глазная клиника
Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 4

Таблица Рабкина: как выучить, особенности проведения теста и рекомендации

 

Характер цветового восприятия определяется на специальных полихроматических таблицах Рабкина. В наборе имеется 27 цветных листов — таблиц, изображение на которых (обычно цифры) состоит из множества цветных кружков и точек, имеющих одинаковую яркость, но несколько различных по цвету. Человеку с частичной или полной цветовой слепотой (дальтонику), не различающему некоторые цвета на рисунке, таблица кажется однородной. Человек с нормальным цветовосприятием (нормальный трихромат) способен различить цифры или геометрические фигуры, составленные из кружков одного цвета.

Дихроматы: различают слепых на красный цвет (протанопия), у которых воспринимаемый спектр укорочен с красного конца, и слепых на зелёный цвет (дейтеранопия). При протанопии красный цвет воспринимается более тёмным, смешивается с тёмно-зелёным, тёмно-коричневым, а зелёный — со светло-серым, светло-жёлтым, светло-коричневым. При дейтеранопии зелёный цвет смешивается со светло-оранжевым, светло-розовым, а красный — со светло-зелёным, светло-коричневым. По материалам Википедии.

Правила прохождения теста:

  • Расслабьтесь, смотрите на картинки с приличного расстояния, лучше около метра, важно не рассматривать их носом в экран.
  • Не торопитесь, на каждую картинку выделяйте около 5 секунд.
  • Затем прочтите текст под картинкой и сравните со своими результатами.
  • Если увидели в себе отклонения, не паникуйте. При прохождении теста с экрана монитора, всё сильно зависит от настроек самого изображения, цветности монитора и т.д.. Тем не менее, это рекомендация обратиться к специалисту.

Расшифровка некоторых терминов в подписях: 

  • Человек с нормальным цветовосприятием — нормальный трихромат;
  • Полное невосприятие одного из трех цветов делает человека дихроматом и обозначается соответственно как прот-, дейтер- или тританопия. 
  • Протанопия – невозможность отличать некоторые цвета и оттенки в областях жёлто-зелёных, пурпурных — голубых цветов. Встречается примерно 8% мужчин и 0,5% женщин.
  • Дейтеранопия – пониженная чувствительность к некоторым цветам, в основном к зелёному. Встречается примерно у 1% людей.
  • Тританопия – характеризуется не возможностью отличать некоторые цвета и оттенки в областях сине–жёлтых, фиолетово–красных цветов. Встречается крайне редко.
  • Также редко встречаются монохромоты, воспринимающие только один из трех основных цветов. Еще реже, при грубой патологии колбочкового аппарата, отмечается ахромазия — черно-белое восприятие мира.

1.

image

Все нормальные трихроматы, аномальные трихроматы и дихроматы различают в этой таблице одинаково правильно цифры 9 и 6 (96). Таблица предназначена главным образом для демонстрации метода и для выявления симулянтов.

2.

image

Все нормальные трихроматы, аномальные трихроматы и дихроматы различают в таблице одинаково пра­вильно две фигуры: круг и треугольник. Как и первая, таблица – для демонстрации метода и для контрольных целей.

3.

Нормальные трихроматы различают в таблице цифру 9. Протанопы и дейтеранопы различают цифру 5.

4.

Нормальные трихроматы различают в таблице треугольник. Протанопы и дейтеранопы видят круг.

5.

Нормальные трихроматы различают в таблице цифры 1 и 3 (13). Протанопы и дейтеранопы читают эту цифру как 6.

6.

Нормальные трихроматы различают в таблице две фигуры: круг и треугольник. Протанопы и дейтеранопы этих фигур не различают.

7.

Нормальные трихроматы и протанопы разли­чают в таблице две цифры — 9 и 6. Дейтеранопы различают только цифру 6.

8.

Нормальные трихроматы различают в таблице цифру 5. Протанопы и дейтеранопы эту цифру различают с трудом, или вовсе ее не различают.

9.

Нормальные трихроматы и дейтеранопы раз­личают в таблице цифру 9. Протанопы читают ее, как 6 или 8.

10.

Нормальные трихроматы различают в таблице цифры 1, 3 и 6 (136). Протанопы и дейтеранопы читают вместо них две цифры 66, 68 или 69.

11.

Нормальные трихроматы различают в таблице круг и треугольник. Протанопы различают в таблице треуголь­ник, а дейтеранопы — круг, или круг и треугольник.

12.

Нормальные трихроматы и дейтеранопы раз­личают в таблице цифры 1 и 2 (12). Протанопы эти цифры не различают.

13.

Нормальные трихроматы читают в таблице круг и треугольник. Протанопы различают только круг, а дейтеранопы — треугольник.

14.

Нормальные трихроматы различают в верх­ней части таблицы цифры 3 и 0 (30), а в нижней — ничего не различают. Протанопы читают в верхней части таблицы цифры 1 и 0 (10), а в нижней — скрытую цифру 6.

15.

Нормальные трихроматы различают в верх­ней части таблицы две фигуры: круг слева и треугольник справа. Протанопы различают в верхней части таблицы два треугольника и в нижней части — квадрат, а дейтеранопы — вверху слева треугольник, а внизу — квадрат.

16.

Нормальные трихроматы различают в табли­це цифры 9 и 6 (96). Протанопы различают в ней лишь одну цифру 9, дейтеранопы — только цифру 6.

17.

Нормальные трихроматы различают две фи­гуры: треугольник и круг. Протанопы различают в таблице треугольник, а дейтеранопы — круг.

18.

Нормальные трихроматы воспринимают имеющиеся в таблице горизонтальные ряды по восемь квадра­тов в каждом (цветовые ряды 9-й, 10-й, 11-й, 12-й, 13-й, 14-й, 15-й и 16-й) как одноцветные; вертикальные же ряды воспри­нимаются ими как разноцветные.

19.

Нормальные трихроматы различают в табли­це цифры 9 и 5 (95). Протанопы и дейтеранопы различают лишь цифру 5.

20.

Нормальные трихроматы различают в таблице круг и треугольник. Протанопы и дейтеранопы этих фигур не различают.

21.

Нормальные трихроматы различают имею­щиеся в таблице вертикальные ряды по шесть квадратов в каждом как одноцветные; го­ризонтальные же ряды  воспринимают как разноцветные.

22.

Нормальные трихроматы различают в таб­лице две цифры — 66. Протанопы и дейтеранопы правильно различают лишь одну из этих цифр.

23.

Нормальные трихроматы, протанопы и дей­теранопы различают в таблице цифру 36. Лица с выраженной приобретенной патологией цветового зрения этих цифр не различают.

24.

Нормальные трихроматы, протанопы и дей­теранопы различают в таблице цифру 14. Лица с выраженной приобретенной патологией цветового зрения этих цифр не раз­личают.

25.

Нормальные трихроматы, протанопы и дей­теранопы различают в таблице цифру 9. Лица с выраженной приобретенной патологией цветового зрения эту цифру не раз­личают.

26.

Нормальные трихроматы, протанопы и дей­теранопы различают в таблице цифру 4. Лица с выраженной приобретенной патологией цветового зрения эту цифру не различают.

27.

Нормальные трихроматы различают в таб­лице цифру 13. Протанопы и дейтеранопы эту цифру не раз­личают.

  • Назад
  • Вперед

Статьи Среднее общее образование Биология Вместе с профессионалом — Ириной Петровной Чередниченко, кандидатом педагогических наук, методистом-экспертом Центра методической поддержки педагогов ГК «Просвещение» — разберемся, почему некоторые задания оказались сложными даже для учителей, что учесть при подготовке к ЕГЭ по биологии и какие пособия выбрать. Фото автора cottonbro: Pexels 16 октября 2020

Что изменится?

Первый вопрос, который стоит задать, существуют ли какие-то изменения в ЕГЭ-2021 и что нужно предусмотреть заранее? Для того чтобы на него ответить, обратимся к документам, опубликованным ФГБНУ «ФИПИ»:

Существенных изменений ни в содержании, ни в структуре КИМ в этом году нет. Содержание представлено по-прежнему семью блоками. Распределение заданий в этих блоках также не изменилось. Все содержательные блоки паритетны по своей значимости. Единственное изменение — увеличение времени работы на экзамене на 25 минут.

Но несмотря на то, что формально изменений спецификация не показывает, фактически увеличен объем содержания и сложность заданий — это касается заданий и первой, и, в особенности, второй части.

К чему готовиться?

Во-первых, к освоению полного объема знаний. Ученикам важно уметь их применить в новой ситуации.

«Готовиться, прежде всего, нужно к тому, чтобы дети освоили полный объем знаний по всем разделам биологии. В большом темном помещении у нас всегда с собой должен быть фонарик, чтобы рассмотреть самые дальние уголки и мельчайшие детали — все должно быть в поле зрения ученика».

Во-вторых, — к освоению умения интегрировать знания, использовать межпредметные связи.

В третьих, важно освоить умение многоаспектного рассмотрения объектов и процессов (структурно-функциональный, эволюционный, экологический).

В-четвертых, необходимо понимать алгоритмы выполнения заданий разного вида.

В-пятых, нужно изучить требования к оцениванию разных заданий.

Задания линии 25 (ботаника, зоология, человек и его здоровье)

Пример 1 и комментарии

Содержание задания, представленного ниже, касается циклов развития растений, которые изучаются в основной школе — в разных УМК в разные годы обучения. Но в основной школе минимизирована терминология этой темы и сращивание ботанического содержания с элементами общей биологии проходит на старшей ступени обучения и практически за рамками урока.

Чем представлен и как устроен мужской гаметофит у покрытосеменных растений? Укажите его роль в размножении растения и поясните ее.

Элементы ответа:

1) пыльцевое зерно (пылинка); 2) состоит из вегетативной клетки (клетки пыльцевой трубки) и генеративной клетки (двух спермиев); 3) образует спермии (участвует в опылении); 4) из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка; 5) по пыльцевой трубке к семязачатку (зародышевому мешку) продвигаются два спермия.

В чем сложность задания? Ребенку недостаточно описать строение пыльцы и недостаточно ответить, что пыльца участвует в опылении. Здесь нужно использовать структурно-функциональный подход и выстроить причинно-следственную связь между всеми компонентами мужского гаметофита и их долей участия в процессе размножения.

Сама формулировка вопроса в этом задании, конечно, не очень точна. Ребенку было бы легче ответить на этот вопрос, если бы второй вопрос звучал примерно так: «укажите роль всех компонентов мужского гаметофита в процессе размножения растений».

Надо сказать, что задание оценивается очень жестко. Для максимального количества баллов — 3-х — недостаточно одного, двух или даже трех правильных ответов. Максимальный балл можно получить только за четыре—пять правильных ответов.

В новых эталонах, по которым работают эксперты, в скобках приводятся допустимые варианты одного ответа. В частности, пыльцевое зерно можно назвать пылинкой (но не пыльцой). Как подготовить к этому детей? Они, конечно, обязательно должны освоить биологические синонимы.

Пример 2 и комментарии

Следующее задание линии 25 — из раздела «Человек и его здоровье». Объем задания расширяется за счет двух тем — «Обмен веществ» и «Система органов человека». Но помимо внутрипредметной интеграции присутствует и межпредметная связь с химией, потому что тут необходимо помнить о биохимических процессах, которые протекают в мышцах.

Нельзя сказать, что это задание лежит за рамками программы, но совершенно точно оно дает некий эффект новизны и погружает ребенка в ситуацию, где нужно объединить полученные в школе знания.

Известно, что уровень глюкозы в крови взрослого человека в норме составляет 4,1 — 5,9 ммоль/л. На концентрацию глюкозы влияет ряд органов, например промежуточный мозг, надпочечники, двуглавая мышца плеча. Используя знания о функциях этих органов, объясните их роль в регуляции концентрации уровня глюкозы.

Элементы ответа:

1) Промежуточный мозг (гипоталамус) с помощью нейронов-рецепторов определяет концентрацию глюкозы в крови; 2) Промежуточный мозг (гипоталамус и гипофиз) осуществляет нейрогуморальную регуляцию уровня глюкозы в крови; 3) Надпочечники вырабатывают гормон адреналин, который усиливает распад гликогена до глюкозы; 4) Двуглавая мышца плеча во время работы потребляет глюкозу, понижая ее концентрацию в крови; 5) Двуглавая мышца плеча синтезирует гликоген из глюкозы, понижая концентрацию глюкозы в крови.

Задание тоже оценивается жестко — максимально за четыре-пять элементов ответа — 3 балла, за один-три правильных ответа — 2 балла.

Обратите внимание, что в последние годы в очень многих критериях появляется замечание: За дополнительную информацию, не имеющую отношения к вопросу задания, баллы не начисляются, но за наличие в ней ошибок снимается 1 балл. ЕГЭ, к сожалению, не прощает оплошностей, и к этому тоже очень важно подготовить детей.

Биология. 10 класс. Углубленный уровень Купить

Задания линии 26

Пример 1 и комментарии

Анализ хода, сопоставление фактов или результатов эксперимента, выдвижение гипотез, приведение доказательств — это та ситуация, в которую погружает ребят задание линии 26. Такой подход, несомненно, усложняет задание.

Это, традиционно, блок по эволюции и экологии. Содержание его расширяется за счет элементов зоологических знаний и наблюдения за видами. Здесь нужно хорошо знать понятие конкурентного исключения, которое синонимируется с понятием экологической ниши. Подразумевается совокупность ресурсов в биоценозе, которыми пользуется определенный вид. А мы знаем, что, как правило, несколько видов не могут существовать на уровне одной экологической ниши.

Отечественный ученый Г.Ф. Гаузе провел ряд экспериментов с тремя видами инфузорий. При совместном выращивании двух видов, использующих одинаковый пищевой ресурс (бактерии, находящиеся в толще воды), численность одного из них сокращалась, и через некоторое время этот вид был вытеснен другим видом. Однако отдельно друг от друга оба вида могли жить совместно с третьим видом, питающимся дрожжевыми клетками, обитающими в донном иле. Какое явление исследовал Г.Ф. Гаузе? Какие закономерности существования видов в одном биоценозе им были открыты? Поясните эти закономерности.

Элементы ответа:

1) явление межвидовой конкуренции (конкурентного исключения, межвидовой борьбы за существование); 2) два вида не могут занимать одну экологическую нишу; 3) так как используют один и тот же жизненно важный ресурс (пищевой); 4) близкие виды могут существовать совместно в одном биоценозе; 5) если близкие виды используют различные ресурсы (занимают разную экологическую нишу)

За дополнительную информацию, не имеющую отношения к вопросу задания, баллы не начисляются, но за наличие в ней ошибок снимается 1 балл.

Ответ, который не относится к заданию, снова будет жестко рассматриваться экспертами.

Пример 2 и комментарии

Расширение объема содержания задания происходит за счет дополнительной (справочной) информации, которую необходимо проанализировать. И здесь мы снова видим внутрипредметную интеграцию и элементы общей биологии.

Виды, адаптируясь к среде в процессе эволюции, могут использовать одну из двух возможных стратегий приспособления: при r-стратегии организмы стремятся к максимально возможной скорости роста численности, а при К-стратегии, наоборот, размножаются медленно. Классическими К-стратегами являются слоны. За счѐт каких особенностей размножения и поведения им удаѐтся поддерживать постоянную численность и избегать вымирания? Ответ аргументируйте.

Элементы ответа:

1) Малое количество детенышей в помете (обычно один детеныш); 2) Небольшое количество потомков снижает между ними конкуренцию за ресурсы; 3) Длительная беременность; 4) При длительном вынашивании детеныши рождаются хорошо сформированными (адаптированными к условиям среды); 5) Забота о потомстве; 6) Защита детенышей родителями и забота о них обеспечивают высокую выживаемость потомства.

Система оценивания задания сложная: за пять-шесть правильных ответов — 3 балла, за четыре правильных ответа — 2 балла, за три — 1 балл.

Задание линии 27

Пример и комментарии

Введение принципа антипараллельности при матричном синтезе, поиск отдельных кодонов, триплетов ДНК, обратная транскрипция — все эти элементы усложнили задания линии 27 в последние годы.

Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу в одной цепи соответствует 3’конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:

5’-ЦГАТАТЦГАТТТАГА-3’ 3’-ГЦТАТАГЦТАААТЦТ-5’ Определите, какая из цепей ДНК (верхняя или нижняя) является матричной (транскрибируемой), если первая аминокислота в синтезируемом фрагменте полипептида Арг.

Объясните ваше решение. Укажите последовательность фрагмента молекулы РНК и фрагмента полипептида, состоящего из пяти аминокислот, синтезируемого на матрице этой РНК.

Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательности нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

Послабление в системе оценивания в этом году — разработчики в эталонах указали, что если ребенок не прописал концы для кодонов иРНК и триплетов ДНК, то такие ответы тоже принимаются. Однако мы все понимаем, что если не учитывать антипараллельность при решении задач, то в отсутствии цифр ответы ученика могут быть иными.

За выполнение задания можно получить максимум 3 балла — если ответ включает в себя все элементы (всего их пять), 2 балла — за четыре элемента и 1 балл — за два-три. При этом в ответе не должно быть биологических ошибок. И снова важно дать наиболее исчерпывающий, логически последовательный ответ.

Биология. 11 класс. Углубленный уровень Купить

Задание линии 28

Пример и комментарии

У человека между аллелями генов отсутствия потовых желез и дальтонизма происходит кроссинговер. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой был дальтонизм, а у отца — отсутствия потовых желез, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей, а также генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного двумя заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.

Схема решения задачи включает:

В чем особенности этой задачи, которая и без того является одной из самых сложных? Во-первых, объем. Нужно анализировать большое количество потомков. Присутствует и внутрипредметная интеграция, но мы уже, в общем-то, привыкли решать комбинированные задачи. Еще из особенностей: здесь не прописан тип наследования, но мы с вами уже умеем его определять. Основная сложность и новизна задания — элемент внутритематической интеграции — здесь дано сцепленное наследование при сцеплении признаков с гомологичными X-хромосомами.

И кстати, эта задача, как не удивительно, не лежит за рамками школьной программы по биологии. Просто в школе при рассмотрении сцепленного наследования мы обычно решаем более простые задачи, ограничиваясь узкой ориентировочной содержательной основой.

«Не пугайтесь нового. Как правило, усложнение, которое мы воспринимаем как выход за пределы школьной программы, — это не что иное, как помещение привычного знания в новую ситуацию, которая начинает рассматриваться как нечто новое — то, чего не было в программе».

Биология. Сборник задач и упражнений. 10-11 класс. Углубленный уровень Купить

Разделы биологии для подробного изучения

Важно понимать, что при подготовке к ЕГЭ в каждом курсе биологии необходимо реализовать структурно-функциональный, эволюционный и экологический подходы.

Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники (не менее 9-10 заданий)

  • Клетки: строение в сравнении
  • Растительные ткани: строение функции
  • Органы растений: строение функции
  • Процессы жизнедеятельности растений (механизмы)
  • Классификация растений
  • Адаптация к условиям среды, значение

Животные (не менее 9-10 заданий)

  • Классификация животных
  • Характеристики типов и классов
  • Строение и жизнедеятельность представителей
  • Усложнение в процессе эволюции
  • Адаптация к условиям среды, значение

Человек (не менее 9-10 заданий)

  • Ткани: строение функции
  • Органы и системы органов: строение функции
  • Процессы жизнедеятельности: какими органами и системами органов обеспечиваются, механизм, включая нервно-гуморальную регуляцию
  • Положение человека в системе органического мира

Общая биология (до 20 заданий)

  • Клетка
  • Организм
  • Вид/популяция
  • Биогеоценоз
  • Биосфера

Дальтонизм – это особый вид нарушения зрения, который проявляется в отсутствии восприятия некоторых цветов, чаще всего зеленого, красного и фиолетового.  В основном, дальтоники не способны различить определенный цвет или несколько цветов. Но встречаются и такие виды дальтонизма, когда пациент не определяет ни одного цвета – полная цветовая слепота. Теоретически, данному нарушению подвержены только мужчины. Однако статистика гласит, что 0,4 – 0,5% женщин страдают дальтонизмом по причине различных травм сетчатки.

[1]

Код по МКБ-10

H53.5 Аномалии цветового зрения

Причины дальтонизма

Существуют две причины появления дальтонизма:

  • Наследственность

Дальтонизм сцеплен с Х-хромосомой и передается от матери-носителя к детям. Часто встречаются случаи врожденного искажения восприятия одних цветов, но при этом пациент может распознавать и отличать другие цвета и оттенки, которые трудноразличимы для обычного человека. О случаях дальтонизма у женщин читате в этой статье.

  • Травма сетчатки

Дальтонизм развивается на фоне повреждения сетчатки глаза и зрительного нерва.

В центре сетчатки глаза находятся особые клетки, основной функцией которых является восприятие цвета. Эти клетки называются колбочками. В сетчатке задействованы три вида колбочек, каждая из которых содержит белковое вещество (пигмент), улавливающее свой генетический заложенный цвет: зеленый, красный или синий. Колбочки здорового человека содержат все три пигмента. Колбочки при патологии лишены пигмента или он неполноценный.

  • Патология зрительного нерва

При невритах и атрофии зрительного нерва происходит снижение цветоощущения в зависимости от степени поражения зрительного анализатора.

  • Возрастные нарушения зрения, связанные с помутнением хрусталика
  • Последствия приема некоторых медикаментов (дигитоксина, ибупрофена)

Применение препаратов на основе наперстянки вызывает нарушение зрения вследствие ее накопления в плазме крови и сетчатке. Статистика гласит, что 25% случаев побочных эффектов приема дигитоксина проявляется в расстройстве зрения и цветового восприятия (появления сине-желтых или красно-зеленых пятен перед глазами, отсвечивание предметов оттенками желтого).

Как наследуется дальтонизм?

Дальтонизм передается по наследству и проявляется только у мужчин. Это связано с тем, что ген дальтонизма сцеплен с Х-хромосомой. Как известно, женские хромосомы представлены в виде ХХ, а мужские в виде ХУ. Из этого следует, что поражение Х-хромосомы у мужчин неизбежно вызывает заболевание, в то время как поражение женской Х-хромосомы компенсируется другой Х-хромосомой, поэтому заболевание не проявляется. Женщина выступает в роле носителя заболевания, которое она через генотип передает своим детям.

[2], [3], [4]

Факторы риска

Основным фактором риска является наличие дальтонизма у близких родственников, особенно у матери.

Вероятность возникновения дальтонизма значительно повышается у людей, в анамнезе которых присутствуют механические травмы и ожоги сетчатки. Такое агрессивное воздействие может стать причиной резкого или постепенного ухудшения цветового зрения.

Дальтонизм может возникнуть на фоне приема сердечных гликозидов, длительного и неконтролируемого приема нестероидных противовоспалительных средств, а также наркотических веществ (галлюциногены вызывают сначала обострение цветного зрения, после чего оно может быть ослабленным в течение некоторого времени).

[5], [6], [7], [8]

Симптомы дальтонизма

Основным и единственным симптомом является невозможность различать некоторые цвета.

Первые признаки наследственного дальтонизма могут обнаружиться в юношеском возрасте, например во время медицинского осмотра для получения водительских прав. Врожденный дальтонизм воспринимается пациентом как норма, так как он не осознает наличие других цветов.

В детском возрасте единственным симптомом дальтонизма является невозможность различать цвета окружающих предметов. Если вы попросите из представленных игрушек выбрать красную, ребенок не справится с этой задачей.

[9], [10]

Формы

Дальтонизм бывает двух видов:

  1. наследственный;
  2. приобретенный.

Врожденный дальтонизм наследуется от матери-носителя.

Приобретенный дальтонизм возникает на фоне травм глаза и нарушения целостности структур, отвечающих за распознавание цвета.

Невозможность различать все цвета называется монохромный дальтонизм. В таком состоянии больной видит окружающий мир в серых и черно-белых тонах.

Полная невосприимчивость к цветам называется ахромазией. Данный вид дальтонизма встречается очень редко.

Частичный дальтонизм проявляется в невозможности увидеть один или два цвета, например зеленый и красный или синий и желтый участки спектра.

Существует еще одно похожее понятие – «эмоциональный дальтонизм». Данный термин относится к психиатрии и не имеет отношения к зрению. Эмоциональным дальтонизмом называют невозможность человека адекватно воспринимать все разнообразие эмоций. Такой человек может оценить эмоцию лишь с точки зрения хорошо и плохо.

[11], [12], [13]

Осложнения и последствия

Последствия и осложнения дальтонизма напрямую зависят от причины его возникновения. Врожденный дальтонизм может пожизненно находиться на одном и том же уровне. Приобретенный дальтонизм может перерасти в более тяжелые патологии при отсутствии лечения и профилактики.

[14], [15], [16], [17], [18]

Диагностика дальтонизма

Для диагностики дальтонизма применяют таблицы Рабкина. На таблицах изображены кружочки разных цветов, но с одинаковой яркостью. С этих кружочков образован сплошной фон и геометрическая фигура (цифра) в центре таблицы. Всего пациенту предлагают рассмотреть 27 карточек. То изображение, которое видит здоровый человек, отличается от того, что видит человек с нарушением зрения. Тест используют для определения вида дальтонизма.

Еще одним информативным исследованием является тест Ишираха. Тест также включает в себя использование специальных карточек с рисунками, которые может распознать человек с нормальным зрением (90% правильных ответов). Человек с дальтонизмом не сможет распознать изображения или справится с задачей отчасти (5 – 30% правильных ответов).

Третий метод диагностики – спектральный. Для исследования применяют спектроанамалоскоп Рабкина. Этот прибор имеет две цветовых поля. Одно поле желтого цвета, а другое поле красное и зеленое. Пациенту предлагают уровнять цвета, чтобы красный и зеленый на втором поле стали желтыми. Наличие дальтонизма препятствует нормальной оценке цветовой гаммы.

С помощью вышеперечисленных методов проводится тест на дальтонизм для водителей.

[19], [20], [21]

Дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика проводится с целью исключить различные виды ретинопатий или атрофию сетчатки. На первых стадиях патология сетчатки может проявляться в нарушении цветовосприятия и иметь сходную с дальтонизмом симптоматику. Далее заболевание прогрессирует, что может привести к частичной или полной слепоте. Диагностируют при помощи офтальмологических методик и сбора семейного анамнеза.

К кому обратиться?

Окулист

Лечение дальтонизма

На данный момент не существует специальной терапии для лечения дальтонизма. Ученые выдвинули теорию о целесообразности применения генной инженерии путем встраивания недостающих генов в клеточный аппарат сетчатки. Такая методика позволит значительно улучшить цветное зрение с минимальной вероятностью рецидива.

При дистрофиях сетчатки назначают глазные капли Таурин, витамины группы В и капсулы АЕвит. Эти препараты в комплексе улучшают глазное кровообращение, нормализуют окислительно-восстановительные процессы и трофику тканей.

Существуют специальные очки от дальтонизма. Внешне они выглядят как обычные солнцезащитные очки и предназначены для повседневной носки. Стекла этих очков представлены многослойными линзами, в состав которых входит специальное вещество – оксид неодима. Очки помогают человеку оптимально различать цвета, но не обладают потенциалом полноценного зрения.

Профилактика

Чтобы предупредить возникновение осложнений, необходимо регулярно проходить плановый осмотр у окулиста и устранить факторы, которые пагубно влияют на сетчатку (длительная работа за компьютером, яркий свет, прием некоторых препаратов). Основная цель профилактики – избегать перенапряжения глаз.

[22], [23], [24], [25], [26], [27]

Дальтонизм и водительские права

С 2000 года Минздрав выдал указ о запрете управления транспортными средствами лиц, страдающих дальтонизмом. Данное решение аргументировано многими факторами, которые могут стать причиной аварийной ситуации.

[28], [29]

Дальтонизм и армия

Дальтонизм не входит в список заболеваний, которые дают право на отсрочку или освобождение от армии.

[30], [31], [32]

Где можно работать с дальтонизмом?

С диагнозом дальтонизм запрещено работать с любыми транспортными средствами и механизмами, в которых необходимо использовать цветовосприятие. Для других профессий дальтонизм не является препятствием. 

Перед тем, как пойти в автошколу, человек должен пройти медицинский осмотр. Помимо нарколога и психиатра, его направляют к офтальмологу. Это необходимо не только для определения остроты его зрения, но и для проведения теста на дальтонизм.

Нарушенное цветоощущение способно спровоцировать аварийную ситуацию на дороге, которая может повлечь за собой смерть людей.

Для проведения этого теста зачастую используют таблицы Рабкина. Они представляют собой картинки, состоящие из цветных кружочков, из которых сложены цифры или фигуры.

Перед тем как приступить к прохождению теста необходимо успокоиться и настроить монитор компьютера на комфортный уровень яркости. Глаза должны быть в метре от изображения. На просмотр картинки выделяется не более 5 секунд, после этого необходимо нажать на кнопку «Узнать ответ», сравнить описание со своим полученным изображением.

Если были выявлены какие-либо отклонения цетовосприятия, необходимо незамедлительно обратиться к офтальмологу и выявить причину патологии.

Таблица Рабкина

Узнать ответ На картинке изображена цифра 96. Ее видят и люди с нормальным цветоощущением, и с дальтонизмом. Изображение представлено для того, чтобы пациент понял суть теста. Узнать ответ И дальтоники, и люди без отклонений видят квадрат и треугольник. Картинка так же представлена для демонстрации сути и исключения симуляции. Узнать ответ Для людей без заболевания — 9. Пациенты, не различающие красный и зеленый цвета, видят 5. Узнать ответ Трихоматы видят треугольник, дальтоники — круг. Узнать ответ Нормально видящие люди видят цифру 13, с нарушенным цветовосприятием — 6. Узнать ответ На картинке изображены круг и треугольник. Дальтоники не увидят ни одну из этих фигур. Узнать ответ Все люди видят число 9. Узнать ответ Обычно люди с нормальным и нарушенным цветоощущением видят 5. Однако последним это дается с трудом. В запущенных формах дальтонизма пациенты вовсе не видят цифру. Узнать ответ Трихоматы и дейтеранопы (не различающие зеленый цвет) распознают 9. Протанопы, то есть люди, не различающие красный цвет, видят 8 или 6. Узнать ответ Пациенты без патологии видят цифру 136, дальтоники — 66, 68, 69. Узнать ответ Все люди распознают цифру 14. Узнать ответ Трихоматы и дейтеранопы (не различающие зеленый цвет) распознают 12. Протанопы, то есть люди, не различающие красный цвет, не видят ничего. Узнать ответ На картинке люди без патологии видят круг и треугольник. Дейтеранопы — только треугольник. Протанопы — только круг. Узнать ответ Пациенты с нормальным цветовосприятием видят 3 и 0 вверху. Дейтеранопы -1 вверху и 6 внизу. Протанопы — 1 и 0 вверху, 6 внизу. Узнать ответ Трихоматы различают в верхней части справа треугольник, слева — круг. Дейтеранопы — внизу квадрат, вверху слева треугольник. Протанопы — вверху 2 треугольника, внизу квадрат. Узнать ответ Пациенты без патологии видят 96. Люди, не различающие зеленый цвет — 6, красный цвет — 9. Узнать ответ Изображены треугольник и круг. Дейтеранопы видят круг, протанопы — треугольник. Узнать ответ Для трихоматов все строки одного цвета, а столбцы — разного. Дейтеранопы видят 1, 2, 4, 6, 8 столбцы и все строки одноцветными. Протанопы — 3, 5, 7 столбцы и все строки одного цвета. Узнать ответ Пациенты без патологии видят 25. Люди, не различающие зеленый и красный цвет — 5. Узнать ответ Изображены треугольник и круг. Люди с нарушенным цветовосприятием не различают фигур. Узнать ответ Пациенты без патологии и протанопы видят 96. Люди, не различающие зеленый цвет — 6. Узнать ответ Обычно люди с нормальным и нарушенным цветоощущением видят 5. Однако последним это дается с трудом. В запущенных формах дальтонизма пациенты вовсе не видят цифру Узнать ответ Люди без патологии видят столбцы одноцветными, а строки- разноцветными. Дальтоники видят разноцветными столбцы, а строки — одноцветными. Была ли статья полезной? Оцените материал по пятибалльной шкале! Если у вас остались вопросы или вы хотите поделиться своим мнением, опытом – напишите комментарий ниже.

Что еще почитать

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТВ 

Здравствуйте гость!

В 

Логин

:

Пароль

:

В 

Запомнить

В 

В 

Забыли пароль? Регистрация

В 

Поиск учебного материала на сайте
Поиск по названию работы
Поиск по тексту работы

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Ответы Поясните сущность явления вязкого трения. Какова природа сил внутреннего трения жидкости?

Информация:

Тип работы: Ответы. Предмет: Физика. Добавлен: 14.12.2017. Год: 2017. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации