глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~26 мин.
Просмотров: 14

Исследование зрительно-пространственных функций. Зрительно-пространственные функции ребенка.

image

image

Импакт фактор – 0,716*

*Пятилетний импакт фактор РИНЦ за 2020 г. 

РМЖ – Русский медицинский журнал

Follow @rusmedjournal–>

Введение

Известно, что 80% информации человек получает посредством зрения, однако успешность использования этой информации, высокая производительность труда у представителей ряда профессий зависят не только от высоких зрительных функций, которые исследуются в повседневной практике коррекции зрения, но и от когнитивной способности человека — зрительно-моторной координации (ЗМК). ЗМК — одна из составляющих зрительного восприятия, оценке которой, как правило, не уделяется должного внимания в офтальмологической практике. Еще И.М. Сеченов установил «принцип согласования движений с чувствованием». И.П. Павлов писал: «Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении…, вы его невольно, этого не замечая, воспроизводите» [1]. Все последующие исследования в психофизиологии подтверждают справедливость этих высказываний, подкрепляя их новыми данными о взаимодействии моторного и сенсорных центров головного мозга и развитии ассоциативных связей. Понятие единства сенсорики и моторики является одним из основных в современной физиологии сенсорных систем.

Роль ЗМК в жизнедеятельности человека

ЗМК — это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов [2], это координация в системе «глаз — рука» или «глаз — нога», которая необходима в повседневной жизни, занятиях спортом, профессиональной деятельности человека. Неслучайно вопросы развития ЗМК, ее оценка являются одним из аспектов таких развитых за рубежом направлений оптометрии, как спортивная оптометрия, а также оптометрия профессий или оптометрия поведения и трудовых действий человека.

Человек использует и тренирует ЗМК во всех сферах своей деятельности: когда вставляет ключ в замок, делает записи на бумаге, набирает текст на компьютере, занимается сборкой деталей, водит автомобиль, координируя движения за рулем в соответствии с визуальной информацией об окружающем мире. Огромное значение имеет ЗМК при занятиях спортом, когда происходит координация того, что видят наши глаза, с движениями тела. В зависимости от вида спорта будет доминировать координация в системе «глаз — рука» (баскетбол, теннис, бейсбол) или «глаз — нога» (футбол, легкая атлетика). Почти в каждом виде спорта требуется координация зрения с действием большинства мышечных групп, поэтому занятия спортом являются примером ЗМК в целом [3].

Формирование и развитие ЗМК

ЗМК не существует с рождения. Ее формирование начинается в раннем детстве, развитие продолжается в течение всей жизни человека, но особенно активно — в первое десятилетие. Можно говорить об определенной иерархии развития ЗМК, которая имеет место в создании прочной основы навыков зрительно-моторной интеграции (ЗМИ). Первым этапом становления ЗМК является развитие грубых двигательных навыков у ребенка, затем включаются основные навыки движения глаз. Орган зрения начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности. И.П. Павлов описал это так: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» [4].

Ребенок 2 лет может успешно воспроизвести вертикальную линию, 3-летний ребенок, имея перед собой образец, может скопировать окружность и прямой крест, в 4 года — прямоугольник, в 5 лет — квадрат, треугольник и косой крест, а также вполне опознаваемую схематичную фигурку человека, с 5 лет, при условии систематической тренировки, дети могут воспроизводить все более сложные комбинации фигур. Развитие ЗМК косвенно влияет на общее интеллектуальное развитие и очень важно для формирования навыков учебной (письма) и трудовой деятельности.

ЗМК является частью ЗМИ, которая представляет собой сложную комбинацию навыков и позволяет человеку выполнять сложные задачи, используя глаза, руки и мозг вместе. ЗМИ использует координацию «глаз — рука», но включает в себя навыки визуального восприятия, такие как восприятие размера, фигуры, последовательная память и визуализация, и это лишь некоторые из них. Хорошие навыки письма в значительной степени зависят от хорошо развитой и полностью интегрированной зрительно-моторной системы.

Нарушения ЗМК: причины и проявления

Причинами нарушения ЗМИ могут быть отставание в развитии, обусловленное условиями жизни и организации обучения, индивидуальными особенностями развития или здоровья; заболевания нервной системы (черепно-мозговые травмы, нарушение мозгового кровообращения, интоксикации).

Однако одной из главных причин нарушения ЗМИ является снижение или нарушение зрительных функций. Если в первые месяцы жизни ребенка двигательная активность рук и ног главенствует в развитии способности видеть предметы, ребенок фиксирует свое внимание на движущемся объекте, то к 5–6 мес. соотношение зрения и движений изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе, такие дети чаще отстают в развитии, координация движений у них нарушена, т. к. сниженное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями. При этом у детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы, например отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации согласованности действия рук и ног. Для детей с нарушениями зрения характерны снижение координации зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и тонуса различных групп мышц, недостаточность мелкой моторики, а также снижение внимания [5–7].

Нарушения ЗМК имеют следующие проявления:

неустойчивый почерк (разная высота букв и цифр, неровные штрихи);

медленное и менее качественное выполнение заданий;

небрежный рисунок;

чрезмерные ошибки и стирание написанного;

сложность копирования с доски;

общая неуклюжесть или проблемы с координацией;

низкие спортивные показатели (например, при ловле мяча или ударе по нему).

В связи с тем, что качество зрительных функций является важной составляющей хорошей ЗМК, для ее формирования и развития необходима правильная коррекция зрения.

Известно, что у учащихся 30–60% школьного дня заполнены чтением, письмом и другими занятиями, требующими не только высоких зрительных функций, но и хороших зрительно-моторных навыков. Так как ЗМИ — это двигательная способность человека воспроизводить символы, такие как копирование геометрических фигур, букв алфавита или цифр, нарушения зрительных функций могут отрицательно влиять на успеваемость в обучении [8, 9].

Исследования показали, что степень близорукости может повлиять на успешность осуществления школьниками деятельности, требующей ЗМИ, а оптическая коррекция зрения при аметропиях приводит к повышению ЗМК [10, 11]. Дети со слабой и средней степенью миопии и сильным зрительно-моторным контролем могут длительно выполнять работу вблизи, тогда как другие, например с высокой степенью миопии, испытывают трудности в обучении, это зависит от характера и выраженности рефракционных нарушений и наличия проблем с визуально-моторным контролем [10].

Нарушения ЗМК встречаются не только в детском возрасте, когда происходит особенно бурное формирование ЗМК, но и в последующей жизни человека. Например, у студентов с нарушениями ЗМИ координация их зрительных навыков, навыков восприятия и мелкой моторики далека от нормы, что мешает их хорошей успеваемости и может создавать сложности в последующей профессиональной деятельности [11]. Интересное исследование по оценке изменения чувствительности сетчатки и времени зрительно-моторной реакции (ЗМР) проводилось у студентов — они читали стандартный текст при различных уровнях освещенности [12]. При этом исследовали светочувствительность сетчатки и время ЗМР до эксперимента с чтением и после каждого этапа изменения искусственного освещения. Оценка ЗМР проводилась с помощью методики равнояркостной кампиметрии. Оптимальный рекомендуемый уровень освещенности составил 650 люкс.

Методы исследования и тренировки ЗМК

Важно, чтобы проблемы ЗМИ были диагностированы и устранены как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на функциональные способности, такие как почерк, выполнение работ, связанных с мелкой моторикой.

Оценка ЗМК проводится при работе с детьми, чтобы определить, почему у ребенка возникают трудности при выполнении заданий, почему у него плохая успеваемость. Исследование этой функции проводят также, чтобы установить, сможет ли пациент с неврологическими нарушениями обходиться без посторонней помощи (например, принимая пищу) или управлять автомобилем. В различных профессиональных областях возникает потребность оценить эффективность сотрудников, особенно там, где ЗМК особенно важна.

Для оценки и тренировки ЗМК используются метод графических заданий и графо-моторные упражнения [13, 14], например мотометрические тесты для детей «Вырезание круга» или «Дорожки». Для тренировки ЗМК у детей 5–10 лет применяется тест «Домик» по методике Н.И. Гуткиной (рис. 1). 

Тест «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Созданы также специальные компьютерные программы, например тесты на синхронизацию, многозадачность, скорость, принятие решений [3]. Тренировка ЗМК повышает спортивные результаты [15]. Для тренировки ЗМК существует ряд устройств, примером такого тренажера является SVT (Sport Vision Trainer SVT™, Australian Institute of Sports Vision PTY Ltd, Австралия) — доска с появляющимися световыми сигналами (рис. 2). Работа на ней дает возможность оценить синхронизацию системы «глаз — рука», а также проводить реабилитацию или тренировку координации в этой системе. В частности, на этом тренажере тренировали вратарей футбольной команды «Челси». Опубликованы результаты успешного использования такого тренажера для улучшения ЗМК у пациента после инсульта и травмы мозга [16].

В практике оптической коррекции зрения у специалиста, осведомленного о взаимосвязи ЗМК с нарушениями зрения, есть возможность, помимо подбора средства коррекции, дать дополнительные рекомендации по тренировке ЗМК дома. Это могут быть видеоигры или онлайн-игры, занятия рисованием, раскраски, мозаика и пазлы. Развитию ЗМК способствуют также занятия вязанием, вышивкой, конструированием — все то, что включает использование мелкой моторики. Тренировке ЗМК помогают занятия такими видами спорта, как баскетбол, теннис, бадминтон, настольный теннис, недаром именно у спортсменов эта функция особенно развита [17].

Заключение

ЗМК — важная функция, влияющая как на повседневную, так и на профессиональную деятельность человека. ЗМК является частью ЗМИ, которая представляет собой сложную комбинацию навыков и позволяет человеку выполнять сложные задачи, используя глаза, руки и мозг вместе. Причинами нарушения ЗМИ являются отставание в развитии ребенка, заболевания нервной системы (черепно-мозговые травмы, нарушение мозгового кровообращения, интоксикации), однако одной из главных причин нарушения ЗМИ является снижение зрения. Формирование ЗМИ зависит от степени нарушения зрения и его коррекции. Это важно учитывать при работе с пациентами различных возрастных групп, но особенно — в педиатрической офтальмологической практике. При оптической коррекции зрения у специалиста, осведомленного о взаимосвязи ЗМК с нарушениями зрения, есть возможность, помимо подбора средства коррекции, дать дополнительные рекомендации по тренировке ЗМК дома.

Сведения об авторах:

Егоров Евгений Алексеевич — д.м.н., профессор, заведующий кафедрой офтальмологии им. акад. А.П. Нестерова лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ORCID iD 0000-0002-1132-8031;

Романова Татьяна Борисовна — к.м.н., доцент кафедры офтальмологии им. акад. А.П. Нестерова лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ORCID iD 0000-0002-3865-2691;

Рыбакова Елена Геннадьевна — д.м.н., профессор кафедры офтальмологии им. акад. А.П. Нестерова лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ORCID iD 0000-0003-2858-5402.

ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1.

Контактная информация: Романова Татьяна Борисовна, e-mail: romanova2804@mail.ru. Прозрачность финансовой деятельности: никто из авторов не имеет финансовой заинтересованности в представленных материалах или методах. Конфликт интересов отсутствует. Статья поступила 20.04.2020.

Financial Disclosure: no authors have a financial or property interest in any material or method mentioned. There is no conflict of interests. Received 20.04.2020. 

Литература Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Читать статью в PDF Предыдущая статья Следующая статья

Сегодня многие проводят за компьютером большую часть рабочего времени. Это требует максимального напряжения глаз, от чего мы испытываем дискомфорт, сухость, усталость. Эти, казалось бы, незначительные симптомы и есть первые признаки ухудшения зрения.

Даже если человек обладает стопроцентным зрением, ему все равно необходим полноценный отдых для глаз. В этом поможет специальная гимнастика для глаз.

Глаза работают благодаря мускулам, а мускулы надо тренировать. Движения глазами лучше делать утром или вечером, перед сном. Каждое упражнение повторяйте по 5-30 раз, начинайте с малого, постепенно увеличивайте нагрузку. Движения плавные, без рывков, между упражнениями полезно поморгать. И не забудьте снять очки или контактные линзы.

7 лучших упражнений для поддержания, восстановления и улучшения зрения:

Упражнение 1. ШТОРКИ

Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

Упражнение 2. СМОТРИМ В ОКНО

Делаем точку из пластилина и лепим на стекло. Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку. Позже можно усложнить нагрузки – фокусироваться на четырех разноудаленных объектах.

Упражнение 3. БОЛЬШИЕ ГЛАЗА

Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

Упражнение 4. МАССАЖ

Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Упражнение 5. ГИДРОМАССАЖ

Дважды в день, утром и вечером, ополаскиваем глаза. Утром – сначала ощутимо горячей водой (не обжигаясь!), затем холодной. Перед сном все в обратном порядке: промываем холодной, потом горячей водой.

Упражнение 6. РИСУЕМ КАРТИНКУ

Первая помощь для глаз – закройте их на несколько минут и представьте что-то приятное. А если потереть ладони рук и прикрыть глаза теплыми ладонями, скрестив пальцы на середине лба, то эффект будет заметнее.

Упражнение 7. «СТРЕЛЯЕМ ГЛАЗАМИ» (как на иллюстрации)

  • Смотрим вверх-вниз с максимальной амплитудой.
  • Чертим круг по часовой стрелке и обратно.
  • Рисуем глазами диагонали.
  • Рисуем взглядом квадрат.
  • Взгляд идет по дуге – выпуклой и вогнутой.
  • Обводим взглядом ромб.
  • Рисуем глазами бантики.
  • Рисуем букву S – сначала в горизонтальном положении, потом в вертикальном.
  • Чертим глазами вертикальные дуги, сначала по часовой стрелке, потом – против.
  • Переводим взгляд из одного угла в другой по диагоналям квадрата.
  • Сводим зрачки к переносице изо всех сил, приблизив палец к носу.
  • Часто-часто моргаем веками – как бабочка машет крылышками.

При работе за компьютером нужно помнить следующее:

  1. после каждого упражнения следует минуту посидеть с закрытыми глазами;
  2. зарядка для глаз при работе на компьютере проводится 2 раза в день в одно и то же время;
  3. следите за движениями – амплитуда должна быть максимальной;
  4. при постоянной работе за компьютером делайте небольшой минутный перерыв через каждые 40 минут, в крайнем случае, через час.

Импакт фактор – 0,426*

*Пятилетний импакт фактор РИНЦ за 2020 г. 

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Ключевые слова зрительные функции зрительно-моторная координация зрительный и двигательный анализаторы оптическая коррекция зрения микроориентирование мелкая моторика синхронизация Похожие статьи в журнале РМЖ

Читайте в новом номере

Введение

Известно, что 80% информации человек получает посредством зрения, однако успешность использования этой информации, высокая производительность труда у представителей ряда профессий зависят не только от высоких зрительных функций, которые исследуются в повседневной практике коррекции зрения, но и от когнитивной способности человека — зрительно-моторной координации (ЗМК). ЗМК — одна из составляющих зрительного восприятия, оценке которой, как правило, не уделяется должного внимания в офтальмологической практике. Еще И.М. Сеченов установил «принцип согласования движений с чувствованием». И.П. Павлов писал: «Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении…, вы его невольно, этого не замечая, воспроизводите» [1]. Все последующие исследования в психофизиологии подтверждают справедливость этих высказываний, подкрепляя их новыми данными о взаимодействии моторного и сенсорных центров головного мозга и развитии ассоциативных связей. Понятие единства сенсорики и моторики является одним из основных в современной физиологии сенсорных систем.

Роль ЗМК в жизнедеятельности человека

ЗМК — это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов [2], это координация в системе «глаз — рука» или «глаз — нога», которая необходима в повседневной жизни, занятиях спортом, профессиональной деятельности человека. Неслучайно вопросы развития ЗМК, ее оценка являются одним из аспектов таких развитых за рубежом направлений оптометрии, как спортивная оптометрия, а также оптометрия профессий или оптометрия поведения и трудовых действий человека.

Человек использует и тренирует ЗМК во всех сферах своей деятельности: когда вставляет ключ в замок, делает записи на бумаге, набирает текст на компьютере, занимается сборкой деталей, водит автомобиль, координируя движения за рулем в соответствии с визуальной информацией об окружающем мире. Огромное значение имеет ЗМК при занятиях спортом, когда происходит координация того, что видят наши глаза, с движениями тела. В зависимости от вида спорта будет доминировать координация в системе «глаз — рука» (баскетбол, теннис, бейсбол) или «глаз — нога» (футбол, легкая атлетика). Почти в каждом виде спорта требуется координация зрения с действием большинства мышечных групп, поэтому занятия спортом являются примером ЗМК в целом [3].

Формирование и развитие ЗМК

ЗМК не существует с рождения. Ее формирование начинается в раннем детстве, развитие продолжается в течение всей жизни человека, но особенно активно — в первое десятилетие. Можно говорить об определенной иерархии развития ЗМК, которая имеет место в создании прочной основы навыков зрительно-моторной интеграции (ЗМИ). Первым этапом становления ЗМК является развитие грубых двигательных навыков у ребенка, затем включаются основные навыки движения глаз. Орган зрения начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности. И.П. Павлов описал это так: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» [4].

Ребенок 2 лет может успешно воспроизвести вертикальную линию, 3-летний ребенок, имея перед собой образец, может скопировать окружность и прямой крест, в 4 года — прямоугольник, в 5 лет — квадрат, треугольник и косой крест, а также вполне опознаваемую схематичную фигурку человека, с 5 лет, при условии систематической тренировки, дети могут воспроизводить все более сложные комбинации фигур. Развитие ЗМК косвенно влияет на общее интеллектуальное развитие и очень важно для формирования навыков учебной (письма) и трудовой деятельности.

ЗМК является частью ЗМИ, которая представляет собой сложную комбинацию навыков и позволяет человеку выполнять сложные задачи, используя глаза, руки и мозг вместе. ЗМИ использует координацию «глаз — рука», но включает в себя навыки визуального восприятия, такие как восприятие размера, фигуры, последовательная память и визуализация, и это лишь некоторые из них. Хорошие навыки письма в значительной степени зависят от хорошо развитой и полностью интегрированной зрительно-моторной системы.

Нарушения ЗМК: причины и проявления

Причинами нарушения ЗМИ могут быть отставание в развитии, обусловленное условиями жизни и организации обучения, индивидуальными особенностями развития или здоровья; заболевания нервной системы (черепно-мозговые травмы, нарушение мозгового кровообращения, интоксикации).

Однако одной из главных причин нарушения ЗМИ является снижение или нарушение зрительных функций. Если в первые месяцы жизни ребенка двигательная активность рук и ног главенствует в развитии способности видеть предметы, ребенок фиксирует свое внимание на движущемся объекте, то к 5–6 мес. соотношение зрения и движений изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе, такие дети чаще отстают в развитии, координация движений у них нарушена, т. к. сниженное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями. При этом у детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы, например отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации согласованности действия рук и ног. Для детей с нарушениями зрения характерны снижение координации зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и тонуса различных групп мышц, недостаточность мелкой моторики, а также снижение внимания [5–7].

Нарушения ЗМК имеют следующие проявления:

неустойчивый почерк (разная высота букв и цифр, неровные штрихи);

медленное и менее качественное выполнение заданий;

небрежный рисунок;

чрезмерные ошибки и стирание написанного;

сложность копирования с доски;

общая неуклюжесть или проблемы с координацией;

низкие спортивные показатели (например, при ловле мяча или ударе по нему).

В связи с тем, что качество зрительных функций является важной составляющей хорошей ЗМК, для ее формирования и развития необходима правильная коррекция зрения.

Известно, что у учащихся 30–60% школьного дня заполнены чтением, письмом и другими занятиями, требующими не только высоких зрительных функций, но и хороших зрительно-моторных навыков. Так как ЗМИ — это двигательная способность человека воспроизводить символы, такие как копирование геометрических фигур, букв алфавита или цифр, нарушения зрительных функций могут отрицательно влиять на успеваемость в обучении [8, 9].

Исследования показали, что степень близорукости может повлиять на успешность осуществления школьниками деятельности, требующей ЗМИ, а оптическая коррекция зрения при аметропиях приводит к повышению ЗМК [10, 11]. Дети со слабой и средней степенью миопии и сильным зрительно-моторным контролем могут длительно выполнять работу вблизи, тогда как другие, например с высокой степенью миопии, испытывают трудности в обучении, это зависит от характера и выраженности рефракционных нарушений и наличия проблем с визуально-моторным контролем [10].

Нарушения ЗМК встречаются не только в детском возрасте, когда происходит особенно бурное формирование ЗМК, но и в последующей жизни человека. Например, у студентов с нарушениями ЗМИ координация их зрительных навыков, навыков восприятия и мелкой моторики далека от нормы, что мешает их хорошей успеваемости и может создавать сложности в последующей профессиональной деятельности [11]. Интересное исследование по оценке изменения чувствительности сетчатки и времени зрительно-моторной реакции (ЗМР) проводилось у студентов — они читали стандартный текст при различных уровнях освещенности [12]. При этом исследовали светочувствительность сетчатки и время ЗМР до эксперимента с чтением и после каждого этапа изменения искусственного освещения. Оценка ЗМР проводилась с помощью методики равнояркостной кампиметрии. Оптимальный рекомендуемый уровень освещенности составил 650 люкс.

Методы исследования и тренировки ЗМК

Важно, чтобы проблемы ЗМИ были диагностированы и устранены как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на функциональные способности, такие как почерк, выполнение работ, связанных с мелкой моторикой.

Оценка ЗМК проводится при работе с детьми, чтобы определить, почему у ребенка возникают трудности при выполнении заданий, почему у него плохая успеваемость. Исследование этой функции проводят также, чтобы установить, сможет ли пациент с неврологическими нарушениями обходиться без посторонней помощи (например, принимая пищу) или управлять автомобилем. В различных профессиональных областях возникает потребность оценить эффективность сотрудников, особенно там, где ЗМК особенно важна.

Для оценки и тренировки ЗМК используются метод графических заданий и графо-моторные упражнения [13, 14], например мотометрические тесты для детей «Вырезание круга» или «Дорожки». Для тренировки ЗМК у детей 5–10 лет применяется тест «Домик» по методике Н.И. Гуткиной (рис. 1). 

Тест «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Созданы также специальные компьютерные программы, например тесты на синхронизацию, многозадачность, скорость, принятие решений [3]. Тренировка ЗМК повышает спортивные результаты [15]. Для тренировки ЗМК существует ряд устройств, примером такого тренажера является SVT (Sport Vision Trainer SVT™, Australian Institute of Sports Vision PTY Ltd, Австралия) — доска с появляющимися световыми сигналами (рис. 2). Работа на ней дает возможность оценить синхронизацию системы «глаз — рука», а также проводить реабилитацию или тренировку координации в этой системе. В частности, на этом тренажере тренировали вратарей футбольной команды «Челси». Опубликованы результаты успешного использования такого тренажера для улучшения ЗМК у пациента после инсульта и травмы мозга [16].

В практике оптической коррекции зрения у специалиста, осведомленного о взаимосвязи ЗМК с нарушениями зрения, есть возможность, помимо подбора средства коррекции, дать дополнительные рекомендации по тренировке ЗМК дома. Это могут быть видеоигры или онлайн-игры, занятия рисованием, раскраски, мозаика и пазлы. Развитию ЗМК способствуют также занятия вязанием, вышивкой, конструированием — все то, что включает использование мелкой моторики. Тренировке ЗМК помогают занятия такими видами спорта, как баскетбол, теннис, бадминтон, настольный теннис, недаром именно у спортсменов эта функция особенно развита [17].

Заключение

ЗМК — важная функция, влияющая как на повседневную, так и на профессиональную деятельность человека. ЗМК является частью ЗМИ, которая представляет собой сложную комбинацию навыков и позволяет человеку выполнять сложные задачи, используя глаза, руки и мозг вместе. Причинами нарушения ЗМИ являются отставание в развитии ребенка, заболевания нервной системы (черепно-мозговые травмы, нарушение мозгового кровообращения, интоксикации), однако одной из главных причин нарушения ЗМИ является снижение зрения. Формирование ЗМИ зависит от степени нарушения зрения и его коррекции. Это важно учитывать при работе с пациентами различных возрастных групп, но особенно — в педиатрической офтальмологической практике. При оптической коррекции зрения у специалиста, осведомленного о взаимосвязи ЗМК с нарушениями зрения, есть возможность, помимо подбора средства коррекции, дать дополнительные рекомендации по тренировке ЗМК дома.

Сведения об авторах:

Егоров Евгений Алексеевич — д.м.н., профессор, заведующий кафедрой офтальмологии им. акад. А.П. Нестерова лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ORCID iD 0000-0002-1132-8031;

Романова Татьяна Борисовна — к.м.н., доцент кафедры офтальмологии им. акад. А.П. Нестерова лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ORCID iD 0000-0002-3865-2691;

Рыбакова Елена Геннадьевна — д.м.н., профессор кафедры офтальмологии им. акад. А.П. Нестерова лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ORCID iD 0000-0003-2858-5402.

ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1.

Контактная информация: Романова Татьяна Борисовна, e-mail:

romanova2804@mail.ru. Прозрачность финансовой деятельности: никто из авторов не имеет финансовой заинтересованности в представленных материалах или методах. Конфликт интересов отсутствует. Статья поступила 20.04.2020.

About the authors:

Evgeniy A. Egorov — Doct. of Sci. (Med.), Professor, Head of Acad. A.P. Nesterov Department of Ophthalmology of the Medical Faculty, ORCID iD 0000-0002-1132-8031;

Tat’yana B. Romanova — Cand. of Sci. (Med.), Associate Professor of Acad. A.P. Nesterov Department of Ophthalmology of the Medical Faculty, ORCID iD 0000-0002-3865-2691;

Elena G. Rybakova — Doct. of Sci. (Med.), professor of Acad. A.P. Nesterov Department of Ophthalmology of the Medical Faculty, ORCID iD 0000-0003-2858-5402.

Pirogov Russian National Research Medical University. 1, Ostrovityanov str., Moscow, 117437, Russian Federation.

Contact information: Tat’yana B. Romanova, e-mail: romanova2804@mail.ru. Financial Disclosure: no authors have a financial or property interest in any material or method mentioned. There is no conflict of interests. Received 20.04.2020. 

NULL –> Литература Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Читать статью в PDF

Только для зарегистрированных пользователей

зарегистрироваться

Поделитесь статьей в социальных сетях

Порекомендуйте статью вашим коллегам Предыдущая статья Следующая статья Наши партнеры 25 января 2019 Работа мозга Главная Блог Работа мозга image Ксения Троицкая Учебный центр TeachLine image

Огромное количество людей живут и работают в «дне сурка». Сейчас они зарабатывают деньги, но позже превратятся в старичков с прогрессирующей деменцией. Обидно, но что поделать. Ничто так не ускоряет атрофию мозга, как рутина и бессменная обстановка. Она разрушает систему внимания, ослабляет память, выводит из строя «центр удовольствия».

Есть хорошая новость: мозг пластичен и поддается тренировке. Элизабет Гоулд и Брюса МакЮэна провели несколько экспериментов с мартышками – ученые выяснили, что у животных образуются новые нейронные связи, когда те совершают несвойственные им действия. Женщины сделали заявление о том, что исследуемое явление свойственно и человеку. Преимущественно нейроны добавляются к медиальной поверхности височной доли, которая отвечает за память, называние, вкус, обоняние, синтез звуков. Также новые нейроны заметили в префронтальной и нижней теменной зоне: первая осуществляет комплексное управление мыслительной и моторной активностью, вторая формирует артикуляционные действия.

image
Нейроны – маленькая вселенная

Как видите, нейроны образуются в областях, затрагивающих важнейшие когнитивные функции. Именно их нужно развивать, чтобы случайно не отписать квартиру мошенникам, когда вам будет далеко за 90. Важно разработать программу тренировок, которая будет вовлекать все функции единовременно или поочередно.

Я прошлась по блогам психотерапевтов, почитала книги о пластичности мозга, вспомнила несколько упражнений с курсов скорочтения и составила подборку когнитивных упражнений. Работают ли они? Узнаем в старости. Если вы уже занимались и чувствуете качественные изменения, пишите в комментариях какие.

Поехали!

Бытовые упражнения на развитие когнитивных способностей

Эти упражнениям можно делать без отрыва от естественного хода жизни, добавляя новые, порой пикантные условия. Они тренирует ориентирование на местности, равновесие, все виды восприятия и бонусом увеличивают объем памяти.

  1. Назначьте день темноты: принимайте душ, кушайте, убирайтесь без света.
  2. Смотрите видеоролики без изображения или с изображением, но без звука.
  3. Если есть ребенок, проверьте у него домашнее задание (+1000 к выносливости).
  4. Давайте название каждому видео, которое смотрите. Обобщайте весь смысл в одном слове. Придумывайте названия магазинам и учреждениям, рядом с которыми ходите. Не повторяйтесь.
  5. Ориентируйтесь по городу без карты, выдумывайте незнакомые маршруты.

Упражнения на равновесие и координацию

Упражнения на равновесие и координацию улучшают кровоснабжение всех отделов мозга. Соответственно в главный орган попадает больше кислорода, что стимулирует клеточное дыхание и замедляет процесс отмирания клеток.

  1. Встаньте прямо, вытяните руки с растопыренными пальцами. Соедините их, чтобы пальцы совпадали. Через секунду разъедините и положите руки на плечи (правая на правое, левая на левое). Снова соедините пальцы. Повторите упражнение 10–20 раз в быстром темпе и с минимумом промахов при соединении пальцев
image
Соедините пальцы вместе
image
  1. Сядьте и вытяните скрещенные в районе щиколоток ноги так, чтобы ступни касались пола. Медленно наклонитесь вперед на выдохе. Вытяните руки параллельно ногам. Вернитесь в исходное положение на вдохе. Повторяйте 4–6 раз.
  2. Лягте. Согните нижнюю ногу и поднесите к согнутому локтю руки, которая сверху. Делайте упражнение медленно, осознавая каждый миллиметр движения.
  3. Стойте прямо, но расслабленно. Поочередно наклоняйте голову в стороны и касайтесь плечей мочками ушей. Вытяните руку вперед и представьте, что держите указательный палец в сердцевине цветка с пятью лепестками. Повторяйте контуры цветка верхней частью туловища.
  4. Вспомните, как выглядят знаки peace и ок. Вытяните любую руку и попеременно показывайте сложенные из пальцев знаки. Упражняйтесь минуту. После делайте то же самое двумя руками и в очень быстром темпе. На третьем этапе добавьте звука: произносите поговорку «На меду медовик, а мне не до медовика»
image
Когда достигните синхронизации, выполняйте упражнение так, чтобы каждая рука показывала свой знак

Хотите получить востребованную интернет-профессию? Запишитесь на курс SMM-специалист от TexTerra.

Упражнения на воображение

Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.

  1. Представляйте в голове, как играете на пианино. Как расположены пальцы? С какой скоростью двигаются? Какую мелодию играют – услышьте звук, поймайте ритм, попробуйте перемещаться в такт. Додумайте историю – почему родилась эта композиция, с какими чувствами связана. Проводите упражнение в тишине.
  2. Распечатайте несколько экземпляров. На каждом дорисовывайте картинку в соответствии с рандомной темой, возникшей в голове (животные, части тела, аксессуары и пр.).
image
Я мысленно дорисовала девочку. А вы?
  1. Назовите ассоциации с числами 12, 7, 4, 56, 11. Когда эти числа закончатся, придумайте новые и повторите упражнение.
  2. Посмотрите на картинку. Представьте музыку, с которой она ассоциируется. Запишите историю, которая по динамике (бодрая, веселая, грустная и пр.) повторяет композицию в голове.
image
Рэдклифф в роли трупа в фильме «Человек – швейцарский нож»
  1. Вспомните последний просмотренный фильм. Перенесите сценарий в другую эпоху: как трансформируется сюжет, изменятся ли характеры героев, совпадет ли концовка?

Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия

Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.

  1. Придумайте и приготовьте блюдо, в котором содержится максимальное количество ингредиентов и которое вы не пробовали.
  2. Закажите неизвестное блюдо в кафе и угадайте составляющие: сначала по запаху, потом по вкусу. Если вам по душе жидкие состояния, закажите коктейль и повторите процедуру.
  3. Выйдите на улицу и понюхайте предметы, которые видели, но не обоняли: забор, вывеску на кафе, чайник в офисе. Соотнесите в голове запахи неживой природы с уже знакомыми запахами любого характера. После понюхайте растения, животных, птиц. Делайте это, если нет аллергии и вы уверены в безопасности взаимодействия с объектом живой природы.
  4. Дайте как можно больше определений запахов привычных вещей: лук – горький, резкий, противный и пр.
  5. Сравните запахи объектов из одной видовой группы: духи с духами, травы с травами, котов с котами. Чем они различаются? Найдите большое количество различий.

Упражнения на слух

За слуховую информацию отвечают ядра восьмого нерва, расположенные на границе продолговатого мозга и моста. В них поступает информация из правого и левого уха, после чего она сравнивается и обрабатывается. Основная работа по расшифровке звука происходит в коре больших полушарий. Упражнения помогут развить скорость реакции, а также станут профилактикой возрастной глухоты.

  1. Работайте в паре. Пусть собеседник читает текст тихим монотонным голосом на расстоянии 3–4 метра от вас. Он должен останавливаться каждые три минуты: в это время пересказывайте суть прочитанного.
  2. Собеседник на том же расстоянии произносит слова наоборот. Ваша задача услышать и назвать правильно. Далее практикуйтесь с длинными фразами и абзацами.
  3. Собеседник с выражением читает стихотворение и меняет интонацию в нужных местах. Повторите в точности. Стихотворение можно читать с листа – главное интонации.
  4. Упражнение групповое: отгородитесь от друзей ширмой. Каждый их них должен походить назад и вперед. После окончания дефиле, угадайте какие шаги кому принадлежали.
  5. Смотрите видео с иностранцами и запоминайте манеру говорить, интонации и прочие характерные для нации звуковые особенности.

Я специально не даю упражнения на зрительное восприятие, так как лучше всего выбрать их на свой вкус. Для этого есть сотни приложений. Например, CogniFit с возможностью прохождения нейропсихологических тестов и персональных тренировок.

Совет

Я с семьей играю в настолку «Барамелька». Она развивает скорость реакции и логическое мышление. Принцип игры: схватить названный ведущим предмет раньше другого участника. Правда там серьезный подвох, о котором вы узнаете в процессе. Я сохраню интригу. Игру советую взрослым и детям, отличный тренажер для тренировки когнитивных функций.

Попробуйте угадать правила: это тоже развивает воображение

Автор: Ксения Троицкая

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации