением и отеком век.

Нашего пристального внимания требуют такие состояния как близорукость и дальнозоркость, которые могут быть врожденными, и, в таком случае, связанными с изменением формы глазного яблока, либо приобретенными и связанными с нарушением аккомодации. В норме лучи собираются на сетчатке, но при этих заболеваниях все складывается иначе.

При близорукости (миопии) фокус лучей от отраженного предмета возникает впереди сетчатки. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму, из-за которой лучи не могут достичь сетчатки. Приобретенная близорукость развивается из-за чрезмерной преломляющей силы глаза, которая может возникать вследствие увеличения тонуса ресничной мышцы.

Близорукие люди плохо видят предметы, расположенные вдали. Для коррекции миопии им требуются очки с двояковогнутыми линзами.

При дальнозоркости (гиперметропии) фокус лучей, отраженных от предмета, собирается позади сетчатки. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Приобретенная форма характеризуется уплощением хрусталика и нередко сопутствует пожилому возрасту.

Дальнозоркие люди плохо видят близкорасположенные предметы. Им необходимы очки с двояковыпуклыми линзами для коррекции зрения.

Гигиена зрения

Для того, чтобы сохранить хорошее зрение на долгие годы, или же не допустить дальнейшего ухудшения зрения, следует придерживаться следующих правил гигиены зрения:

  • Читать, держа текст на расстоянии 30-35 см от глаз
  • При письме источник света (лампа) для правшей должен находиться с левой стороны, и, наоборот, для левшей – с правой стороны
  • Следует избегать чтения лежа при слабом освещении
  • Следует избегать чтения в транспорте, так как расстояние от текста до глаз постоянно меняется. Ресничная мышца то сокращается, то расслабляется – это приводит к ее слабости, снижению способности к аккомодации и ухудшению зрения
  • Следует избегать травм глаза, так как повреждения роговицы вызывают нарушение преломляющей способности, что приводит к ухудшению зрения

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

  • Партыкевич Наталья Викторовна
  • Пидник Светлана Владимировна, учитель биологии

Разделы: Физика, Биология

Цель урока: изучить строение и функционирование зрительного анализатора, дефекты зрения и методы их коррекции. Задачи: Образовательные:

  • расширить представление о зрительном анализаторе;
  • рассмотреть особенности его функционирования;
  • изучить отделы зрительного анализатора;
  • изучить нарушения функциональной деятельности оптической системы глаза;
  • изучить особенности формирования зрительного ощущения;
  • изучить оптическую систему глаза, ознакомить учащихся с процессом зрительного восприятия; ¦ провести аналогию между строением глаза и фотоаппарата;
  • формирование умения использовать полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развивать умение работать с текстом и иллюстрациями; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать развитие памяти, мышления, внимания;
  • продолжать развивать навык работы с компьютером и интерактивной доской;
  • формировать научное мировоззрение;
  • развивать познавательный интерес к таким предметам как физика и биология;
  • развитие навыков и умений анализировать и обобщать, развитие самостоятельности мышления и интеллекта; грамотной устной речи.

Воспитательные:

  • формирование культуры речи;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
  • воспитание мировоззренческих понятий; познаваемость окружающего мира и человека;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления с использованием ИКТ. Продолжительность урока: 45 минут. Материалы и оборудование к уроку: компьютер, интерактивная доска HITACHI, мультимедийный проектор, презентация к уроку (в программе Power Point – 10 слайдов), иллюстрации, рабочие листы. Таблицы “Зрительный анализатор, разборная модель глаза. Ключевые слова и понятия: зрительный анализатор, орган зрения, близорукость, дальнозоркость, коррекция зрения, аккомодация, бионика, цифровой и линзовый фотоаппарат. Структура урока I. Организационный момент – 1 мин. II. Актуализация знаний – 5 мин. III.Изучение нового материала с поэтапным закреплением – 25 мин. IV. Закрепление –10 мин. V. Домашнее задание – 2 мин. VI. Итоги урока – 2 мин.

Ход урока

Содержание урока Методы и средства обучения
I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, информация по оформлению и заполнению рабочих листов (запись в листах Ф.И. учащихся).

 
Вступительное слово учителя.
III. Изучение нового материала с поэтапным закреплением.

Итак, тема нашего урока

“Зрительный анализатор. Дефекты зрения и их коррекция. Оптические приборы”.

90 % информации об окружающем мире человек получает через глаза. Итак, сегодня мы поговорим о зрении. И об оптическом приборе, который позволяет нам видеть окружающий мир во всей его красоте!

Анализатор (сенсорная система) – система, обеспечивающая восприятие, переработку и передачу информации о явлениях внутренней и внешней среды.

Любой анализатор представляет собой систему, состоящую из 3 звеньев (отделов).

Строение зрительного анализатора

  1. Периферический отдел —> рецепторы.
  2. Проводниковый отдел —> нервные пути.
  3. Центральный отдел —> кора головного мозга (затылочная доля).

Глаз (орган зрения) – это парный орган, который состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Части анализатора

Строение Функции
Вспомогательный аппарат глаза
Брови Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза Отводят пот со лба
Веки Кожные складки Защищают от пыли, снега, дождя, солнечного света
Ресницы Волосы, находящиеся на свободных краях верхнего и нижнего век Защищают от пыли, снега, дождя.
Слезный аппарат Образован слезными железами и слезовыводящими путями Смачивание, очищение и дезинфицирование глаз.
Двигатель-ный аппарат Шесть поперечно-полосатых мышц, которые произвольно сокращаются Движение глазного яблока.
Периферический отдел. Строение глазного яблока
Белочная оболочка – склера Внешняя соединительнотканная плотная, оболочка Защита от химических и механических повреждений
Роговица Прозрачная часть белочной оболочки Преломляет свет
Водяниста влага Прозрачная жидкость за роговицей Пропускает свет
Сосудистая оболочка Срединная оболочка. Образована сетью кровеносных сосудов Обеспечивает питание тканей глаза и поглощает световые лучи
Радужная оболочка Передняя часть сосудистой оболочки Содержит пигмент от которого зависит цвет глаз
Зрачок Отверстие в центре радужной оболочки Регулирует количество света
Хрусталик Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза с мышцами Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией
Стекловидное тело Прозрачное студенистое вещество, заполняющее все внутреннее пространство глазного яблока. Поддерживает внутриглазное давление и пропускает лучи света.
Сетчатка Внутренняя оболочка. Состоит из колбочек (рецепторов цветного зрения) и палочек (рецепторов сумеречного черно-белого зрения. Есть желтое и слепое пятно. Обеспечивает восприятие света и преобразование его в нервные импульсы
Проводниковая часть
Глазной нерв Нервные волокна Проводник нервных импульсов
Центральная часть
Зрительная зона коры больших полушарий Нейроны Формирование зрительного образа

Итак, мы с вами выяснили, какое строение имеет зрительный анализатор. А теперь давайте рассмотрим, как формируется изображение.

Изображение на сетчатке глаза является перевернутым. Первым, кто доказал это, построив ход лучей в оптической системе глаза был Иоганн Кеплер. Чтобы проверить этот вывод, французский ученый Рене Декарт вял глаз быка и, соскоблив с его задней стенки непрозрачный слой, поместил в отверстии, проделанном в оконной ставне. И тут же на полупрозрачной стенке глазного дна он увидел перевернутое изображение картины, наблюдавшейся из окна.

В 1896 г. американский психолог Дж. Стреттон поставил на себе эксперимент. Он надел специальные очки, благодаря которым на сетчатке глаза изображения окружающих предметов оказывались не обратными, а прямыми. И что же? Мир в сознании Стреттона перевернулся. Все предметы он стал видеть вверх ногами. Из-за этого произошло рассогласование в работе глаз с другими органами чувств. У ученого появились симптомы морской болезни. В течение трех дней он ощущал тошноту. Однако на четвертые сутки организм стал приходить в норму, а на пятый день Стреттон стал чувствовать себя так же, как и до эксперимента. Мозг ученого освоился с новыми условиями работы, и все предметы он снова стал видеть прямыми. Но, когда он снял очки, все опять перевернулось. Уже через полтора часа зрение восстановилось, и он снова стал видеть нормально. Любопытно, что подобная приспосабливаемость характерна лишь для человеческого мозга.

Вопрос классу: Почему же мы тогда видим все предметы такими, как они есть, то есть не перевернутыми? Предположительный ответ учащихся: Дело в том, что процесс зрения непрерывно корректируется мозгом, получающим информацию не только через глаза, но и через другие органы чувств. Дефекты зрения

У человека, как и у других позвоночных зрение обеспечивается двумя глазами. Глаз как биологическое оптическое устройство проецирует изображение на сетчатке, там предварительно обрабатывает его и передаёт в мозг, который окончательно интерпретирует содержание зрительного образа, в соответствии с психологическими установками наблюдателя и его жизненным опытом. Благодаря аккомодации, изображение рассматриваемых предметов получается как раз на сетчатке глаза. Это выполняется, если глаз нормальный. Глаз называется нормальным, если он в ненапряжённом состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке. Наиболее распространены два недостатка глаза – близорукость и дальнозоркость.

Потеря зрения и дефекты зрения вызывают перестройку всех систем организма, тем самым формируя у человека особое восприятие и мироощущение.

Близорукость – дефект зрения, при котором человек четко видит объекты вблизи, в то время как далекие предметы кажутся размытыми. При близорукости, образ далеко находящегося предмета формируется перед сетчаткой, а не на самой сетчатке. Следовательно, близорукий человек при этом хорошо видит вблизи, но плохо видит объекты вдали.

Изображение фокусируется перед сетчаткой

Близоруким называется такой глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит внутри глаза. Близорукость может быть обусловлена большим удалением сетчатки от хрусталика по сравнению с нормальным глазом.

Коррекция близорукости

Этот дефект может быть исправлен с помощью вогнутых контактных линз или очков. Вогнутая линза соответствующей мощности или фокусному расстоянию и в состоянии перенести образ объекта обратно на сетчатку глаза.

Дальнозоркость – это общее название для дефектов зрения, при которых человек видит вблизи предметы расплывчато, с затуманенным зрением, а удаленные объекты видятся хорошо. В этом случае изображение также как и при близорукости формируется за сетчаткой.

Изображение фокусируется за сетчаткой

Дальнозорким называется глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит за сетчаткой. Дальнозоркость может быть обусловлена тем, что сетчатка расположена ближе к хрусталику по сравнению с нормальным глазом. Изображение предмета получается за сетчаткой такого глаза. Если предмет удалить от глаза, то изображение попадает на сетчатку.

Коррекция дальнозоркости

Этот недостаток может быть исправлен с помощью выпуклых контактных линз или очков соответствующих фокусным расстояниям.

Итак, для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми, рассеивающими линзами. Если, например, человек носит очки, оптическая сила которых равна -0,5 дптр или -2 дптр, -3,5 дптр, то значит он близорукий.

В очках для дальнозорких глаз используют выпуклые, собирающие линзы. Такие очки могут иметь, например, оптическую силу +0,5 дптр, +3 дптр, +4,25 дптр.

Люди и животные имеют высокоразвитые органы чувств. Для того, чтобы полученная информация хорошо передавалась и обрабатывалась, необходим совершенный аппарат нервов. Во многих случаях техника заимствует определенные принципы действия нервной системы. Поэтому для создания точных инструментов и аппаратов приходит на помощь природа. Бионика – это прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы.

Фотоаппараты:

Темы докладов учащихся:  

Запись темы урока на доске и в тетради.

Формулировка и запись определения в рабочем листе.

Задания №1 в рабочем листе.

Формулировка определения.

Выполнение задания №3 в рабочем листе.

Объяснения учителя биологии.

Поэтапное заполнение таблицы в рабочем листе.

Задание №2.

Рассказ учителя физики.

Вопрос классу.

Рассказ учителя физики.

Поэтапное выполнение задания №4 в рабочем листе.

Выполнение задания №5 в рабочем листе

Выполнение задания №6 в рабочих листах

Доклады учащихся

IV. Закрепление.1. Тестирование.

Выберите правильные ответы:

1. Центральным звеном анализатора является:

2. Периферическое звено анализатора:

3. Какая часть глаза является двояковыпуклой линзой?

4. На какой части глаза образуется изображение предмета?

5. Какой прибор дает действительное, уменьшенное и обратное изображение рассматриваемого предмета.

6. Оптическая система глаза строит изображение перед сетчаткой. Какой это дефект зрения?

7. Какие линзы нужны для очков при близорукости?

8. Оптическая система глаза строит изображение за сетчаткой. Какой это дефект зрения?

9. Какие линзы нужны для очков при дальнозоркости?

Ответы на тестовые задания: Критерии оценок: 2. Решение биологических задач. Задача №1.

Человек ночью вышел из освещенного помещения на улицу, в кромешную темноту, где ничего не было видно. Однако через некоторое время он стал различать очертания домов, деревьев и кустов, а потом увидел тропинку. Дайте объяснение этому явлению.

Правильный ответ: В условиях хорошего освещения человек воспринимает световое изображение колбочками, в темноте цветное восприятие затухает, и действуют палочки – клетки “ночного” зрения, которые обладают высокой чувствительностью. Приспособление (адаптация) к темноте происходит не сразу, и необходимо время для восстановления зрительного пигмента (родопсина), так как при дневном зрении в палочках его нет. Задача № 2.

Есть люди, которые утверждают, что им доводилось наблюдать “видения”, однако современная наука доказывает, что никаких “ведений” не существует. Объясните с научной точки зрения, возможны ли подобные явления.

Правильный ответ: Возникновение ведений связано с определенным психическим состоянием человека, когда под влиянием психического напряжения (вечером в заброшенном парке, темной улице), или внушения (рассказ о страшном), или действия веществ (ядов), в зрительных зонах коры больших полушарий возникает сильное возбуждение. Это приводит к возникновению зрительных образов (ведений). Палочки и колбочки сетчатки при этом не возбуждаются, так как в реальности объекта не существует.  

Выполнение тестовых заданий, с последующей взаимопроверкой.

Решение биологических задач.

V. Домашнее задание.1. Обязательное:

  • по биологии:§ 48
  • по физике: Дополнительный материал для чтения параграф 5, 6,7

(по учебнику Перышкина А.В.)

2. Познавательное:

Решить биологические задачи в рабочих листах.

3. Творческое:

Придумайте рассказ с биологическими ошибками по теме “Зрительный анализатор” ”, а с физическими ошибками по темам: “Дефекты зрения и их коррекция”, “Оптические приборы”.

Запись задания на доске.

Приложение.

20.06.2012

image Posted at 14:59h   Проблематика зрения Зрительный анализатор состоит из глазного яблока, строение которого схематично представлено на рис. 1, проводящих путей и зрительной коры головного мозга. image Рис.1.  Схема строения глаза  1 — склера,  2 — сосудистая оболочка,  3 — сетчатка,  4 — роговица,  5 — радужка,  6 — ресничная мышца,  7 — хрусталик,  8 — стекловидное тело,  9 — диск зрительного нерва, 10 — зрительный нерв, 11 — желтое пятно.     Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц. Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая — вверх и вниз, а третья вращает его относительно оптической оси. Сами глазодвигательные мышцы управляются сигналами, поступающими из мозга. Эти три пары мышц служат исполнительными органами, обеспечивающими автоматическое слежение, благодаря чему глаз может легко сопровождать взором всякий движущийся вблизи и вдали объект (рис. 2). image       Рис.2.  Мышцы глаза 1 — наружная прямая; 2 — внутренняя прямая; 3 — верхняя прямая; 4 — мышца, поднимающая верхнее веко; 5 — нижняя косая мышца; 6 — нижняя прямая мышца.     Глаз, глазное яблоко имеет почти шаровидную форму примерно 2,5 см в диаметре. Он состоит из нескольких оболочек, из них три — основные:     склера — внешняя оболочка,     сосудистая оболочка — средняя,     сетчатка — внутренняя.     Склера имеет белый цвет с молочным отливом, кроме передней ее части, которая прозрачна и называется роговицей. Через роговицу свет поступает в глаз. Сосудистая оболочка, средний слой, содержит кровеносные сосуды, по которым кровь поступает для питания глаза. Прямо под роговицей сосудистая оболочка переходит в радужную оболочку, которая и определяет цвет глаз. В центре ее находится зрачок. Функция этой оболочки — ограничивать поступление света в глаз при его высокой яркости. Это достигается сужением зрачка при высокой освещенности и расширением — при низкой. За радужной оболочкой расположен хрусталик, похожий на двояковыпуклую линзу, который улавливает свет, когда он проходит через зрачок и фокусирует его на сетчатке. Вокруг хрусталика сосудистая оболочка образует ресничное тело, в котором заложена мышца, регулирующая кривизну хрусталика, что обеспечивает ясное и четкое видение разноудаленных предметов. Достигается это следующим образом (рис.3). image   Рис.3.  Схематическое представление механизма аккомодации слева — фокусировка вдаль; справа — фокусировка на близкие предметы.     Хрусталик в глазу «подвешен» на тонких радиальных нитях, которые охватывают его круговым поясом. Наружные концы этих нитей прикрепляются к ресничной мышце. Когда эта мышца расслаблена (в случае фокусировки взора на удаленном предмете), то кольцо, образуемое ее телом, имеет большой диаметр, нити, держащие хрусталик, натянуты, и его кривизна, а следовательно и преломляющая сила, минимальна. Когда же ресничная мышца напрягается (при рассматривании близко расположенного объекта), ее кольцо сужается, нити расслабляются, и хрусталик становится более выпуклым и, следовательно, более сильно преломляющим. Это свойство хрусталика менять свою преломляющую силу, а вместе с этим и фокусную точку всего глаза, называется аккомодацией.     Лучи света фокусируются оптической системой глаза на особом рецепторном (воспринимающем) аппарате — сетчатой оболочке. Сетчатка глаза — передний край мозга, исключительно сложное как по своей структуре, так и по функциям образование. В сетчатке позвоночных обычно различают 10 слоев нервных элементов, связанных между собой не только структурно-морфологически, но и функционально. Главным слоем сетчатки является тонкий слой светочувствительных клеток — фоторецепторов. Они бывают двух видов: отвечающие на слабый засвет (палочки) и отвечающие на сильный засвет (колбочки). Палочек насчитывается около 130 миллионов, и они расположены по всей сетчатке, кроме самого центра. Благодаря им обнаруживаются предметы на периферии поля зрения, в том числе при низкой освещенности. Колбочек насчитывается около 7 миллионов. Они расположены главным образом в центральной зоне сетчатки, в так называемом «желтом пятне». Сетчатка здесь максимально утончается, отсутствуют все слои, кроме слоя колбочек. «Желтым пятном» человек видит лучше всего: вся световая информация, попадающая на эту область сетчатки, передается наиболее полно и без искажений. В этой области возможно лишь дневное, цветное зрение, при помощи которого воспринимаются цвета окружающего нас мира.     От каждой светочувствительной клетки отходит нервное волокно, соединяющее рецепторы с центральной нервной системой. При этом каждую колбочку соединяет свое отдельное волокно, тогда как точно такое же волокно «обслуживает» целую группу палочек.     Под воздействием световых лучей в фоторецепторах происходит фотохимическая реакция (распад зрительных пигментов), в результате которой выделяется энергия (электрический потенциал), несущая зрительную информацию. Эта энергия в виде нервного возбуждения передается в другие слои сетчатки — на клетки-биполяры, а затем на ганглиозные клетки. При этом, благодаря сложным соединениям этих клеток, происходит удаление случайных «помех» в изображении, усиливаются слабые контрасты, острее воспринимаются движущиеся предметы. Нервные волокна со всей сетчатки собираются в зрительный нерв в особой области сетчатки — «слепом пятне». Оно расположено в том месте, где зрительный нерв выходит из глаза, и все, что попадает на эту область, исчезает из поля зрения человека. Зрительные нервы правой и левой стороны перекрещиваются, причем у человека и высших обезьян перекрещиваются лишь половина волокон каждого зрительного нерва. В конечном счете вся зрительная информация в кодированном виде передается в виде импульсов по волокнам зрительного нерва в головной мозг, его высшую инстанцию — кору, где и происходит формирование зрительного образа (рис. 4). image       Рис.4.  Схема строения зрительного анализатора  1 — сетчатка,  2 — неперекрещенные волокна зрительного нерва,  3 — перекрещенные волокна зрительного нерва,  4 — зрительный тракт,  5 — наружнее коленчатое тело,  6 — radiatio optici, 7 — lobus opticus, Окружающий нас мир мы видим ясно, когда все отделы зрительного анализатора «работают» гармонично и без помех. Для того, чтобы изображение было резким, сетчатка, очевидно, должна находиться в заднем фокусе оптической системы глаза. Различные нарушения преломления световых лучей в оптической системе глаза, приводящие к расфокусировке изображения на сетчатке, называются аномалиями рефракции (аметропиями). К ним относятся близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), возрастная дальнозоркость (пресбиопия) и астигматизм (рис. 5).    image       Рис.5.  Ход лучей при различных видах клинической рефракции глаза a — эметропия (норма); b — миопия (близорукость); c — гиперметропия (дальнозоркость); d — астигматизм.     Близорукость (миопия) — большей частью наследственно обусловленное заболевание, когда в период интенсивной зрительной нагрузки (учебы в школе, институте) вследствие слабости цилиарной мышцы, нарушения кровообращения в глазу происходит растяжение плотной оболочки глазного яблока (склеры) в передне-заднем направлении. Глаз вместо шаровидной приобретает форму эллипсоида. Вследствие такого удлинения продольной оси глаза изображения предметов фокусируется не на самой сетчатке, а перед ней, и человек стремится все приблизить к глазам, пользуется очками с рассеивающими («минусовыми») линзами для уменьшения преломляющей силы хрусталика. Близорукость неприятна не тем, что требует ношения очков, а тем, что при прогрессировании заболевания возникают дистрофические очаги в оболочках глаза, приводящие к необратимой, некорригируемой очками потере зрения. Чтобы этого не допустить, нужно соединить опыт и знания врача-окулиста с настойчивостью и волей пациента в вопросах рационального распределения зрительной нагрузки, периодического самоконтроля за состоянием своих зрительных функций.     Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние — особенность строения глазного яблока: это либо короткий глаз, либо глаз со слабой оптикой. Лучи при этом состоянии собираются за сетчаткой. Для того, чтобы такой глаз хорошо видел, перед ним нужно поместить собирающие — «плюсовые» очки. Это состояние может долго «скрываться» и проявиться в 20-30 лет и более позднем возрасте; все зависит от резервов глаза и степени дальнозоркости.     Правильный режим зрительного труда и систематические тренировки зрения позволят значительно отодвинуть срок проявления дальнозоркости и пользования очками. Пресбиопия (возрастная дальнозоркость). С возрастом сила аккомодации постепенно падает, за счет уменьшения эластичности хрусталика и цилиарной мышцы. Наступает состояние, когда мышца уже неспособна к максимальному сокращению, а хрусталик, потеряв эластичность, не может принять максимально шаровидную форму — в результате человек теряет возможность различать мелкие, близко расположенные предметы, стремится отодвинуть книгу или газету от глаз (чтобы облегчить работу цилиарных мышц). Для коррекции этого состояния назначаются очки для близи с «плюсовыми» стеклами. При систематическом соблюдении режима зрительного труда, активном занятии тренировкой глаз можно значительно отодвинуть время пользования очками для близи на многие годы.     Астигматизм — особый вид оптического строения глаза. Явление это врожденного или, большей частью приобретенного характера. Обусловлен астигматизм чаще всего неправильностью кривизны роговицы; передняя поверхность ее при астигматизме представляет собой не поверхность шара, где все радиусы равны, а отрезок вращающегося эллипсоида, где каждый радиус имеет свою длину. Поэтому каждый меридиан имеет особое преломление, отличающееся от рядом лежащего меридиана. Признаки болезни могут быть связаны с понижением зрения как вдаль, так и вблизь, снижением зрительной работоспособности, быстрой утомляемостью и болезненными ощущениями при работе на близком расстоянии.     Итак, мы видим, что наш зрительный анализатор, наши глаза — это исключительно сложный и удивительный дар природы. Весьма упрощенно можно сказать, что глаз человека — это, в конечном счете, прибор для приема и переработке световой информации и его ближайшим техническим аналогом является цифровая видеокамера. Относитесь к своим глазам бережно и внимательно, так же бережно, как Вы относитесь к своим дорогим фото- и видеоустройствам!     Главное — научиться систематически самостоятельно контролировать состояние своих зрительных функций.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации