Содержание
- Изучение механизма ощущений как простых психических процессов, состоящих чувственном восприятии окружающего мира. Природа потребности в ощущениях, их активизация. Особенности и свойства зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и кожных ощущений.
- Ощущение и восприятие
- Определение
- Характеристики и свойства ощущений
- Функции и роль
- Классификация ощущений
- Интероцептивные ощущения
- Экстероцептивные ощущения
- Закономерности
- Что такое восприятие
- Причины нарушений восприятия
- Виды нарушений восприятия
- По качеству нарушения восприятия делятся на:
- Нарушения восприятия у детей
- При деменции
- При шизофрении
- Лечение нарушений восприятия
Главная Коллекция “Revolution” Психология Ощущения. Виды ощущений
Изучение механизма ощущений как простых психических процессов, состоящих чувственном восприятии окружающего мира. Природа потребности в ощущениях, их активизация. Особенности и свойства зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и кожных ощущений.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.03.2013 |
Размер файла | 50,2В K |
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.
- Лариса Жукова
- Общая психология
Ощущение и восприятие
Ощущения
Ощущение – это отражение отдельного чувственного качества, недифференцированные впечатления от окружающего.
Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Что означает «отдельных свойств»? Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств.
Ощущения – это основной источник наших знаний о нашем теле и об окружающей действительности. Это непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражителей в факты сознания – в информацию.
+ +
Свойства ощущений
Качество – отличие одного вида ощущений от другого (например, зрительного от слухового).
Интенсивность – это количественная характеристика ощущений, большая или меньшая сила их проявления (зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора).
Длительность – время, в течение которого сохраняется ощущение после прекращения воздействия раздражителя.
Пространственная локализация – сведения о нахождении раздражителя в пространстве, а также при контактных ощущениях – соотнесение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.
+
Интероцептивпые ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивпые ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими.
Проприоцептивные ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение.
Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.
Экстероцептпивные ощущения доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.
Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.
Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относятся слух и зрение.
Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету.
Пороги ощущений. Чувствительность.
Абсолютный порог ощущения – это минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение.
Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущения, тем выше чувствительность органов чувств, реагирующих на эти воздействия. Абсолютная чувствительность – равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений.
Верхний порог абсолютной чувствительности – это максимальная величина раздражителя, при которой ощущение еще возможно, дальнейшее усиление раздражителя приведет к болевому ощущению (свергромкий звук, слепящий свет).
Относительная чувствительность – это чувствительность к изменению раздражителя.
Восприятие
Восприятие – это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях.
Восприятие (перцепция) – это наглядно-образное отражение действующих данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.
Свойства восприятия
Предметность восприятия. Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, объективизирует их.
Целостность восприятия. Восприятие дает целостный образ предмета, который складывается на основе обобщения знаний об отдельных качествах и свойствах этого предмета.
Структурность. Человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. Например, при прослушивании музыкального произведения, человек не осознает каждую ноту по отдельности, в его сознании рождается структурированный образ – мелодия.
Константность. Мы воспринимаем окружающие нас предметы в разных условиях: при разной освещенности, под другим углом. Благодаря свойству константности мы воспринимаем предметы как относительно постоянные.
Избирательность. Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, в зависимости от потребностей и интересов человека.
Осмысленность. Воспринимаемые предметы человек мысленно называет, относит их к определенной группе, классу.
Апперцепция – это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. В апперцепции большое значение имеет жизненный опыт человека, в том числе выраженный в знаниях и умениях.
Представления
Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название «представление».
Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений.
1. Представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.
2. Представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на основе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.
Представления имеют свои характеристики.
1. Представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – он, как правило, значительно бледнее.
2. Представления фрагментарны. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.
3. Представления неустойчивы и непостоянны. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать.
4. Представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов – способность к формированию слуховых представлений, у художников – зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.
Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.
Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.
Настроечная функция проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.
Используемая литература.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
- Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
- Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. – 582 с.
- Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
- Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
- Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
- Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
- Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.
Проверьте свои знания по данному уроку.
10 вопросов.
Поделитесь лекцией с друзьями
Что же такое ощущения? Говорить об ощущениях — значит относиться к человеческому телу и всем его нервным окончаниям, которые помогают нам войти в контакт с миром внутри нас и с миром вне нас.
Различные виды ощущений относятся к основным непосредственным переживаниям, вызванным простыми изолированными стимулами. Ощущение также определяется как реакция органов чувств на раздражитель. Это сознательные захваты свойств предметов, вещей и явлений.
Ощущение — это только первая стадия познания, которое посредством мысли преобразует данные в представления, концепции, законы и т. д. А те, в свою очередь, уже более глубоко отражают объективный мир и точность которых проверяется практикой. Ощущение возникает тогда, когда стимул воздействует на рецептор.
Хотя понятия ощущения и восприятие часто используются как синонимы, они различаются во многих деталях.
Ощущение — это опыт, переживаемый стимулом в форме реакции на сенсорный эксперимент, в то время как восприятие — это интерпретация ощущения, которая придает значение и порядок.
Определение
Ощущение – это стихийное психическое явление, возникающее в результате прямого воздействия вещей объективного мира на органы чувств (анализаторов) животных и человека, влияние, которое субъективно ощущается как качество самих вещей (красный, холодный, колючий и т.д.). Ощущение вторично по отношению к материальной реальности.
Термин «ощущение» имеет несколько значений, например, он может относиться к впечатлению, которое объект производит посредством органов чувств, то есть становится непосредственной реакцией органов ощущения, когда они получают стимул.
Это также намекает на эффект удивления, который возникает у людей, когда они чему-то или кому-то удивлены. Другое определение относится к интуиции или ощущению того, что у человека может произойти какое-то событие или проблема.
Ощущение включает в себя оптимальное функционирование органов чувств и нервной системы, и в нормальных условиях оно приводит к тому, что мы можем видеть, например, красный, когда он красный, и зеленый, когда он зеленый.
Характеристики и свойства ощущений
- Характеристики:
- Ощущение — это врожденное явление. Оно до конца не изучено. Вы рождены со способностью получать ощущения.
- Потребность в интенсивности или силе ощущения, чтобы стимул улавливался и можно было оценить его вариации. Интенсивность ощущения зависит от интенсивности стимула. Существует различная интенсивность, которая необходима стимулу для того, чтобы субъект узнал о нем. Это называется – порогом.
- Продолжительность: время постоянства ощущения, то есть раздражения рецепторов. Например, слуховые и зрительные ощущения недолговечны, а болезненные ощущения — продолжительны.
- Аффективный тон или состояние ума субъекта, определяемое мотивами, ожиданиями и переживаниями, которые он переживает и которые влияют как на предрасположенности, так и на способность восприятия, а также на интенсивность стимулов, которые должны быть захвачены и интерпретированы в психологическом поле и они индивидуальны.
- Содержание ощущений: содержание влияет на улавливание стимулов в соответствии с отношениями, которые оно имеет с мотивами, интересами, ожиданиями и аффективным тоном. Обычно мы схватываем с большей скоростью и интенсивностью то, что нас интересует. И иногда то же самое происходит с тем, что, как мы думаем, идет против нас.
Свойства ощущений:
Функции и роль
«Наш мозг эволюционировал не для того, чтобы реагировать на окружающий мир, а для того, чтобы предсказывать, что с нами будет дальше».
Лиза Фельдман Барретт
Ученые и исследователи в области психологии последнего столетия относятся с должным вниманием к роли и функциям ощущений, так как через них мы познаем мир внутри и вокруг нас:
- Обнаружение: элемент обнаружения в каждом смысле известен как рецептор, который представляет собой клетку или группу клеток, которые, в частности, чувствительны к определенному типу энергии или более чем к одной форме энергии.
- Преобразование и передача: рецепторы преобразуют или преобразуют энергию из одной формы в другую. Чувственные рецепторы преобразуют поступающую энергию в электрохимические сигналы, которые нервная система использует для общения.
- Передача: если эта энергия достаточно сильна, она запускает нервные импульсы, которые передают закодированную информацию о различных характеристиках стимула. Импульсы проходят по определенным нервным волокнам в определенные области мозга.
- Стимулирование и регулировка обработки информации: как мозг, так и рецепторы обрабатывают сенсорную информацию: у организмов относительной простоты, таких как лягушки, рецепторы делают большую часть работы. У более сложных животных, таких как люди, мозг имеет гораздо большую нагрузку.
Классификация ощущений
Типы ощущений разделяются на 3 основных вида:
Но в разное время, разные ученые предлагали свои классификации ощущений.
Классификация Вундта
Классификация Шеррингтона
Шеррингтон, основываясь на локализации (по месту расположения) рецепторов выделил три основных класса ощущений:
Классификация Хэда
Г. Хэд считал, что правильное деление ощущений должно происходить по их происхождению:
Классификация по контакту с раздражителем
По контакту с раздражителем, ощущения подразделяются на два вида:
Эти ощущения интермодальны, а, следовательно, можно считать их мультисенсорными.
Интероцептивные ощущения
Интероцептивные ощущения — это раздражители исходящие от внутренних органов.
Это представления мозгом собственных ощущений тела, это сенсорное следствие этой активности, и оно является фундаментальным для всего — от мыслей, эмоций, принятия
решений и нашего самоощущения, до обеспечения регулирования элементарных потребностей.
Проще говоря, интероцептивные ощущения (интероцепция) — это внутреннее ощущение тела. У нас есть рецепторы в органах, мышцах и на коже, которые предоставляют нам различные типы информации, которую наш мозг затем должен интегрировать, чтобы иметь адекватную производительность (например, во время игры, одевания, в школе и т.д.).
Интероцепция позволяет нам чувствовать наши внутренние органы и дает нам информацию о внутреннем состоянии нашего тела, то есть информирует нас о боли, температуре тела, зуде, сексуальном возбуждении, голоде, жажде, частоте сердечных сокращений, частоте дыхания, чувство сонливости или желание пойти в ванную. Но, кроме того, интероцепция является основой для идентификации различных эмоциональных состояний, таким образом, что он позволяет нам знать, спокойны мы или нервничаем, если нам стыдно, нам грустно, мы боимся и т.д.
Экстероцептивные ощущения
Экстероцептивные ощущения информируют нас о внешней среде. Это так называемые поверхностные ощущения. Рецепторы расположены на коже и слизистых оболочках. Это всевозможные ощущения, связанные не только с осязанием, зрением, обонянием, вкусом и слухом, но и с движением. Экстероцептивные ощущения вызваны внешними раздражителями. Внешние раздражители могут действовать при прямом контакте или на расстоянии.
Зрительные ощущения
Речь идет об ощущениях, которые возникают, когда субъект наблюдает за чем-то или кем-то. Эти ощущения обычно различаются по своей чистоте и яркости. Среди них есть цвета, которые становятся более яркими, чем другие.
К зрительным ощущениям также относятся:
Обонятельные ощущения:
Запах — обонятельные ощущения производятся летучими частицами, производимыми телами, из которых они высвобождаются. Между обонянием и вкусом существует тесная связь. Нос — орган обоняния. Иногда мы плохо воспринимаем вкус еды из-за простуды.
Слуховые ощущения
Это ощущения, создаваемые звуком, поэтому они подразделяются на звуки и шумы. Эти ощущения обычно различаются в зависимости от роста и тона. А также они меняются в зависимости от тембра.
Осязательные ощущения
Эти ощущения создаются непосредственно через кожу человека, который может чувствовать любой элемент или предмет, который его касается. Через кожу можно почувствовать, когда объект грубый, гладкий, шершавый, независимо от того, имеет ли он тепловые характеристики, то есть горячий, холодный, теплый и т. д.
Эти ощущения также могут быть вызваны внутренним процессом.
Ощущения, воспринимаемые прикосновением, бывают трех типов и передаются в мозг по-разному:
- Протопатические ощущения. Самые примитивные и мало дифференцированные, они реагируют на самые сильные и обширные факторы, такие как боль, сильный холод или жара. Они первыми появляются после нервных травм.
- Эпикритические ощущения. Самые тонкие, локализованные и точно позволяют нам распознавать стимулы низкой интенсивности, позволяя нам распознавать формы и размеры.
- Термоальгетические ощущения. Те, которые связаны с температурой и болью.
Вкусовые ощущения
Через вкусовые ощущения мы улавливаем различные ароматы вещей. Они сообщают о вкусе, химической ценности материала (сладкий, кислый, горький). Их орган расположен в полости рта, а их рецепторы — вкусовые рецепторы языка.
Стимулами для этих ощущений являются вещества жидкого состояния. Функция слюны состоит в том, чтобы растворять твердые вещества, чтобы можно было проверить вкус. По этой причине вкус считается химическим смыслом, поскольку для его стимуляции требуется жидкий раствор. Твердые вещества не вызывают ощущения вкуса до тех пор, пока они не растворятся в жидкостях во рту.
Закономерности
Свойства и закономерности ощущений подчеркивают зависимость и важность анализирующих систем в их работе под действием раздражителей.
Ощущения возникают только в момент изменения рецепторов под влиянием движений окружающего мира или самих органов чувств.
Можно выделить несколько закономерностей ощущений:
- Пороги чувствительности
- Приспособление
- Взаимодействие.
- Сенсибилизация.
- Контраст
- Синестезия
Пороги
Хотя сенсорные стимулы могут быть одинаковыми, для всех людей каждый из них будет воспринимать разные вещи. С другой стороны, чувствительность определяется порогами ощущения, то есть от того, с какой интенсивности стимулов мы начинаем что-то воспринимать. В этом смысле можно выделить три порога:
- Минимальный порог. Это минимальный или максимальный уровень, от которого человек может испытать ощущение. Это барьер, отделяющий стимулы, которые обнаруживаются, от тех которые не обнаруживаются.
- Максимальный порог. Когда ощущение, которое испытывает человек, настолько сильное, что не воспринимается полностью.
- Дифференциальный порог. Этот порог представляет собой минимальную разницу, которую можно обнаружить между двумя стимулами.
Адаптация
Взаимодействие
Наши ощущения взаимодействуют друг с другом. С самого начала восприятия они отвечают за усиление, расширение возможностей других ощущений, даже соревнование друг с другом и удивительные изменения друг друга. Чувствительные свойства организма постоянно изменяются. Поэтому изменение чувствительности одних рецепторов под влиянием других называется взаимодействием ощущений. Такое сочетание сенсорной информации необходимо мозгу для построения картины внешнего мира.
Контраст
Контраст ощущений – это восприятие усиленного или повышенного различия между двумя стимулами или ощущениями (за счет изменения качества и интенсивности ощущений, которые происходят под воздействием предварительного или сопутствующего раздражителя) , когда они сопоставляются или когда один следует сразу за другим. В качестве примера можно привести эффект, возникающий, когда тромбон следует за скрипкой или при одновременном восприятии ярко-желтого и красного цветов.
Или, если спящего человека уколоть иглой достаточно легко, он не проснется. Он рефлекторно оттянет ногу от иглы, потому что его ощущения все еще сохранены, и сработают спинномозговые рефлексы, несмотря на то, что он не воспринимает это ощущение.
Все дело в том, что мгновенная отмена действия стимулирующего фактора не вызывает такой же мгновенной отмены процессов стимуляции в рецепторах. Это процесс постепенный и для этого нужно не только некоторое время, но и для этого должно произойти несколько фаз возбуждения и торможения возбужденных нейронов. Только тогда произойдет восстановление исходного порога чувствительности.
Синестезия
Люди с синестезией обладают особенно любопытной перекрестной связью чувств и ощущений, при которой активация одного чувства спонтанно запускает другое. Они могут видеть цвета, когда слышат шум, ассоциировать определенные личности с днями недели или слышать звуки, когда видят движущиеся точки.
Это только доказывает нам взаимосвязь всех аналитических систем человеческого тела.
Считается, что синестезия является генетической, и недавние исследования даже предполагают, что она может дать эволюционное преимущество.
Большинство синестетов не замечают ничего странного в том, как они воспринимают окружающую среду, пока на это не обращают их внимание.
Реакция на определенные ощущения иногда зависит не только оттого, чувствуем ли мы, например, апельсин очень кислым или насыщенным и сладким, что может быть физическими характеристиками стимула, но и в других случаях мы можем испытывать определенные ощущения из предыдущего опыта.
Именно поэтому через ощущения мы можем точно чувствовать окружающий нас мир во всем его великолепии и во всех его аспектах.
Главная Поиск
Различные способы поиска
Поиск по базе данных: Научные статьи Видеоматериалы
Поиск Яндексом по сайту
Репозиторий OAI—PMH
Репозиторий Российская Офтальмология Онлайн по протоколу OAI-PMH
Конференции
Офтальмологические конференции и симпозиумы
Видео
Видео докладов
Поздравляем–> –> Онлайн трансляцииXIX Конгресс Российского глаукомного общества 3-4 Декабря 2021 9:00
Нарушения восприятия — большая группа симптомов (отдельных и их сочетаний) различного происхождения, при которых нарушается нормальный процесс усвоения и переработки поступающей информации.
Что такое восприятие
Отражение в нашем головном мозге внешней действительности начинается с ощущения. Ощущения возникают в коре головного мозга вследствие поступления нервного сигнала от раздраженных окончаний чувствительных нервов — рецепторов. Ощущения — первый этап познавательной деятельности. Ощущения элементарны, так как отражают лишь отдельные свойства предметов, например цвет, температуру, тяжесть. Следующий этап познания — восприятие. Это более сложный процесс, в результате которого отражается совокупность различных явлений и ощущений, позволяющий получать более полное представление о предметах и вещах в целом. Восприятие — сложный процесс, одна из высших психических функций, развитых у человека и позволяющая людям иметь свои представления, понятия и суждения о внешнем мире.
Нормальное восприятие обеспечивается работой нейронных систем головного мозга. При нарушении работы этих систем возникают различные нарушения восприятия.
Причины нарушений восприятия
Все факторы, которые могут влиять на нормальную работу нейронных сетей мозга человека, способны вызывать изменение восприятия. Наиболее часто встречающиеся болезни и состояния, вызывающие изменения восприятия:
- Отравления. Любые токсические вещества вызывают угнетение работы нейронов и, как следствие, приводит к ошибке в обработке информации. Алкогольная, наркотическая, лекарственная, пищевая интоксикация.
- Механическое повреждение мозговой ткани — энцефалопатия. Последствия травм, атрофии и новообразований нервной ткани.
- Психические расстройства: шизофрения, психозы, галлюцинозы, депрессии.
- Инфекционные заболевания.
- Переутомление. Кислородное голодание.
- Повреждения органов чувств, снижение слуха, зрения, чувствительности.
Виды нарушений восприятия
По видам анализатора, в котором происходят нарушения, выделяются следующие типы:
- Зрительные.
- Слуховые.
- Обнятельные.
- Вкусовые.
- Тактильные.
- Внутренние (висцеральные).
- Смешанные.
По качеству нарушения восприятия делятся на:
- Гиперестезия: усиление восприятия. К примеру: свет ощущается слишком ярким, звуки — чрезмерно громкими.
- Гипоэстезия: снижение восприятия. Например: голос собеседника воспринимается неестественно тихим.
- Анестезия: отсутствие чувствительности. Пример: не ощущается боль.
- Агнозия: неузнавание.
- Деперсонализация: искаженное и измененное восприятие собственного тела и собственной личности. Дисморфомания.
- Дереализация: измененное восприятие окружающего мира. Распространенный пример: ощущение “уже виденного — de ja vu (де жа вю)”.
- Обманы восприятия: галлюцинации и иллюзии.
- Отдельно выделяются особые нарушения восприятия: сенестопатии.
Нарушения восприятия у детей
Детский мозг стремительно развивается, детские нейронные сети сложнее и многочисленнее чем у взрослых. Это обеспечивает оптимальное формирование функции восприятия, которое окончательно созревает к окончанию подросткового возраста. Патологические изменения восприятия у детей могут наблюдаться вследствие перенесения гипоксии мозга во время беременности и родов (перинатальная энцефалопатия) при аутизме.
При деменции
Слабоумие (деменция) — группа заболеваний мозга, при которых прогрессивно снижаются все психические функции, в том числе восприятие. Являются самыми часто встречающимися причинами грубых нарушений восприятия в виде иллюзий, галлюцинаций, агнозии (неузнавания). Имеют плохой прогноз, характерно хроническое прогрессирующее течение.
При шизофрении
Для шизофрении и сходных с ней заболеваний свойственны особые виды нарушений восприятия — псевдогаллюцинации. Эти разновидности галлюцинаций больше напоминают феномен “представление”, при них нет четкой ясности ложно воспринимаемого объекта, они часто проецируются во внутрь пациента: “голоса внутри головы”, “вижу картинку внутренним взором” и т.п. При адекватной терапии возможно уменьшение или полное прекращение обманов восприятия.
Лечение нарушений восприятия
Лечением измененного восприятия занимаются врачи психиатры и неврологи. Помощь заключается в точном установлении причины и механизма развития нарушенного усвоения получаемой информацией головным мозгом. Помимо консультации, на которой доктор оценивает состояние всех психических функций, общего состояния организма и личности, собирает анамнез (историю жизни и болезни), могут потребоваться инструментальные обследования: томография, электроэнцефалография, исследования кровотока мозга и состава мозговой жидкости. От того насколько точно будет установлен диагноз и будет зависеть успех лечения.
Одним из универсальных механизмов терапии нарушенного восприятия является восстановление нормального баланса процессов возбуждения и торможения в клетках мозга. Во многих случаях при правильно выставленном диагнозе и адекватной терапии удается восстановить нормальное восприятие.
При лечении используются следующие методики:
- Фармакотерапия.
- Физиолечение.
- Изоляция от внешних раздражителей.
- БОС-терапия.
- Рефлексотерапия.
Лечение нарушений восприятия в клинике РОСА:
- Мы работаем круглосуточно.
- Располагаем собственным комфортным стационаром, оснащенным для полноценного обследования и лечения неврологических и психических расстройств. Помощь при вынужденной госпитализации.
- Опытные специалисты: психологи, психотерапевты, психиатры и неврологи. Консультации с выездом на дом, в клинике.
- Безопасные и эффективные исследования и методы лечения.
- Анонимно, не ставим на учет.